Пейнтбол как воспитательный аспект
проект по обж (10 класс) на тему

Соловьев Петр Владимирович

Пейнтбол 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peyntbol_statya.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Соловьев Петр Владимирович – учитель ОБЖ

МОБУ «Центр образования» г. Якутск РС(Я)

Пейнтбол – как воспитательный аспект в условиях вечерней  школы.

       Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.  

       За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.  Обобщая  можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее   развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

     Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

     Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.

 Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

       Работа отражает педагогическую деятельность автора в качестве инструктора пейнтбольного клуба «Комбат», судьи Федерации спортивного пейнтбола РС(Я), а  также    преподавателя    предмета  «Основы  безопасности  жизнедеятельности»

Пейнтбольный клуб «Комбат» является самостоятельным предприятием объеденяющий в себе более 300 членов клуба. Созданный для развития молодёжной инициативы в деле воспитания патриотов Родины на основе изучения ВОВ, военного дела, физической закалки и подготовки к службе в Вооружённых Силах.

       Содержанием деятельности клуба являются учебные занятия, тренировки, военно–тактические игры, соревнования, организация показательных выступлений,  видео- и фотомонтаж, разработка презентаций, ведение сайта Combat.ykt.ru.

        За время работы клуба инструкторами создано 7 профессиональных спортивных команд. Это более 70 человек постоянного состава. Количественный состав клуба регулярно пополняется за счет временного состава, привлекаемого для подготовки к участию в мероприятиях гражданско-патриотической направленности школьного, городского, регионального и окружного уровней.

                Многие воспитанники клуба после обучения в 9 классе продолжили учебу в других образовательных учреждениях города таких как ЯЛАТ, курсы водителей в ДСААФ. а также были призваны на воинскую службу в ВС РФ.

        Некоторые воспитанники клуба на данный момент обучаются в вузах гражданской направленности или работают на предприятиях, параллельно получая высшее образование.   

       К числу положительных результатов деятельности клуба следует отнести и такие:

*    Среди воспитанников клуба большое число подростков, относимых  к  так называемым  «трудным». В клубе они обрели настоящих товарищей, нашли дело по душе, добились определенных успехов и   признания в обществе, что подтверждается самооценкой,  отзывами родителей и педагогов,  результатами психологических диагностик, целью которых являлось выявление сформированности таких нравственных качеств, как чувство товарищества, ответственность, работоспособность, патриотизм и др.

*    При проведении  диагностик, направленных на выявление сформированности у старшеклассников патриотических качеств, воспитанники клуба сознательно выделялись в отдельную группу с целью сравнения их показателей с остальными группами старшеклассников, например, классными коллективами. Полученные результаты  позволяют сделать вывод о более осознанном, ценностном отношении этих ребят к вопросам, связанным с гражданским самоопределением, готовностью и способностью к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.

*    Педагоги школы  отмечают, что ребята, занимающиеся в клубе, меняются в лучшую сторону: становятся воспитанней, дисциплинированней, отзывчивей.

       Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Обозначу основные подходы, которыми руководствуюсь в преподавании этого курса.

              Важным составляющим всесторонней подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности, а также юношей к действительной военной службе являются воспитание у них творческого, системного характера мышления, формирование умения мобильно использовать знания при изучении школьных дисциплин.

       Кроме обычных реферативных работ, сообщений учащиеся выполняют проекты-презентации с  применением  компьютерных технологий:

*    «Вооруженные Силы Российской Федерации в живописи»;

*    «История развития пулевой стрельбы»;

*    «Дни воинской славы России»;

*    «Оказание первой медицинской помощи»;

*    «Гражданская оборона»;

  Важное место в любой деятельности занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Мною используются тестовые задания по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-х, 12-х классов. Применяются  мини-тесты (10-15 вопросов с вариантами ответов), которые предназначены для контроля изученного материала на предыдущем уроке или для закрепления знаний по определенной тематике или разделу. Время, затраченное учащимися на выполнение таковых тестовых заданий, 7-10 минут, что позволяет оценить всех учащихся за короткий период и перейти к изучению следующей темы (что очень важно при малом количестве часов по предмету – 1 час в неделю). Также тестовые задания на 20, 30, 60, 80 вопросов, которые позволяют также оценить знания всех учащихся при закреплении определенной темы или раздела В тестовые задания  включаются некоторые вопросы, связанные с другими предметами (история, русский язык, физика, химия, биология) для расширения кругозора учащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом.

   

              Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско-патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность.

       Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы:

        Используемый комплекс  педагогических  условий  в рамках уроков  ОБЖ  и деятельности  пейнтбольного клуба «Комбат»,  эффективен для  формирования в подростках  качеств  гражданина и патриота.

        Старшеклассники проявляют интерес к занятиям патриотического направления.

        Воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна для педагога и школы в целом, поскольку говорить о сформированности  гражданско-патриотических качеств обучающихся школы рано.

Литература

1.     Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.

2.     Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.

3.     Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

4.     Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

5.     Воронцов, В.  Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.

6.     Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

7.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный аспект урока информатики как средство формирования смысложизненных ориентаций школьников

Программа проводимой исследовательской деятельности, целью которой является выявление форм и методов воспитательного воздействия, способствующих формированию смысложизненных ориентаций школьнико...

Воспитательный аспект образовательного процесса, направленный на личностный рост учащегося.

Современные реалии развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизн...

Воспитательный аспект на уроках истории

Материал посвящен воспитательному аспекту на уроках истории и обществознания....

Воспитательные аспекты уроков математики и физики.

Проблема определения приоритетных целей образования является одной из основных в современной педагогике. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглаша...

Открытый урок в 7 классе в рамках семинара "Воспитательный аспект урока"

В архиве содержится подробный план урока, учебная карта для учащегося, презентация к уроку....

Воспитательный аспект в ходе реализации ФГОС (презентация)

Презентация к проведению педагогического совета "Воспитательный аспект в ходе реализации ФГОС. Программа воспитания и социализации обучающихся."...

Воспитательные аспекты уроков математики.

Вашему вниманию предлагается доклад с презентацией и приложениями по теме духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках математики....