Урок физкультуры и охрана здоровья школьников
план-конспект урока по физкультуре

Барышникова Татьяна Владимировна

Основное содержание отражает методику использования в учебном процессе комплекса физических упражнений, направленных на формирование здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fizkultury_i_ohrana_zdorovya.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физкультуры и охрана здоровья школьников

Барышникова Татьяна Владимировна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 98 СПб

        Сегодня в нашем современном  мире высоких технологий все большее внимание оказывают физической культуре. Сейчас каждому необходимо не только знать, но и хорошо понимать, каким образом движение воздействует на организм. Содержание учебного предмета «физическая культура» направлено на воспитание высоконравственных и успешных граждан России, умело использующих здоровьесберегающие возможности  физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Важность данной темы заключается в построении взаимодействия «учителя-ученика», направленного на усиление оздоровительного эффекта от применения в повседневной жизни комплекса упражнений опробованных на уроках физкультуры и рациональной системы питания. Основное содержание отражает методику использования в учебном процессе комплекса физических упражнений, направленных на формирование здорового образа жизни.

В тоже время сохранение здоровья учащихся является одним из требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). Кроме этого, школа обязана выполнять требования Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции Изменений № 3, утвержденных Постановлением Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. № 81) и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность учащихся. Исполнение норм регулярно проверяется контрольно-надзорными органами.

В период начала реализации ФГОС важно создание модели работы учителя физкультуры в 5-6 классах с осуществлением индивидуального подхода в урочной и внеурочной деятельности для достижения учащимися оздоровительного эффекта путем применения комплексов физических упражнений.

Определение этапов работы позволяет формировать практический опыт и организовать мониторинг его результативности.

1. Изучение опыта индивидуального подхода к учащимся на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности.

2. Определение методики организации и проведения занятий с учащимися 5-6 классов с реализацией индивидуального подхода к самостоятельным занятиям физической культурой. Подготовка набора физических упражнений для самостоятельных занятий учащихся. 3. Апробация модели работы учителя. 

4. Анализ  успешности работы (анкетирование учащихся и их родителей).

5. Оформление модели  работы.

6. Выводы и рекомендации

Формулировка задач, определяющих результат в развитии ученика и опыта работы учителя, отражает содержание и педагогическую целесообразность деятельности.

Задачи, направленные на ученика.  

Образовательные - формирование знаний о физической культуре и роли в формировании здорового образа жизни; обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.

Воспитательные - воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Оздоровительные - укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта. Задачи, направленные на учителя.

Педагогические - реализация принципа вариативности в планировании учебного материала, материально-технической оснащённости учебного процесса, региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городская школа); соблюдение дидактических правил, ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; расширение межпредметных связей.

 Исследовательские - создание комплексов физических упражнений, применение которых возможно в домашних условиях; разработка системы бесед и обсуждений с учащимися и их родителями  принципов здорового образа жизни, здорового питания; оценка восприятия, освоения и применения полученных знаний и умений учащимися

Какова роль учителя физкультуры?

Первое условие оздоровления - это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В обязанности учителя входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности, изменить их в лучшую сторону – самой, с помощью администрации, медицинского работника, классных руководителей

Второе – использование оздоровительных сил природы. Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры.

 Здоровье каждого – это здоровье нации». Этот девиз является отправной точкой деятельности каждого учителя физической культуры.

Основные формы образовательного процесса — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.

В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:

  • уроки с образовательно-познавательной направленностью,
  • уроки с образовательно-обучающей направленностью,

уроки с образовательно-тренировочной направленностью

Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная, поточная, круговая, дифференцированная и варьируются виды деятельности в рамках одного урока

Метапредметные результаты отражаются в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
  • владение основами самоконтроля
  • умение организовывать учебное сотрудничество
  • понимание роли и значения физической культуры
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании,       приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих
  • овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта

Необходимо осуществлять решение задач: оздоровительных, образовательных и воспитательных

Эффективность урока в первую очередь зависит от того, насколько учитель будет претворять намеченный им план

Нельзя  насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой используется:

Нетрадиционные виды уроков. Основными видами нетрадиционных уроков являются сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья

Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. Создаются такие условия, чтобы у ребенка “появился аппетит” заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности в урочной и внеурочной деятельности учителя для развития у учащихся потенциальных возможностей, скрытых в повседневной жизни.

Воспитательное значение уроков физкультуры очень высоко. Именно здесь учитель формирует понимание и опыт школьников, показывающий, что занятия физической культурой укрепляют здоровье, помогают стать хорошо физически развитым, воспитывают сознательную дисциплину, настойчивость, волю, честность, справедливость, умение действовать в коллективе, развивают дружбу и товарищество, способствуют, чтоб вы стали достойным гражданином России. Дети понимают, как важно, выработать у себя сознательную и ежедневную потребность в физических упражнениях, такую же, как потребность в еде, в работе, сне. Ведь не секрет, что есть школьники, стремящиеся получить освобождение от уроков физической культуры и больше посидеть перед компьютером или поспать.

Список литературы

М.Я.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю. Торчкова. «Физическая культура» 5-7 классы 2012г.

Лях В.И. Зданевич А.Л. программа по физической культуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация деятельности учащихся, освобождённых от уроков физкультуры по состоянию здоровья"

В методической разработке предложен вариант занятости освобождённых учащихся на уроках физкультуры....

Роль уроков физкультуры в укреплении здоровья школьников и повышении качества обучения

Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма....

Охрана здоровья школьника.

Реферат на тему "Охрана здоровья школьника"...

Презентация к уроку "Завтрак-залог успеха здоровья школьника"

Данная презентация составлена для урока "Завтрак - залог здоровья школьника". В ней дается понятие  и ценность  завтрака для детей, каким  должен быть быть полезный завтрак. Н...

«Тема самообразования: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. Состояние здоровья школьников – важнейший показатель ...»

Принципы здоровьясберегающих технологий,пути решения проблемы, классификация здоровьясберегающих технологий, тест- анкета для самооценкиизменений своего здоровья....

Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО

Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО...