урок по ОБЖ "Компьютер и здоровье школьника"
план-конспект урока по обж (6 класс) на тему

Долженкова Елена Николаевна

Цель урока:

- дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека;

- заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому образу жизни;

- объяснить роль здоровья в жизни человека.

 

Оборудование:

- компьютер, презентация, видеофильм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Рышковская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок в 6 классе

на тему: 

«Компьютер и здоровье школьника»

Преподаватель-организатор ОБЖ

Долженкова Е.Н.

Тема урока: Компьютер и здоровье школьника.

Цель урока:

- дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека;

- заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому образу жизни;

- объяснить роль здоровья в жизни человека.

Оборудование:

- компьютер, презентация, видеофильм.

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте ребята, улыбнитесь друг другу и садитесь на свои места.

  1. Мотивация

 «Здравствуйте!» - мы ежедневно повторяем это приветствие.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

3.  Вступительная беседа учителя.

- А что такое здоровье? Дайте определение.

- Здоровье – это когда тебе хорошо.

- Здоровье – это когда ничего не болит.

- Здоровье – это красота.

- Здоровье – это сила.

(Данные понятия крепятся на доске)

- А от чего зависит наше здоровье? (от образа жизни)

- Дайте определение понятию здоровый образ жизни.

- А что у нас входит в здоровый образ жизни?

Сообщение (лежит на столе у ученика)

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 17-20% от социальных и природных условий, на 17-20% от особенностей наследственности, на 8-9% от эффективности работы органов здравоохранения.

-Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

- Я предлагаю вам ознакомиться со следующей печальной статистикой.

Сообщение (лежит на столе у учеников)

1. Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет!

2. Всероссийская диспансеризация 2013г., в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% - имеют отклонения в здоровье, у 16% - хронические патологии.

4.  Объявление темы и целей урока.

- Мы с вами уже выяснили, что на здоровье влияет образ жизни. И в нашу жизнь все больше входит различная техника.  А какой техникой чаще всего в настоящее время пользуется человек? (компьютер, телефон, планшет).

- А как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Правильно тема сегодняшнего урока «Компьютер и здоровье человека».

Слайд 1

- С чем мы должны познакомиться и узнать на сегодняшнем уроке? (мы должны узнать о том, какой вред здоровью наносить компьютер и как правильно за ним работать). (слайд 2)

- Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияет всеобщая компьютеризация, и целью нашего урока является выяснение того, как компьютер влияет на здоровье и как уменьшить его вредное воздействие на организм. И девизом урока я предлагаю сделать следующие слова:

«Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!»

Слайд 3.

- Почти все мы имеем компьютер и проводим за ним немало времени. Какие же основные, вредные факторы воздействуют при этом на человека? Но не надо забывать, что компьютер обладает и положительными сторонами, ведь для чего-то его создали. Перед вами лежит вот такая таблица, и вы должны ее заполнить, ответив на вопросы: положительные стороны компьютера и отрицательные стороны, т.е. на что влияет компьютер?

(заполняют таблицу)

Слайд 4,5,6

- сидячее положение в течение длительного времени;

- электромагнитное излучение;

- перегрузка суставов кистей рук;

- повышенная нагрузка на зрение;

- стресс при потере информации.

Рассмотрим эти факторы по отдельности

(слово предоставляется нескольким ученикам)

Слайд 7

Повышенная нагрузка на зрение

   Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Это связано с тем, что изображение на экране складывается не из непрерывных линий как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. В результате глаза начинают слезиться, появляется головная боль, двоение изображения и другие нарушения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром».

Слайд 8,9

Сидячее положение

    Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах, а в свою очередь это может привести к серьезным заболеваниям.

Чтобы уменьшить это вредное воздействие, необходимо каждый час вставать из-за компьютера и проделывать комплекс упражнений.

Слайд 10.

Электромагнитное излучение

Вопрос о воздействии электромагнитного излучения на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных трудов. Результаты свидетельствуют о вредном воздействии этого излучения на организм человека. Конечно, современные мониторы стали гораздо безопаснее для здоровья, чем кинескопы десятилетней давности, однако полностью защитить человека они не в состоянии. К чему же приводит электромагнитное излучение? Ученые считают, что самое минимальное воздействие заключается в общем снижении иммунитета у человека, и он становится уязвимым для вредных вирусов и бактерий.

Слайд 11.

Компьютер и пищеварительная система.

Работа за компьютером нередко поглощает все внимание работающего человека и потому, такие люди части пренебрегают нормальным питанием и работают впроголодь весь день.

Слайд 12.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски самых лучших фирм могут сломаться, и случайно можно нажать не на ту кнопку. В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случались даже инфаркты. Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах организма. Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни и закомплексованность.

(закрыть проектор)

- Для того, чтобы избежать отклонений в работе за компьютером, существуют различные упражнения, которые мы с вами сейчас рассмотрим.

1 упражнение

И. п. (исходное положение) — сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус, провожая ладонь взглядом, — вдох, положите руку снова на колено — выдох. Затем повторите движение левой рукой.

Упражнение активизирует дыхание и включает группы мышц грудного и шейного отдела, которые больше всего напряжены.

2 упражнение

И. п. — то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пятки над полом, сделайте перекат с пяток на носки.

Упражнение улучшает периферическое кровообращение.

3 упражнение

И. п. — кисти к плечам.

Делайте круговые движения локтями назад и вперёд.

Упражнение укрепляет грудной отдел позвоночника и благотворно влияет на сердце.

4 упражнение

И. п. — руки в замок, кисти захватывают предплечья.

Делайте круговые движения перед собой вправо и влево.

При этом разминаются затёкшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.

- Мы совместно с некоторыми учениками вашего класса провели анкетирование учащихся 6, 8 и 9 классов, чтобы исследовать, как они работают за компьютером и не опасно ли это для их здоровья.

И для обобщения проделанной работы мне хочется пригласить ученицу нашего класса.

Слайд 13.

Ученик: - В ходе анкетирования ученикам были заданы следующие вопросы:

Анкета

1.      Есть ли у вас дома компьютер?

2.      Пользуетесь ли вы компьютером?

3.      Полезен ли компьютер?

4.      Сколько часов в день вы проводите за компьютером?

5.      В каком возрасте вы начали работать на компьютере?

6.      Какие сайты и с какой с целью вы посещаете в Интернете?

7.   Что вы выберите: погулять с друзьями или посидеть за компьютером в Интернете?

Слайд 14.

Анализ результатов

По результатам проведенного анкетирования было опрошено 26 человек. Выяснилось, что 96 % учащихся имеют дома компьютер; 96% учащихся умеют работать на нем. 81% считают, что компьютер полезен для человека. При этом 65% учащихся начали работать на компьютере с 6-9 лет, 35% - с 10-12 лет.

Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 1 часа – 30%, от 1-3 часов – 40%, более 3 часов в день – 30% учеников.

88% - посещают Интернет сайты  необходимые для учебы, 58% - для общения и 50% - для игры. Отрадно заметить, что 88% учеников предпочитают общение с друзьями работе за компьютером.

Среди опрошенных 12% учеников заявили, что им трудно оторваться от компьютера. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости.

Слайд 15

Но еще следует помнить, что при работе за компьютером, чтобы избежать переутомления, необходимо делать перерывы и достаточно ходя бы встать с кресла, походить и сделать комплекс упражнений.

- А чтобы у вас не произошло переутомления, сделать физкультминутку.

(Выключить проектор)

Физкультминутка

Мы здоровыми все будем,

Про болезни все забудем.

Улыбнулись, потянулись.

Раз - нагнулись, два – прогнулись,

Головою повертели,

На места тихонько сели.

- В нашей стране существует большое количество людей, зависимых от компьютера. Сейчас я предлагаю посмотреть видео о компьютерной зависимости.

Просмотр видео

Слайд 16,17

Итак, давайте обобщим, что относится к первым признакам компьютерной зависимости:

- ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;

- провел хотя бы одну ночь у компьютера;

- прогулял школу – сидел за компьютером;

- приходит домой и сразу садится за компьютер;

- забыл поесть, умыться (раньше такого не было);

- пребывает в плохом настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;

- конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Выводы

Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, Что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических.

- А сейчас мы познакомимся с пятью правилами безопасности.

Слайд 18.

- В конце нашего обсуждения мне хочется всем раздать рекомендации при работе на компьютере и надеюсь, что вы будете им следовать, а следовательно, позаботитесь о своем здоровье.

Слайд 19,20.

Рекомендации при работе на компьютере.

  1. Работать за современными компьютерами с хорошо освещенным рабочим столом.
  2. Положение монитора должно соответствовать направлению взгляда, а середина экрана монитора располагаться на горизонтали, проведённой на уровне глаз или на 10—20 см ниже.
  3. Экран монитора должен быть установлен на расстоянии не менее 50—60 см от глаз.
  4. Проводить за компьютером не более одного часа в день.
  5. Каждые 10 минут вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для позвоночника.
  6. Каждые полчаса делать комплекс упражнений для кистей рук.
  7. Каждые полчаса делать гимнастику для глаз.
  8. Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.
  9. После занятий на компьютере следует воздерживаться от просмотра телепередач в течение 2—3 ч.

Итог урока:

О чем мы сегодня говорили на уроке?

Какое негативное влияние оказывает компьютер на здоровье?

Сможем ли мы сказать: «Мы с Вами знаем, как сохранить здоровье?»

Как сохранить свое здоровье при работе на компьютере?

- Ребята, не надо забывать, что кроме компьютера есть еще много интересных занятий.

Домашнее задание: п.7.2., подобрать два упражнения для глаз.

Рефлексия:

Итак, ребята урок наш подошел к концу. Тема нашего разделы «Здоровье человека и факторы, влияющие на здоровье человека» закончилась. Я думаю, что сегодняшний урок вам понравился. У вас прекрасное настроение. И сое настроение вы сможете сейчас выразить нам. Перед вами изображен компьютер. Прикрепите смайлики к нему по цвету вашего настроения.

Самоанализ урока открытого урока по ОБЖ в 6 классе по теме

« Компьютер и его влияние на здоровье человека».

Тема: Компьютер и его влияние на здоровье человека»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок практических работ

Цель урока:

- дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека;

- заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому образу жизни;

- объяснить роль здоровья в жизни человека.

Формы учебной работы, используемые на уроке:

1) фронтальная работа со всем классом

2) групповая работа

3) индивидуальная работа

Методы, используемые на уроке:

  1. эвристический метод
  2. исследовательский метод (частично).

Изучив материал урока, учащиеся должны знать:

Правила безопасной работы на компьютере с целью сохранения своего здоровья;

уметь:

давать рекомендации людям, работающим на компьютере с целью сохранения здоровья.

Девизом моего урока стали следующие слова; « Нельзя допустить, чтобы за достижение цивилизации человек платил своим здоровьем». Эти слова явились и проблемой урока: «Как сохранить здоровье, работая на компьютере».

Структура моего урока была выбрана в соответствии с целями урока:

  1. Эмоциональный настрой.
  2. Вступительная беседа учителя, повторение о здоровье и здоровом образе жизни.
  3. Постановка проблемы.
  4. Объявление темы урока.
  5. Практическая работа « Уменьшение воздействия вредных факторов на здоровье человека при работе на компьютере».
  6. Анализ результатов анкеты.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Рефлексия.

Данный урок соответствует требованиям программы. Время на уроке было использовано рационально. Большая часть времени была отведена практической работе. Микроклимат на уроке хороший, Осуществлялась связь: учитель- обучающийся, обучающийся- учитель. контакт учителя на уроке был установлен. Работа во время урока шла без принуждения. к концу урока была решена поставленная проблема. Считаю, что дети смогут применять полученные на уроке знания, смогут дать рекомендации людям, работающим на компьютере.

Общие результаты урока:

План урока выполнен полностью, были реализованы задача урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ИЛИ КАК НЕ НАВРЕДИТЬ ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ

Сохранение всеми возможными способами здоровья школьника – весьма актуальный вопрос сегодняшнего дня. К сожалению, именно школа, по   статистическим данным, способствует возникновению заболе...

Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников

Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников...

Роль уроков физкультуры в укреплении здоровья школьников и повышении качества обучения

Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма....

Презентация к уроку "Завтрак-залог успеха здоровья школьника"

Данная презентация составлена для урока "Завтрак - залог здоровья школьника". В ней дается понятие  и ценность  завтрака для детей, каким  должен быть быть полезный завтрак. Н...

«Тема самообразования: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. Состояние здоровья школьников – важнейший показатель ...»

Принципы здоровьясберегающих технологий,пути решения проблемы, классификация здоровьясберегающих технологий, тест- анкета для самооценкиизменений своего здоровья....

Урок физкультуры и охрана здоровья школьников

Основное содержание отражает методику использования в учебном процессе комплекса физических упражнений, направленных на формирование здорового образа жизни....