"Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга. Создание регулярной армии"
план-конспект урока (8 класс)
Конспект урока истории для учащихся 8 классов коррекционных школ "Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга. Создание регулярной армии".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока «История хлеба и хлебопечения»
Учитель: добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.
Сегодня наш урок посвящается одному из самых важных на земле продуктов. Мы встречаемся с ним каждый день, без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости – добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.
Чему будет посвящён наш урок, вы узнаете, отгадав загадку:
Отгадать легко и просто!
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый . (Хлеб)
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о хлебе. Ведь в народе говорят: «Хлеб – всему голова». Мы узнаем историю хлеба и хлебопечения, поговорим о людях, благодаря которым на нашем столе всегда есть хлеб.
Рассказ учителя. Как появился хлеб на земле? Этому открытию более 15 тысяч лет. Давным-давно люди просто ели зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был похож на жидкую кашу. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зёрна с водой. В древности очень почитался хлеб. Он считался отдельным блюдом.
В середине века во многих странах свежий хлеб могли есть только члены королевской семьи. А крестьяне и ремесленники имели право питаться только чёрствым хлебом.
На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почётным. Хлеб пекли с мёдом, маком, творогом. Пекли пироги, калачи, сайки. Пекари делились на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.
О хлебе в народе говорили, как о живом существе: хлеб – кормилец, хлеб – батюшка. На Руси пекари пользовались особым уважением.
Хлеб на Руси называли «жито».
Вопрос классу : «скажите, от какого слова образовалось слово «жито»
Это слово образовалось от слова «жить» и суффикса «то». Есть только одно слово, равнозначное слову хлеб. Это слово - жизнь.
Во все времена хлеб был и остаётся продуктом, способным прокормить человека в самую чёрную годину жизни. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, песни, загадки, пословицы. Хлебом-солью встречали гостей.
О хлебе сложено много пословиц. Ребята, давайте зачитаем пословицы о хлебе. ( карточки с пословицами, читают пословицы по очереди).
«Хлеб - всему голова»
«Без хлеба сыт не будешь»
«Хлеб батюшка – водица матушка»
«Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»
«Где хозяин ходит, там и хлеб родит»
«Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»
«Без печки холодно, без хлеба голодно»
Молодцы, ребята!
О хлебе сложены не только пословицы, но и загадки.
Давай те с вами отгадаем загадки «Без чего хлеба не испечёшь»
1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной стать могу. (вода)
2. Я бел, как снег, в чести у всех,
И нравлюсь вам, но вред зубам» (сахар)
3. Горячая старушка на одном месте стоит,
И из угла в угол не переставишь. (печь)
4. Золотист он и усат, в ста карманах, сто ребят (колос)
5. Корабль – великан не по морю плывёт,
Корабль - великан по земле идёт.
Поле пройдёт – урожай соберёт. (комбайн)
6. Вырос в поле колоском, на столе лежит куском (хлеб)
Вопрос классу :
По амбару я метён,
По сусекам я скребен,
На сметане мешен,
На окошке стужен.
Из какой русской народной сказки эти слова? (Колобок)
О хлебе написано очень много стихов. Многие писатели и поэты прославляли хлеб . И мы с вами ребята тоже знаем стихи о хлебе.
Читают стихи
Слава миру на Земле! Данил
Слава хлебу на столе!
-----------------------------------------------------
Вот он – хлебушек душистый,
С хрустом, корочкой витой Костя Гнездилов
Вот он, тёплый, золотистый!
Словно солнцем налитой!
----------------------------------------------------
В нём здоровье, наша сила,
В нём – чудесное тепло, Сандра
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
-----------------------------------------------------
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе. Даниил
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
---------------------------------------------------------
У народа есть слова,
Хлеб – всей жизни голова,
Хлеб не падает нам с неба, Костя Добробаба
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятка рук.
------------------------------------------------
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе! Кирилл
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
---------------------------------------------------
Учитель: ребята, а люди каких профессий нужны для того, чтобы на наш стол пришёл хлеб? (комбайнёры, пекари, шофера, те, кто сеет хлеб)
Да, действительно, хлеб – всему голова. Но часто бывает, что люди выбрасывают недоеденный кусок хлеба. Такая малость – подумаешь!. А может и в самом деле подумает?
Подсчитано, что если каждый школьник выбрасывает в столовой кусок хлеба весом в 20 грамм, то за год теряется в среднем 25 центнеров ( в 1 центнере – 100 кг) -2500 кг зерна. У нас в школе тоже есть случаи, когда булочки и хлеб валяются на полу или в мусорке. Если каждый ребёнок нашей школы не доесть и выбросит хотя бы по полкусочка хлеба, то это составит в день более 10 буханок хлеба.
ФИЗМИНУТКА
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик –чик,
Раз-сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели - встали,
Ванькой-встанькой все мы стали.
Мы с вами знаем, что хлеб нужно беречь. Поэтому всем нам надо воспитывать в себе уважение к хлебу. Ведь без хлеба - голод, смерть!
Ребята, давайте вспомним правила бережного обращения с хлебом.
Правила обращения с хлебом
1.Бери хлеба столько, сколько съешь.
2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь труд человека.
3. Нельзя играть с хлебом.
4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
5. Береги хлеб, он дорого достаётся.
О хлебе люди слагали не только пословицы и поговорки, стихи, песни, но и сказки. Внимательно послушайте одну из них и сделайте вывод.
«Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок, обрадовался, поднял его и понёс к ювелиру, спросил: «Сколько стоит мой самородок?»
«100 рублей», - ответил ювелир. Не поверил молодец, пошёл к другому торговцу. Тот оценил его золотой камень в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал: «Стоит твоя находка 10 тысяч рублей».
Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом. «Я знаю, что на земле нет ничего дороже золота «, сказал он старцу. Но не могу узнать настоящую цену».
Взял в руки золото мудрец и сказал «Твоя находка стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь всё золото за кусок хлеба. Вот и подумай теперь, что самое ценное в нашей жизни».
Вопрос классу: «Что же самое ценное в жизни?»
А вот ещё одна народная сказка , очень мудрая, про богача, который был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнить одно его условие: все к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото!
Дом у него стал золотым, стулья были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. Захотелось богачу кушать. Потребовал к себе еду , но что ни брал в руки, всё становилось золотым. Так и умер богач от голода. Ребята, какой вывод можно сделать, послушав эти сказки.
И так ребята, сегодня мы с вами поговорили о хлебе. Какой вывод можно сделать из нашего урока?.
Д/З. Записать в тетрадь правила обращения с хлебом.
2. Собрать пословицы. (соединить стрелочками начало пословицы и её продолжение) .
ПОСЛОВИЦЫ
1.«Хлеб - всему голова»
2.«Без хлеба сыт не будешь»
3. «Хлеб батюшка – водица матушка»
4. «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»
5. «Где хозяин ходит, там и хлеб родит»
6. «Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»
7. «Без печки холодно, без хлеба голодно»
8. «Плох обед, коль хлеба нет»
ПОСЛОВИЦЫ
1.«Хлеб - всему голова»
2.«Без хлеба сыт не будешь»
3.«Хлеб батюшка – водица матушка»
4.«Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»
5.«Где хозяин ходит, там и хлеб родит»
6.«Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»
7.«Без печки холодно, без хлеба голодно»
8. «Плох обед, коль хлеба нет»
ПОСЛОВИЦЫ
1. «Хлеб - всему голова»
2. «Без хлеба сыт не будешь»
3. «Хлеб батюшка – водица матушка»
4. «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»
5. «Где хозяин ходит, там и хлеб родит»
6. «Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»
7. «Без печки холодно, без хлеба голодно»
8. «Плох обед, коль хлеба нет»
ПОСЛОВИЦЫ
1. «Хлеб - всему голова»
2. «Без хлеба сыт не будешь»
3. «Хлеб батюшка – водица матушка»
4. «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»
5. «Где хозяин ходит, там и хлеб родит»
6. «Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»
7. «Без печки холодно, без хлеба голодно»
8. «Плох обед, коль хлеба нет»
ПОСЛОВИЦЫ
1. «Хлеб - всему голова»
2. «Без хлеба сыт не будешь»
3. «Хлеб батюшка – водица матушка»
4. «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»
5. «Где хозяин ходит, там и хлеб родит»
6. «Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»
7. «Без печки холодно, без хлеба голодно»
8. «Плох обед, коль хлеба нет»
ПОСЛОВИЦЫ
1. «Хлеб - всему голова»
2. «Без хлеба сыт не будешь»
3. «Хлеб батюшка – водица матушка»
4. «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»
5. «Где хозяин ходит, там и хлеб родит»
6. «Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»
7. «Без печки холодно, без хлеба голодно»
8. «Плох обед, коль хлеба нет»
ПОСЛОВИЦЫ
1. «Хлеб - всему голова»
2. «Без хлеба сыт не будешь»
3. «Хлеб батюшка – водица матушка»
4. «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»
5. «Где хозяин ходит, там и хлеб родит»
6. «Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»
7. «Без печки холодно, без хлеба голодно»
8. «Плох обед, коль хлеба нет»
ПОСЛОВИЦЫ
1. Хлеб - всему голова»
2. «Без хлеба сыт не будешь»
3. «Хлеб батюшка – водица матушка»
4. «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»
5. «Где хозяин ходит, там и хлеб родит»
6. «Хлеба ни куска – так и в тереме тоска»
7. «Без печки холодно, без хлеба голодно»
8. «Плох обед, коль хлеба нет»
Правила обращения с хлебом
1.Бери хлеба столько, сколько съешь.
2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.
3. Нельзя играть с хлебом.
4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
5. Береги хлеб, он дорого достаётся.
Правила обращения с хлебом
1.Бери хлеба столько, сколько съешь.
2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.
3. Нельзя играть с хлебом.
4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
5.Береги хлеб, он дорого достаётся.
Правила обращения с хлебом
1.Бери хлеба столько, сколько съешь.
2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.
3. Нельзя играть с хлебом.
4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
5.Береги хлеб, он дорого достаётся.
Правила обращения с хлебом
1.Бери хлеба столько, сколько съешь.
2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.
3. Нельзя играть с хлебом.
4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
5.Береги хлеб, он дорого достаётся.
Правила обращения с хлебом
1.Бери хлеба столько, сколько съешь.
2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.
3. Нельзя играть с хлебом.
4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
5.Береги хлеб, он дорого достаётся.
Правила обращения с хлебом
1.Бери хлеба столько, сколько съешь.
2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.
3. Нельзя играть с хлебом.
4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
5.Береги хлеб, он дорого достаётся.
Правила обращения с хлебом
1.Бери хлеба столько, сколько съешь.
2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.
3. Нельзя играть с хлебом.
4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
5.Береги хлеб, он дорого достаётся.
Правила обращения с хлебом
1.Бери хлеба столько, сколько съешь.
2. Подними брошенный кусок, отдай птицам, домашним животным, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали.
3. Нельзя играть с хлебом.
4. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
5.Береги хлеб, он дорого достаётся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории России.Тема:"Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга."
Урок по истории России по теме:"Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга." проведен в 8 классе государственного казенного образовательного учреждения специальной (коррекцио...
Презентация. Тема урока:"Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга."
В данной подборке выложены слайды к уроку истории в 8 классе по теме:"Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга."...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/16/picture-180544-1358324387.jpg)
Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»
Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-258037-1369152006.jpg)
Урок истории в 8 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Начало строительства Санкт-Петербурга"
Урок с применением мультимедийных технологий. На уроке дети строят пазлы по теме, учителем используется электронная презентация, в конце урока запланирована мультимедийная демонстрация видов Санкт-Пет...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-999959-1516890702.jpg)
Дистанционный урок "Создание регулярной армии. Этапы развития армии до 1917г"
Систематизация знаний учащихся о содержании военных реформ и об основных реформаторах российской армии.Воспитание у учащихся чувства патриотизма и уважение к Вооруженным силам России.Формирование...
Группа ПК 2 ОБЖ (29.10.2020) Урок по теме "Военная реформа Петра 1. Создание Регулярной Армии, ее особенности."
Тема: "Военная реформа Петра 1. Создание Регулярной Армии, ее особенности."Задание1. Изучить материал. См. файл с презентацией2. Составить опорный конспект....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/08/picture-1521946-1731072559.jpg)
Создание регулярной армии, военного флота
1.воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний д...