Тема «Туши пожар, пока в беду не попал!»
план-конспект урока по обж (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-игра по ОБЖ для 5 -7 классов
Макарова Татьяна Викторовна – учитель физической культуры, ОБЖ.
МКОУ СОШ № 17 с. Борисовка.
Тема «Туши пожар, пока в беду не попал!»
«Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолевать».
Задачи:
а) знать:
-об основных причинах и последствиях пожара;
- об основных мерах пожарной безопасности в быту;
- о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;
б) уметь:
- правильно действовать в случае пожара в доме;
- эвакуироваться из горящего здания;
в) иметь представление:
- об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей;
- об огнестойкости строительных конструкций.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Мы знаем с вами, что огонь бывает добрый, и бывает злой.
Без доброго огня обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами, гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен, и за то ему почет.
Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.
Да, огонь бывает разный, бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотистый, огонь добрый, огонь злой.
Злой огонь- огонь пожара.
Злой огонь – огонь войны.
От безжалостного жара дни темны, поля черны.
Жители земного шара, граждане любой страны.
Злой огонь тушить должны.
2. Изложение программного материала.
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем вести разговор об одной из самых распространенных опасных ситуаций, которая может случиться в жилище – о возгорании и пожарах. А сделаем мы это вместе с героями стихотворения «Кошкин дом»
-Помните?!
Тили - бом! Тили - бом!
Загорелся Кошкин дом!
Загорелся Кошкин дом.
Идет дым столбом!
Пожар в доме – это большая беда.
Давайте назовем причины, по которым мог возникнуть пожар в доме кошки.
Итак, наиболее частые причины пожаров:
-детские шалости с огнем;
- короткое замыкание в электросети;
- оставленные включенными без присмотра утюг и другие электроприборы;
-неосторожное обращение с огнем, с свечами, с бенгальскими огнями возле новогодней елки;
-брошенная непотушенная спичка или сигарета;
- перегрев телевизора, его запыленность и размещение в нише мебельной стенки;
-сушка одежды над горящей плитой;
- хранение в теплых помещениях пороха, красок, лаков, других легковоспламеняющихся жидкостей;
- большое число мощных электроприборов, включенных в одну розетку.
По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орел и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающий пожар требуются нечеловеческие усилия, огромные средства и силы.
Кто виноват? – Чаще всего в пожаре виноваты сами пострадавшие. Источником огня может быть в квартире может быть искра, спичка, перегрев электрических приборов, газ.
-Ну, давайте дальше вспомним стихотворение:
Загорелся Кошкин дом,
Идет дым столбом
-Ребята, а вы знаете, что ядовитый дым – это опасный спутник огня, основной поражающий фактор пожара.
-Чем же он опасен для организма человека?
-А какие поражающие факторы пожара вы знаете?
-В случае возникновения пожара в жилище какие должны быть действия человека?
-Что необходимо делать?
1. Вызови пожарную охрану по телефону 01, если телефона нет, зови на помощь.
2. Покинь горящее помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики)
3. Встречай пожарных.
4. Если пожар небольшой, то можно попробовать справиться с ним самостоятельно.
- А как же поступила кошка? Помните?
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом.
А лошадка с фонарем,
А собачка-с помелом
Серый заюшка – с листом
Раз! Раз! И огонь погас.
А сейчас вам « Заморочки из бочки»
-Какие виды возгораний запрещено тушить не только водой, но и пенным огнетушителем? (электропровода, электроустановки)
-Что такое респиратор? (индивидуальное средство защиты органов дыхания от ядовитого дыма)
-Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от вредных примесей дыма)
-Чего нельзя делать при пожаре? (распахивать окна и двери в горящем помещении- кислород способствует горению, а дым его уменьшает, близко подходить к огню из-за опасности взрывов и обрушения зданий)
-Ваши действия из горящего или задымленного помещения
-Действия при загорании телевизора.
Однако самое лучшее – это не доводить дело до пожара! Для этого нужно не так уж много - тщательно соблюдать инструкции и правила безопасности, которые прилагаются к любому прибору. И не забывайте о причинах возможного возгорания приборов:
-появление дыма или запаха горелой резины (пластика, дерева);
-сильный нагрев отдельных частей или прибора в целом;
-искрение, вспышки света, треск в приборе или проводе;
- При появлении любого из этих признаков лучше сразу отключить прибор и позвать взрослых.
Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается.
Позвони по «01»,
Сразу все уладится!
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жги, не стой-
А залей его…(водой)
Ростом спичка - невеличка,
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья.
Что с огнем шалить нельзя!
3. Закрепление знаний.
Итак, Кошке помогли надежные и верные друзья. Кошкин дом спасен. А мы с вами должны обязательно знать и соблюдать правила пожарной безопасности. И помнить откуда может прийти беда, что может стать причиной пожара.
А повторим мы материал в специальных заданиях.
Вначале поиграем в игру «Это Я, Это Я, Это Все мои друзья!»
- Кто, услышав запах гари, сообщит о пожаре?
-Кто из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»
-Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
-Кто почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
-Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том?
-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Задание «Собери пословицу»
Расставь листы так, чтобы получилась пословица.
-От искры - пожар рождается;
-Где огонь - там и дым;
-Искра мала - да пламень велик;
Спички не тронь - в спичках огонь
Задание «Умный пожарный»
Из букв слова безопасность необходимо за 2 мин составить как можно больше составить слов.
Задание «Отгадай из какого произведения отрывок и кто автор»
-А лисички взяли спички,
К морю синему пошли.
Море синее зажгли,
Море пламенем горит
Выбежал из моря кит
«Эй, пожарные бегите!
Помогите, помогите!»
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами
И сушеными грибами («Путаница» К. Чуковский)
-Третий этаж, и четвертый, и пятый..
Вот и последний пожаром объятый.
Черного дыма весит пелена,
Рвется наружу огонь из окна.
Надо еще подтянуться немножко.
Парень, слабея, дополз до окошка.
Встал, задыхаясь в дыму на карниз
Девочку взял и спускается вниз. («Рассказ о неизвестном герое». С. Я. Маршак)
-А недавно две газели
Позвонили и запели;
-Неужели в самом деле
Все сгорели карусели?
-Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели.
И качели уцелели! ( «Телефон» К.И. Чуковский)
-Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Сто зевак стоит кругом.
Весь чердак уже в огне.
Бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
Дяде Степе говорят:
-Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят? («Дядя Степа» С.В. Михалков)
Задание «Загадки»
-В избе изба, на избе труба.
Зашумело в трубе, загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печка)
-Летела мошка-
Осиновая ножка.
На стог села-
Все сено съела. (Спичка)
-Мала, да зла и чуть свечу
А как упаду - много горя принесу (Искра)
-В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный)
Задание «Определение источника возгорания»
На противоположной стороне класса на столе лежат различные карточки, по которым учащиеся должны определить источники возгорания. По команде первый берет нужную карточку и приносит команде, затем второй и так пока не выберут все источники возгорания.
Задание «Спасение»
При спасении пожарным приходиться передвигаться по задымленному коридору. Чтобы не получить отравление угарным газом, они используют противогазы
.Для каждой команды на противоположной стороне противогаз ГП-5. У 1-х участников они есть тоже. По команде надо одеть ГП-5 на себя и бежать за другим, чтобы принести его для следующего члена команды. Когда второй ученик одевает на себя ГП-5, взявшись за руки они бегут на обратную сторону. Первый снимает противогаз, чтобы остаться на безопасной стороне от дыма и передает его второму, который должен его третьему и т.д.
4. Подведение итогов
Сегодня на уроке мы выдержали экзамен по пожарному мастерству. Ив заключении мне бы хотелось вам дать Наказ:
1.При учебных тревогах соблюдать правила безопасности
-«Будьте готовы!»
-«Всегда готовы!»
2. К борьбе с огнем
-«Будьте готовы!»
- «Всегда готовы!»
Оценки за урок. Памятки.
5. Домашнее задание.
Найти и записать в тетради 2 пословицы о пожарах, о противопожарной безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс по теме : " Жаргонизмы - это необходимость или беда?"
Мастер - класс был представлен на районном конкурсе " Учитель года - 2012"...
Презентация к мастер - классу по теме " Жаргонизмы - это необходимость или беда?"
Презентация служит сопровождением к мастер-классу...
Классный час на тему: "Лесные пожары"
На уроке закрепляются знания детей о лесных пожарах, их видах, способах тушения....
Конспект по информатике на тему "Команда повторения «пока» в алгоритмическом языке."
Тема: Команда повторения «пока» в алгоритмическом языке.Цель: Дать определение цикла с предусловием, показать как записывается цикл с предусловием в алгоритме, в блок-схеме; учить составлять алгоритмы...
разработка урока по ОБЖ на тему:«Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Обеспечение личной безопасности при пожарах» 8 класс
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Обеспечение личной безопасности при пожарах...
Урок внеклассного чтения в 7 классе на тему: "Одиночество - это счастье или беда в жизни людей?"
Цель урока:совершенствование умения анализировать художественный текст и постигать идейный замысел текста. Задачи урока:- аргументированно выражать свое отношение к прочитанному произ...
Методическая разработка : Краткосрочный проект на тему" Что бы не было беды"
Цель проекта. Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружи...