Военно-патриотическое воспитание в кадетском классе
статья по обж на тему

Кадетские классы, являясь сложным организмом, отражают характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяют ориентацию конкретной личности, отвечает за её социализацию. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания только с помощью системы знаний невозможна. Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_vpv_molodezhi.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Военно-патриотическое воспитание в кадетском классе

Патриотическое воспитание представляет собой комплекс мер духовно-нравственного, культурно-исторического, психолого-педагогического, гражданско-патриотического и военно-патриотического характеров, реализация которых способствует формированию у подрастающего поколения патриотического самосознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов школы, города, округа, страны, по сохранению национально-культурных традиций. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Истинный патриотизм – это такое нравственное качество, которое включает в себя:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;  гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Кадетские классы, являясь сложным организмом, отражают характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяют ориентацию конкретной личности, отвечает за её социализацию. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания только с помощью системы знаний невозможна. Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной и военнопатриотической работе. Воспитательная система в школе представляет собой комплекс мероприятий, в основе построения которых лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности. Особое внимание уделяется: преемственности поколений, развитию и формированию чувств патриотизма, создание активного общества обладающего политической культурой и мышлением, а также подготовке подрастающего поколение к службе в Вооруженных Силах РФ, так как для современной молодежи служба в армии является стрессом.

Кадетский класс нельзя назвать обычным классом. Психологический климат в нем несколько военизирован. У кадет есть своё знамя, гимн, форма и кодекс чести. Военная идея воспитания действительно характеризуется приоритетом коллективных интересов над личными и недемократическим характером функционально-ролевых отношений в коллективе. Исследования отмечают, что, несмотря на внешние недемократические отношения, у таких педагогических систем может быть достаточным гуманистический потенциал. Практическая реализация зависит от педагогического коллектива.

Военно-патриотическое воспитание направлено на формирование и дальнейшее развитие личности гражданина, патриота Отечества, наделенную самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами: чувством гражданского долга, проявлением чувства любви к Родине, родному городу, школе, семье, языку, толерантным отношением к другим  народам и культурам, чувством гордости за своё Отечество, за его историю и достижения, почитанием национальных святынь и символов, уважением к Конституции страны, правовым основам государства.

Система воспитательной работы в кадетских классах реализуется через предметы дополнительного образования, работу классных руководителей, которые в нашей школе являются офицерами-воспитателями, участие в классном и школьном самоуправлении, членство в Совете кадет школы – почетная обязанность.

Основная цель воспитания и обучения кадетов – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование четкой гражданственной позиции, способности к личностному и профессиональному самоопределению.

«Гражданственность» в современном понимании рассматривается как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого являются гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам и государству.

Подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы гражданского воспитания, т.к. это время самоутверждения ребенка как личности, активного формирования его социальных интересов, жизненных предпочтений и идеалов, время формирования собственной самооценки и жизненного поведения

Таким образом, важную роль в воспитании учащихся кадетских классов играет воспитательная среда, в которой оказывается подросток. Воспитательное воздействие оказывает весь учебно-воспитательный комплекс школы. Значимую роль в воспитании кадет принадлежит офицерам-воспитателям, которые являются классными руководителями. Традиционно на эти должности принимаются на работу офицеры запаса, имеющие опыт военной службы. История кадетского образования России располагает достойными примерами воспитания подрастающего поколения, в котором с ранних лет закладываются ростки гражданственности, патриотизма, безграничной любви к своему Отечеству. Эти качества кадеты проявили в дальнейшей жизни, воплотили в принципиальном, честном, качественном служении своему Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»

«Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»...

Программа духовно- нравственного воспитания обучающихся кадетских классов.

Программа духовно- нравственного воспитания обучающихся кадетских классов "Исток" : срок реализации- 2015-2018 уч.год.Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравс...

"Гражданско-патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта".

В данном материале представлен опыт по гражданско-патриотическому воспитанию кадет в урочной и внеурочной деятельности....

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Военно- патриотическое воспитание- проблема современного образовательного процесса. В кадетских классах это направление является основным. Одна из важных задач школы- воспитание патриотизма....