Воспитательный аспект образовательного процесса, направленный на личностный рост учащегося.
статья на тему
Современные реалии развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизнедеятельности, создания условий для самореализации и самоопределения.
Воспитание следует рассматривать как создание психолого- педагогических условий жизни и деятельности школьников для их позитивной социализации, нравственного развития личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и с учетом культурных традиций России, общечеловеческих ценностей, новой социально – экономической реальности.
Задачи воспитательной системы - помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности:
Сфера познания ( учеба, информация, знания)
Сфера практической деятельности ( трудовая деятельность, умения, навыки)
Сфера игры ( игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей).
Сфера физического развития ( реализация физических возможностей)
Сфера отношений ( познай себя, людей, взаимодействуй с ними).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитательный аспект образовательного процесса, направленный на личностный рост учащегося.
Доклад подготовила Симанова Ирина Игоревна – учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО 1085.
Современные реалии развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизнедеятельности, создания условий для самореализации и самоопределения.
Воспитание следует рассматривать как создание психолого- педагогических условий жизни и деятельности школьников для их позитивной социализации, нравственного развития личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и с учетом культурных традиций России, общечеловеческих ценностей, новой социально – экономической реальности.
Обучение и воспитание осуществляется в социальных институтах, главные из которых – семья, детский сад, школа, общество в целом.
Воспитание молодого поколения должно быть системой. Система предполагает, что каждый институт – семья, школа, детский сад, общество-выполняет свою определенную функцию в деле воспитания, не дублируя при этом другие институты, а целесообразно взаимодействует с ними. Проблема воспитания в образовательном учреждении решается только во взаимодействии педагогов, психологов, родителей.
Цель воспитательной системы образовательного учреждения – воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению личности.
Создание в школе условий для развития личности ребенка – это значит создание условий для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе своей жизни: самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.
Задачи воспитательной системы - помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности:
Сфера познания ( учеба, информация, знания)
Сфера практической деятельности ( трудовая деятельность, умения, навыки)
Сфера игры ( игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей).
Сфера физического развития ( реализация физических возможностей)
Сфера отношений ( познай себя, людей, взаимодействуй с ними).
В современных условиях существует проблема определения приоритетных целей образования. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание?
О гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о создании в школе психологического комфорта , о роли и значении воспитания в общеобразовательном процессе в настоящее время говорят и пишут ученые в области педагогики, психологии. Это декларируется в основных документах, касающихся образования.
Так, в «Законе об образовании» ст. 11 гласит: Задачами системы образования являются:
1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности;
2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине .
4) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики
.Это ожидаемые результаты образования, так называемые базовые компетенции учащихся – какой вырастет человек, с чем будет шагать по жизни
Главными, на мой взгляд, ключевыми являются слова развитие, воспитание, формирование. Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: « Non scholae, sed vitae discimus»- « мы учимся не для школы, а для жизни»
Возникает вопрос, что каждый из нас, как учитель, должен сделать, где и когда, чтобы решить поставленные задачи.
Наивно рассуждать, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, завуча по воспитательной работе, но не учителя, ведущего урок . другим ошибочным тезисом является утверждение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, наносит ему ущерб (хотя бы в том смысле, что время на воспитательную работу надо отрывать от объяснения нового материала или от других видов деятельности на уроке) По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы и иные внеклассные мероприятия составляют не более 3% времени общения ребенка с педагогом. Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. Нельзя согласиться с мнением тех теоретиков и практиков, которые считают, что воспитательная работа на уроке не нуждается в специальном планировании, так как проводится неосознанно. Воспитательная работа должна планироваться заранее самым тщательным образом.
Поэтому сегодня я буду говорить о воспитательном аспекте урока, о том, как правильно учителю при подготовке к уроку поставить .воспитательную цель. Без участия в воспитании все знания педагога остаются мертвым багажом.
Я пролистала методические пособия по разработке уроков, проанализировала свой собственный опыт и убедилась, что если образовательные и развивающие цели продумываются, чему обучить и что развить, то воспитательные задачи урока либо прописаны в обобщенном виде, либо поставлены формально. Я возьму на себя смелость сказать, что многие из нас, учителей не задумываются над постановкой воспитательных целей. Что мы пишем чаще всего: воспитать чувство патриотизма, прививать интерес к изучению литературы, воспитывать милосердие, доброту и сочувствие, развивать логическое мышление. Как можно за один урок воспитать патриота, привить любовь к прекрасному, на протяжении нескольких лет из урока в урок развивать логическое мышление и т.д.
Одинаково опасен безнравственный профессионал и добродушный незнайка, поэтому воспитание невозможно без знаний. Они неразрывно связаны как две стороны единого целого. Содержание воспитательной работы на уроке должно вытекать из содержания самого урока. « Учить и воспитывать как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке» Именно урок обладает уникальными возможностями влиять на становление многих качеств личности учащихся. На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение .И задача учителя – сделать так, чтобы каждые 45 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности. Переступив порог класса, учитель организует не только учебную деятельность учеников, но и их отношения на уроке. Если учитель сузил границы своего внимания дидактическими рамками, то урок лишается воспитательного влияния. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника, формированию единого образовательного пространства.
. Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Что должен сделать учитель, чтобы диалог на уроке состоялся?
Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражен в суждении: «Каждый урок воспитывает». Это суждение порой произносят как педагогическую аксиому, видя в ней отражение некой закономерности: если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование – да, но не на воспитание, т.к. воспитание – непременно целенаправленный процесс, непрерывный , т.е. организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью. Следовательно, урок, лишенный такой цели, не воспитывает, хотя, конечно же, оказывает формирующее влияние на личность. Нередко учитель стремится формировать новые воспитательные аспекты триединой дидактической цели к каждому уроку, забывая, что воспитание происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и что воспитание осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения. Отсюда следует, что один и тот же воспитательный аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны. Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Должна быть система воспитательных задач. Если это обобщающий урок, то учитель должен выйти на конкретный результат. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание учителя к воспитательным целям и ее задачам должно быть постоянным. Нужно помнить одно: цель должна быть конкретной и достижимой. В отличие от целей обучения воспитательные цели вовсе необязательно (даже некорректно) объявлять ученикам. Это стратегические цели образования и общества в целом, которые призван из урока в урок реализовывать в повседневной практике учитель.
Я подошла к ключевому вопросу : формулированию воспитательных целей и задач. Воспитание любого качества, любой черты должно проходить (по Рубинштейну) следующие стадии: возбуждение – побуждение(подкрепление) – генерализация.
Поэтому и формулировки воспитательных целей для учителя на конкретных примерах могут приобретать соответствующее выражение:
- вызвать заинтересованность в…
- пробудить любознательность;
- возбудить готовность решать задачи самостоятельно;
- побудить учащихся к активности;
- закрепить уверенность в...
Исходя из представления о трех стадиях воспитательного воздействия , учитель может выстроить определенную иерархию воспитательных задач урока. Говоря о последовательности, воспитательные цели можно разбить на следующие:
- по возбуждению обучаемых к восприятию, готовности включиться в единое информационное поле;
-побуждения (подкрепления) к адекватным действиям;
-генерализации, т.е. способности эмоционально и адекватно реагировать, формулировать оценочные суждения.
На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области через эмоции. Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели. Если во время урока учитель видит пустые глаза учеников, значит урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока» Е.Н. Ильин. Конечно, при постановке воспитательных задач везде, где возможно, необходимы показатели ее решения. Один из таких показателей – нравственный выбор учащегося
Нельзя забывать о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в тетради, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители. Когда же учитель говорит одно, а реально поступает наоборот, -это тоже пример негативного, неосознанного воспитания.
Не всякое содержание учебного занятия позволяет воспитывать, а лишь то, которое через вызов эмоций и субъективных переживаний затрагивает мотивационную сферу психики учащихся. Для того чтобы их воспитывать, содержание учебной дисциплины должно быть соответствующим образом подготовлено, тогда и учебные цели будут эффективнее достигаться через достижение воспитательных целей. Знания без мотивации их применения могут иметь место, но целенаправленной деятельности даже у самых способных учеников не бывает.
Круг воспитательных задач определен, как реализовать задуманное? При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель. Начало урока – очень важный момент с воспитательной точки зрения, т.к именно на этом этапе происходит влияние на мотивационную сферу. У каждого учителя имеется в арсенале немало различных способов и приемов: это может быть и «раскручивание формулировки темы», и создание проблемной ситуации, и практическая работы исследовательского характера (это пробуждает и любознательность, и вызывает заинтересованность, и побуждает учащихся к активности, воспитывается критическое мышление, создает мотивы к изучению темы.
« Если урок литературы не сделать воспитательным – значит, к прорехам семейного воспитания добавить еще одну и вовсе оголить человека», - утверждал Ильин. Думаю, что это уже аксиома. И как подтверждение этому – стихотворение Б. Слуцкого «Романы из школьной программы»
…Не молью побитая совесть,
А Пушкина твердая повесть
И Чехова честный рассказ
Меня удержали не раз.
А если я струсил и сдался
А если пошел на обман,
Я, значит, некрепко держался
За старый и добрый роман.
Художественное произведение – это не панацея от всех обед, оно не навязывает, как поступить в той или иной ситуации, но подсказывает и предупреждает.
Этап актуализации тоже можно организовать разными способами. Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок с воспитательной точки зрения.. Делаются акценты на нравственных критериях, затрагиваются аспекты умственного воспитания. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.
Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:
- при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;
-осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
-использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;
-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;
-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
Опыт показывает, что огромную роль в реализации воспитывающего потенциала учебных школьных предметов имеет грамотное и уместное использование в школьной практике личностно- ориентированных педагогических технологий. Х Паркхерст, основательница школы Дальтон, писала: « Я пытаюсь передать Вам понимание того, что кроме знания, являющегося важной составной частью интеллектуального образования, существует еще одна не менее важная составная часть. Древние называли эту составную часть мудростью. Невозможно стать мудрым, не овладев основами знаний, однако можно легко приобрести знания и оставаться в неведении того, что есть мудрость. Мудрость в том, как Вы обращаетесь со знаниями, как Вы отбираете знания для того, чтобы определить связь между различными областями и проблемами, как Вы используете знания для того, чтобы опыт, который Вы получаете во время работы, приобрел ценность. Вот такое владение знаниями и есть мудрость».
Анализ работы над данной проблемой показывает , что, если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у ученика формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга. На таких уроках ученики способны осознать человека как носителя огромных познавательных и творческих возможностей, как преобразователя собственной личности и окружающего мира, как хранителя природы и жизни на Земле. Так у ребят формируется ответственность за развитие собственной личности, формируется установка на непрерывное самообразование, на приобретение навыков планирование собственной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ
Содержательные аспекты образовательного процесса направленного на ценностное самоопределение школьников: технология создания ситуаций ценностного самоопределения в семейной сфере...
Проектная деятельность как условие личностного роста учащихся
Творческая работа педагога - обобщение опыта использования метода проектов при изучении химии....
Проектирование образовательного процесса направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся непрофильных классов при изучении физики.
Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программы или учебника. Они зависят от организации процесса обучения, от того, как работает сам учитель. В непрофильных классах при изу...
Доклад "Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса"
Выступление на педагогическом совете...
Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»
Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Сегодня, в условиях перехода к новой образовательной парадигме, к новой модели образования, педагогическое сообщество осознает, что образование должно ориентироваться не только на потребности об...
Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся
Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...