Рабочая программа ОБЖ 10-11 класс
рабочая программа по обж (10, 11 класс) на тему
Пояснительная записка к рабочей программе. Составил преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ Красносадовской СОШ Халчевский В.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 10 и 11 классов (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2012).
На ступени среднего (полного) общего образования учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподается на базовом и профильном уровнях. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 года № 241) устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне в 10 и 11 классах.
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в 10 и11 классах в объеме 2 часа в неделю за счет времени федерального компонента, 70 и 68 часов за год соответственно.
Рабочая программа составлена на основании Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы среднего (полного) общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Приказа Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г № 96 /134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: школьные учебники для 10 и для 11 классов «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение»).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для изучения обучающимися тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества, государства.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 N 1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10 - 11 классов введен раздел «Основы военной службы», который направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, военно-патриотическое воспитание старшеклассников.
Цели и задачи программы обучения в 10-11 классах:
Программа выстроена по логически взаимосвязанным образовательным линиям: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях — основы медицинских знаний и здорового образа жизни — основы обороны государства — основы военной службы. Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление в области безопасности жизнедеятельности человека в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), поможет в определенной степени определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности с учетом своих потребностей и возможностей.
Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение обучаемыми знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
• изучение обучаемыми содержания основных положений Военной доктрины Российской Федерации; содержания федеральных законов в области обороны и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы; требований, предъявляемых к моральным, психологическим и профессиональным качествам военнослужащих в период прохождения военной службы; структуры Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, истории их создания и развития; предназначения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации; классов сходных воинских должностей; организации подготовки военных кадров; обеспечения безопасности военной службы;
• овладение умением предвидеть появление опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным их признакам, при возможности избегать опасных ситуаций; не совершать поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации; принимать обоснованное решение и действовать в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации с учетом своих возможностей;
• формирование военно-профессиональной ориентации; развитие способностей осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии; формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности;
• развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности; физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации;
• воспитание у обучаемых ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как к индивидуальной так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства;
• развитие личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Задачи:
- углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
- совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение основам военной службы и по военно-учетным специальностям в объеме, необходимом для военной службы;
- распознавание и анализ особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;
- окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных ЧС;
- применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;
- анализ основных направлений организации защиты населения РФ от ЧС;
- обоснование основного предназначения РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера;
- формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;
- формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.
Место предмета
Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусмотрено изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на профильном уровне в 10 классе в объеме 70 учебных часов, в 11 классе – 68 учебных часов (из расчета 2 ч в неделю), а также предусматривается проведение учебных сборов продолжительностью – 5 дней (35 учебных часов). (Приказ Министерства обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года №96/134).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать; подготовки юношей для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классе ученик должен знать:
—потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения;
—основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности России;
—социально-демографические процессы, происходящие в России, и их влияние на безопасность государства;
—перспективы развития ядерной энергетики в стране и обеспечение радиационной безопасности населения;
—индивидуальные меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта, правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника и при освобождении заложников спецподразделениями ;
—основные источники опасностей в природе, техносфере и социуме;
—основные чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера и их классификацию; —организацию в Российской Федерации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
—основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;
—права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
—рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
—правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
—основы здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека, обеспечивающей ему личную безопасность и здоровье;
—основные составляющие здорового образа жизни, способствующие обеспечению духовного, физического и социального благополучия личности;
—правовые нормы взаимоотношения полов;
—основные качества личности, характерные для хорошего семьянина, способного обеспечить социальное благополучие;
—взаимосвязь репродуктивного здоровья с социально-демографическими процессами;
—правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;
—основное положение Военной доктрины Российской Федерации по обеспечению военной безопасности государства;
—предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации, основные функции и задачи Вооруженных Сил по обеспечению военной безопасности государства. Виды и рода войск Вооруженных Сил. Их состав и предназначение. Другие войска и их предназначение;
—историю Вооруженных Сил Российской Федерации и дни воинской славы России;
—основные составляющие воинской обязанности граждан Российской Федерации;
—организацию воинского учета и его предназначение;
—организацию медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет;
—содержание обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе;
—правовые основы военной службы (основные положения Конституции Российской Федерации и Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего»);
—порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту;
—права и обязанности военнослужащих;
—виды ответственности военнослужащих с учетом особенностей их правового положения;
—нормы международного гуманитарного права;
—основные виды воинской деятельности;
—содержание начальной военной подготовки военнослужащих в войсках;
—строи отделения и порядок управления ими;
—назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
—правила ухода за автоматом, его хранения и сбережения;
—правила подготовки автомата к стрельбе;
—приемы и правила стрельбы из автомата;
—основы современного общевойскового боя;
—общие обязанности солдата в бою;
—основные способы передвижения солдата в бою;
—способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
—ориентирование на местности по карте и определение своего местонахождения;
—основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
—государственные и военные символы Российской Федерации;
—боевые традиции Вооруженных Сил России;
—классы сходных воинских должностей;
—общие требования к безопасности военной службы;
—порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
Ученик должен уметь:
—перечислять комплекс основных мероприятий, проводимых в регионе проживания, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
—перечислять последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
—правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
—перечислять основные положения Военной доктрины Российской Федерации, касающиеся обеспечения военной безопасности государства;
—охарактеризовать основные особенности военной службы по призыву и по контракту;
—выполнять строевые приемы на месте и в движении;
—выполнять воинское приветствие на месте и в движении;
—выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
—готовить автомат к стрельбе;
—вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
—определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и некоторым признакам местных предметов;
—ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
—пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
—выработки потребности в соблюдении норм здорового образ жизни и устойчивой психологической невосприимчивости к вредным привычкам;
—формирования в себе качеств хорошего семьянина;
—владения навыками в области гражданской обороны;
—оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
—формирования психологической и физической готовности прохождению военной службы по призыву;
—формирования психологической, физической и профессиональной готовности к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
—выбора военного образовательного учреждения профессионального образования и военной профессии для подготовки к трудовой деятельности.
Содержание учебного предмета
10 класс
Номер темы | Название модуля, раздела, темы | Основное содержание | ||
Модуль 1 . Основы безопасности личности, общества и государства (20 ч) | ||||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (18 ч) | ||||
1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (7 ч) | Природная среда и человек. Автономное пребывание человека в природной среде. Виды автономии. Активный туризм как система подготовки человека к автономному пребыванию в природной среде. Определение района и маршрута однодневного турпохода, выполнение необходимых расчетов. Необходимое личное и групповое снаряжение для турпохода. Пешеход, основные обязанности пешехода. Пассажир, обязанности пассажира. Водитель – главная фигура в обеспечении безопасности дорожного движения. Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях. Правила безопасного поведения на улице в условиях различных криминогенных ситуаций. Правила поведения дома в случае возникновения криминогенной ситуации | ||
2 | Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций (4 ч) | Чрезвычайные ситуации природного характера и причины их возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Возможные последствия чрезвычайных ситуаций природного характера. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций геологического, метеорологического и гидрологического происхождения. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и причины их возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Значение уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения для профилактики ситуаций техногенного характера и их последствий. Организация защиты населения от ЧС техногенного характера. Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности при возникновении ЧС техногенного характера | ||
3 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера (7 ч) | Организация обороны государства и ее значение в обеспечении национальной безопасности России. Основные угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил РФ в обеспечении национальной безопасности России. Характер современных войн. Основные особенности вооруженной борьбы будущего. Предназначение Вооруженных Сил РФ в условиях современных войн и вооруженных конфликтов | ||
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (2 ч) | ||||
4 | Нормативно-правовая база Российской федерации и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (2 ч) | Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Федеральные законы РФ «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», Федеральные законы о «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму». Предназначение РСЧС. Структура РСЧС. Постоянно действующие органы РСЧС | ||
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (6 ч) | ||||
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (6 ч) | ||||
5 | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (2 ч) | Требования, предъявляемые к уровню здоровья допризывника при постановке на воинский учет. Качества, которые необходимо формировать в себе молодому человеку при подготовке к военной службе. Роль военной службы в формировании у военнослужащих качеств человека и гражданина – защитника Отечества. Инфекционные болезни и их классификация. Причины возникновения инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний | ||
6 | Здоровый образ жизни и его составляющие (4 ч) | Основные понятия о здоровье. Факторы, влияющие на здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Утомление и его профилактика. Технический прогресс и здоровье. Реакция организма человека на стрессовые ситуации. Роль физической культуры в сохранении и укреплении здоровья. Человек и его возможности. Вредные привычки и их профилактика | ||
Модуль 3 Обеспечение военной безопасности государства (44 ч) | ||||
Раздел 5. Основы обороны государства (18 ч) | ||||
7 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны (6 ч) | Гражданская оборона и ее предназначение. Основные задачи гражданской обороны. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны. Обычные средства поражения. Оружие массового поражения. Высокоточное оружие и виды оружия, разработанные на основе новых физических принципов. Предназначение системы оповещения и информирования населения. Структура системы оповещения и основные способы оповещения. Инженерная защита населения и ее предназначение. Убежища. Противорадиационные укрытия (ПРУ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, их предназначение и характеристика. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы и их основное предназначение. Предназначение гражданской обороны в общеобразовательной организации. Организация гражданской обороны в общеобразовательной организации. Содержание плана мероприятий общеобразовательной организации по защите учащихся и персонала в ЧС. | ||
8 | Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества (3 ч) | Основные вехи в строительстве Вооруженных Сил России в период до 1917 года. Этапы строительства Вооруженных Сил СССР. Вооруженные Силы Российской Федерации и их основное предназначение. Дни воинской славы России. Выдающиеся победы русского оружия в дореволюционное время. Победы Советской армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Военная организация государства и ее предназначение. Состав Вооруженных Сил РФ. Управление и руководство Вооруженными Силами РФ | ||
9 | Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (7 ч) | Сухопутные войска и их основное предназначение. Состав сухопутных войск. Техника и вооружение СВ. Военно-воздушные силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС. Военно-морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ Ракетные войска стратегического назначения, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН. Военно-десантные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВДВ. Войска воздушно-космической обороны и их предназначение. Задачи ВВКО. Силы и средства ракетно-космической обороны. Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ. Спасательные воинские формирования МЧС России | ||
10 | Боевые традиции Вооруженных Сил России (2 ч) | Качества, присущие военнослужащему Вооруженных Сил РФ – защитнику Отечества. Чувство патриотизма – основа духовных качеств военнослужащего. Общие понятия о долге и воинском долге. Товарищество и дружба – основные понятия, их единство и различия. Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Неуставные отношения и причины их возникновения | ||
Раздел 6. Основы военной службы (26 ч) | ||||
11 | Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (3 ч) | Положения из Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, касающиеся размещения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Положения из Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, касающиеся распределения времени и повседневного порядка жизнедеятельности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Основные мероприятия, проводимые в Вооруженных Силах РФ по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, проходящих военную службу по призыву | ||
12 | Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда (5 ч) | Основное предназначение и состав суточного наряда, определенными Уставом внутренней службы. Обязанности дежурного по роте. Обязанности дневального по роте | ||
13 | Организация караульной службы (3 ч) | Общие положения организации караульной службы. Часовой и его неприкосновенность. Положения Устава гарнизонной и караульной служб, определяющих основные обязанности часового | ||
14 | Строевая подготовка (6 ч) | Основное предназначение строевой подготовки в Вооруженных Силах РФ. Основные положения военнослужащих в строю. Приемы и движения, выполняемые военнослужащими без оружия (правила их выполнения, команды, подаваемые для выполнения данных строевых приемов, порядок их выполнения). Порядок и правила выполнения воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Порядок выхода военнослужащего из строя и возвращение в строй; подход к начальнику и отход от него. Строи отделения, развернутый строй, походный строй. Порядок построения, перестроения и движения отделения в строю. Порядок выполнения воинского приветствия в строю, на месте и в движении | ||
15 | Огневая подготовка (5 ч) | Предназначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата, правила ухода за автоматом, его хранения и сбережения. Приемы и правила стрельбы из автомата | ||
16 | Тактическая подготовка (4 ч) | Основные понятия, характеризующие предназначение тактической подготовки военнослужащих. Обязанности солдата в бою. |
Содержание учебного предмета
11 класс
Номер темы | Название модуля, раздела, темы | Основное содержание | |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (11 ч) | |||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (4 ч) | |||
1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (4 ч) | Пожарная безопасность и ее обеспечение. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре. Основные причины возникновения пожаров в быту. Пожар в квартире. Пожар в общественном месте. Правила поведения при возникновении пожара в квартире и в общественном месте. Обеспечение личной безопасности на водоемах. Рекомендации по безопасному отдыху на воде. Общие правила безопасного купания в водоеме. Безопасность на замерзших водоемах. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, с бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при пользовании компьютером. Порядок вызова спасательных служб | |
Раздел 2. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (7 ч) | |||
2 | Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (6 ч) | Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи. Федеральный оперативный штаб, его предназначение и состав. Контртеррористическая операция и ее предназначение. Силы и средства, привлекаемые для пресечения террористического акта. Правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения. Основные цели введения правового режима на период контртеррористической операции. Решение о введении правового режима и решение о его отмене. Применение мер и временных ограничений на период проведения контртеррористической операции | |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (15 ч) | |||
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (5 ч) | |||
3 | Нравственность и здоровье (6 ч) | Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания крепкой семьи. Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД – это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека. Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права. Права и обязанности родителей | |
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (10 ч) | |||
4 | Первая медицинская помощь при несложных состояниях (10 ч) | Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута. Борьба с болью. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждениях позвоночника. Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила проведения сердечно-легочной реанимации | |
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (42 ч) | |||
Раздел 5. Основы обороны государства (16 ч) | |||
5 | Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства (2 ч) | Основное предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные функции Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные функции и задачи Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности от внешних и внутренних угроз. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации и национальная безопасность России. Нормативно-правовая база миротворческой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Статус военнослужащих, участвующих в миротворческой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации | |
6 | Символы воинской чести (3 ч) | Боевое знамя воинской части. Статус Боевого знамени воинской части. Вынос Боевого знамени воинской части. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и на военной службе. Государственные награды Российской империи. Государственные награды СССР. Государственные награды Российской Федерации. Военная форма одежды и ее значение для военнослужащих. Парадная форма одежды. Повседневная, полевая и специальная форма одежды. | |
7 | Воинская обязанность (11 ч) | Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержание. Воинский учет, обязательная подготовка граждан к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет. Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил РФ, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов | |
Раздел 6. Основы военной службы (26 ч) | |||
8 | Особенности военной службы (9 ч) | Военная служба – особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил РФ, Строевой Устав Вооруженных Сил РФ, их предназначения и основные положения. Военная присяга - основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга. Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил РФ. Военная форма одежды. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы. Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой | |
9 | Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества (8 ч) | Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание - защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и Военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя в России, народа и Отечества. Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя. Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Единоначалие - принцип строительства Вооруженных Сил РФ. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, - постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил РФ. Участие Вооруженных Сил РФ в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента | |
10 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации (4 ч) | Порядок вручения Боевого знамени воинской части. Порядок приведения к Военной присяге. Положение о порядке приведения к Военной присяге (принесение обязательства). Текст военной присяги и обязательства. Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники стрелкового оружия. Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации | |
11 | Прохождение военной службы по призыву (3 ч) | Призыв на военную службу. Порядок определения предназначения призывника. Документы, необходимые призывнику при явке его на призывную комиссию. Порядок прохождения военной службы. Размещение и быт военнослужащих, проходящих службу по призыву | |
12 | Прохождение военной службы по контракту (2 ч) | Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту. Сроки альтернативной гражданской службы. Порядок подачи заявлений на прохождение альтернативной гражданской службы. Материальное, финансовое и другие виды обеспечения военнослужащих. Законодательство об альтернативной гражданской службе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...