Рабочие программы по ОБЖ ФГОС 8-9 классы 2017-2018 учебный год
рабочая программа по обж по теме
пояснительная записка и КТП по ОБЖ ФГОС 8-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_8_klass.docx | 32.12 КБ |
rabochaya_programma_po_obzh_9_klass.docx | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание учебного предмета «Основ безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7)
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;
3. Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной лини учебников под редакций А.Т.Смирнова, .- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016 г.
За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
· эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
· структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 6 классе.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания рабочей программы, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.
МОДУЛЬ I. Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I.. Основы комплексной безопасности
Глава 1. Пожарная безопасность.
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязаности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
Глава 2. Безопасность на дорогах.
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист — водитель транспортного средства
Глава 3. Безопасность на водоемах.
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Глава 4. Экология и безопасность.
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
РАЗДЕЛ II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Глава 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения. Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
Глава 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
МОДУЛЬ II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
РАЗДЕЛ IV. Основы здорового образа жизни
Глава 8. Здоровый образ жизни и его составляющие. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
РАЗДЕЛ V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Глава 9. Первая помощь при неотложных состояниях.
Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь при отравлениях АХОВ. Первая помощь при травмах. Первая помощь при утоплении.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы организации учебной деятельности
формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;
При изучении тематики ОБЖ можно выделить пять основных видов учебной деятельности обучающихся:
1. Учебно-познавательную, включающую:
• изучение нового учебного материала на уроках;
• выполнение домашней работы с использованием учебной литературы и ресурсов сети Интернет для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.
2. Аналитическую, включающую:
• установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;
• планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.
3. Практическую, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.
4. Поисково-исследовательскую, включающую:
• наблюдение, поэтапное фиксирование результатов, сопоставление результатов исследовательского и контрольного материала с помощью разнообразных методов и приемов.
5. Творческую, включающую:
• самостоятельное раскрытие новых сторон изучаемых явлений, приобретения знаний о новых фактах, умения видеть новое в уже известных фактах.
Планируемые результаты освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
На конец 8 класса ученик научится и получит возможность научиться.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и ЧС; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и ЧС; о ЗОЖ; об оказании ПМП при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата проведения урока | Наименование раздела, тема | корректировка |
Глава 1. Пожарная безопасность | |||
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Повторение изученного в 7 классе. | ||
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Повторение изученного в 7 классе | ||
3 | Контрольная работа по итогам повторения за 7классе. | ||
4 | Анализ работы. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. | ||
Глава 2. Безопасность на дорогах. | |||
5 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. | ||
6 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов в пассажиров. | ||
7 | Велосипедист – водитель транспортного средства. Практическое задание. | ||
Глава 3. Безопасность на водоемах. | |||
8 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. | ||
9 | Безопасный отдых на водоемах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | ||
Глава 4. Экология и безопасность. | |||
10 | Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. | ||
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | ||
Глава 5. ЧС техногенного характера и их возможные последствия. | |||
12 | Классификация ЧС техногенного характера. | ||
13 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | ||
14 | Контрольная работа за первое полугодие «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни». | ||
15 | Анализ работы. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | ||
16 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах. | ||
17 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | ||
Глава 6. Обеспечение безопасности населения от ЧС. | |||
18 | Обеспечение радиационной безопасности населения. | ||
19 | Обеспечение химической защиты населения. Практическое задание. | ||
20 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. | ||
21 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. | ||
Глава 7. Организация и защита населения от ЧС техногенного характера. | |||
22 | Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера. | ||
23 | Эвакуация населения. Практическое задание. | ||
24 | Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. | ||
Глава 8. ЗОЖ и его составляющие. | |||
25 | Здоровье как основная ценность человека. | ||
26 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовая и социальная сущность. | ||
27 | Репродуктивное здоровье - составляющая часть здоровья человека и общества. | ||
28 | ЗОЖ как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества, профилактика основных неинфекционных заболеваний. | ||
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек | ||
30 | ЗОЖ и безопасность жизнедеятельности. | ||
Глава 9. Первая помощь при неотложных состояниях. | |||
31 | Первая помощь пострадавшим и ее значение. | ||
32 | Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Практическое занятие | ||
33 | Итоговая контрольная работа. | ||
34 | Анализ работы. Первая помощь при травмах. Практическое занятие. | ||
35 | Первая помощь при утоплении. Практическое занятие. |
Предварительный просмотр:
Содержание учебного предмета «Основ безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7)
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;
3. Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной лини учебников под редакций А.Т.Смирнова, .- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017 г.
За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
· эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
· структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 9 классе.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания рабочей программы, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.
МОДУЛЬ I. Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I.. Основы комплексной безопасности
Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире.
Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность.
Глава 2. ЧС мирного и военного времени и национальная безопасность России.
ЧС и их квалификация. ЧС природного характера и их последствия. ЧС техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России.
РАЗДЕЛ II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Глава 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
Глава 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения. Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
РАЗДЕЛ III. Противодействия экстремизму и терроризму в РФ.
Глава 5. Общие понятия о терроризме и экстремизме.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Глава 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Общегосударственное противодействие терроризму. Нормативно –правовая база противодействию наркотизму.
Глава 7. Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ.
Организационные основы противодействия терроризму в РФ. Организационные основы противодействия наркотизму в РФ.
Глава 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.
Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости.
МОДУЛЬ II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
РАЗДЕЛ IV. Основы здорового образа жизни
Глава 9. Здоровье условие благополучия человека.
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Глава 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.
Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Глава 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в РФ.
РАЗДЕЛ V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Глава 12. Оказание первой помощи.
Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы организации учебной деятельности
формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;
виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый
При изучении тематики ОБЖ можно выделить пять основных видов учебной деятельности обучающихся:
1. Учебно-познавательную, включающую:
• изучение нового учебного материала на уроках;
• выполнение домашней работы с использованием учебной литературы и ресурсов сети Интернет для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.
2. Аналитическую, включающую:
• установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;
• планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.
3. Практическую, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.
4. Поисково-исследовательскую, включающую:
• наблюдение, поэтапное фиксирование результатов, сопоставление результатов исследовательского и контрольного материала с помощью разнообразных методов и приемов.
5. Творческую, включающую:
• самостоятельное раскрытие новых сторон изучаемых явлений, приобретения знаний о новых фактах, умения видеть новое в уже известных фактах.
Планируемые результаты освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
- Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
- Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
- Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
- Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства
- Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
На конец 9 класса ученик научится и получит возможность научиться.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Календарно - тематическое планирование
№/п | Дата проведения урока | Наименование разделов и тем. | Корректировка |
Национальная безопасность России в современном мире | |||
1. | Современный мир и Россия. Повторение курса за 8 класс | ||
2. | Национальные интересы России в современном мире. Повторение курса за 8 класс | ||
3. | Контрольная работа по итогам повторения за 8 класс. | ||
4. | Анализ работы. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России | ||
5. | Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность. | ||
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России | |||
6. | ЧС и их классификация. | ||
7. | ЧС природного характера и их последствия. | ||
8. | ЧС техногенного характера и их причины. | ||
9. | Угроза военной безопасности России. | ||
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных мирного и военного времени | |||
10. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) | ||
11. | ГО как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | ||
12. | МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС. | ||
Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС мирного и военного времени | |||
13. | Мониторинг и прогнозирование ЧС. | ||
14. | Контрольная работа за первое полугодие по теме «Основы безопасности личности, общества и государства». | ||
15. | Анализ работы. Инженерная защита населения и территорий от ЧС. | ||
16. | Оповещение и эвакуация населения в условиях ЧС | ||
17. | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | ||
18. | Контроль знаний (тестирование) по 1-2 разделу. | ||
Общие понятия о терроризме и экстремизме. | |||
19. | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. | ||
20. | Виды террористических деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. | ||
Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ | |||
21. | Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. | ||
22. | Общегосударственное противодействие терроризму. | ||
23. | Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. | ||
Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ. | |||
24. | Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ. | ||
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости. | |||
25. | Правила поведения при угрозе террористического акта. | ||
26. | Профилактика наркозависимости | ||
Основы здорового образа жизни | |||
27. | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. | ||
28. | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | ||
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | |||
29. | Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. | ||
30. | Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе | ||
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | |||
31. | Брак и семья. Семья и ЗОЖ человека. Основы семейного права в РФ | ||
32. | Итоговая контрольная работа | ||
33 | Анализ работы. Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Практическое занятие. | ||
34. | Первая медицинская помощь при передозировке приема психоактивных веществ. Обобщающий урок по курсу ОБЖ 9 класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 10 класс 2017-2018
По учебнику Чешко....
Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2017-2018 учебный год...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2017-2018 учебный год...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по русскому языку 10 класс 2017-2018 учебный год...
Рабочая программа по математике для 5 класса 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по математике для 5 класса рассчитана на 5 часов в неделю по УМК Н.Я. Виленкина...
Рабочая программа по ОБЖ для 5 классов 2017-2018 учебного года
Настоящая рабочая программа по ОБЖ для 5 классов составлена в соответствии со следующими документами:Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерац...