"Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга. Создание регулярной армии"
план-конспект урока (8 класс)

Головань Елена Анатольевна

Конспект урока истории для учащихся 8 классов коррекционных школ  "Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга. Создание регулярной армии". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Тема урока «История хлеба и хлебопечения»        

Учитель: добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

Сегодня наш урок посвящается одному из самых важных на земле продуктов. Мы встречаемся с ним каждый день, без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости – добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

Чему будет посвящён наш урок,  вы узнаете, отгадав загадку:

Отгадать легко и просто!

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый .    (Хлеб)

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о хлебе. Ведь в народе говорят: «Хлеб – всему голова».  Мы узнаем историю хлеба и хлебопечения, поговорим о людях, благодаря которым на нашем столе всегда есть хлеб.

Рассказ учителя. Как появился хлеб на земле? Этому открытию более 15 тысяч лет. Давным-давно люди просто ели зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был похож на жидкую кашу. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зёрна с водой. В древности очень почитался хлеб. Он считался отдельным блюдом.

В середине века во многих странах свежий хлеб могли есть только члены королевской семьи. А крестьяне  и ремесленники имели право питаться только чёрствым хлебом.

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почётным. Хлеб пекли с мёдом, маком, творогом. Пекли пироги, калачи, сайки. Пекари делились на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

О хлебе в народе говорили, как о живом существе: хлеб – кормилец, хлеб – батюшка. На Руси пекари пользовались особым уважением.

Хлеб на Руси называли «жито».

Вопрос классу : «скажите,  от какого слова образовалось слово «жито»

Это слово образовалось от слова  «жить» и суффикса «то». Есть только одно слово, равнозначное слову хлеб. Это слово  - жизнь.

Во все времена хлеб был и остаётся продуктом, способным прокормить человека в самую чёрную годину жизни. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, песни, загадки, пословицы. Хлебом-солью встречали гостей.

О хлебе сложено много пословиц. Ребята, давайте зачитаем пословицы о хлебе. ( карточки с пословицами, читают пословицы по очереди).

«Хлеб  - всему голова»

«Без хлеба сыт не будешь»

«Хлеб батюшка – водица матушка»

«Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»

«Где хозяин ходит, там и хлеб родит»

«Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»

«Без печки холодно, без хлеба голодно»

Молодцы, ребята!

О хлебе сложены не только пословицы, но и загадки.

Давай те с вами отгадаем загадки «Без чего хлеба не испечёшь»

1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной стать могу. (вода)

2.  Я бел, как снег, в чести у всех,

И нравлюсь вам, но вред зубам» (сахар)

 3. Горячая старушка на одном месте стоит,

И из угла в угол не переставишь.  (печь)

4. Золотист он и усат, в ста карманах, сто ребят (колос)

5. Корабль – великан не по морю плывёт,

Корабль - великан по земле идёт.

Поле пройдёт – урожай  соберёт.  (комбайн)

 6. Вырос в поле колоском, на столе лежит куском (хлеб)

Вопрос классу :

По амбару я метён,

По сусекам я скребен,

На сметане мешен,

На окошке стужен.

Из какой русской народной сказки эти слова? (Колобок)

О хлебе написано очень много стихов. Многие писатели и поэты прославляли хлеб . И мы с вами ребята тоже знаем стихи о хлебе.

Читают  стихи         

Слава миру на Земле!             Данил

Слава хлебу на столе!

-----------------------------------------------------

Вот он – хлебушек душистый,

 С хрустом, корочкой витой        Костя Гнездилов

Вот он, тёплый, золотистый!

Словно солнцем налитой!

----------------------------------------------------

В нём здоровье, наша сила,

В нём – чудесное тепло,               Сандра

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

 -----------------------------------------------------        

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.        Даниил

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

---------------------------------------------------------

У народа есть слова,

Хлеб – всей жизни голова,

Хлеб не падает нам с неба,             Костя Добробаба

Появляется не вдруг,

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятка рук.

------------------------------------------------

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!                                   Кирилл

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

---------------------------------------------------

Учитель: ребята, а люди каких профессий нужны для того, чтобы на наш стол пришёл хлеб?  (комбайнёры, пекари, шофера, те, кто сеет хлеб)

Да, действительно, хлеб – всему голова. Но часто бывает, что люди выбрасывают недоеденный кусок хлеба. Такая малость – подумаешь!. А может и в самом деле подумает?

Подсчитано, что если каждый школьник выбрасывает в столовой кусок хлеба весом в 20 грамм, то за год теряется в среднем 25 центнеров ( в 1 центнере – 100 кг)  -2500 кг зерна.  У нас в школе тоже есть случаи, когда булочки и хлеб валяются на полу или в мусорке. Если каждый ребёнок нашей школы не доесть и выбросит  хотя бы по полкусочка хлеба, то это составит в день более 10 буханок хлеба.

ФИЗМИНУТКА

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик –чик,

Раз-сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели – встали, сели  - встали,

Ванькой-встанькой все мы стали.  

Мы с вами знаем, что хлеб нужно беречь. Поэтому всем нам надо воспитывать в себе уважение к хлебу. Ведь без хлеба -  голод, смерть!

Ребята, давайте вспомним правила бережного обращения с хлебом.

Правила обращения с хлебом

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали  в грязь труд человека.

3. Нельзя играть с хлебом.

4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

5. Береги хлеб, он дорого  достаётся.  

О хлебе люди слагали не только пословицы и поговорки, стихи, песни, но и сказки. Внимательно послушайте одну из них и сделайте вывод.

«Однажды добрый молодец нашёл золотой  самородок, обрадовался, поднял его и понёс к ювелиру, спросил: «Сколько стоит мой самородок?»

«100 рублей», - ответил ювелир. Не поверил молодец, пошёл к другому торговцу. Тот оценил его золотой камень в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал: «Стоит  твоя находка 10 тысяч рублей».

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом. «Я знаю, что  на земле нет ничего дороже золота «, сказал он старцу. Но не могу узнать настоящую цену».

Взял в руки золото мудрец и сказал «Твоя находка стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь всё золото  за кусок хлеба. Вот и подумай теперь, что самое ценное в нашей жизни».  

Вопрос  классу: «Что же самое ценное в жизни?»

А вот ещё одна народная сказка , очень мудрая, про богача, который был так жаден, что согласился продать душу  дьяволу, если он выполнить одно его условие: все к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото!

Дом у него стал золотым, стулья  были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. Захотелось богачу кушать. Потребовал к себе еду , но что ни брал в руки, всё становилось золотым. Так и умер богач от голода.  Ребята, какой вывод можно сделать, послушав эти сказки.

И так ребята, сегодня мы с вами поговорили о хлебе. Какой вывод можно сделать из нашего урока?.

Д/З. Записать в тетрадь правила обращения с хлебом.

2. Собрать пословицы. (соединить стрелочками  начало пословицы и её продолжение)  .

ПОСЛОВИЦЫ

1.«Хлеб  - всему голова»

2.«Без хлеба сыт не будешь»

3. «Хлеб батюшка – водица матушка»

4. «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»

5. «Где хозяин ходит, там и хлеб родит»

6. «Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»

7. «Без печки холодно, без хлеба голодно»

8. «Плох обед, коль хлеба нет»

ПОСЛОВИЦЫ

1.«Хлеб  - всему голова»

2.«Без хлеба сыт не будешь»

3.«Хлеб батюшка – водица матушка»

4.«Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»

5.«Где хозяин ходит, там и хлеб родит»

6.«Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»

7.«Без печки холодно, без хлеба голодно»

8. «Плох обед, коль хлеба нет»

ПОСЛОВИЦЫ

1. «Хлеб  - всему голова»

2. «Без хлеба сыт не будешь»

3. «Хлеб батюшка – водица матушка»

4. «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»

5. «Где хозяин ходит, там и хлеб родит»

6. «Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»

7. «Без печки холодно, без хлеба голодно»

8. «Плох обед, коль хлеба нет»

ПОСЛОВИЦЫ

1. «Хлеб  - всему голова»

2. «Без хлеба сыт не будешь»

3. «Хлеб батюшка – водица матушка»

4. «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»

5. «Где хозяин ходит, там и хлеб родит»

6. «Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»

7. «Без печки холодно, без хлеба голодно»

8. «Плох обед, коль хлеба нет»

ПОСЛОВИЦЫ

1. «Хлеб  - всему голова»

2. «Без хлеба сыт не будешь»

3. «Хлеб батюшка – водица матушка»

4. «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»

5. «Где хозяин ходит, там и хлеб родит»

6. «Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»

7. «Без печки холодно, без хлеба голодно»

8. «Плох обед, коль хлеба нет»

ПОСЛОВИЦЫ

1. «Хлеб  - всему голова»

2. «Без хлеба сыт не будешь»

3. «Хлеб батюшка – водица матушка»

4. «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»

5. «Где хозяин ходит, там и хлеб родит»

6. «Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»

7. «Без печки холодно, без хлеба голодно»

8. «Плох обед, коль хлеба нет»

ПОСЛОВИЦЫ

1. «Хлеб  - всему голова»

2. «Без хлеба сыт не будешь»

3. «Хлеб батюшка – водица матушка»

4. «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»

5. «Где хозяин ходит, там и хлеб родит»

6. «Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»

7. «Без печки холодно, без хлеба голодно»

8. «Плох обед, коль хлеба нет»

ПОСЛОВИЦЫ

1. Хлеб  - всему голова»

2. «Без хлеба сыт не будешь»

3. «Хлеб батюшка – водица матушка»

4. «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»

5. «Где хозяин ходит, там и хлеб родит»

6. «Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»

7. «Без печки холодно, без хлеба голодно»

8. «Плох обед, коль хлеба нет»

        

Правила обращения с хлебом

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.

3. Нельзя играть с хлебом.

4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

5. Береги хлеб, он дорого  достаётся.  

Правила обращения с хлебом

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.

3. Нельзя играть с хлебом.

4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

5.Береги хлеб, он дорого  достаётся.  

Правила обращения с хлебом

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.

3. Нельзя играть с хлебом.

4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

5.Береги хлеб, он дорого  достаётся.  

Правила обращения с хлебом

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.

3. Нельзя играть с хлебом.

4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

5.Береги хлеб, он дорого  достаётся.  

Правила обращения с хлебом

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.

3. Нельзя играть с хлебом.

4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

5.Береги хлеб, он дорого  достаётся.  

Правила обращения с хлебом

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.

3. Нельзя играть с хлебом.

4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

5.Береги хлеб, он дорого  достаётся.  

Правила обращения с хлебом

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.

3. Нельзя играть с хлебом.

4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

5.Береги хлеб, он дорого  достаётся.  

Правила обращения с хлебом

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.

3. Нельзя играть с хлебом.

4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

5.Береги хлеб, он дорого  достаётся.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории России.Тема:"Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга."

Урок  по истории России по  теме:"Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга." проведен в 8 классе государственного казенного образовательного учреждения специальной (коррекцио...

Презентация. Тема урока:"Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга."

В данной подборке выложены слайды к уроку  истории в 8 классе по теме:"Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга."...

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...

Урок истории в 8 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Начало строительства Санкт-Петербурга"

Урок с применением мультимедийных технологий. На уроке дети строят пазлы по теме, учителем используется электронная презентация, в конце урока запланирована мультимедийная демонстрация видов Санкт-Пет...

Дистанционный урок "Создание регулярной армии. Этапы развития армии до 1917г"

Систематизация знаний учащихся о содержании военных реформ и об основных реформаторах российской армии.Воспитание у учащихся чувства патриотизма и уважение к Вооруженным силам России.Формирование...

Группа ПК 2 ОБЖ (29.10.2020) Урок по теме "Военная реформа Петра 1. Создание Регулярной Армии, ее особенности."

Тема: "Военная реформа Петра 1. Создание Регулярной Армии, ее особенности."​Задание​1. Изучить материал. См. файл с презентацией​2. Составить опорный конспект....

Создание регулярной армии, военного флота

1.воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний д...