Игра викторина "К опасностям готовы"
методическая разработка по обж (6 класс) на тему
Цели: контроль знаний, умений и навыков по темам «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игра - викторина 6 класс | 128.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА-ВИКТОРИНА
«К ОПАСНОСТЯМ ГОТОВЫ!»
Педагог-организатор: Козлов Михаил Степанович
Цели: контроль знаний, умений и навыков по темам «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»
Материальное обеспечение: карточки с заданиями, плакаты «Правила поведения при пожаре», «Первичные средства пожаротушения», фотографии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ХОД ИГРЫ
- Приветствие команд
На экране проходят документальные кадры войны, стихийных бедствий, аварий, катастроф.
Люди считают естественным постоянный рост уровня жизни, комфорта и безопасности благодаря своему труду и активной деятельности общества по преобразованию окружающей среды. Наиболее общими критериями прогресса человечества принято считать степень овладения обществом стихийными силами природы и степень освобождения людей от социально-политического неравенства и духовной неразвитости.
Преобразующая жизнедеятельность, как правило, несет с собой возникновение новых опасностей, причем с увеличением размеров преобразований растут масштабы опасностей. Под жизнедеятельностью следует понимать длительную деятельность одного человека или суммарную деятельность многих людей (общества), если в итоге этой деятельности получается заметное целенаправленное преобразование окружающей среды.
В последние десятилетия ситуация на планете резко изменилась: опасности от жизнедеятельности человечества внезапно приобрели совершенно небывалый прежде глобальный характер. При этом в опасности находится не только человечество, но и окружающая среда, природа. Наступила новая фаза в развитии цивилизации, в которой первой и главной целью людей должно стать уже не столько удовлетворение непрерывно растущих материальных потребностей, как было всегда до сих пор, сколько всестороннее обеспечение безопасности своей жизнедеятельности.
Землетрясение – одно из самых страшных стихийных бедствий. Землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года унесло жизни 25 тысяч человек. Землетрясение в Иране 1990 года унесло более 50 тысяч человеческих жизней.
Ураганы, наводнения, смерчи, пожары являются причиной ежегодной гибели сотен тысяч людей. Человек не бережет свою планету, и она мстит ему за это.
30% добываемой энергии человек использует для своих нужд, а 70% идут на нагрев атмосферы, нарушая тепловой баланс Земли.
На территории России расположено более 24 тысяч предприятий, выбрасывающих вредные вещества в атмосферу и водоемы.
Ежегодная убыль кислорода из земной атмосферы – 10 млрд. тонн.
Если убыль пойдет такими же темпами, то через 100лет исчезнут две трети атмосферного кислорода.
Тропический лес – «легкие» Земли, уничтожен на 40%. Вырубка его продолжается со скоростью более 20 гектаров в минуту.
В настоящее время более 70 млн. людей дышат воздухом, насыщенным опасными для здоровья веществами. В окружающую человека среду введено около 4 млн. химических соединений. По экологии Киров занимает 59 место в России. Ежегодно в городе выбрасывается в атмосферу более 110 тысяч тонн вредных веществ.
Средняя продолжительность жизни в России одна из самых низких в Европе: для мужчин – 57 лет, для женщин – 67 лет.
Ребята, на фоне всех этих опасных для нашей жизнедеятельности явлений мы должны обладать определенными знаниями в области безопасности жизнедеятельности, которые помогут нам их пережить.
Итак, переходим от слов к делу.
Наша игра будет включать несколько раундов. О готовности к ответу капитан команды должен сигнализировать поднятием руки.Время на обсуждение одна минута. За каждый правильный ответ команда зарабатывает один балл. А судить команды будет жюри (_____________________________________________________).
- Разминка.
Наш первый конкурс называется «Разминка».
Участники по очереди отвечают на вопросы. Команда, которой задают вопрос, должна как можно быстрее дать правильный и полный ответ. Если команда не справляется с заданием, вопрос переходит к соперникам.
Вопросы командам до «разминки». Ребята, назовите основные виды экстремальных ситуации в природе:
- Смена климатогеографических условий
- Резкое изменение природных условий
- Заболевание или повреждения организма человека, требующие
экстренной медицинской помощи
- Вынужденное автономное существование
Вопросы первой команде:
1. Назовите причины аварий на предприятиях. (стихийные бедствия, износ оборудования, теракт, ошибки персонала и т. д.)
2. В чем измеряется доза радиоактивного облучения? (в рентгенах)
3. Пары, какого вещества являются наиболее токсичными? (пары ртути)
4. Какие стихийные бедствия может вызвать землетрясение? (цунами, извержение вулкана, сход снежной лавины, обвал и оползни)
5. Назовите причины лесных пожаров. (молния, засуха и жара, человек)
6. Назовите способы тушения лесного пожара. (вода, встречный огонь, сбить пламя, закидать землей)
7. В каком направлении необходимо выходить из зоны заражения? (перпендикулярно направлению ветра)
8. Какой ядовитый газ тяжелее воздуха в 2 раза? (хлор)
9. Какие виды природных пожаров вы знаете? (Лесной, степной, торфяной)
10. Обильные снегопады могут привести к (сход снежных лавин)
11. По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (10 бальная шкала Рихтера)
12. Глава МЧС России. (Пучков Владимир Андреевич)
- Конкурс «собери пословицу»
В следующем конкурсе вы должны как можно быстрее собрать пословицу из конверта.НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ
- Конкурс «Отгадай ребус»(Твоя безопасность в твоих руках).
Ребята, следующий конкурс называется «Отгадай ребус». Перед вами шифровка.Из каждого слова берем только тот слог, который указан в коде, а затем все полученные результаты складываем в слова:
- творог, ящик 1-1
- берег, зола, пастух, крайность 1-1-1-2
- + в
- натворил 2
- + их
- руины, закладках 1-3
А теперь обратите внимание на экран. Перед вами ребусы по теме «Экстремальные ситуации».
- Итак, у нас следующий конкурс Спасателей.
Случаются такие ситуации, когда человеку срочно надо оказать медицинскую помощь, от этого зависит состояние его здоровья в настоящем и будущем. Мы сможем это сделать? Конечно, окажем первую медицинскую помощь. Рассказываю о переломах, отравлениях, остановке кровотечения и т.д.
В каждом доме есть аптечка. Иногда нужно оказать помощь, а взрослых рядом нет.
Из карточек выберите те средства, при помощи которых вы будите оказывать первую помощь.
1) Какое средство из аптечки вы выберете, если человек упал в обморок?
2) Каким образом вы остановите сильное кровотечение?
3) Какое средство из аптечки вы выберете, если порезались? (Рану нужно продезинфицировать, кровь остановить).
4) Какое средство из аптечки вы выберете, если при падении получили ссадину, а рану нужно обработать?
5) Какое средство из аптечки вы выберете, если сильно заболел зуб или голова?
1. АММИАК (раствор нашатырного спирта) | 6. РАСТВОР ЙОДА СПИРТОВОЙ 5% |
2. АНАЛЬГИН | 7. ЖГУТ |
3. РАСТВОР БРИЛЛИАНТОВОГО ЗЕЛЕНОГО | 8. УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ |
4. ВАЛИДОЛ | 9. БИНТ |
5. ВАТА | 10. ПЕРМАНГАНАТ КАЛИЯ (марганцовка) |
- Конкурс «Немного творчества»
Ребята, вам необходимо изобразить пантомиму стихийного бедствия. Капитан каждой команды вытягивает по 2 задания в конверте.
Команда соперников должна отгадать пантомиму. На подготовку дается 2 минуты.
Задания командам к конкурсу «Немного творчества» (на карточках)
1. Землетрясение
2. Наводнение
3. Ураган, смерч
4. Пожар
- Конкурс «Отгадай кроссворд». Итак, каждая команда получает кроссворд. Вопросы кроссворда включают основные понятия, связанные с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Кроссворд №1
По вертикали:
1. профессия представителя чрезвычайной службы (спасатель)
2.место возникновения лавин, оползней (горы)
3.снежная масса, двигающаяся с вершин (лавина)
4. гидрологическое явление, связанное с повышением уровня воды в водоемах (наводнение)
5.химический элемент, используемый на водоочистных установках (хлор)
6. гигантские волны (цунами)
По горизонтали:
1.освобождение большого количества энергии за короткий промежуток времени (взрыв)
- подземный городской транспорт (метрополитен)
- атмосферное явление, затрудняющее движение транспорта (туман)
- объект, вырабатывающий электроэнергию, за счет высвобождения атомной энергии (АЭС)
Кроссворд №2
По горизонтали:
1.пешеходный…….(переход)
2.сход снежной массы с горы (лавина)
3.следствие аварии с выбросом химических и радиоактивных веществ (загрязнение)
4.частица горящего или раскаленного вещества (искра)
5.проезжая часть (дорога)
По вертикали:
1.чувство острого, неудержимого страха (паника)
2.движение земли по склону, под действием силы тяжести (оползень)
3.атмосферное явление, сопровождающееся громом и молнией (гроза)
4.обильное выпадение осадков в зимний период времени (снегопад)
5.лайнер, потерпевший крушение при столкновении с айсбергом (Титаник)
- Конкурс «Литературная викторина»
Ребята, вы знаете много сказок: авторских и русских народных. Но сейчас вам надо вспомнить сказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям. Объяснить почему. На это задание командам дается 2 минуты, после чего капитаны отвечают. Раздаю карточки.
Ответы.
1. “Колобок”,“Приключения Буратино”,“Красная Шапочка”,
| чрезмерное доверие к незнакомцам |
2. “Волк и семеро козлят” | не открывай дверь чужим |
3. “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”,“Гуси-лебеди” | слушай старших |
4. “Спящая красавица”
| будь осторожен с колющими и режущими предметами |
5. “Снежная королева”
| нельзя цепляться за впереди идущий транспорт |
- Конкурс капитанов.
Вопрос 1 капитану В горных районах после сильных снегопадов возрастает опасность схода снежных лавин. Представим, что человека завалило снегом. Ему необходимо попытаться выбраться из-под снега.
Вопрос:Каким образом человек может определить где верх, а где низ?
Ответ:Набрать слюну и дать ей вытечь изо рта.
Вопрос 2 капитануИзвестно, что бой – это организованное вооруженное столкновение подразделений и частей воюющих сторон.
Вопрос: Уважаемыйкапитан, назовите основной вид боя.
Ответ: Наступление.
- Конкурс «Безопасность на водном транспорте». слайд
Ребята, перед вам карточки с заданиями. Вам необходимо установить соответствие в действиях по спасению при кораблекрушении.
Не плыви | рукой | ||
Маши | громче | ||
Кричи | за судном | ||
Ненужные предметы | надежды | ||
Не теряй | выбрось | ||
Береги | одежду | ||
Не сбрасывай | силы |
- Конкурс «Угадай-ка»
Командам предлагается отгадать загадки, если команда не справляется с заданием, вопрос переходит к соперникам.
Загадки командам
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь-
Искусает всю ладонь. (огонь)
**************************
Это тесный, тесный дом:
Сто сестренок жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер. (спички)
***************************
Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (свеча)
***************************
Под прозрачным стеклышком-
Маленькое солнышко. (лампочка)
***************************
Красный бык стоит, дрожит,
Черный—на небо глядит. (огонь, дым)
***************************
То назад, то вперед ходит-бродит пароход.
Остановишь—горе: продырявит море. (утюг)
***************************
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром над заводом,
Над костром и пароходом,
Но нигде—никак меня
Не бывает без огня. (дым)
***************************
Спеши, гудит:─ Дорогу дай!
Моргает глазом синим.
Примчимся вовремя—беда
Детей и взрослых минет.
(пожарная машина)
***************************
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села. (молния)
***************************
Я рвусь повсюду напролом
И называюсь просто….. (лом)
***************************
Ушки и душка. Под ними—кружка.
Пустое бренчит, полное молчит. (ведро)
***************************
Всем готова помогать:
И копать и засыпать…
Как зовут меня, ребята?
Догадались вы…. (лопата)
8. Подведение итогов. Максимальное количество баллов за конкурс -1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по теме "Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях"
Игра "Чтобы выжить". Учащимся предлагаются задания с возможными опасными чрезвычайными ситуациями: "Просьба о помощи", "Тушим сами", "Помоги пострадавшему" и др....
Игра "Опасное путешествие"
Игра по вредным привычкам. 3-4 группам родителей дается задание нарисовать на ватмане поле для игры, придумав сюжет и героев. На поле изображен путь с 32 кружочками. Для игры необходимы...
Игра-тест по теме "Источники опасности в доме"
Игра-тест способствует формированию теоретических и прикладных основ безопасности жизнедеятельности ребёнка в пожароопасных ситуациях. Создана для обучающихся начальной школы. может быть проведена кла...
Классный час "Опасные игры, в которые играют люди".
Классный час«Опасные игры, в которые играют люди»...
Огонь - опасная игра!!
Для прведения тематического классного часа...
ИГРА-ВИКТОРИНА «К ОПАСНОСТЯМ ГОТОВЫ!»
Цели: контроль знаний, умений и навыков по темам «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»....
Игра- викторина "К опасностям готовы"
Цель данной викторины - контроль знаний, умений и навыков по темам «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»...