Описание опыта применения педтехнологий
учебно-методический материал по обж (8, 10, 11 класс) на тему
В материале изложен опыт применения технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_primeneniya_pedtehnologiy.docx | 205.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта использования современных образовательных и информационных технологий на занятиях по Основам безопасности жизнедеятельности
Особую роль в управлении качеством образования играют современные образовательные технологии. На своих уроках я использую педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Принцип вариативности позволяет учителю использовать в своей работе новые идеи и технологии.
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи. Обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения и территорий; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие.
Большое значение придается формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, с правилами безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной деятельности.
При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.
Для повышения эффективности обучения мною применяются следующие приемы:
- Перед изучением новой темы выдаю учащимся основную информацию о проблеме, а учащиеся формулируют вопросы, интересующие их в данной области, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем»;
- Совместно с учениками выбирается самый интересный вопрос, который становится основой совместно сформулированной цели урока. При этом стараюсь, чтобы ни один из вопросов не остался без ответа;
- Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время учитель обязательно возвращается к ним. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.
Особую роль отвожу созданию на занятиях ситуации успеха. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. С этой целью использую следующие технологические операции создания ситуаций успеха:
1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Созданию ситуации успеха, на наш взгляд, способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения.
Наиболее эффективным способом коллективного обучения является использование проектного метода в обучении школьников. Так учащиеся 8-х классов провели на уроках исследование «Влияние компьютера на здоровье человека». Результатом проекта стала памятка учащимся при работе на компьютере. Несмотря на то, что данная проблема достаточно исследована, ценность её изучения кроется в личном участии школьников в научном поиске и анализе его результатов. То есть ребята в работе над проектом начинают формировать ряд компетенций.
В личностно-ориентированном обучении предпочтительной считаю работу в парах и в малых группах. Обучение с использованием личностно-ориентированных технологий возможно при создании особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса, что включает в себя:
1. устранение внутренних препятствий творческим проявлениям обучаемых;
2. показ возможностей использования аналогий;
3. поддержку воображения и фантазии.
Одним из важных элементов обучения является развитие способности к самостоятельной работе, то есть развитие универсальных учебных действий. С этой целью учитель:
Дает учащимся возможность, самостоятельно изучить параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставится задача – определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить на какие из ранее изученных свойств они опираются. В итоге, учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя:
- Использует тестовые задания.
- Вовлекает учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.
- Предлагает дополнительный материал, учащиеся выполняют на уроках и дома творческие задания.
- Проводит практические работы.
Информация и коммуникации были всегда, а наше время уникально тем, что сейчас происходит беспрецедентно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся исключительно разнообразными. Компьютер – необыкновенный инструмент. Он не только выполняет за нас рутинную работу и помогает нам выполнять работу быстрее. Компьютер – инструмент для творчества. Он позволяет создавать яркий, красочный, образный виртуальный мир, который ни в коем случае не надо рассматривать как альтернативу миру реальному, а лишь как окно в реальный мир, визуальная информация о котором без телевидения, без компьютеров была бы нам недоступна из-за удаленности во времени и пространстве.
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяет вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, а с помощью новейших технологий, погружающих человека в яркий, красочный мир видео, звука, анимации и оказывающий на него сильное эмоциональное воздействие.
Использую следующие способы применения компьютерной техники на уроках ОБЖ:
• подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы);
• мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели различных экспериментов);
• интерактивное обучение в индивидуальном режиме;
• контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
• использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов.
Разработал уроки с применением ИКТ по темам: «Безопасность при движении по улицам и дорогам», «Светофор», «Безопасный маршрут», «Гражданская оборона – как система мер защиты населения во время чрезвычайных ситуаций» (приложение 4)
Предмет Основы Безопасности Жизнедеятельности достаточно специфичен. В нем присутствуют разделы, включающие в себя умения командовать и беспрекословно подчиняться («Основы военной службы»). Кроме этого, в нем содержатся правила поведения, соблюдение которых требуют четкого алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях. Поэтому разумное сочетание субъект-субъектных и субъект-объектных отношений в обучении считаю оптимальной формой в общении с учащимися. Здоровьесбережение детей – одна из актуальных проблем современной школы. Цель моей работы в этом направлении − формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, пропаганда здорового образа жизни, укрепление и сохранение здоровья ребят на уроках и во внеурочное время. Я сотрудничаю со специалистами: медицинской сестрой, психологом, учителями физической культуры, музыки, ИЗО, технологии, экологии.
Реализуя закон «Об образовании в РФ», в своей работе применяю приёмы современных здоровьесберегающих технологий:
- весёлые физкультминутки, тренинг – настрой в начале первого урока
- физкультминутки на уроке, комплекс специальных упражнений для укрепления здоровья, гимнастика для глаз.
Одной из задач моей педагогической деятельности является формирование устойчивых познавательных интересов школьников к предмету ОБЖ. Из многообразных средств, формирующих устойчивые познавательные интересы, использую в своей практике увлечённое преподавание, новизну учебного материала, чередование форм и методов обучения, применение мультимедиа систем. С этой целью провожу разнообразные типы уроков. При выполнении заданий учитываю и высоко оцениваю нестандартность решения учебной задачи, гибкость и мобильность способов действий, переход к самостоятельной, творческой деятельности.
В целях формирования практических навыков выживания в различных чрезвычайных ситуациях и их профилактики в школе проводятся «Месячники безопасности», спортивные соревнования, соревнования по военно-прикладным и пожарно-прикладным видам спорта, встречи с интересными людьми.
Одной из форм проверки знаний, навыков, необходимые в экстремальных ситуациях является защита проектов и исследовательских работ.
Эффективным в работе над УУД считаю технологию формирующего оценивания. Применяю его с 2012- 2013 учебного года. Стратегия формирующего оценивания направлена, прежде всего, на развитие высокой мотивации ученика, концентрации его усилий на получение знания самостоятельно, повышение культуры самообразования. На занятиях применяю одну из техник Ф.О. «Рубрики». Рубрики позволяют оценить в баллах различные задания и тесты. Эти баллы аккумулируются и определяют рейтинг ученика на определённом этапе. В начале учебного года каждый учащийся получает карту планирования оценки. Например, регулярный письменный опрос оценивается в 5 баллов. Столько же баллов начисляется за выполнение практических заданий. За полугодие ученик может набрать по этим заданиям, которые выполняются 1 раз в две недели 45 баллов. В конце полугодия подводятся итоги, и делается анализ. Такой подход позволяет определить средний уровень учеников в классе или в школе. В начале курса многие ученики отвечают на уровне ниже среднего. Но постепенно понимая критерии и упражняясь в письменных и практических работах, они достигают значительного улучшения. Ключевой стратегией, обеспечивающей улучшение для всех учеников, является рассмотрение работ парами, входящими в группы сотрудничества
Активно применяю на уроках ИКТ. Подключение к Интернет-ресурсам, приобретение мобильного компьютерного класса значительно расширило возможности использования информационных технологий в нашей школе. Разрабатываю уроки с применением 3-D технологий.
Оценочные рубрики для контрольных теоретических и практических заданий
Уровень достижений | Общий подход | Понимание |
Образцовый (5 баллов) | 1.Отвечает на вопрос. Даёт адекватный, убедительный ответ. 2.Логично и последовательно аргументирует ответ. 3.Правильно выполняет практические действия. | 1.Демонстрирует точное и полное понимание задания. 2. Подкрепляет выводы данными и доказательствами. Объясняет назначение и смысл своих действий. |
Адекватный (4 балла) | 1.Не отвечает на вопрос прямо, но косвенно с ним соотносится. 2.Даёт адекватный и убедительный ответ. 3. Логично и последовательно аргументирует ответ. 4. Допускает1-2 незначительные ошибки при выполнении практических действий. | 1.Демонстрирует точное, но всего лишь адекватное понимание вопроса, поскольку не подкрепляет выводы доказательствами или данными. 2. Не может точно объяснить 1-2 действия. |
Нуждается в улучшении балла) | 1.Не отвечает на вопрос. 2. не даёт адекватных ответов. 3. Допускает значительные ошибки при выполнении практических действий. | 1.Не демонстрирует точного понимания вопроса. 2. Не представляет доказательств в пользу своего ответа. 3.Обнаруживает недопонимание своих практических действий. |
Не отвечает (0 баллов) |
Пример планирования формирующей оценки раздел: «Аварии с выбросом опасных химических веществ»
Уровни освоения | Образовательные результаты | Критерии оценки | Самооценка анкета Фостера | Рекомендации учителя , что нужно сделать, чтоб улучшить результат |
воспроизведение | Знать типы отравляющих веществ, их воздействие на организм человека. Назвать причины аварий с выбросом ОВ. Знать типы ХОО. Знать принципы защиты от АХОВ. Назвать потенциально опасные объекты на территории региона. | Выполнение тестовых заданий с выбором ответа 80%-5; 60%-4; 40%-3 | ||
понимание | Пояснить связи между деятельностью человека и ЧС с выбросом АХОВ; находить различия между воздействием ОХВ на человека; объяснять необходимость правильного и безопасного поведения при нахождении вблизи химически опасных объектов. | правильно выполнить задания с кратким ответом, соотносить понятия и факты; 80%-5; 60%-4; 40%-3 | ||
применение | Четко выполнять алгоритм действий при применении средств индивидуальной защиты и при эвакуации из зоны химического заражения | Выполнение нормативов при использовании средств индивидуальной защиты. | ||
анализ | Определять степень опасности объектов экономики, социальной сферы по наличию в них химических веществ. Разрабатывать план действий в случае аварий на ХОО. | Аргументировано и доказательно (не менее двух аргументов) объяснять свою оценку возможной опасности объектов и обосновывать план действий при возможных авариях. |
Мониторинг системы формирующего оценивания в 8 «б» классе в 2015-16 уч/году
№ | ФИО | 27.10 | 22.12 | 22.03 | 21.05 | |
1 | Аюрова Ирина | 4 | 5 | 5 | 5 | |
2 | Базарова Баирма | 4 | 3 | 4 | 4 | |
3 | Байбородин Сережа | 3 | 3 | 4 | 4 | |
4 | Верхотуров Артем | 3 | 4 | 4 | 4 | |
5 | Дамбиев Олег | 3 | 3 | 3 | 4 | |
6 | Доржиева Дари | 3 | 3 | 4 | 4 | |
7 | Жаргалов Амгалан | 4 | 4 | 4 | 4 | |
8 | Лапшакова Женя | 4 | 4 | 4 | 4 | |
9 | Манхаева Саша | 4 | 5 | 5 | 5 | |
10 | Минеев Егор | 4 | 3 | 4 | 5 | |
11 | Поправко Вова | 3 | 3 | 3 | 4 | |
12 | Сандаков Булат | 3 | 3 | 4 | 4 | |
13 | Удачина Э. | 3 | 3 | 4 | 4 | |
14 | Хасанова Наташа | 3 | 3 | 4 | 4 | |
15 | Цыбенов Коля | 4 | 4 | 5 | 5 | |
16 | Цыбикова Сэсэг | 4 | 4 | 4 | 4 | |
17 | Цымпилова Аяна | 2 | 3 | 4 | 4 | |
18 | Цыренжапова Баирма | 3 | 3 | 4 | 4 | |
19 | Чебунина Оля | 4 | 5 | 5 | 5 | |
20 | Дугаров Цырен | 3 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Получение водорода и кислорода» (с применением педтехнологии развития критического мышления).
Урок по теме « Получение водорода и кислорода»(с применением педтехнологии развития критического мышления).Цель: - Познакомить со способами получения, собирания и обнаружения водорода и кислорода....
« Химические свойства и применение водорода и кислорода» ( с применением педтехнологии развития критического мышления).
Урок по теме « Химические свойства и применение водорода и кислорода»( с применением педтехнологии развития критического мышления). Цель: - Продолжить формирование знаний понятий « степень окисле...
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению современных образовательных технологий на уроках русского языка...
Применение педтехнологий для социализация обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...
Описание опыта работы. Применение технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания
Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания...
Статья "Никто не создан для войны" (опыт применения педтехнологий)
На уроках литературы, изучая творчество писателей о войне, учитель старается создать условия для формирования умения строить свое высказывание по теме самостоятельно и в совместном поиске; помога...
«Активизация познавательной деятельности на уроках биологии (применение педтехнологий)»
Доклад на педагогическом совете...