Программа по ОБЖ 8 класса.
рабочая программа по обж (8 класс) по теме
Рабочая программа для 8 класса по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_8_klass_obzh.docx | 994.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности и жизнедеятельности» разработана в соответствии с ФГОС ООО, основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ п.Малиновский», учебным планом МБОУ «СОШ п.Малиновский» на 2016-17 учебный год, адресована для обучающихся 8 классов по ОБЖ //Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности . 7-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2016. (Стандарты второго поколения)// с учетом авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников . 5-9 классы. Под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников », издательство «Просвещение» 2016.
Программа ориентирована на использование учебника: Основы безопасности жизнедеятельности.8 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций / А.Т.Смирнова, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.Смирнова. -6-е изд. –М. : Просвещение, 2017 -240с.
На изучение программного материала по учебному плану для учащихся 8 класса выделяется 1 час в неделю, в год – 35часов.
Цели:
- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, характера;
- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
Задачи:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом возможностей;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни.
Реализация программы позволит сформировать у учащихся активные и сознательные действия в настоящем и будущем, которые ориентированы на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта.
Школьный курс ОБЖ в 8 классе предполагает изучение федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне».
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная, деятельностная технология, практико-ориентированный подход, ИКТ и др.
Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 8 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих - защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять - правила безопасности жизнедеятельности;
-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному - здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Мета предметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
В познавательной сфере:
-знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
-умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
-умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
-умения анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
-умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
В эстетической сфере:
-умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
В трудовой сфере:
-знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
-умения оказывать первую медицинскую помощь.
В сфере физической культуры:
-формирование установки на здоровый образ жизни;
-развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Содержание учебного предмета.
Глава 1. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Определение. Промышленные аварии и катастрофы. Причины. Потенциально опасные объекты, их виды. Классификация ЧС техногенного характера.
- Гидродинамические аварии. Гидродинамическое сооружение. Причины. Последствия. Рекомендации. Правила безопасного поведения.
- Аварии на пожара - взрывоопасных объектах. Определение. Основные причины. Поражающие факторы и последствия пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при пожаре и взрыве.
- Аварии на радиационных опасных объектах. Определение. Основные причины. Основные поражающие факторы. Радиоактивное облучение. Правила безопасного поведения.
- Аварии на химически опасных объектах. Определение. Поражающие характеристики АХОВ. Химическая авария. Основные меры защиты населения при авариях на ХОО. Правила безопасного поведения.
- Аварии биологически опасных объектах. Определение. Причины. Правила безопасного поведения.
- Аварии на коммунальных сетях. Нарушения тепло – и водоснабжения. Правила безопасного поведения.
- Аварии на железнодорожном транспорте. Основные причины. Правила безопасного поведения.
- Аварии на морском (речном) транспорте. Основные причины. Правила безопасного поведения.
- Авиакатастрофы. Причины. Основные поражающие факторы. Безопасное поведение в самолете.
- Дорожное – транспортное происшествие. Определение. Основные причины ДТП. Обязанности и правила поведения пассажиров.
- Средства индивидуальной и коллективной защиты населения. Определение. Противогаз. Средства защиты кожи. Ватно – марлевая повязка. Защитные сооружения. Убежище. Простейшие укрытия.
- Санитарная обработка при авариях техногенного характера. Определение. Дезактивация. Дегазация. Дезинфекция. Порядок проведения санитарной обработки.
- Практическое занятие. Одевание противогаза. Ситуационные задания по теме.
- Контрольная работа по теме: Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Глава – 2. Обеспечение безопасности в обществе.
- Экологическая безопасность. Экологические проблемы. Экология как наука. Экосистема и её признаки.
- Защита окружающей среды. Биосфера. Изменение состояния чуши. Загрязнения атмосферы, гидросферы. Охрана природы. Мероприятия по защите. Экологический контроль. Юридическая ответственность за экологические преступления.
- Обеспечение безопасности в туристических поездках. Правила поведения во время путешествия.
- Социально – демографические процессы в России и безопасность в обществе. Демография. Рождаемость. Смертность. Демографический кризис в России. Иммиграция населения.
- Опасные ситуации криминального характера. Карманные кражи. Хулиганство. Грабеж, разбой. Опасность лифта. Насилие.
- Правила поведения при террористических угрозах. Определение. Факторы. Правила поведения при захвате транспорта, самолета. Действия при поступлении угрозы по телефону.
- Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения. Правила поведения при угрозе захвата в заложники. Похищение.
- Обеспечение безопасности в зоне вооруженного конфликта. Поведение в зоне ведения боевых действий.
Глава – 3. Основы здорового образа жизни.
- Курение. Табак и никотин. Влияние на организм. Физиологические изменения. Болезни, вызываемые курением. «Пассивное курение».
- Употребление алкоголя. Влияние на умственные способности. Зависимость. Заболевания. Профилактика
- Наркомания. Наркотики. Профилактика
Глава – 4. Первая медицинская помощь.
- Травмы конечностей. Перелом. Виды. Первая помощь при переломах. Вывих, растяжения. Помощь.
- Повреждения позвоночника, костей таза, грудной клетки. Особенности травм позвоночника. Первая помощь.
- Черепно – мозговые травмы. Особенности травм. Первая помощь при черепно – мозговых травмах.
- Синдром длительного сдавливания. Понятие длительного сдавливания. Первые признаки. Степени. Первая помощь.
- Отравления химическими веществами. Угарный газ. Причины отравления. Степени отравления. Ртуть.
- Первая помощь при поражении АХОВ.
- Правила и способы переноски пострадавших. Правила размещения пострадавшего на носилках. Основные правила переноса травмированного на носилках.
- Практическое занятие. Способы переноса пострадавших на руках и с помощью подручных средств.
- Контрольный урок по теме: «Основы здорового образа жизни и первой медицинской помощи».
Система оценки планируемых результатов.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Оценка мета предметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе мета предметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Виды и формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практические и контрольные работы.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе: | |
Практические, лабораторные, творческие, самостоятельные работы | Контрольные работы | |||
1 | Глава -1. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | 15 | 1 | 1 |
2 | Глава – 2. Обеспечение безопасности в обществе. | 8 | ||
3 | Глава – 3. Основы здорового образа жизни. | 3 | ||
4 | Глава – 4. Первая медицинская помощь. | 9 | 1 | 1 |
Итого: | 35 | 2 | 2 |
Календарно – тематическое планирование 8 класс.
№ урока в теме | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемая дата | |
Глава -1. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Регулятивные: целеполагание. Личностные: защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз. Коммуникативные: умение информировать о результатах своих наблюдений. Внеурочная деятельность: различать ЧС и знать правила безопасного поведения. | |||||
1. | 1 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. | урок открытия новых знаний | 02.09 | |
2. | 2 | Гидродинамические аварии. | 1 | урок открытия новых знаний | 09.09 |
3. | 3 | Аварии на пожар - взрывоопасных объектах. | 1 | урок открытия новых знаний | 16.09 |
4. | 4 | Аварии на радиационных опасных объектах. | 1 | урок открытия новых знаний | 23.09 |
5. | 5 | Аварии на химически опасных объектах. | 1 | урок открытия новых знаний | 30.09 |
6. | 6 | Аварии биологически опасных объектах. | 1 | урок открытия новых знаний | 07.10 |
7. | 7 | Аварии на коммунальных сетях. | 1 | урок открытия новых знаний | 14.10 |
8. | 8 | Аварии на железнодорожном транспорте. | 1 | урок систематизации знаний | 21.10 |
9. | 9 | Аварии на морском (речном) транспорте. | 1 | урок систематизации знаний | 28.10 |
10. | 10 | Авиакатастрофы. | 1 | урок систематизации знаний | 11.11 |
11. | 11 | Дорожное – транспортное происшествие. | 1 | урок систематизации знаний | 18.11 |
12. | 12 | Средства индивидуальной и коллективной защиты населения. | 1 | урок открытия новых знаний | 25.11 |
13. | 13 | Санитарная обработка при авариях техногенного характера. | 1 | урок открытия новых знаний | 2.12 |
14. | 14 | Практическое занятие. | 1 | урок систематизации знаний | 9.12 |
15. | 15 | Контрольная работа по теме: Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | 1 | урок развивающего контроля | 16.12 |
Глава – 2. Обеспечение безопасности в обществе. Регулятивные: целеполагание. Личностные: ответственное отношение к сохранению окружающей среды Коммуникативные: участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение. Внеурочная деятельность: анализировать последствия опасных ситуаций, моделировать ситуации, требующие знания правил безопасного поведения. | |||||
16. | 1 | Экологическая безопасность. | 1 | урок открытия новых знаний | 23.12 |
17. | 2 | Защита окружающей среды. | 1 | урок систематизации знаний | 13.01 |
18. | 3 | Обеспечение безопасности в туристических поездках. | 1 | урок систематизации знаний | 20.01 |
19. | 4 | Социально – демографические процессы в России и безопасность в обществе. | 1 | урок открытия новых знаний | 27.01 |
20. | 5 | Опасные ситуации криминального характера. | 1 | урок систематизации знаний | 03.02 |
21. | 6 | Правила поведения при террористических угрозах. | 1 | урок систематизации знаний | 10.02 |
22. | 7 | Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения. | 1 | урок систематизации знаний | 17.02 |
23. | 8 | Обеспечение безопасности в зоне вооруженного конфликта. | 1 | урок открытия новых знаний | 03.03 |
Глава – 3. Основы здорового образа жизни. Регулятивные: развитие морального мышления и поведения. Личностные: оценка личностного развития. Коммуникативные: умение выражать свое мнение и умение. Внеурочная деятельность: формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни. | |||||
24. | 1 | Курение. | 1 | урок систематизации знаний | 10.03 |
25. | 2 | Употребление алкоголя. | 1 | урок систематизации знаний | 17.03 |
26. | 3 | Наркомания. | 1 | урок открытия новых знаний | 24.03 |
Глава – 4. Первая медицинская помощь. Регулятивные: контроль в форме сличения с эталоном. Личностные: оценка достижений в ходе развития планируемых результатов. Коммуникативные: умение информировать о результатах своих наблюдений. Внеурочная деятельность: приемы оказания первой помощи при массовых поражениях. | |||||
27. | 1 | Травмы конечностей. | 1 | урок открытия новых знаний | 7.04 |
28. | 2 | Повреждения позвоночника, костей таза, грудной клетки. | 1 | урок систематизации знаний | 14.04 |
29. | 3 | Черепно – мозговые травмы. | 1 | урок систематизации знаний | 21.04 |
30. | 4 | Синдром длительного сдавливания. | 1 | урок систематизации знаний | 28.04 |
31. | 5 | Отравления химическими веществами. | 1 | урок открытия новых знаний | 5.05 |
32. | 6 | Первая помощь при поражении АХОВ. | 1 | урок открытия новых знаний | |
33. | 7 | Правила и способы переноски пострадавших. | 1 | урок систематизации знаний | |
34. | 8 | Практическое занятие. | 1 | урок систематизации знаний | |
35. | 9 | Контрольный урок по теме: основы здорового образа жизни и первой медицинской помощи. | 1 | урок развивающего контроля |
Список литературы
Для учителя | Для обучающихся |
1. Программа для общеобразовательных учреждений по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т. М.:Просвещение, 2008г 2. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений, - М., Просвещение, 2014; 3. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И.,; Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя - М., Просвещение, 2004 | Учебник. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников ; под. Ред. А.Т. Смирнова.-6-е изд.- М.: Просвещение, 2017.- 240с. |
Законы Российской Федерации: - «Об образовании»; - Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. -«Об охране окружающей природной среды»; -«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; -«О пожарной безопасности»; -«О гражданской обороне». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...