Урок физкультуры и охрана здоровья школьников
план-конспект урока по физкультуре
Основное содержание отражает методику использования в учебном процессе комплекса физических упражнений, направленных на формирование здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fizkultury_i_ohrana_zdorovya.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физкультуры и охрана здоровья школьников
Барышникова Татьяна Владимировна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 98 СПб
Сегодня в нашем современном мире высоких технологий все большее внимание оказывают физической культуре. Сейчас каждому необходимо не только знать, но и хорошо понимать, каким образом движение воздействует на организм. Содержание учебного предмета «физическая культура» направлено на воспитание высоконравственных и успешных граждан России, умело использующих здоровьесберегающие возможности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Важность данной темы заключается в построении взаимодействия «учителя-ученика», направленного на усиление оздоровительного эффекта от применения в повседневной жизни комплекса упражнений опробованных на уроках физкультуры и рациональной системы питания. Основное содержание отражает методику использования в учебном процессе комплекса физических упражнений, направленных на формирование здорового образа жизни.
В тоже время сохранение здоровья учащихся является одним из требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). Кроме этого, школа обязана выполнять требования Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции Изменений № 3, утвержденных Постановлением Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. № 81) и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность учащихся. Исполнение норм регулярно проверяется контрольно-надзорными органами.
В период начала реализации ФГОС важно создание модели работы учителя физкультуры в 5-6 классах с осуществлением индивидуального подхода в урочной и внеурочной деятельности для достижения учащимися оздоровительного эффекта путем применения комплексов физических упражнений.
Определение этапов работы позволяет формировать практический опыт и организовать мониторинг его результативности.
1. Изучение опыта индивидуального подхода к учащимся на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности.
2. Определение методики организации и проведения занятий с учащимися 5-6 классов с реализацией индивидуального подхода к самостоятельным занятиям физической культурой. Подготовка набора физических упражнений для самостоятельных занятий учащихся. 3. Апробация модели работы учителя.
4. Анализ успешности работы (анкетирование учащихся и их родителей).
5. Оформление модели работы.
6. Выводы и рекомендации
Формулировка задач, определяющих результат в развитии ученика и опыта работы учителя, отражает содержание и педагогическую целесообразность деятельности.
Задачи, направленные на ученика.
Образовательные - формирование знаний о физической культуре и роли в формировании здорового образа жизни; обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
Воспитательные - воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Оздоровительные - укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта. Задачи, направленные на учителя.
Педагогические - реализация принципа вариативности в планировании учебного материала, материально-технической оснащённости учебного процесса, региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городская школа); соблюдение дидактических правил, ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; расширение межпредметных связей.
Исследовательские - создание комплексов физических упражнений, применение которых возможно в домашних условиях; разработка системы бесед и обсуждений с учащимися и их родителями принципов здорового образа жизни, здорового питания; оценка восприятия, освоения и применения полученных знаний и умений учащимися
Какова роль учителя физкультуры?
Первое условие оздоровления - это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В обязанности учителя входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности, изменить их в лучшую сторону – самой, с помощью администрации, медицинского работника, классных руководителей
Второе – использование оздоровительных сил природы. Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры.
Здоровье каждого – это здоровье нации». Этот девиз является отправной точкой деятельности каждого учителя физической культуры.
Основные формы образовательного процесса — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.
В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:
- уроки с образовательно-познавательной направленностью,
- уроки с образовательно-обучающей направленностью,
уроки с образовательно-тренировочной направленностью
Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная, поточная, круговая, дифференцированная и варьируются виды деятельности в рамках одного урока
Метапредметные результаты отражаются в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку
- умение самостоятельно определять цели своего обучения
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
- владение основами самоконтроля
- умение организовывать учебное сотрудничество
- понимание роли и значения физической культуры
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании, приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности
- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих
- овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта
Необходимо осуществлять решение задач: оздоровительных, образовательных и воспитательных
Эффективность урока в первую очередь зависит от того, насколько учитель будет претворять намеченный им план
Нельзя насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.
Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой используется:
Нетрадиционные виды уроков. Основными видами нетрадиционных уроков являются сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья
Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. Создаются такие условия, чтобы у ребенка “появился аппетит” заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.
Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности в урочной и внеурочной деятельности учителя для развития у учащихся потенциальных возможностей, скрытых в повседневной жизни.
Воспитательное значение уроков физкультуры очень высоко. Именно здесь учитель формирует понимание и опыт школьников, показывающий, что занятия физической культурой укрепляют здоровье, помогают стать хорошо физически развитым, воспитывают сознательную дисциплину, настойчивость, волю, честность, справедливость, умение действовать в коллективе, развивают дружбу и товарищество, способствуют, чтоб вы стали достойным гражданином России. Дети понимают, как важно, выработать у себя сознательную и ежедневную потребность в физических упражнениях, такую же, как потребность в еде, в работе, сне. Ведь не секрет, что есть школьники, стремящиеся получить освобождение от уроков физической культуры и больше посидеть перед компьютером или поспать.
Список литературы
М.Я.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю. Торчкова. «Физическая культура» 5-7 классы 2012г.
Лях В.И. Зданевич А.Л. программа по физической культуре
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация деятельности учащихся, освобождённых от уроков физкультуры по состоянию здоровья"
В методической разработке предложен вариант занятости освобождённых учащихся на уроках физкультуры....
Роль уроков физкультуры в укреплении здоровья школьников и повышении качества обучения
Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма....
Охрана здоровья школьника.
Реферат на тему "Охрана здоровья школьника"...
Презентация к уроку "Завтрак-залог успеха здоровья школьника"
Данная презентация составлена для урока "Завтрак - залог здоровья школьника". В ней дается понятие и ценность завтрака для детей, каким должен быть быть полезный завтрак. Н...
«Тема самообразования: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. Состояние здоровья школьников – важнейший показатель ...»
Принципы здоровьясберегающих технологий,пути решения проблемы, классификация здоровьясберегающих технологий, тест- анкета для самооценкиизменений своего здоровья....
Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО
Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО...