"Гражданско-патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта".
методическая разработка по обж на тему

Ветошкин Андрей Анатольевич

В данном материале представлен опыт по гражданско-патриотическому воспитанию кадет в урочной и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара

с углублённым изучением отдельных предметов»

Выступление из опыта работы по теме

«Гражданско-патриотическое воспитание

учащихся кадетских классов средствами

физической культуры и спорта».

Учитель физической культуры,

воспитатель кадетского класса

Андрей Анатольевич Ветошкин

высшей квалификационной категории

Нарьян-Мар

2018

 

«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта».

 

Цель: Создание целостной воспитательной системы по формированию основ патриотизма и гражданственности как стержневых качеств личности, через уроки физической культуры и внеурочную деятельность.

 

  1. Концептуальные подходы, обоснование социальной значимости, актуальности опыта.
  • Назначение кадетских классов.

      Функция кадетских классов - это создание и развитие единого образовательного пространства, способствующего возрождению патриотизма как важнейшей духовно-нравственной ценности и обеспечивающего становление личности, готовой к государственной службе на военном и гражданском поприще.

      Кадетские классы  способны обеспечить эффективную социальную адаптацию детей, поскольку кадетское движение – это та воспитывающая духовно-нравственная среда, которая способствует формированию стержневых качеств личности. В основе этой среды – сохранение опыта поколений, возможность ориентироваться на нравственные идеалы и ценности, проверенные временем.

      Именно занятия физической культурой и спортом могут быть эффективным средством не только улучшения физической подготовки кадет, но и их военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

      Внедрение кадетского компонента является действенным  механизмом эффективного развития гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциала школьников.

 

  • Основные понятия и термины.

- Духовно-нравственное воспитание – осознание личностью высших ценностей, ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов в практической деятельности и поведении;

- Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у кадет патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите, привитие гордости за русское оружие, сохранение и преумножение славных воинских традиций;

- Героико-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, направленная на пропаганду героических традиций и знаменательных дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям;

- Спортивно-патриотическое воспитание – совершенствование физической культуры личности в мотивационном и ценностно-рациональном пространстве патриотизма, развитие физических качеств личности, воспитания воли к достижению победы, необходимости ведения здорового образа жизни.

 

 2. Решаемые задачи.

  • Взаимодействие в рамках школы, семьи, социума

Решая задачи взаимодействия участников проекта, в проводимых мероприятиях создаются условия для формирования социальных компетентностей и патриотических установок обучающихся их личностного и социального роста.

  • Интеграция основного и дополнительного образования

Решая задачи гражданско - патриотического воспитания неоценимую помощь оказывают учреждения основного и дополнительного образования через систему специальных курсов и различных мероприятий (Юнармия, Центр молодежной политики.)

  • Создание условий развития духовно-нравственной, творческой, здоровьесберегающей среды, основанной на ценностях общества.

Задачи решаются через систему мероприятий различной направленности.

3.Формы работы с кадетами.

  • Уроки физической культуры, как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся.

Эффективная работа по социализации личности ребенка, введение ее в мир духовной культуры, возрождение национального самосознания, становление гражданина, патриота, способного и готового самостоятельно строить свою судьбу и ответственного за судьбу страны – главная задача каждого педагога. В решении этой задачи не маловажную роль играет предмет «физическая культура». В рамках реализации данных задач я корректирую структуру урока таким образом, что б помимо физического развития обучающихся они получали знания  военно-прикладной направленности, формирую интерес к военной службе и как итог потребность служения Отечеству.

  • Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной и военно-патриотической направленности как средство воспитания обучающихся.

Внеурочная деятельность физкультурно-спортивной и военно-патриотической направленности является важной составляющей работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся. Внеурочная деятельность направлена на формирование устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом на протяжении всей жизни.

      Внеурочная деятельность складывается из следующих составляющих:

  1. Деятельность спортивных и военно-патриотических секций и клубов на базе школьного дополнительного образования:

- Спортивные секции;

- Школа выживания;

- Строевая подготовка;

- Юный спасатель;

- ВПК «Отвага».

      2. Организация военно-спортивных игр:

           - «Зарница»;

           - «Патриот»;

Проведение игр способствует воспитанию у кадет командного духа, атмосферы взаимовыручки и товарищества, приобретению навыков военного и походного дела, готовит юношей к предстоящей службе в армии.

      3.Мероприятия патриотической направленности:

 

            - День рождения кадетских классов (посвящение в кадеты);

            - Посвящение в юнармейцы;

            - Дни воинской славы;

            - Смотр строя и песни;

            - Устный журнал «Героями не рождаются»;

Через совместную деятельность младших и старших кадет, их учителей, родителей, представителей старшего поколения мы пытаемся сохранить непреходящие подлинные ценности: заботу о старших и младших, ответственное отношение к делу, стремление к достижению высоких результатов.

         4. Социальные практики.

Являются частью внеурочной деятельности, в рамках которой отрабатываются практические умения и навыки.

К социальным практикам относится участие в окружных и городских парадах и акциях, социально-значимых мероприятиях и других видах общественной деятельности.

 

               - Фестиваль «Голоса Победы»;

               - Интеллектуальная военно-историческая викторина;

               - Вахта памяти;

               - Парад Победы;

               - Учебно-полевые сборы.

   

4. Предполагаемые результаты работы:                                                                            

               - Формирование кадетского братства как уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей, учитывающих историко-культурную и этническую специфику региона.

               - Укрепление и расширение рамок взаимодействия семьи, школы и социума.

               - Формирование устойчивой потребности к занятиям физической культурой.

               - Формирование у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции.

               - Формирование у обучающихся социальных компетентностей и ценностных установок.

Реализация данной системы работы позволяет найти паритет образования, воспитания и здоровьесбережения  обучающихся.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание учащихся начальной школы средствами физической культуры

Обобщение и выявление факторов, влияющих на нравственное воспитание учащихся средствами физической культуры....

Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта

Еще Ф. Бэкон писал: "В деле красоты отдают предпочтение красивым формам перед красивым цветом и красоте движений лица и всего тела - даже перед красотой форм"....

Научная статья на тему "Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта"

В физической культуре и спорте заложены большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки юношей призывного возраста....

Доклад на ШМО "Эстетического цикла " По теме: " Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта"

                                      Эстетическое воспитание средствами физической куль...

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственн...

Программа «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»

«Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»...