Технология проблемного обучения на уроках ОБЖ
статья по обж на тему
В статье рассматриваются формы и методы применения технологии проблемного обучения, раскрывается суть и условия успешного обучения через проблемные ситуации на уроках ОБЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bobreshov.v.s.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ
Бобрешова Валентина Сергеевна,
преподаватель-организатор ОБЖ
МКОУ СОШ № 14 пос. Приэтокского
Сегодня в значительной степени изменились требования к образованному человеку: ему невозможно знать всё, но очень важно научиться применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях. В XXI веке актуальным становится «формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях» [1, с. 9].
По моему мнению наиболее эффективным средством формирования мировоззрения, критического, творческого и диалектического мышления является проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. Особое место в данном случае занимает метод конкретных ситуаций, анализируя которые учащиеся решают такие проблемы, с которыми, возможно, им придется сталкиваться в жизни. Этот метод позволяет не только информировать учащихся о потенциальных опасностях, но и учить анализировать причины происшествий и несчастий.
Организация проблемного обучения предполагает, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок других людей, попавших в конкретную ситуацию. Конечная цель в данном случае – приучить учащихся к системе аналитического поведения в окружающей среде. Они должны научиться предвидеть опасности, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальных ситуаций или смягчения их последствия.
Проблемное обучение представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения. [2, с. 243].
Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
Условия успешного проблемного обучения:
– обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
– обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
– значимость информации, получаемой при решении проблемы;
– необходимость диалогического доброжелательного общения педагога и учащегося, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися [3].
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении. Сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой, у человека возникает состояние недоумения, удивления. Затем следует выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Таким образом ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью преподавателя. «При проблемном обучении процесс мышления включается лишь с целью разрешения проблемной ситуации; оно формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач». [2, с. 244.].
Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся.
На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.
Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.
Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.
Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, характерные для познавательного процесса, могут служить следующие:
- Между двумя (или более) положениями;
- Между житейскими представлениями и научными фактами;
- Между необходимостью и невозможностью выполнить задания учителя.
Проблемный метод в данном случае предполагает следующие шаги: проблемная ситуация – проблемная задача – модель поисков решения – решение. [2, с. 245.]
Рассмотрим возможные формы проблемного обучения на уроках ОБЖ.
- Проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме
лекции либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения.
- Частично-поисковая деятельность при выполнении практических
задач и решении проблемных ситуаций. Здесь вопросы преподавателя должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток.
- Самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся
самостоятельно формируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.
- Учебные деловые и ролевые игры.
Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.
Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей [3].
В настоящее время проблемное обучение просто необходимо, так как формирует гармонически развитую личность. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску, а, следовательно, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
Применение на уроках ОБЖ проблемного обучения различных уровней сложности позволяет, с одной стороны, более дифференцированно подходить к изучению данного предмета, а с другой – работать с группами обучающихся, которые имеют различный уровень подготовленности. Кроме того, проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески, что отвечает требованиям современной школы.
Литература
- Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности
жизнедеятельности. 5-9 классы : проект.- М. : Просвещение, 2010. – 40 с. – (Стандарты второго поколения).
- Столяренко Л. Д. Педагогика Серия «Учебники, учебные пособия».
Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 448 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. ...
ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...
Презентация проекта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы "
Презентация проекта " Технология проблемного обучения на уроках русского языка и "...
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного ...
Технология проблемного обучения на уроках технологии
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения пр...
Открытый урок по теме «Понятие отношения. Применение технологии проблемного обучения на уроке рефлексии», математика 6 класс
(конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны) тип урока: урок рефлексии технологии:...
Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях разв...