Пейнтбол как воспитательный аспект
проект по обж (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Соловьев Петр Владимирович – учитель ОБЖ
МОБУ «Центр образования» г. Якутск РС(Я)
Пейнтбол – как воспитательный аспект в условиях вечерней школы.
Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.
Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
Работа отражает педагогическую деятельность автора в качестве инструктора пейнтбольного клуба «Комбат», судьи Федерации спортивного пейнтбола РС(Я), а также преподавателя предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Пейнтбольный клуб «Комбат» является самостоятельным предприятием объеденяющий в себе более 300 членов клуба. Созданный для развития молодёжной инициативы в деле воспитания патриотов Родины на основе изучения ВОВ, военного дела, физической закалки и подготовки к службе в Вооружённых Силах.
Содержанием деятельности клуба являются учебные занятия, тренировки, военно–тактические игры, соревнования, организация показательных выступлений, видео- и фотомонтаж, разработка презентаций, ведение сайта Combat.ykt.ru.
За время работы клуба инструкторами создано 7 профессиональных спортивных команд. Это более 70 человек постоянного состава. Количественный состав клуба регулярно пополняется за счет временного состава, привлекаемого для подготовки к участию в мероприятиях гражданско-патриотической направленности школьного, городского, регионального и окружного уровней.
Многие воспитанники клуба после обучения в 9 классе продолжили учебу в других образовательных учреждениях города таких как ЯЛАТ, курсы водителей в ДСААФ. а также были призваны на воинскую службу в ВС РФ.
Некоторые воспитанники клуба на данный момент обучаются в вузах гражданской направленности или работают на предприятиях, параллельно получая высшее образование.
К числу положительных результатов деятельности клуба следует отнести и такие:
Среди воспитанников клуба большое число подростков, относимых к так называемым «трудным». В клубе они обрели настоящих товарищей, нашли дело по душе, добились определенных успехов и признания в обществе, что подтверждается самооценкой, отзывами родителей и педагогов, результатами психологических диагностик, целью которых являлось выявление сформированности таких нравственных качеств, как чувство товарищества, ответственность, работоспособность, патриотизм и др.
При проведении диагностик, направленных на выявление сформированности у старшеклассников патриотических качеств, воспитанники клуба сознательно выделялись в отдельную группу с целью сравнения их показателей с остальными группами старшеклассников, например, классными коллективами. Полученные результаты позволяют сделать вывод о более осознанном, ценностном отношении этих ребят к вопросам, связанным с гражданским самоопределением, готовностью и способностью к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.
Педагоги школы отмечают, что ребята, занимающиеся в клубе, меняются в лучшую сторону: становятся воспитанней, дисциплинированней, отзывчивей.
Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Обозначу основные подходы, которыми руководствуюсь в преподавании этого курса.
Важным составляющим всесторонней подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности, а также юношей к действительной военной службе являются воспитание у них творческого, системного характера мышления, формирование умения мобильно использовать знания при изучении школьных дисциплин.
Кроме обычных реферативных работ, сообщений учащиеся выполняют проекты-презентации с применением компьютерных технологий:
«Вооруженные Силы Российской Федерации в живописи»;
«История развития пулевой стрельбы»;
«Дни воинской славы России»;
«Оказание первой медицинской помощи»;
«Гражданская оборона»;
Важное место в любой деятельности занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Мною используются тестовые задания по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-х, 12-х классов. Применяются мини-тесты (10-15 вопросов с вариантами ответов), которые предназначены для контроля изученного материала на предыдущем уроке или для закрепления знаний по определенной тематике или разделу. Время, затраченное учащимися на выполнение таковых тестовых заданий, 7-10 минут, что позволяет оценить всех учащихся за короткий период и перейти к изучению следующей темы (что очень важно при малом количестве часов по предмету – 1 час в неделю). Также тестовые задания на 20, 30, 60, 80 вопросов, которые позволяют также оценить знания всех учащихся при закреплении определенной темы или раздела В тестовые задания включаются некоторые вопросы, связанные с другими предметами (история, русский язык, физика, химия, биология) для расширения кругозора учащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом.
Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско-патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность.
Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы:
Используемый комплекс педагогических условий в рамках уроков ОБЖ и деятельности пейнтбольного клуба «Комбат», эффективен для формирования в подростках качеств гражданина и патриота.
Старшеклассники проявляют интерес к занятиям патриотического направления.
Воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна для педагога и школы в целом, поскольку говорить о сформированности гражданско-патриотических качеств обучающихся школы рано.
Литература
1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
2. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
3. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
4. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
5. Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.
6. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный аспект урока информатики как средство формирования смысложизненных ориентаций школьников
Программа проводимой исследовательской деятельности, целью которой является выявление форм и методов воспитательного воздействия, способствующих формированию смысложизненных ориентаций школьнико...
Воспитательный аспект образовательного процесса, направленный на личностный рост учащегося.
Современные реалии развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизн...
Воспитательный аспект на уроках истории
Материал посвящен воспитательному аспекту на уроках истории и обществознания....
Воспитательные аспекты уроков математики и физики.
Проблема определения приоритетных целей образования является одной из основных в современной педагогике. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглаша...
Открытый урок в 7 классе в рамках семинара "Воспитательный аспект урока"
В архиве содержится подробный план урока, учебная карта для учащегося, презентация к уроку....
Воспитательный аспект в ходе реализации ФГОС (презентация)
Презентация к проведению педагогического совета "Воспитательный аспект в ходе реализации ФГОС. Программа воспитания и социализации обучающихся."...
Воспитательные аспекты уроков математики.
Вашему вниманию предлагается доклад с презентацией и приложениями по теме духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках математики....