урок по ОБЖ "Компьютер и здоровье школьника"
план-конспект урока по обж (6 класс) на тему
Цель урока:
- дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека;
- заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому образу жизни;
- объяснить роль здоровья в жизни человека.
Оборудование:
- компьютер, презентация, видеофильм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Рышковская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок в 6 классе
на тему:
«Компьютер и здоровье школьника»
Преподаватель-организатор ОБЖ
Долженкова Е.Н.
Тема урока: Компьютер и здоровье школьника.
Цель урока:
- дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека;
- заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому образу жизни;
- объяснить роль здоровья в жизни человека.
Оборудование:
- компьютер, презентация, видеофильм.
Ход урока
- Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте ребята, улыбнитесь друг другу и садитесь на свои места.
- Мотивация
«Здравствуйте!» - мы ежедневно повторяем это приветствие.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
3. Вступительная беседа учителя.
- А что такое здоровье? Дайте определение.
- Здоровье – это когда тебе хорошо.
- Здоровье – это когда ничего не болит.
- Здоровье – это красота.
- Здоровье – это сила.
(Данные понятия крепятся на доске)
- А от чего зависит наше здоровье? (от образа жизни)
- Дайте определение понятию здоровый образ жизни.
- А что у нас входит в здоровый образ жизни?
Сообщение (лежит на столе у ученика)
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 17-20% от социальных и природных условий, на 17-20% от особенностей наследственности, на 8-9% от эффективности работы органов здравоохранения.
-Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.
- Я предлагаю вам ознакомиться со следующей печальной статистикой.
Сообщение (лежит на столе у учеников)
1. Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет!
2. Всероссийская диспансеризация 2013г., в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% - имеют отклонения в здоровье, у 16% - хронические патологии.
4. Объявление темы и целей урока.
- Мы с вами уже выяснили, что на здоровье влияет образ жизни. И в нашу жизнь все больше входит различная техника. А какой техникой чаще всего в настоящее время пользуется человек? (компьютер, телефон, планшет).
- А как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Правильно тема сегодняшнего урока «Компьютер и здоровье человека».
Слайд 1
- С чем мы должны познакомиться и узнать на сегодняшнем уроке? (мы должны узнать о том, какой вред здоровью наносить компьютер и как правильно за ним работать). (слайд 2)
- Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияет всеобщая компьютеризация, и целью нашего урока является выяснение того, как компьютер влияет на здоровье и как уменьшить его вредное воздействие на организм. И девизом урока я предлагаю сделать следующие слова:
«Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!»
Слайд 3.
- Почти все мы имеем компьютер и проводим за ним немало времени. Какие же основные, вредные факторы воздействуют при этом на человека? Но не надо забывать, что компьютер обладает и положительными сторонами, ведь для чего-то его создали. Перед вами лежит вот такая таблица, и вы должны ее заполнить, ответив на вопросы: положительные стороны компьютера и отрицательные стороны, т.е. на что влияет компьютер?
(заполняют таблицу)
Слайд 4,5,6
- сидячее положение в течение длительного времени;
- электромагнитное излучение;
- перегрузка суставов кистей рук;
- повышенная нагрузка на зрение;
- стресс при потере информации.
Рассмотрим эти факторы по отдельности
(слово предоставляется нескольким ученикам)
Слайд 7
Повышенная нагрузка на зрение
Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Это связано с тем, что изображение на экране складывается не из непрерывных линий как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. В результате глаза начинают слезиться, появляется головная боль, двоение изображения и другие нарушения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром».
Слайд 8,9
Сидячее положение
Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах, а в свою очередь это может привести к серьезным заболеваниям.
Чтобы уменьшить это вредное воздействие, необходимо каждый час вставать из-за компьютера и проделывать комплекс упражнений.
Слайд 10.
Электромагнитное излучение
Вопрос о воздействии электромагнитного излучения на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных трудов. Результаты свидетельствуют о вредном воздействии этого излучения на организм человека. Конечно, современные мониторы стали гораздо безопаснее для здоровья, чем кинескопы десятилетней давности, однако полностью защитить человека они не в состоянии. К чему же приводит электромагнитное излучение? Ученые считают, что самое минимальное воздействие заключается в общем снижении иммунитета у человека, и он становится уязвимым для вредных вирусов и бактерий.
Слайд 11.
Компьютер и пищеварительная система.
Работа за компьютером нередко поглощает все внимание работающего человека и потому, такие люди части пренебрегают нормальным питанием и работают впроголодь весь день.
Слайд 12.
Стресс при потере информации
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски самых лучших фирм могут сломаться, и случайно можно нажать не на ту кнопку. В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случались даже инфаркты. Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах организма. Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни и закомплексованность.
(закрыть проектор)
- Для того, чтобы избежать отклонений в работе за компьютером, существуют различные упражнения, которые мы с вами сейчас рассмотрим.
1 упражнение
И. п. (исходное положение) — сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус, провожая ладонь взглядом, — вдох, положите руку снова на колено — выдох. Затем повторите движение левой рукой.
Упражнение активизирует дыхание и включает группы мышц грудного и шейного отдела, которые больше всего напряжены.
2 упражнение
И. п. — то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пятки над полом, сделайте перекат с пяток на носки.
Упражнение улучшает периферическое кровообращение.
3 упражнение
И. п. — кисти к плечам.
Делайте круговые движения локтями назад и вперёд.
Упражнение укрепляет грудной отдел позвоночника и благотворно влияет на сердце.
4 упражнение
И. п. — руки в замок, кисти захватывают предплечья.
Делайте круговые движения перед собой вправо и влево.
При этом разминаются затёкшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.
- Мы совместно с некоторыми учениками вашего класса провели анкетирование учащихся 6, 8 и 9 классов, чтобы исследовать, как они работают за компьютером и не опасно ли это для их здоровья.
И для обобщения проделанной работы мне хочется пригласить ученицу нашего класса.
Слайд 13.
Ученик: - В ходе анкетирования ученикам были заданы следующие вопросы:
Анкета
1. Есть ли у вас дома компьютер?
2. Пользуетесь ли вы компьютером?
3. Полезен ли компьютер?
4. Сколько часов в день вы проводите за компьютером?
5. В каком возрасте вы начали работать на компьютере?
6. Какие сайты и с какой с целью вы посещаете в Интернете?
7. Что вы выберите: погулять с друзьями или посидеть за компьютером в Интернете?
Слайд 14.
Анализ результатов
По результатам проведенного анкетирования было опрошено 26 человек. Выяснилось, что 96 % учащихся имеют дома компьютер; 96% учащихся умеют работать на нем. 81% считают, что компьютер полезен для человека. При этом 65% учащихся начали работать на компьютере с 6-9 лет, 35% - с 10-12 лет.
Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 1 часа – 30%, от 1-3 часов – 40%, более 3 часов в день – 30% учеников.
88% - посещают Интернет сайты необходимые для учебы, 58% - для общения и 50% - для игры. Отрадно заметить, что 88% учеников предпочитают общение с друзьями работе за компьютером.
Среди опрошенных 12% учеников заявили, что им трудно оторваться от компьютера. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости.
Слайд 15
Но еще следует помнить, что при работе за компьютером, чтобы избежать переутомления, необходимо делать перерывы и достаточно ходя бы встать с кресла, походить и сделать комплекс упражнений.
- А чтобы у вас не произошло переутомления, сделать физкультминутку.
(Выключить проектор)
Физкультминутка
Мы здоровыми все будем,
Про болезни все забудем.
Улыбнулись, потянулись.
Раз - нагнулись, два – прогнулись,
Головою повертели,
На места тихонько сели.
- В нашей стране существует большое количество людей, зависимых от компьютера. Сейчас я предлагаю посмотреть видео о компьютерной зависимости.
Просмотр видео
Слайд 16,17
Итак, давайте обобщим, что относится к первым признакам компьютерной зависимости:
- ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
- провел хотя бы одну ночь у компьютера;
- прогулял школу – сидел за компьютером;
- приходит домой и сразу садится за компьютер;
- забыл поесть, умыться (раньше такого не было);
- пребывает в плохом настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
- конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Выводы
Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, Что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических.
- А сейчас мы познакомимся с пятью правилами безопасности.
Слайд 18.
- В конце нашего обсуждения мне хочется всем раздать рекомендации при работе на компьютере и надеюсь, что вы будете им следовать, а следовательно, позаботитесь о своем здоровье.
Слайд 19,20.
Рекомендации при работе на компьютере.
- Работать за современными компьютерами с хорошо освещенным рабочим столом.
- Положение монитора должно соответствовать направлению взгляда, а середина экрана монитора располагаться на горизонтали, проведённой на уровне глаз или на 10—20 см ниже.
- Экран монитора должен быть установлен на расстоянии не менее 50—60 см от глаз.
- Проводить за компьютером не более одного часа в день.
- Каждые 10 минут вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для позвоночника.
- Каждые полчаса делать комплекс упражнений для кистей рук.
- Каждые полчаса делать гимнастику для глаз.
- Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.
- После занятий на компьютере следует воздерживаться от просмотра телепередач в течение 2—3 ч.
Итог урока:
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Какое негативное влияние оказывает компьютер на здоровье?
Сможем ли мы сказать: «Мы с Вами знаем, как сохранить здоровье?»
Как сохранить свое здоровье при работе на компьютере?
- Ребята, не надо забывать, что кроме компьютера есть еще много интересных занятий.
Домашнее задание: п.7.2., подобрать два упражнения для глаз.
Рефлексия:
Итак, ребята урок наш подошел к концу. Тема нашего разделы «Здоровье человека и факторы, влияющие на здоровье человека» закончилась. Я думаю, что сегодняшний урок вам понравился. У вас прекрасное настроение. И сое настроение вы сможете сейчас выразить нам. Перед вами изображен компьютер. Прикрепите смайлики к нему по цвету вашего настроения.
Самоанализ урока открытого урока по ОБЖ в 6 классе по теме
« Компьютер и его влияние на здоровье человека».
Тема: Компьютер и его влияние на здоровье человека»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок практических работ
Цель урока:
- дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека;
- заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому образу жизни;
- объяснить роль здоровья в жизни человека.
Формы учебной работы, используемые на уроке:
1) фронтальная работа со всем классом
2) групповая работа
3) индивидуальная работа
Методы, используемые на уроке:
- эвристический метод
- исследовательский метод (частично).
Изучив материал урока, учащиеся должны знать:
Правила безопасной работы на компьютере с целью сохранения своего здоровья;
уметь:
давать рекомендации людям, работающим на компьютере с целью сохранения здоровья.
Девизом моего урока стали следующие слова; « Нельзя допустить, чтобы за достижение цивилизации человек платил своим здоровьем». Эти слова явились и проблемой урока: «Как сохранить здоровье, работая на компьютере».
Структура моего урока была выбрана в соответствии с целями урока:
- Эмоциональный настрой.
- Вступительная беседа учителя, повторение о здоровье и здоровом образе жизни.
- Постановка проблемы.
- Объявление темы урока.
- Практическая работа « Уменьшение воздействия вредных факторов на здоровье человека при работе на компьютере».
- Анализ результатов анкеты.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
Данный урок соответствует требованиям программы. Время на уроке было использовано рационально. Большая часть времени была отведена практической работе. Микроклимат на уроке хороший, Осуществлялась связь: учитель- обучающийся, обучающийся- учитель. контакт учителя на уроке был установлен. Работа во время урока шла без принуждения. к концу урока была решена поставленная проблема. Считаю, что дети смогут применять полученные на уроке знания, смогут дать рекомендации людям, работающим на компьютере.
Общие результаты урока:
План урока выполнен полностью, были реализованы задача урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ИЛИ КАК НЕ НАВРЕДИТЬ ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ
Сохранение всеми возможными способами здоровья школьника – весьма актуальный вопрос сегодняшнего дня. К сожалению, именно школа, по статистическим данным, способствует возникновению заболе...
Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников
Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников...
Роль уроков физкультуры в укреплении здоровья школьников и повышении качества обучения
Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма....
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....
Презентация к уроку "Завтрак-залог успеха здоровья школьника"
Данная презентация составлена для урока "Завтрак - залог здоровья школьника". В ней дается понятие и ценность завтрака для детей, каким должен быть быть полезный завтрак. Н...
«Тема самообразования: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. Состояние здоровья школьников – важнейший показатель ...»
Принципы здоровьясберегающих технологий,пути решения проблемы, классификация здоровьясберегающих технологий, тест- анкета для самооценкиизменений своего здоровья....
Урок физкультуры и охрана здоровья школьников
Основное содержание отражает методику использования в учебном процессе комплекса физических упражнений, направленных на формирование здорового образа жизни....