Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2017-2018 учебный год
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2017-2018 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kk_v_set.doc | 271.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по русскому языку
2016-2017 учебный год
9 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение»
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык - 9 класс». Москва: Просвещение, 2014 г. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова.
К данному варианту программы прилагается методическое пособие Т.М. Амбушева « Поурочные планы 9 класс» Издательство «Учитель» Волгоград 2014 г.
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 85 часов.
Цель программы:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи программы:
- развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
- На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
- Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Содержание тем учебного курса
Международное значение русского языка (1час)
Повторение изученного в V – VIII классах (7 ч.)
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили языка. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Сложное предложение. Культура речи (5 ч)
Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сложносочинённые предложения (10 ч)
Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с противительными союзами.
Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочинённого предложения.
Сложноподчинённые предложения (31 ч)
Понятие о сложноподчинённом предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени, места. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, условия, цели и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.
Бессоюзные сложные предложения (11 ч)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Синтаксический и пунктуационный разборы бессоюзного сложного предложения.
Сложные предложения с различными видами связи (7 ч)
Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разборы предложения с различным видами связи.
На повторение в конце учебного года отводится 11 часов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | На развитие речи в том числе | Сочинений | Изложений | Контрольных работ (диктантов, тестов,зачётов) |
1 | Международное значение русского языка | 1 | ||||
2 | Повторение пройденного в 5-8-ых классах | 7 | 3 | 1 | ||
3 | Сложные предложения | 5 | 1 | 1 | 1 | |
4 | Сложносочинённые предложения | 10 | 2 | 2 | 1 | |
5 | Сложноподчинённые предложения | 31 | 8 | 3 | 3 | 3 |
6 | Бессоюзные сложные предложения | 11 | 4 | 1 | 1 | 1 |
7 | Сложные предложения с разными видами связи | 7 | 2 | 1 | 1 | |
8 | Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи | 13 | 2 | 1 | 2 | |
Итого: | 85 | 22 | 7 | 6 | 10 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка;
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
'.орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Учебно-методическое обеспечение
1 Примерная программа (основного) общего образования по русскому языку.
2 Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классыМ. « Просвещение»
Используемая литература для учителя
1 Русский язык учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авт оры Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. Москва: «Просвещение», 2014 год.
2. Т.М. Амбушева « Поурочные планы 9 класс» Издательство « Учитель» Волгоград 2014 г.
3 Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2014
4 Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь/ Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. – М.: Просвещение, 2014.
5 Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2015год: Предпрофильная подготовка/ Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. – Ростов н/Д: Легион, 2015г.
Используемая литература для обучающихся
1 Тростенцова Л. А. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; научн. ре-дакт. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 20114
2. Тестовые задания по ОГЭ
Мультимедийные пособия.
Презентации к урокам по всем темам
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодия
Календарно-тематическое планирование
№урока | Наименование раздела | Тема урока | Количество часов | Виды,формы контроля | План. дата | Факт.дата |
1 | Международное значение русского языка (1 ч.) | Международное значение русского языка | 1 | Анализ текстов о языке | ||
2Р | Повторение пройденного в 5-8-ых классах (7 ч.) | Устная и письменная речь. Диалог и монолог | 1 | Сообщения. Работа с текстами | ||
3Р | Стили языка. | 1 | Работа с текстами | |||
4 | Простое предложение и его грамматическая основа | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
5 | Предложения с обособленными членами | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
6 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
7 | Контрольный диктант. | 1 | Контрольный диктант | |||
8Р | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками. | |||
9-10 | Сложные предложения ( 5 ч.) | Понятие о сложном предложении.Союзные и бессоюзные предложения | 2 | Составление таблицы «Основные виды сложных предложений» | ||
11 | Разделительные и выделительные знаки препинания .Интонация сложного предложения | 1 | Работа с текстами | |||
12Р | Сочинение в форме дневниковой записи | 1 | Сочинение | |||
13 | Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» | 1 | Устный опрос | |||
14 | Сложносочинённые предложения (10 ч.) | Понятие о сложносочинённом предложении Смысловые отношения в ССП | 1 | Самостоятельная работа | ||
15 | ССП с соединительными союзами | 1 | Индивидуальная работа | |||
16 | ССП с соединительными союзами | 1 | Практическая работа | |||
17 | ССП с разделительными союзами | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
18 | ССП с противительными союзами | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
19 | Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения | 1 | Проверочная работа | |||
-20-21Р | Сочинение-описание по воображению (на основе картины В. Г. Цыплакова «Мороз и солнце») (упр. 74) | 2 | Сочинение | |||
22 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | 1 | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | |||
23К | Контрольный диктант по теме «ССП» | 1 | Контрольный диктант | |||
24 | Сложноподчинённые предложения ( 31 ч.) | Работа над ошибками. Понятие о сложноподчинённом предложении | 1 | Индивидуальная работа | ||
25 | Место придаточного по отношению к главному. | 1 | Составление схем | |||
26Р. | Сочинение-отзыв по картине И. Тихого «Аисты» (упр. 92) | 1 | Сочинение | |||
27 | Союзы и союзные слова в ССП | 1 | Анализ предложений. | |||
28 | Правописание омонимичных частей речи | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
29 | Роль указательных слов в СПП | 1 | Анализ предложений. | |||
30-31Р | Изложение по тексту (упр. 106) | 2 | Изложение. | |||
32 | Анализ изложения. СПП с придаточными определительными | 1 | Устный опрос | |||
33 | СПП с придаточными определительными | 1 | Самостоятельная работа | |||
34 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
35Р | Сжатое изложение №123 | 1 | Изложение. | |||
36 | СПП предложения с придаточными обстоятельственными | 1 | Самостоятельная работа | |||
37 | СПП с придаточными места и времени | 1 | Проверочная работа | |||
38 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | 1 | Индивидуальная работа | |||
39-40Р | Сочинение-рассуждение по тексту №133 | 2 | Сочинение | |||
41 | Анализ сочинения. СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
42 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
43 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
44 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными | 1 | Проверочная работа | |||
45 | Систематизация и обобщение по теме «Типы придаточных предложений» | 1 | Работа с текстами. | |||
46К | Контрольный диктант | 1 | Контрольный диктант | |||
47 | Сочинение по данному началу (на основе картины В. П. Фельдмана «Родина») (упр. 166 | 1 | Сочинение | |||
48 | Работа над ошибками. СПП с несколькими придаточными | 1 | Анализ предложений. | |||
49 | СПП с несколькими придаточными | 1 | Анализ предложений. | |||
50 | Сообщение о происхождении псевдонимов (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним») (упр. 175) | 1 | Сообщения | |||
51 | Синтаксический и пунктуационный разбор СПП | 1 | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | |||
52Р | Изложение подробное (о деятельности С. И. Ожегова и его Толковом словаре) (упр. 177) | 1 | Изложение. | |||
53-54 | Урок-зачёт по теме СПП Контр диктант | 2 | Устный опрос. Контрольный диктант | |||
55 | Бессоюзные сложные предложения (11 ч.) | Понятие о БСП. Интонация в БСП | 1 | Анализ предложений. | ||
56Р | Как писать реферат на лингвистическую тему | 1 | Реферат | |||
57 | Запятая и точка с запятой в БСП | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
58 | Подробное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин» (с дополнительным заданием — упр. 192) | 1 | Изложение. | |||
59 | Двоеточие в БСП | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
60 | Тире в БСП | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
61-62 | Сочинение — отзыв о картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» (упр. 202) | 2 | Сочинение | |||
63-64 | Анализ сочинения. Работа над ошибками. Синтаксический и пунктуационный разбор | 2 | Работа над ошибками. Синтаксический и пунктуационный разбор | |||
65К | Контрольный диктант по теме «БСП» | 1 | Контрольный диктант | |||
66 | Сложные предложения с разными видами связи (7 ч.) | Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях | 1 | Выполнение практических заданий. | ||
67 | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
68 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи | 1 | Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений | |||
69Р | Подробное изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (Р) (упр. 219 | 1 | Изложение. | |||
70Р | Анализ изложения. Публичная речь. | 1 | Сообщения учащихся. | |||
71К | Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
72 | Контрольный диктант | 1 | Контрольный диктант | |||
73 | Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи( 13 ч.) | Повторение. Фонетика и графика | 1 | Выполнение практических заданий. | ||
74 | Повторение. Лексика и фразеология | 1 | Работа со словарем. | |||
75 | Морфемика. | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
76 | Словообразование | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
77 | Орфограммы в корнях слов | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
78 | Орфограммы в приставках | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
79 | Однородные члены предложения | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
80 | Обособленные члены предложения | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
81 | Вводные слова и конструкции | 1 | Выполнение практических заданий. | |||
82 | Контрольное изложение | 1 | Изложение. | |||
83 | Контрольное изложение | 1 | Изложение. | |||
84 | Контрольное тестирование | 1 | Тест | |||
85 | Контрольное тестирование | 1 | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс 2017-2018 учебный год
- положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...
Рабочая программа по химии 9 класс 2017-2018 учебный год
- положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...
Рабочая программа по английскому языку на 2017-2018 учебный год
для 2 класса, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по истории. 7 класс. 2017 - 2018 учебный год
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....
Рабочая программа по истории. 6 класс. 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....
Рабочая программа по обществознанию. 7 класс. 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования...