2017 год 2.3 Проект "Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта"
проект
Проект
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»
Проект
«Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»
Нефтеюганск 2016
Информационная карта проекта (программы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4»
«Лучший кадетский класс»
Полное название программы | «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта» |
Автор программы | Гончаров Александр Владимирович, учитель физической культуры, педагог дополнительного образования |
Руководитель программы | Степкина Л.И., директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4» |
Территория | г. Нефтеюганск |
Юридический адрес учреждения | 628307, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 7 микрорайон, здание №31 |
Телефон | 8(3463)270699 |
Цель программы | Создание целостной воспитательной системы по формированию основ патриотизма и гражданственности как стержневых качеств личности через уроки физической культуры и внеурочную деятельность; условий для социализации молодого поколения кадет, готовящихся к службе Отечеству на военном и гражданском поприще. |
Место проведения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4» |
Аннотация к программе | Данная программа является логическим продолжением программы школы «Патриотическое воспитание и гражданское становление школьников МБОУ «СОКШ №4». Программа представляет собой систему документов, разработанных на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного гражданско-патриотического воспитания, а также законодательных документов, регламентирующих деятельность работников школы по организации обучения в кадетских классах. Программа нацелена на формирование основ патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся посредством физической культуры и спорта. Миссия кадетских классов – создание и развитие единого образовательного пространства, способствующего возрождению патриотизма как важнейшей духовно-нравственной ценности и обеспечивающего становление личности, готовой к государственной службе на военном и гражданском поприще. Общее количество участников программы:
География участников программы:
г. Нефтеюганска
|
Оглавление
1. Концептуальные подходы, обоснование социальной значимости, актуальности программы 4
5. Схема управления программой 22
7. Описание опыта реализации программы с указанием достигнутых результатов 25
8. Предполагаемые конечные результаты 28
9. Финансово-экономическое обоснование программы 30
1. Концептуальные подходы, обоснование социальной значимости, актуальности программы
Образовательная программа кадетских классов, реализуемая муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4» г. Нефтеюганска представляет собой систему документов, разработанных на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного гражданско-патриотического воспитания, а также на основе пакета законодательных документов, регламентирующих деятельность работников школы по организации обучения в кадетских классах.
Данный проект является логическим продолжением программы школы «Патриотическое воспитание и гражданское становление школьников МБОУ «СОКШ №4».
Кадетские классы способны обеспечить эффективную социальную адаптацию детей и подростков, поскольку кадетское движение – это та воспитывающая духовно-нравственная среда, которая способствует формированию стержневых качеств личности. В основе этой среды – сохранение опыта поколений, возможность ориентироваться на нравственные идеалы и ценностные ориентации, проверенные временем.
Именно занятия физической культурой и спортом могут быть эффективным средством не только улучшения физической подготовленности юношей к службе в Вооруженных Силах, но и их военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Миссия кадетских классов – создание и развитие единого образовательного пространства, способствующего возрождению патриотизма как важнейшей духовно-нравственной ценности и обеспечивающего становление личности, готовой к государственной службе на военном и гражданском поприще.
Развитие кадетского компонента является действенным механизмом эффективного развития духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.
Ключевые понятия и термины, положенные в основу проекта:
- ценностно-смысловая сфера и мотивационно-ценностное ядро личности патриота;
- духовно-нравственное воспитание — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении;
- военно-патриотическое воспитание — это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у молодежи патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите, привитие гордости за русское оружие, сохранение и приумножение славных воинских традиций (Агапова Г.В., Злыгостев Ю.К., Кашинцев А.А., Кузьменков Н.Ф.)
- героико-патриотическое воспитание — составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических традиций и знаменательных дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям (Лазарев Ю.В., Лукьянова В.П., Мильчекова И.В., Кириленко В.)
- Спортивно-патриотическое воспитание - совершенствование физической культуры личности в мотивационном и ценностно-рациональном пространстве патриотизма, развитие силы, ловкости, выносливости, воспитания воли к достижению победы, необходимости ведения здорового образа (Вырщиков А.Н., Галкин С.В., Садовников Е.С., Кудинов А.А., Пеньковский Е.А., Тужилин А.П.)
Методологической основой программы является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Программа разрабатывалась при содействии работников МЧС, ОМВД, отдела военного комиссариата, а также представителей Нефтеюганского городского Казачьего общества. При разработке программы учитывались основные положения стандарта основного общего образования.
При разработке программы соблюдались следующие принципы:
- преемственность содержания образования в структуре основной образовательной программы (базовый-вариативный);
- преемственность по отношению к действующим образовательным технологиям;
- дифференцированность содержания учебного материала с учетом спроса потребителей услуг;
- научность;
- преемственность с дополнительным образованием;
- открытость и публичность образования.
Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки ученика и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество общего образования обучающихся, а также программы социальных практик, проекты и методические материалы.
В программе определено содержание, основные пути развития духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся кадетской школы средствами физической культуры и спорта.
2. Цель и задачи Проекта
Цель: Создание целостной воспитательной системы по формированию основ патриотизма и гражданственности как стержневых качеств личности через уроки физической культуры и внеурочную деятельность; обеспечение условий для социализации молодого поколения кадет, готовящихся к службе Отечеству на военном и гражданском поприще.
Задачи:
- Разработать организационно-педагогические условия создания духовно-нравственной, развивающей, творческой, толерантной и здоровьесберегающей среды, основанной на общечеловеческих и общенациональных ценностях российского общества с учетом этнокультурных особенностей региона:
- содержание интегрированной образовательной программы физического воспитания в кадетских и казачьих классах (использование воспитательных возможностей учебной, внеурочной, внешкольной деятельности);
- систему специальных курсов, направленных на сохранение и укрепление физического, психологического, социального здоровья обучающихся как важнейшей ценностной составляющей личности;
- систему мероприятий событийного характера, способствующую формированию гражданской позиции и патриотических установок обучающихся;
- систему мониторинга патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся.
- Расширить рамки взаимодействия школы, семьи и социума для формирования социальных компетентностей и патриотических установок обучающихся; создание условий для реализации индивидуальных и коллективных проектов, определения перспектив личностного и социального роста.
- Использование воспитательных возможностей учебной, внеурочной, внешкольной деятельности (интеграция основного и дополнительного образования) для создания системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся средствами физической культуры.
4. Содержание проекта
Содержание данного проекта предусматривает:
- формирование кадетского казачьего братства как уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную специфику региона, в котором находится образовательное учреждение, интересы и потребности обучающихся;
- формирование готовности к защите Родины;
- формирование устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом на протяжении всей жизни;
- формирование у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции,
- готовности к духовно-нравственному развитию, способности действовать на благо Отечества;
- осознанное усвоение культурных ценностей и духовных традиций, базовых национальных ценностей российского общества;
- развитие сетевого взаимодействия с общественными организациями, спортивными школами и военно-патриотическими клубами с целью консолидации усилий по патриотическому воспитанию обучающихся средствами физической культуры и спорта.
Программа построена на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной и военно-патриотической направленности с целью духовно-нравственного воспитания обучающихся кадетских классов.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Инновационная направленность программы заключается в создании целостной системы работы по формированию основ патриотизма и гражданственности как стержневых качеств личности через уроки физической культуры и внеурочную деятельность.
4.1. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации Проекта
Содержание и организация образовательного процесса при реализации данной Программы регламентируется:
- учебным планом с учетом кадетского казачьего компонента;
- учебным планом дополнительного образования;
- рабочими программами предметов по предмету «Физическая культура», рабочими программами спецкурсов отделения дополнительного образования физкультурно-спортивной и военно-патриотической направленности;
- а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
В учебном плане отображается логическая последовательность освоения разделов программы (дисциплин), обеспечивающих формирование компетенций. Указывается учебная нагрузка в часах.
В кадетских казачьих классах третий час физической культуры проводится в форме уроков строевой подготовки.
В соответствии с Концептуальными основами кадетского образования школьный (кадетский казачий) компонент образовательного учреждения реализуется за счет введения курсов «История казачества России и кадетского движения», «Я – кадет», «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей».
Кадетский компонент реализуется не только через учебный план общего образования, но и через учебный план отделения дополнительного образования.
Для решения задач патриотического воспитания средствами физической культуры и спорта разработаны и реализуются программы дополнительного образования спортивно-оздоровительной и военно-патриотической направленности: «Защитник», «Школа выживания», «Знаменная группа», «Основы военной службы», «Спасатель», «Общая физическая подготовка».
Жизнь кадетского класса строится на выполнении Заветов кадет, присяге, кодексе Чести кадет, правах и обязанностях кадет, Уставе школы и положении о кадетском классе.
4.2. Формы работы.
4.2.2. Уроки физической культуры как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Эффективная работа по социализации личности каждого ребенка, подростка, введение ее в мир духовной культуры, возрождение национального самосознания, становление гражданина, патриота, способного и готового самостоятельно строить свою судьбу и ответственного за судьбу страны, - главная задача каждого педагога. В решении этой проблемы не маловажную роль играет предмет «физическая культура». В рамках реализации программы в содержание предмета «физическая культура» внесены существенные изменения, позволяющие не только обеспечивать физическое развитие личности, но и гражданско-патриотическое воспитание, формировать интерес к военной службе, готовить ребят к служению Отечеству. Разработана программа по строевой подготовке (3-й час физической культуры). Изменена структура уроков, где значительное место отводится решению военно-прикладных задач, традиционным казачьим видам спорта.
Реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от педагога содержания, форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
4.2.3. Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной и военно-патриотической направленности как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Внеурочная деятельность физкультурно-спортивной и военно-патриотической направленности является важной составляющей работы школы по патриотическому воспитанию учащихся.
Внеурочная деятельность направлена на формирование устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом на протяжении всей жизни.
План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности обучающихся.
Внеурочная деятельность складывается из следующих составляющих:
- Организация деятельности спортивных и военно-патриотических секций и клубов на базе школьного отделения дополнительного образования:
- «Защитник»,
- «Школа выживания»,
- «Знаменная группа»,
- «Основы военной службы»,
- «Спасатель»,
- «Общая физическая подготовка»,
- «Традиционные казачьи виды спорта».
- Организация военно-спортивных прикладных игр:
- «Тайфун»,
- «Зарница»,
- «Школа выживания»,
- «Казачий сполох».
Проведение игр способствует воспитанию у детей и подростков командного духа, атмосферы взаимовыручки и товарищества, приобретению навыков военного и походного дела, готовит юношей к предстоящей службе в армии.
- Событийные мероприятия патриотической направленности. Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию основывается на системе событийных мероприятий:
- Акция «Рассвет Победы»,
- «День рождения кадетских классов» (посвящение в кадеты),
- Смотр строя и песни,
- Дни воинской славы,
- Устный журнал «Героями не рождаются».
Через совместную деятельность младших и старших кадет, их учителей, родителей, представителей старшего поколения мы пытаемся сохранить непреходящие подлинные ценности: заботу о старших и младших, ответственное отношение к делу, стремление к достижению высоких результатов.
- Социальные практики.
Социальные практики являются частью внеурочной деятельности, в рамках которой отрабатываются практические умения и навыки. К социальным практикам относится участие в городских и окружных парадах и акциях, социально-значимых операциях и других видах общественно-полезной деятельности.
- «Традиционные казачьи забавы для младших школьников» (шефская деятельность в начальной школе). В шефскую деятельность вовлечено 100% обучающихся кадетских классов. Опыт работы в рамках реализации социальной практики был представлен инициативной группой на городской акции «Лидер ХХI века» (диплом призера акции).
- «Вахта Памяти» (пост №1). Организация почетного караула у Вечного огня (День Защитника Отечества, День Победы, День вывода войск из Афганистана, День памяти Чернобыльской аварии).
- Открытие Парада Победы.
- Учебно-полевые сборы и разновозрастные кадетские походы.
- Деятельность совета физкультуры и спорта (сектор самоуправления Совета кадетских классов). Им реализуются общешкольные планы физкультурно-массовой работы. Учащиеся осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности, опыт адекватной самооценки, опыт развития коммуникативной компетентности и других социальных навыков. Педагоги выступают в роли консультантов, источника информации, вдохновителей, координаторов, такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем. Старшие являются наставниками и координаторами младших, решая тем самым задачу формирования духа так называемого кадетского братства (как основополагающей идеи программы).
При организации внеурочной деятельности используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, военно-спортивных игр, сборов, летних школ, создаваемых на базе школы с привлечением организаций других ведомств и учреждений дополнительного образования обучающихся.
Реализация данной программы позволяет найти паритет образования, воспитания и здоровьесбережения учащихся. Через серию занятий дополнительного образования и упражнения на уроках физкультуры формируются специальные прикладные качества (способность организма противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды). Получая знания и развивая навыки в освоении прикладных специальных качеств, юноши вырабатывают готовность к деятельности в экстремальных условиях и военной службе.
4.3.Механизм реализации проекта
Этап | Задачи | Направления деятельности |
I этап: подготовительный | Подготовка условий создания системы патриотического воспитания средствами физической культуры и спорта | 1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2.Разработать, обсудить и утвердить программу патриотического воспитания средствами физической культуры 3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. |
II этап: практический | Реализация основных направлений программы патриотического воспитания средствами физической культуры | 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Разработать методические материалы по патриотическому воспитанию. 3. Расширять и укреплять связи и отношения с социальными партнерами. 4. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 5. Проводить мониторинг реализации программы. 6. Принимать участие в конкурсах патриотического воспитания спортивно-оздоровительной и военно-патриотической направленности |
III этап: аналитико-коррекционный | Анализ итогов реализации программы | 1.Обобщить результаты работы. 2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3.Спланировать работу на следующий период. |
4.4. План-график мероприятий (с указанием охвата детей)
Мероприятия | Срок реализации | Место проведения | Охват детей | Ответственные | |||
Урочная деятельность (реализация кадетского компонента) | |||||||
Организация и проведение занятий по строевой подготовке (3-й час физической культуры) | В течение учебного года | Плац; спортивный зал МБОУ «СОКШ № 4» | 500 | Учителя физической культуры | |||
Внеурочная деятельность | |||||||
Организация деятельности секций и клубов через школьное отделение дополнительного образования | |||||||
«Знаменная группа» | В течение учебного года | Плац; спортивный зал МБОУ «СОКШ № 4» | 30 | Педагоги дополнительного образования, офицеры военного комиссариата, ОМВД | |||
«Основы военной подготовки» | В течение учебного года | Плац; спортивный зал МБОУ «СОКШ № 4» | 240 | Педагоги дополнительного образования, офицеры военного комиссариата, ОМВД | |||
«Общая физическая подготовка» | В течение учебного года | Спортивный зал МБОУ «СОКШ № 4»; тренажерный зал ОМВД | 40 | Педагоги дополнительного образования | |||
«Школа выживания» | В течение учебного года | Манеж ОГПС-6; тир ДОСААФ | 24 | Педагоги дополнительного образования, офицеры МЧС; тренеры ДОСААФ | |||
«Защитник» | В течение учебного года | Спортивный зал МБОУ «СОКШ № 4»; тренажерный зал ОМВД; тир ДОСААФ | 30 | Педагоги дополнительного образования, офицеры МЧС, ОМВД, тренеры ДОСААФ | |||
«Спасатель» | В течение учебного года | Спортивный зал МБОУ «СОКШ № 4»; тренажерный зал ОМВД | 30 | Педагоги дополнительного образования, офицеры МЧС, ОМВД | |||
«История Вооруженных сил России» | В течение учебного года | МБОУ «СОКШ № 4» | 240 | Педагоги дополнительного образования; представители городского казачьего общества | |||
Организация военно-спортивных прикладных игр и соревнований | |||||||
Военно-спортивная прикладная игра «Зарница» | Сентябрь | Школьный этап – территория лыжной базы города | 500 | Учителя физической культуры учитель ОБЖ классные руководители кадетских классов заместитель директора по УВР | |||
Сентябрь | Окружной этап – г. Пыть-Ях | 10 | |||||
Военно-спортивная прикладная игра «Орленок» | Октябрь | Окружной этап – г. Пыть-Ях | 10 | Учителя физической культуры учитель ОБЖ, учитель биологии заместитель директора по УВР | |||
Военно-спортивная прикладная игра «Тайфун» | Ноябрь | Территория лыжной базы | 240 | Учителя физической культуры учитель ОБЖ классные руководители кадетских классов заместитель директора по УВР | |||
Военно-спортивная прикладная игра «Казачий сполох» | Февраль | Территория МБОУ «СОКШ № 4»; манеж ОГПС-6; территория лыжной базы | 48 | Учителя физической культуры, учитель ОБЖ, учитель истории, учитель биологии, классные руководители казачьих кадетских классов, представители нефтеюганского городского казачьего общества, заместитель директора по УВР | |||
март | Окружное мероприятие | 10 | |||||
Соревнования по пулевой стрельбе | Октябрь, декабрь, февраль | Тир РОСТО ДОСААФ | Учитель ОБЖ, специалисты РОСТО ДОСААФ | ||||
Военно-спортивная эстафета «А ну-ка, парни!» | Февраль | Спортивный зал МБОУ «СОКШ № 4» | 56 | Учитель физической культуры, учитель ОБЖ, заместитель директора по УВР | |||
Соревнования по силовому троеборью | Апрель | Тренажерный зал ОМВД | Учителя физической культуры | ||||
Сбор учащихся кадетских классов «Равнение на Победу» | Май | Округ | 12 | Учителя физической культуры, учитель ОБЖ, педагоги дополнительного образования, заместитель директора по УВР | |||
«Казачий сполох» | Апрель Октябрь | Округ Россия | 10 | Учителя физической культуры, учитель ОБЖ, педагоги дополнительного образования, заместитель директора по УВР | |||
«Лучший казачий кадетский класс Уральского федерального округа» | Апрель Октябрь | Округ Россия | 20 | Учителя физической культуры, учитель ОБЖ, педагоги дополнительного образования, заместитель директора по УВР | |||
Событийные мероприятия патриотической направленности | |||||||
Акция «Рассвет Победы» | Май | Памятник Воину-освободителю | 450 | Весь коллектив школы | |||
«День рождения кадетских классов» (посвящение в кадеты) | Февраль | Культурный центр «Обь» | 464 | Весь коллектив школы, представители родительской общественности | |||
Смотр строя и песни | Апрель | Плац МБОУ «СОКШ № 4» | 398 | Учителя физической культуры, учитель ОБЖ, классные руководители, заместитель директора по УВР | |||
Дни воинской славы | В течение года | Историко-краеведческий музей МБОУ «СОКШ № 4» | 464 | Учитель физической культуры, учитель ОБЖ, классные руководители, заместитель директора по УВР | |||
Уроки мужества | В течение года | Историко-краеведческий музей МБОУ «СОКШ № 4» | 464 | Классные руководители кадетских классов, педагоги дополнительного образования, представители общественных организаций и структур | |||
Социальные практики | |||||||
Вахта Памяти (организация поста №1) | В течение года | Памятник Воину-освободителю, памятник «Верным сынам Отечества» | 40 | Учителя физической культуры, учитель ОБЖ, классные руководители, заместитель директора по УВР | |||
Спортивно-историческая игра «Казачьи забавы» | Декабрь | Спортивный зал МБОУ «СОКШ № 4» | 48 | Учителя физической культуры, учитель ОБЖ, учитель истории, классные руководители, заместитель директора по УВР | |||
Парад Победы | Май | Центральная площадь | 120 | Весь педагогический коллектив | |||
Социальные практики «Спортивные забавы для младших школьников» | Сентябрь-май | Спортивный зал МБОУ «СОКШ № 4» Плац Открытая спортивная площадка | 260 | Учителя физической культуры, педагоги-организаторы, классные руководители кадетских классов, заместитель директора по УВР |
5. Схема управления проектом
6. Кадровое обеспечение
МБОУ «СОКШ № 4» полностью укомплектовано педагогическими, руководящими и иными работниками, реализующими образовательную программу, программы дополнительного образования, социальные практики.
Уровень квалификации педагогических, руководящих и иных работников образовательного учреждения и их основные компетентности позволяет реализовать задачи данной программы.
На данный момент имеют 1-ю и высшую квалификационную категорию:
- 66% учителей физической культуры
- 89% педагогов дополнительного образования
- 78% воспитателей кадетских классов
Педагоги школы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию на окружных семинарах для работников военных комиссариатов ХМАО-Югры, для работников образования «Состояние и перспективы кадетского и казачьего образования в ХМАО-Югре», проводят консультации, совместные мероприятия, соревнования для педагогов кадетских классов пгт. Пойковский, г. Пыть-Ях.
87% педагогов, участвующих в реализации программы, награждены почетными грамотами и благодарственными письмами муниципального, регионального, всероссийского уровня. 2 педагога награждены памятным знаком «Патриоты России», 3 педагога – обладатели грантов Президента РФ, Губернатора округа, главы города.
В рамках организации методической работы школы организована учеба педагогических кадров по ключевым вопросам реализации ценностных установок программы:
- «Актуальные вопросы казачьего образования» (ККИПКДО, Краснодар) – 3 человека
- «Программа духовно-
нравственного воспитания школьников: разработка и
внедрение в условиях реализации ФГОС» (некоммерческое научно-образовательное частное учреждение «Институт образования человека», Москва) – 12 человек - «Формирование здоровья учащихся средствами физической культуры» (Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования,
г. Москва) – 3 человека.
- «Теория и практика сохранения и укрепления здоровья в современных условиях» (Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования,
г. Москва) - 5 человек.
- «Современные методы гражданско-патриотического воспитания» - 1 человек.
- «Методика проведения диагностических процедур и использование информационных технологий для обработки результатов» - 3 человека.
В реализации программы принимают участие администрация и педагогический коллектив школы, а также привлеченные сотрудники.
Воспитатели кадетских классов отвечают за планирование и организацию воспитательного процесса в классе по приоритетным направлениям программы, диагностику индивидуального развития воспитанников, ведение необходимой документации, дневников наблюдений кадет, где отражено индивидуальное развитие учащихся.
Основным направлением деятельности педагогов-организаторов в рамках реализации данной программы является организация социальных практик спортивно-оздоровительной и военно-патриотической направленности.
Учителя физической культуры и преподаватель основ безопасности жизнедеятельности занимаются проведением занятий по строевой подготовке (включая их в урочные и внеклассные занятия); занятий по истории Вооруженных Сил РФ, организуют соревнования и игры по военно-прикладным видам спорта, занимаются подготовкой команд к слетам и сборам, организуют походы и военно-полевые сборы, курируют деятельность Совета по физической культуре и спорту.
Педагог-психолог осуществляет мониторинг личностного роста учащихся кадетских классов, разрабатывает практические рекомендации для классных руководителей.
Педагоги дополнительного образования реализуют специальные программы кадетского компонента через деятельность отделения дополнительного образования МБОУ «СОКШ № 4».
Одной из основных задач данной программы является развитие сетевого взаимодействия с общественными организациями, спортивными школами и военно-патриотическими клубами с целью консолидации усилий по патриотическому воспитанию обучающихся.
К реализации программы привлекаются офицеры государственного учреждения «6 отряд федеральной противопожарной службы по ХМАО-Югре» (полоса препятствий), сотрудники регионального отделения общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» (огневая подготовка), казаки Нефтеюганского казачьего общества (история и культура казачества), квалифицированные специалисты учреждений культуры и спорта.
7. Описание опыта реализации программы с указанием достигнутых результатов
Более сорока лет в нашей школе создавалась и развивалась воспитательная система, направленная на решение задач патриотического воспитания и гражданского становления школьников.
Главным результатом любой проведённой работы является ее эффективность.
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами (за основу взяты данные мониторинга школы и перечень обобщенных оценочных показателей (индикаторов) реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»).
- Нравственно-духовные параметры: повышение уровня воспитанности; проявление мировоззренческих установок и готовность к защите Отечества; установок здорового образа жизни, сформированность ценностных ориентаций школьников.
- Количественные параметры: динамика спортивных и военно-прикладных достижений обучающихся кадетских классов; количество учебных проектов спортивной и патриотической направленности; охват шефской работой.
В качестве изучения результативности программы нами используются следующие методы диагностики результатов: тестирование; наблюдение; анкетирование; самооценка учащихся; создание специальных ситуаций (игры).
Результаты диагностики показывают позитивную динамику духовно-нравственного развития обучающихся.
Эффективность программы необходимо оценивать с точки зрения возможности формирования у учащихся предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметные результаты оцениваются через усвоение программы по образовательной области «Физическая культура» у учащихся кадетских классов 100%-ная общая успеваемость, 100% качества.
Метапредметные результаты можно оценить через результативность деятельности команд в военно-спортивных играх (навыки сотрудничества и взаимодействия), через мониторинг волевых и физических данных.
Несомненно, что для программы, направленной на патриотическое воспитание, на первый план выходят личностные результаты.
Личностными показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определённых нами условий можно определить следующие:
- активность школьников в мероприятиях патриотической направленности;
- удовлетворённость обучающихся совместной деятельностью;
- результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды;
- личностный рост обучающихся;
- рост количества выпускников, прошедших службу в рядах Вооруженных Сил
- рост количества обучающихся, принимающих участие в шефской работе с младшими школьниками
- удовлетворенность всех участников образовательного процесса организацией уроков и внеурочных занятий спортивно-оздоровительного и военно-патриотического направления;
- повышение рейтинга учреждения.
Удовлетворённость учащихся и их родителей можно измерить проведённым анкетированием. Изучение отношения к организации патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность по физической культуре показывает:
- детям нравится данная деятельность, она значима для них, их ожидания оправдались;
- родители удовлетворены организацией занятий по физкультуре, дополнительному образованию своих детей, поддерживают их выбор, их ожидания оправдались.
Активность учащихся школы в мероприятиях патриотической направленности высокая. Дети с удовольствием участвуют в различных городских и окружных соревнованиях, конкурсах. Участие в парадах и акциях – почетное право для лучших кадет, которое надо заслужить.
Ежегодно растет процент выпускников, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил РФ.
Личностный рост обучающихся отслеживается через индивидуальные портфолио достижений. В частности, можно отметить, что все участники команды игры «Казачий сполох 2012» по накопительной системе портфолио получили сертификаты «Активный участник взводных дел», «Активный участник спортивных дел», «Активный участник интеллектуальных дел», «Самый активный кадет» (всероссийская смена «Казачий сполох», г.Туапсе).
Результаты мониторинга представлены в диаграммах (Приложение).
Критерием успешного функционирования системы работы по патриотическому воспитанию и гражданскому становлению является сформированность положительного имиджа кадетских классов, которые пользуются особой популярностью в городе, школе. По сравнению с 2007 годом в три раза увеличилось число желающих учиться в кадетских классах.
Следствием системной работы в области патриотического воспитания являются высокие результаты на всероссийских, региональных и муниципальных этапах конкурсов военно-спортивной направленности.
8. Предполагаемые конечные результаты
Программа обеспечит:
- формирование кадетского казачьего братства как уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится образовательное учреждение, включая историю русского казачества, развития кадетства в России, учитывая интересы и потребности обучающихся;
- укрепление и расширение рамок взаимодействия школы, семьи и социума по духовно-нравственному воспитанию школьников;
- формирование устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом на протяжении всей жизни.
- формирование у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции, готовности к духовно-нравственному развитию, способности действовать на благо Отечества;
- формирование у обучающихся социальных компетентностей и ценностных установок;
- формирование готовности к защите Родины;
- повышение социальной активности обучающихся;
- уменьшение количества детей группы риска;
- формирование способности к духовному развитию, нравственному совершенствованию в соответствии с базовыми национальными ценностями,
- формирование основ воинской доблести как личностных качеств, соединяющих в современной личности гражданственность, достоинство, честь, свободолюбие, целеустремленность;
- формирование здорового образа жизни, осознание единства духовного, социально-психологического и физического здоровья, воспитание нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, духовному, социальному и физическому здоровью человека, умение им противодействовать.
Конечные результаты складываются из предметных, метапредметных и личностных результатов (описание показателей, методик диагностики и листов фиксации достижений – в пункте №7 данной программы).
Программа имеет дальнейшую перспективу развития, так как патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся является приоритетом современного образования, что нашло свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте (концепция духовно-нравственного воспитания), в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», а также в послании Президента РФ федеральному собранию.
Опыт, предъявленный в данной программе, может быть легко воспроизведен в школах с кадетским компонентом образования, в военно-спортивных клубах и секциях, а также в отделениях дополнительного образования.
9. Финансово-экономическое обоснование программы
Образовательное учреждение располагает необходимой учебно-методической и материально-технической базой для реализации проекта:
- Спортивный зал школы размером 30 м х 18 м. В спортивном зале проводятся уроки физической культуры в соответствии с учебным планом образовательной программы школы.
- Строевой плац для проведения занятий по строевой подготовке, организации конкурсов и смотров строя и песни, подготовки к соревнованиям
- Открытая спортивная площадка для организации внеурочной деятельности (военно-прикладных игр).
- Школьный историко-краеведческий музей для организации социальных практик и занятий отделения дополнительного образования.
Кроме того, используются возможности социальных партнеров, где проводятся занятия отделения дополнительного образования:
- Тренажерный зал ОМВД
- Тир ДОСААФ
- Манеж 54-й ПЧ ГУ-6 ОФПС по ХМАО-Югре для тренировок по военно-прикладным видам спорта
Имеется весь необходимый спортивный и туристический инвентарь, снаряжение, необходимое для проведения занятий и соревнований.
Часть данного инвентаря приобретена за счет гранта Губернатора ХМАО-Югры за программу по военно-патриотическому воспитанию (2012 год), что указывает на экономическую эффективность программы.
Среди источников финансирования – участие в целевой программе развития казачьего образования в ХМАО-Югре.
Составлен перспективный план финансово-экономического обеспечения программы.
На базе ДОСААФ ученики кадетского казачьего класса занимаются огневой подготовкой. Для организации дополнительных занятий по огневой подготовке необходимы средства на приобретение электронного стрелкового тренажера. Данный тренажер позволит не только увеличить количество кадет, занимающихся огневой подготовкой, но и обеспечить безопасный режим организации занятий.
Для обеспечения качества преподавания по спецкурсам кадетской и казачьей направленности необходимы дополнительные средства для приобретения учебных и учебно-наглядных пособий.
Кроме того, с целью обмена опытом и установления сетевого партнерского взаимодействия с учебными заведениями, реализующими кадетский компонент образования, необходимы дополнительные средства для организации поездок, соревнований (города Омск, Екатеринбург, Новосибирск).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание учащихся начальной школы средствами физической культуры
Обобщение и выявление факторов, влияющих на нравственное воспитание учащихся средствами физической культуры....
Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта
Еще Ф. Бэкон писал: "В деле красоты отдают предпочтение красивым формам перед красивым цветом и красоте движений лица и всего тела - даже перед красотой форм"....
Научная статья на тему "Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта"
В физической культуре и спорте заложены большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки юношей призывного возраста....
Доклад на ШМО "Эстетического цикла " По теме: " Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта"
Эстетическое воспитание средствами физической куль...
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственн...
Программа «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»
«Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»...
"Гражданско-патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта".
В данном материале представлен опыт по гражданско-патриотическому воспитанию кадет в урочной и внеурочной деятельности....