Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
материал
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно - исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_sotrudnichestva_obuchayushchihsya_v.pdf | 2.94 МБ |
v_usloviyah_perehoda_obshcheobrazovatelnyh_shkol_na_fgos.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Слайд 1
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно - исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Слайд 2
Проект - это творческая деятельность, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата. Проект может включать в себя элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способы достижения результата проекта.
Исследовательская работа - деятельность, направленная на решение творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование ориентировано на выяснение истины и на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности. Такая работа имеет большое сходство с методом проектом. Однако в данном случае исследование - этап проектной работы.
Слайд 3
Рассмотрим различие проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
В свою очередь, в ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Слайд 4
Когда ученики просят объяснить доступно как отличить проект от исследовательской работы, я предлагаю рассмотреть им следующий алгоритм: Задается вопрос, Является ли целью деятельности- создание проекта или модели? Если да, то это проект, если нет- исследовательская работа. Такой простой алгоритм позволяет ученикам самостоятельно и безошибочно научиться отличать проект от исследовательской работы.
Слайд 5
Целью проектной и исследовательской деятельности является:
Создание условий, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения(выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение);
- развивают системное мышление.
Слайд 6
Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся классифицируются по следующим принципам:
- По виду деятельности:
Практико-ориентированный
В практико-ориентированном обучении важно, чтобы учащийся был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой интересующий его вопрос и самостоятельно найти на него ответ. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик сам поднимал пласты знаний. На мой взгляд, целесообразно не предъявлять ничего в «готовом виде», а дать учащимся возможность приобрести знания, умения в ходе собственной деятельности.
Теоретико- информационный
Задача методов обучения данной группы состоит в том, чтобы учителям предоставить, а обучающимся усвоить новые научные знания, сформировать связи между ними и имеющимся объемом знаний у обучающихся. Это методы теоретического обучения. Источником знаний служит слово учителя, видеокассета. Устное логически целостное изложение учебного материала. Этот словесный метод применяется тогда, когда ставится дидактическая цель раскрыть научную проблему (вопрос), достаточно емкую и объемную, сложную или простую, логически четко выстроенную в теме учебного занятия. Применение метода дает возможность обогатить обучающихся новыми теоретическими знаниями, установить связь со знаниями, дать установку на аналитическую деятельность, подсказать направление для самостоятельной работы учащихся .
Данный метод играет важную роль при формировании взглядов, убеждений, мировоззрения личности, тех или иных индивидуально или профессионально значимых качеств, т.е. для реализации воспитывающей и развивающей функций обучения. Ведущая роль при реализации метода принадлежит учителю. От него требуются хорошее знание учебного материала, умение изложить его четко, образно, интересно.
Исследовательский
Подразумевает организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами науч. познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
Ролевой
Ролевые игры - род игровых методов активного обучения, основанных на моделировании и проигрывании социальных ролей в процессе решения учебно-профессиональной задачи. В условиях ролевой игры обучаемый сталкивается с ситуациями, в которых он вынужден изменять свои коммуникативные навыки. Эффективность обучения обеспечивается тем, что человек лучше овладевает знаниями, навыками и умениями при условии принятия той или иной социальной роли, ранее недостаточно известной ему или усвоенной им.
Творческий
Творческой следует считать такую деятельность, которая приводит к созданию продуктов творчества, которые отличаются новизною, оригинальностью, являются не только субъективно, но и объективно ценностными. Творческие методы обучения - методы активные.
Слайд 7
- По содержанию
Монопредметный,
это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания. Отличается наличием вербального изложения учителем учебного материала, описательное объяснение фактов, спорадическое возникновение проблемных ситуаций. Доминируют исполнительская деятельность учащихся: наблюдение, слушание и запоминание, выполнение действий по образцу; контроль и оценка по качеству воспроизведения знаний.
Метапредметный
Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни.
Надпредметный
В современной дидактической литературе общеучебные умения называют надпредметными способами учебной деятельности т.е. способами самостоятельного добывания знаний. Овладение умениями и навыками происходит на базе усвоенных знаний: научных и прикладных, методологических и логических, исторических и философских, знаний о способах деятельности.
- По длительности
- Минипроекты
- Краткосрочные
- Среднесрочные
- Долгосрочные
Слайд 8-9
- По количеству участников
- Индивидуальный.
- Парный.
- Малогрупповой (до 5 человек).
- Групповой (до 15 человек).
- Коллективный (класс и более в рамках школы).
- Муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете
Слайд 10
Независимо от принципа классификации, в каждой работе ученики стремятся достичь определенного результата.
К материальным относят – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;
К действенным – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);
Письменные представляют собой – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.
Слайд 11
За время работы в данной школе при совместной работе с учениками были созданы различные проекты и написаны исследовательские работы. При организации проектной и исследовательской работы обучающихся были использованы формы сотрудничества по всем видам деятельности. Результаты всех работ представлены в виде буклетов, презентаций, сказок, плакатов, фотоколажи, поделок из бросового материала.
8 «Б» класс участвовал в областном конкурсе «Зеленая планета», где представил творческий проект- экологическую сказку «По щучьему велению». Данный проект занял 2 место в областном конкурсе.
Слайд 12
Сосин Владислав, ученик 10 класса, будучи в 8 классе участвовал в областном конкурсе буклетов «100-летие заповедников России», где представлял Национальный парк Югыд-Ва. Владислав занял 1 место в областном конкурсе.
Слайд 13
Ученик 6 класса Кулешов Дмитрий на областной конкурс представил макет собора из бросового материала и занял 1 место.
Слайд 14
Рустамова Илона и Сыроежкин Алексей представили на конкурс «Надежды России» фотоколлаж на тему «Береги природу». Данная работа составлена на основе фотографий кружка «Юнный эколог». Работа была удостоена диплома 1 степени.
Так же и другая совместная плодотворная работа учеников не оставалась без внимания. Дети участвовали в городских, районных, областных и всероссийских конкурсах, где стали как победителями, так и призерами в различных номинациях.
Слайд 15
Основываясь на большом опыте работы с детьми, могу сделать вывод, что правильный подход и верно подобранная форма сотрудничества обучающихся не только эффективно обучает и развивает учащихся, но и обеспечивает их социальную адаптацию.
Слайд 16
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках экологии.
Презентация об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии и экологии....
Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Наиболее полно решать задачу формирования универсальных учебных действий позволяет вариативная часть учебного плана, которая в нашей школе формируется в соответствии с образова...
Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования
Проект как творческая задача интеллектуального и практического характераПорядок выполнения проектовКритерии оценки проектаСтруктура творческого проекта...
Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования (презентация к выступлению)
1 слайд: Проект – совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.2 слайд: Основные составляющие учебного проекта: ...3 слайд: Учебный проект - определен...
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины в условиях реализации ФГОС
В статье представлен опыт по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины....
Выступление на конференции "Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...
ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КЛУБ «МЕРИДИАН» КАК ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ведущая идея работы клуба - развитие творческого потенциала учащихся, создание партнерской атмосферы взаимодействия. В результате -грамотный, творческий и талантливый выпускник, имеющий сформиро...