Программа по ОБЖ 8 класса.
рабочая программа по обж (8 класс) по теме

Богатенкова Лариса Александровна

Рабочая программа для 8 класса по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_8_klass_obzh.docx994.03 КБ

Предварительный просмотр:

G:\богатенкова\богатенкова - 0005.tif

Пояснительная записка 

      Рабочая программа по предмету «Основы безопасности и жизнедеятельности» разработана в соответствии с ФГОС ООО, основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ п.Малиновский», учебным планом МБОУ «СОШ п.Малиновский» на 2016-17 учебный год, адресована для обучающихся 8  классов по  ОБЖ //Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности . 7-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2016. (Стандарты второго поколения)// с учетом авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников . 5-9 классы. Под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников », издательство «Просвещение»  2016.

Программа ориентирована на использование учебника: Основы безопасности жизнедеятельности.8 класс:  Учеб. для общеобразоват. организаций / А.Т.Смирнова, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. -6-е изд. –М. : Просвещение, 2017 -240с.

На изучение программного материала по учебному плану для учащихся 8 класса выделяется 1 час в неделю, в год – 35часов.

Цели:

- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, характера;

- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

Задачи:

- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом возможностей;

- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни.

Реализация программы позволит  сформировать у учащихся активные  и сознательные действия в настоящем и будущем,  которые ориентированы на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта.

  Школьный курс ОБЖ в  8 классе предполагает изучение федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– «О пожарной безопасности»;

– «О гражданской обороне».

При организации процесса обучения в рамках данной  программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная,  деятельностная технология, практико-ориентированный подход, ИКТ и др.

Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 8 классов  основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих - защищенность жизненно важных интересов личности от   внешних и внутренних   угроз;

-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять - правила безопасности жизнедеятельности;

-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному - здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Мета предметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера;

-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

В познавательной сфере:

-знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;

- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:

-умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

-умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

-умения анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять причины их возникновения   и   возможные   последствия,   проектировать модели личного безопасного поведения.

В коммуникативной сфере:

-умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

В эстетической сфере:

-умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

В трудовой сфере:

-знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

-умения оказывать первую медицинскую помощь.

В сфере физической культуры:

-формирование установки на здоровый образ жизни;

-развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Содержание учебного предмета.

Глава 1. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

  1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Определение. Промышленные аварии и катастрофы. Причины. Потенциально опасные объекты, их виды. Классификация ЧС техногенного характера.
  2. Гидродинамические аварии. Гидродинамическое сооружение. Причины. Последствия. Рекомендации. Правила безопасного поведения.
  3. Аварии на пожара - взрывоопасных объектах. Определение. Основные причины. Поражающие факторы и последствия пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при пожаре и взрыве.
  4. Аварии на радиационных  опасных объектах.  Определение. Основные причины. Основные поражающие факторы. Радиоактивное облучение. Правила безопасного поведения.
  5. Аварии на химически опасных объектах.  Определение. Поражающие характеристики АХОВ. Химическая авария. Основные меры защиты населения при авариях на ХОО. Правила безопасного поведения.
  6. Аварии биологически опасных объектах. Определение. Причины. Правила безопасного поведения.
  7. Аварии на коммунальных сетях. Нарушения тепло – и водоснабжения. Правила безопасного поведения.
  8. Аварии на железнодорожном транспорте. Основные причины. Правила безопасного поведения.
  9. Аварии на морском (речном) транспорте.  Основные причины. Правила безопасного поведения.
  10. Авиакатастрофы. Причины. Основные поражающие факторы. Безопасное поведение в самолете.
  11. Дорожное – транспортное происшествие. Определение. Основные причины ДТП. Обязанности и правила поведения пассажиров.
  12. Средства индивидуальной и коллективной защиты населения.  Определение. Противогаз.  Средства защиты кожи. Ватно – марлевая повязка. Защитные сооружения. Убежище. Простейшие укрытия.
  13. Санитарная обработка при авариях техногенного характера. Определение. Дезактивация. Дегазация.  Дезинфекция. Порядок проведения санитарной обработки.
  14. Практическое занятие. Одевание противогаза. Ситуационные задания по теме.
  15. Контрольная работа по теме: Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Глава – 2. Обеспечение безопасности в обществе.

  1. Экологическая безопасность. Экологические проблемы. Экология как наука. Экосистема и её признаки.
  2. Защита окружающей среды. Биосфера. Изменение состояния чуши. Загрязнения атмосферы, гидросферы. Охрана природы. Мероприятия по защите. Экологический контроль. Юридическая ответственность за экологические преступления.
  3. Обеспечение безопасности в туристических поездках. Правила поведения во время путешествия.
  4. Социально – демографические процессы в России и безопасность в обществе. Демография.  Рождаемость. Смертность. Демографический кризис в России. Иммиграция населения.
  5. Опасные ситуации криминального характера.  Карманные кражи. Хулиганство. Грабеж, разбой. Опасность лифта. Насилие.
  6. Правила поведения при террористических угрозах. Определение. Факторы. Правила поведения при захвате транспорта, самолета. Действия при поступлении угрозы по телефону.
  7. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения. Правила поведения при угрозе захвата в заложники. Похищение.
  8. Обеспечение безопасности в зоне вооруженного конфликта. Поведение в зоне ведения боевых действий.

Глава – 3. Основы здорового образа жизни.

  1. Курение. Табак и никотин. Влияние на организм. Физиологические изменения. Болезни, вызываемые курением.  «Пассивное курение».
  2. Употребление алкоголя. Влияние на умственные  способности. Зависимость. Заболевания. Профилактика
  3. Наркомания.  Наркотики. Профилактика

Глава – 4. Первая медицинская помощь.

  1. Травмы конечностей. Перелом. Виды. Первая помощь при переломах. Вывих, растяжения. Помощь.
  2. Повреждения позвоночника, костей таза, грудной клетки. Особенности травм позвоночника. Первая помощь.
  3. Черепно – мозговые травмы. Особенности травм. Первая помощь при черепно  – мозговых травмах.
  4. Синдром длительного сдавливания. Понятие длительного сдавливания. Первые признаки. Степени. Первая помощь.
  5. Отравления химическими веществами. Угарный газ. Причины отравления. Степени отравления. Ртуть.
  6. Первая помощь при поражении АХОВ.
  7. Правила и способы переноски пострадавших. Правила размещения пострадавшего на носилках. Основные правила переноса травмированного на носилках.
  8. Практическое занятие. Способы переноса пострадавших на руках и с помощью подручных средств.
  9. Контрольный урок по теме: «Основы здорового образа жизни и первой медицинской помощи».

Система оценки планируемых результатов.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

        Оценка мета предметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе мета предметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Виды и формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос,  опрос в парах, практические и контрольные работы.

Тематическое планирование

Наименование разделов

Всего часов

В том числе:

Практические, лабораторные, творческие, самостоятельные

работы

Контрольные

работы

1

Глава -1. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

15

1

1

2

Глава – 2. Обеспечение безопасности в обществе.

8

3

Глава – 3. Основы здорового образа жизни.

3

4

Глава – 4. Первая медицинская помощь.

9

1

1

Итого:

35

2

2

Календарно – тематическое планирование 8 класс.

№ урока в теме

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Планируемая дата

Глава -1. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Регулятивные: целеполагание.

Личностные: защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз.

Коммуникативные: умение информировать о результатах своих наблюдений.

Внеурочная деятельность: различать ЧС и знать правила безопасного поведения.

1.

1

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

урок открытия новых знаний

02.09

2.

2

Гидродинамические аварии.

1

урок открытия новых знаний

09.09

3.

3

Аварии на пожар - взрывоопасных объектах.

1

урок открытия новых знаний

16.09

4.

4

Аварии на радиационных  опасных объектах.

1

урок открытия новых знаний

23.09

5.

5

Аварии на химически опасных объектах.

1

урок открытия новых знаний

30.09

6.

6

Аварии биологически опасных объектах.

1

урок открытия новых знаний

07.10

7.

7

Аварии на коммунальных сетях.

1

урок открытия новых знаний

14.10

8.

8

Аварии на железнодорожном транспорте.

1

урок систематизации знаний

21.10

9.

9

Аварии на морском (речном) транспорте.

1

урок систематизации знаний

28.10

10.

10

Авиакатастрофы.

1

урок систематизации знаний

11.11

11.

11

Дорожное – транспортное происшествие.

1

урок систематизации знаний

18.11

12.

12

Средства индивидуальной и коллективной защиты населения.

1

урок открытия новых знаний

25.11

13.

13

Санитарная обработка при авариях техногенного характера.

1

урок открытия новых знаний

2.12

14.

14

Практическое занятие.

1

урок систематизации знаний

9.12

15.

15

Контрольная работа по теме: Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

1

урок развивающего контроля

16.12

Глава – 2. Обеспечение безопасности в обществе.

Регулятивные: целеполагание.

Личностные: ответственное отношение к сохранению окружающей среды

Коммуникативные: участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение.

Внеурочная деятельность: анализировать последствия опасных ситуаций, моделировать ситуации, требующие знания правил безопасного  поведения.

16.

1

Экологическая безопасность.

1

урок открытия новых знаний

23.12

17.

2

Защита окружающей среды.

1

урок систематизации знаний

13.01

18.

3

Обеспечение безопасности в туристических поездках.

1

урок систематизации знаний

20.01

19.

4

Социально – демографические процессы в России и безопасность в обществе.

1

урок открытия новых знаний

27.01

20.

5

Опасные ситуации криминального характера.

1

урок систематизации знаний

03.02

21.

6

Правила поведения при террористических угрозах.

1

урок систематизации знаний

10.02

22.

7

Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.

1

урок систематизации знаний

17.02

23.

8

Обеспечение безопасности в зоне вооруженного конфликта.

1

урок открытия новых знаний

03.03

Глава – 3. Основы здорового образа жизни.

Регулятивные: развитие морального мышления и поведения.

Личностные: оценка личностного развития.

Коммуникативные: умение выражать свое мнение и умение.

Внеурочная деятельность: формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни.

24.

1

Курение.

1

урок систематизации знаний

10.03

25.

2

Употребление алкоголя.

1

урок систематизации знаний

17.03

26.

3

Наркомания.

1

урок открытия новых знаний

24.03

Глава – 4. Первая медицинская помощь.

Регулятивные: контроль в форме сличения с эталоном.

Личностные: оценка достижений в ходе развития планируемых результатов.

Коммуникативные: умение информировать о результатах своих наблюдений.

Внеурочная деятельность: приемы оказания  первой помощи при массовых поражениях.

27.

1

Травмы конечностей.

1

урок открытия новых знаний

7.04

28.

2

Повреждения позвоночника, костей таза, грудной клетки.

1

урок систематизации знаний

14.04

29.

3

Черепно – мозговые травмы.

1

урок систематизации знаний

21.04

30.

4

Синдром длительного сдавливания.

1

урок систематизации знаний

28.04

31.

5

Отравления химическими веществами.

1

урок открытия новых знаний

5.05

32.

6

Первая помощь при поражении АХОВ.

1

урок открытия новых знаний

33.

7

Правила и способы переноски пострадавших.

1

урок систематизации знаний

34.

8

Практическое занятие.

1

урок систематизации знаний

35.

9

Контрольный урок по теме: основы здорового образа жизни и первой медицинской помощи.

1

урок развивающего контроля

Список литературы

Для учителя

Для обучающихся

1. Программа   для общеобразовательных учреждений по  «Основам  безопасности жизнедеятельности  для  5-11  классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т. М.:Просвещение, 2008г

2. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений, - М., Просвещение, 2014;

 3. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И.,; Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя  - М., Просвещение, 2004

Учебник. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников ; под. Ред. А.Т. Смирнова.-6-е изд.- М.: Просвещение, 2017.- 240с.

Законы Российской Федерации:

- «Об образовании»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.

-«Об охране окружающей природной среды»;

-«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

-«О пожарной безопасности»;

-«О гражданской обороне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...