Роль уроков физкультуры в укреплении здоровья школьников и повышении качества обучения
статья по физкультуре по теме
Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОЛЬ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ
ШКОЛЬНИКОВ И ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
С.А. Городилов
МБОУ Барандатская СОШ, с. Б.Барандат
Общепринято, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровья обучающихся.
С 2003 г. в МОУ Барандатской СОШ реализуется целевая программа “Школа здоровья”. Программа носит комплексный характер и предусматривает работу с родителями, организацию горячего питания, активного досуга обучающихся, психологическое сопровождение, материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса и т.д. Занятия физической культурой, основной целью которых является оздоровление и профилактика заболеваний, стали неотъемлемой составляющей данной программы.
Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма.
Социальный заказ для учителя физической культуры сегодня - не только формирование двигательных навыков у учащихся, но и оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости детей в условиях школьного обучения, укрепление детского организма, что является также и условием активизации интеллектуальной деятельности, а значит, и повышения качества обучения по всем предметам.
Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к укреплению здоровья. Система мероприятий здоровьесбережения в рамках процесса физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:
- проведение комплексной диагностики физического здоровья обучающихся;
- организацию учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;
- пропаганду здорового образа жизни (проведение ежемесячных классных часов, спортивных мероприятий по данной тематике и дней здоровья);
- применение физических упражнений для профилактики заболеваний;
- применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания.
Диагностика состояния здоровья, проводимая на протяжении нескольких лет на базе МОУ Барандатской СОШ, показала, что среди школьников около 70% обследованных имеют хронические заболевания. При этом наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания, ослабленное зрение, заболевание опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие).
Однако, наличие хронических заболеваний - не единственный критерий физического здоровья обучающихся. В качестве таковых можно выделить следующие:
наличие или отсутствие отклонений в дошкольном возрасте (для определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья);
- уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному;
- уровень физической подготовленности;
- нервно-психическое развитие ребенка (психические функции, социальное поведение);
- уровень функционирования основных систем организма;
- степень сопротивляемости и устойчивости организма к стрессам и болезням;
- адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям;
- улучшение (динамика) состояния здоровья.
Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью предполагает более тесное сотрудничество преподавателя физической культуры и врача, осуществляющего медицинский контроль здоровья школьников. При планировании подобных занятий большая часть учебного времени (30%) отводится на занятия с применением комплекса упражнений лечебной физической культуры. Таким образом, одно занятие в неделю носит непосредственно здоровьесберегающую направленность.
Я остановлюсь на 4-х основных направлениях в оздоровительной работе учителя физкультуры: профилактика нарушения зрения, формирование правильной осанки,снятие эмоционального напряжения и развитие силовых способностей детей.
1. Нарушение остроты зрения является одной из самых распространённых патологий у школьников и составляет в ряде регионов России до 30-40% (Л.Ястребов. 1995). В нашей школе также наблюдается подобная ситуация, сейчас особенно у учащихся начальных классов, так как дети уже приходят в школу с нарушением зрения. Профилактика близорукости в условиях проведения урока физической культуры имеет ряд преимуществ:
- большая площадь спортивного зала, снимающая естественное напряжение с мышц глаз;
- проведение уроков физической культуры на открытой спортивной площадке, имеющей те же преимущества;
- общий положительный эмоциональный фон занятий и смена деятельности учащихся.
В качестве средств решения проблемы профилактики зрения можно использовать специальные комплексы упражнений, по 3–4 упражнения в каждом, которые направлены на снятие напряжения с глазных мышц. Выполнять комплексы упражнений целесообразно в начале подготовительной части урока физической культуры, после выполнения вводного ритуала. Также возможно выполнение этих упражнений в комплексе ОРУ. Выполнение упражнений занимает 2–3 минуты и не имеет прямой зависимости от особенностей учебного материала, изучаемого на уроке физкультуры.
2. Ещё одной серьёзной проблемой неблагоприятных влияний учебной деятельности на организм школьника является патология опорно-двигательного аппарата, выраженная в основном в нарушениях осанки. Это связано с несоблюдением параметров школьной мебели и длительным удержанием вынужденной позы в течение учебного дня.
Уроки физической культуры должны быть направлены на формирование правильной осанки школьника. В этой связи уроки физической культуры имеют все необходимые условия, а именно:
- обязательное выполнение общеразвивающих упражнений на каждом уроке;
- возможность использования фронтального метода организации занимающихся при выполнении упражнений для профилактики нарушений осанки;
- возможность осуществления целенаправленной работы по профилактике нарушений осанки;
- наличие необходимой материально-технической базы.
Средствами решения задач формирования правильной осанки являются физические упражнения, которые в физическом воспитании принято называть “упражнениями на ощущение правильной осанки”. Это могут быть разнообразные упражнения, внутренняя структура которых направлена на такое выполнение упражнений, при котором осуществлялось бы активное “вытягивание” позвоночного столба, препятствующее уплощению межпозвоночных дисков. Такие упражнения должны включаться в каждый комплекс ОРУ в самом его начале и выполняться как без предметов, так и с предметами (гимнастическая палка, обруч, скакалка и др.). Такие упражнения оказывают непосредственное влияние на формирование правильной осанки. Существует ряд упражнений, оказывающих опосредованное влияние на профилактику нарушений осанки. К таковым можно отнести разновидности ходьбы (на носках, пятках и др.) и бега (с высоким подниманием бедра, приставными шагами и др.). Эти упражнения являются развивающими и специально-подготовительными, и выполнение их подразумевает сохранение правильной осанки, а в совокупности с упражнениями на ощущение правильной осанки они могут оказать существенное влияние на решение проблемы патологии опорно-двигательного аппарата школьников. Также весьма полезны для профилактики нарушений осанки плавательные упражнения и передвижения на лыжах.
3. За последние годы увеличилось психоэмоциональное напряжение школьников, которое связано с повышающимися умственными нагрузками и сопровождающиеся ощущениями дискомфорта. Такое состояние принято называть “школьными стрессами” (Н.Смирнов. 2003). Одним из эффективных методов противостояния эмоциональному перенапряжению является выполнение на уроках физкультуры дыхательных упражнений, тем более что выполнение их рекомендуется методическими особенностями проведения урока. Большим преимуществом для выполнения дыхательных упражнений для снятия эмоционального напряжения в условиях урока физической культуры является:
- относительная простота упражнений;
- возможность выполнения дыхательных упражнений фронтальным методом;
- независимость от особенностей образовательных задач урока физической культуры;
- вынужденная смена деятельности детей с умственной на физическую;
- оздоровительный эффект дыхательных упражнений.
Существует большое многообразие дыхательных упражнений, а для снятия эмоционального напряжения могут быть рекомендованы дыхательные упражнения без выраженной задержки дыхания. Для выполнения таких упражнений необходимо сосредоточиться на биении сердца и добиться синхронизации дыхания, выполняя на два удара сердца вдох и на четыре удара выдох. В дальнейшем можно увеличивать вдох до трёх ударов, а выдох до шести. Выполнять эти упражнения можно в начале подготовительной части урока, как на месте, так и в движении, перед выполнением разминки. В зависимости от задач урока возможно выполнение таких упражнений и в заключительной части урока.
4. Несмотря на то, что понятие “здоровье” ещё не получило строгого научного обоснования, под физическим здоровьем понимают степень физического развития человека. Задачи по гарантированию здоровья решаются на основе развития свойственных каждому человеку физических качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к подъёму общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма (Л.П.Матвеев. 1991). Становится очевидным, что для формирования здоровья приоритетным является развитие собственно-силовых способностей и общей (аэробной) выносливости. В качестве средств воспитания собственно-силовых способностей могут использоваться общеразвивающие упражнения, объединённые в комплексы, а также упражнения с отягощениями, в том числе с отягощением собственного веса или веса партнёра. Существует специфика применения собственно-силовых упражнений в зависимости от реализации образовательных задач.
На занятиях лёгкой атлетикой рекомендуется выполнять упражнения собственно-силового характера в конце основной части урока, если не предусмотрено выполнение упражнений для развития общей выносливости. На уроках спортивных игр возможно выполнение таких упражнений с использованием набивных мячей в подготовительной части урока. На занятиях гимнастикой возможно выполнение собственно-силовых упражнений как в подготовительной, так и в основной частях урока. Для школьников целесообразно подбирать отягощения весом 40–60% от максимума, количество повторений должно не превышать 12–16 раз, количество упражнений в комплексе целесообразно не превышать 6–7 упражнений, интервалы отдыха между упражнениями – 2–3 минуты. Упражнения собственно-силового характера выполняются со старшеклассниками, с учащимися среднего школьного возраста в гораздо меньшем объёме, и совсем не рекомендуются для выполнения с детьми младшего школьного возраста.
Для развития общей выносливости применяются упражнения циклического характера продолжительностью до 15–20 минут, в зависимости от возраста и уровня подготовленности, в аэробном режиме. Для развития общей выносливости применяются беговые упражнения, передвижения на лыжах, плавание. В условиях школьной физкультуры наиболее доступными являются бег и передвижения на лыжах. Такие упражнения позволяют легко дозировать нагрузку, доступны для занимающихся и не требуют особых условий.
Наиболее распространённым методом для выполнения этих упражнений является метод стандартного выполнения упражнения в равномерном режиме. Однако, для целенаправленного развития общей выносливости необходимо разнообразить применяемые методы. Для этого возможно выполнение упражнений общей выносливости методом стандартного выполнения упражнения в режиме повторной нагрузки. Для учащихся старшего школьного возраста и наиболее подготовленных учеников целесообразно применение циклических упражнений методом переменно-непрерывного упражнения. Наиболее сложным является выполнение упражнений в переменно-интервальном режиме, которое возможно лишь при соответствующей подготовке занимающихся. Также для воспитания общей выносливости может использоваться метод круговой тренировки выполнения физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы. Необходимо помнить, что оздоровительный эффект аэробной нагрузки находится в диапазоне ЧСС 130–140 ударов в минуту, так как в этом случае наблюдается наибольший ударный объём сердечной мышцы.
Представленная технология здоровьесбережения была реализована на обучающихся младших классов (5 – 7) на протяжении 2003-2005 гг. Полученные результаты говорят о положительной динамике в состоянии здоровья школьников по отдельным показателям (табл. 1).
Таблица 1.
Динамика изменения количества школьников 5-7 классов,
имеющих отклонения в состоянии здоровья
Характер отклонений в состоянии здоровья | Количество школьников, имеющих отклонения в здоровье | |||||
2003 год | 2004 год | 2005 год | ||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
Ослабленное зрение | 6 | 20,2 | 6 | 20,2 | 6 | 20,2 |
Часто болеющие ОРЗ | 12 | 40,2 | 8 | 20,6 | 5 | 16,6 |
Заболевания органов дыхания | 8 | 20,6 | 6 | 20,2 | 3 | 10,2 |
Нарушения осанки | 4 | 13,5 | 4 | 13,5 | 3 | 10,2 |
Плоскостопие | 1 | 3,3 | 1 | 3,3 | - | - |
Итого в год | 31 |
| 25 |
| 17 |
|
Анализ результатов показывает, что общее количество школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, остается относительно стабильным, хотя наблюдаются незначительные улучшения. Положительная динамика присутствует в таких показателях, как заболевания органов дыхания, также снижается количество школьников часто болеющих ОРЗ.
Несмотря на то, что в показателе изменения зрения обучающихся нет положительных сдвигов, мы можем говорить о положительном профилактическом эффекте предлагаемого комплекса здоровьесбережения, т.к. количество школьников с ослабленным зрением не увеличивается.
В заключение следует отметить перспективность продолжения работы в данном направлении, а именно: всё больше объединяя действия учителя физической культуры, медиков, родителей и преподавателей других учебных дисциплин для укрепления здоровья школьников, мы можем добиться устойчивых положительных результатов.
Безусловно, проблема повышения оздоровительного эффекта урока физической культуры требует серьёзной научной проработки, сложность решения которой заключается в необходимости решения на одном уроке образовательных и оздоровительных задач, что зачастую вступает в противоречие.
В одной из лучших школ Японии на самом видном месте написано:
“Оставь все и займись воспитанием” - следуя этому кредо, Япония сумела затем, совершить невероятный скачок в развитии экономики. Воспитание подрастающего поколения, формирование его физических и духовных качеств физическая культура призвана занимать ведущее место. На примере преуспевающих стран можно было не раз убедиться, что уровень развития физической культуры – это зеркальное отражение благосостояния государства. Физическая культура в школе призвана способствовать решению острейшей на сегодняшний день проблеме – формированию здорового образа жизни.
Поэтому, хотелось бы согласиться с мнением своих коллег, что в штат каждой школы необходимо включить должность руководителя физической культуры на правах заместителя директора.
Я полагаю, что вовлечение в различные формы занятий физической культуры основной массы учащихся и педагогов окажет самое плодотворное влияние на их здоровье.
К.Э. Циолковский писал: “Каждое разумное существо – есть воин, сражающийся за свое будущее, за господство разума и блага во вселенной…”
А я, со своей стороны продолжу: “…воин должен быть сильным, выносливым и интеллектуально развитым”. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности крепкого здоровья, основ нравственности и культуры.
Вероятно, в ближайшее время не будет найден выход из создавшегося положения, и оптимизация урока физической культуры в сторону повышения его оздоровительного эффекта будет решаться самими учителями физической культуры исходя из имеющихся условий и средств, опыта и профессионализма и в первую очередь понимания необходимости участия в решении данной проблемы.
Список литературы
- Белов, В.И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие [Текст] / В.И. Белов, Ф.Ф. Михайлович. – М., 1999. – 316с.
- Беляев, В.С. Здоровье, экология, спорт [Текст] / В.С. Беляев. – М., 1995. – 208 с.
- Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания [Текст] / Я.С. Вайнбаум. – М., 1986. – 363с.
- Величковский, Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда [Текст] / Б.Т. Величковский, В.И. Кирпичёв, И.Т. Суравегина. – М., 1997. – 216с.
- Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л.Д. Назаренко. – М., 2003. – 240с.
- Петленко, В.П. Валеология: Кн. І (Т.1, 2, №) [Текст] / В.П. Петленко. – СПб., 1998. – 657с.
- Сыч, В.Ф. Единственный путь к здоровью [Текст] / В.Ф. Сыч. – Ульяновск, 1998. – 307с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно – поисковый исследовательский проект. «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников»
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Оно имеет важное значение в подготовке ч...
Информационно-поисковый исследовательский проект: «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников».
Физическое воспитание имеет важное значение в подготовке человека к производительному труду, кроме того, он развивает ценные-психологические качества. Систематическое обследо...
Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников
Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, ...
статья "Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников"
Как влияет занятие спортом на деятельность организма обучающихся...
Урок физкультуры и охрана здоровья школьников
Основное содержание отражает методику использования в учебном процессе комплекса физических упражнений, направленных на формирование здорового образа жизни....
Исследовательский проект «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников»
Исследовательский проект...