Методы предметного обучения на уроках ОБЖ в 5-11 классах
статья по обж на тему

Бобрешова Валентина Сергеевна

В материале описаны словесные и наглядные методы обучения на уроках ОБЖ, а также показаны формы проведения этих методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_predmetnogo_obucheniya.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Методы предметного обучения на уроках ОБЖ в 5-11 классах

Словесные методы обучения


         Для последовательного изложения учебной информации использую метод рассказа. Этот вид словесных методов хорош при знакомстве учащихся с историей каких-либо открытий в области безопасности жизнедеятельности, биографией ученого, с описанием каких-либо природных или техногенных явлений и процессов, фактов из жизни природы и общества, чрезвычайной ситуации и др. Именно в рассказе используется образная словесная наглядность для создания целостной яркой картины, передачи сложной мысли в ее цельном логическом развитии. Однако словесная форма изложения, как правило, быстро утомляет учащихся, им трудно сосредоточить
свое внимание более 10–25 минут при восприятии информации и запомнить ее. Поэтому повествовательное изложение материала сопровождаю небольшим количеством вопросов в соответствии с логикой содержания.
        Рассказ обычно использую тогда, когда нужно воздействовать не только на ум, но и на волю, воображение, чувства учащихся. В связи с этим тщательно продумываю содержание и форму изложения, интонацию, риторические приемы, жесты.

Применяя словесный метод – рассказ, особенно учитываю следующее:

- соответствие сообщаемых в рассказе фактов требованиям программы и
научность их освещения;

- строгий отбор конкретных фактов, которые отражают сущность излагаемого вопроса и вместе с тем служат достаточным основанием для теоретических выводов;
- главные мысли основных частей рассказа, которые нужно вычленить (четко и доказательно);

- образное и эмоциональное изложение;

- ясность и выразительность речи: определенность и точность выражений, правильная дикция, умение подчеркнуть мысль с помощью логических
ударений.
         Беседа – это вид словесного метода, который предполагает вопросно-ответную форму обсуждения учебного содержания, при которой происходит
обмен мнениями. Целенаправленность беседы определяется конкретным вопросом, который необходимо раскрыть, привлекая знания учащихся. Заканчивается беседа определенным выводом и обобщением. Беседа строится на известном учащимся или частично известном материале.
Проблемную или эвристическую (частично-поисковую) беседу стараюсь
планировать так, чтобы знакомый, ранее изученный материал являлся опорой
для самостоятельного поиска, добывания нового знания.

         Беседу часто использую для повторения учебного материала, для закрепления в конце урока, в начале новой темы, чтобы подвести учащихся к восприятию новых сведений и пр. По ходу урока усложняю вопросы, включаемые в беседу. При соответствующих вопросах и ответы
развиваются, усложняются. Таким образом, учащиеся продвигаются к решению все более сложных логических задач, что и является важным условием умственного развития.

         При вопросно-ответной форме изложения ученикам не приходится длительно напрягать свое внимание, поскольку содержание излагается частями при постоянной проверке их усвоения. Однако эта форма изложения «дробит» знания; школьники не приучаются говорить связно и развернуто. Поэтому в старших классах беседа занимает немного места в учебном процессе.
        В образовательном процессе можно выделить следующие группы бесед: вводные, сообщения знаний, закрепления знаний и контрольно-корректирующие.
         Вводные беседы проводятся в начале учебного года, в начале изучения новой темы. Это способствует восстановлению в памяти учеников имеющиеся знания, актуализирует опорные понятия, выявляет подготовленность учащихся к восприятию нового материала. Причем на этих уроках
полезно привлекать учащихся к построению вопросов. Один школьник задает
вопрос, а другие отвечают. Или одни учащиеся формулируют теоретическое
положение, а другие подтверждают его фактами. Для успешного проведения беседы важно соблюдать четкую определенность содержания вопроса; простоту и краткость его формулировки, логическую связь данного вопроса с предшествующими и с темой беседы в целом.

Обобщающая беседа проводится в конце изучения темы, курса и при подведении итогов года. Цель обобщающей беседы – систематизация и обобщение знаний, выделение основных понятий, установление связей изученного с изученным ранее, закрепление знаний. одной из задач обобщающей беседы является определение степени усвоения знаний учащимися.
        При проведении обобщающей беседы учителю необходимо выделить
основные понятия темы, определить их содержание и связь с ранее изученным
материалом. В ходе беседы учитель подводит учеников к необходимым самостоятельным выводам и обобщениям, установлению причинно-следственных связей, на которых базируется то или иное правило безопасного поведения.
        Большое значение при обучении безопасности жизнедеятельности имеет
проведение обобщающей беседы, направленной на составление правил, алгоритмов поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
По способу мышления беседа может быть
индуктивной и дедуктивной.
При дедуктивном построении беседы вначале даются общие определения, классификация, а затем рассматриваются частные вопросы, составляющие
данного определения. Дедуктивная беседа строится на основе имеющихся
знаний и позволяет сделать процесс усвоения знаний более интенсивным и
упорядоченным.
        Примером обобщающей дедуктивной беседы может быть беседа на заключительном уроке темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» (7-й класс).

– Что такое стихийное бедствие?

– На какие группы можно разделить чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера?

– Какие ЧС природного характера наиболее вероятны для нашего региона?

– Чем опасна данная (название) чрезвычайная ситуация?

– Какие меры защиты следует предпринять при угрозе возникновения
данной чрезвычайной ситуации?

         Индуктивная беседа строится от частного к общему. Учитель ставит перед учениками частные взаимосвязанные между собой вопросы, обращая внимание на общие черты рассматриваемых объектов. В заключение беседы учащиеся подводятся к определенным выводам, вводится новое понятие. Такая беседа чаще проводится на вводных уроках, при объявлении новой темы, когда учитель может опереться на жизненный опыт учащихся или на имеющиеся знания.

         При проведении беседы следует опираться на следующие методические
требования:

- грамотно и четко формулировать вопросы;

- строить вопросы так, чтобы они органически вытекали из содержания
изучаемого материала, и направлять внимание учащихся на усвоение самого
главного, существенного, при этом привлекать знания учащихся, полученные
на предыдущих уроках, а также их жизненный опыт (отчасти для его корректировки);
- предусматривать вопросы, приучающие школьников применять знания
на практике, в жизни, а также для решения познавательных задач (вопросы на
размышление).
        Для успешного ведения беседы учащиеся должны располагать достаточным количеством эмпирических знаний. В ходе беседы нужно чередовать ответы сильных и слабых учеников. При затруднениях в ответе у учителя должны быть в запасе дополнительные наводящие вопросы.
        Воспитательное влияние беседы – пробуждает в школьнике самостоятельность, помогает ему приобрести уверенность в собственных силах. беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с учениками не имеет возрастных ограничений. От возраста школьников зависит лишь содержание и глубина обсуждаемых вопросов и проблем.


         Объяснение – словесный метод обучения, позволяющий выявить внутренние особенности, взаимосвязи и закономерности рассматриваемого явления или процесса. В ходе объяснения учитель поясняет, анализирует, доказывает и истолковывает те или иные положения изучаемого материала с
формулировкой выводов.

         Объяснение часто используется на предметных уроках и во время экскурсии. Объяснение включает рассуждения. объяснением является и инструктаж к проведению практической работы, который должен быть кратким, четким и точным.


         Лекция – это устное изложение учебного содержания в
течение 20–25 мин. (не менее). В зависимости от содержания и подготовленности учащихся лекция может перемежаться рассказом или беседой. Обычно на лекцию выносится очень объемный учебный материал или недостаточно хорошо изложенный в учебнике. Применение лекции требует от учителя обязательной постановки главного вопроса урока (темы урока), расчленение его на ряд последовательно раскрываемых вопросов. По ходу лекции предусматриваются логические остановки для выводов по обсуждаемым вопросам и для заключения. Школьникам рекомендуется делать краткие записи и основные выводы.
        Лекция как метод словесного изложения имеет ряд особенностей:
– четкость логической структуры изложения;

– системность изложения обширного научного материала;

– эмоционально-личностная окраска излагаемого материала;

– развивающее и воспитывающее влияние на слушателей.

         Возможности использования лекционной работы ограничиваются возрастными особенностями психофизиологического развития школьников, их подготовленностью к восприятию сложного и объемного материала. Вот почему школьная лекция применяется в основном в старших классах. При планировании школьной лекции учитель должен продумать демонстрацию наглядных пособий, включение в учебный материал ярких примеров, составить вопросы для активизации умственной деятельности школьников.
Эффективным является проблемное построение лекции, включение в лекцию эвристических методов. Учителю ОБЖ следует постепенно подготавливать учащихся к восприятию лекции, вводя ее элементы в средних классах и постепенно увеличивая время и сложность содержания лекции.
Школьная лекция может освещать современное состояние и историческое
развитие тех или иных проблем безопасности, описание сложных явлений, процессов, раскрывать многосторонние аспекты важнейших положений безопасности. Лекцию целесообразно проводить в подготовленной аудитории, когда развитие умственной деятельности учащихся позволит не только воспринять, но и осмыслить материал, устанавливая причинно-следственные связи, обобщая и формулируя выводы вместе с учителем. Вот почему лекция применяется только в старших классах и может занимать целый урок, а иногда и два.

         Подготовка эффективной школьной лекции включает следующее:
– составление подробного плана лекции;

– подбор информации, интересных фактов, цифрового материала;

– подбор необходимой наглядности (иллюстрации, демонстрации, видео-
фильмов, мультимедийных средств);

– формулировка выводов и обобщений по пунктам плана.
        Яркая школьная лекция имеет большое воспитательное и развивающее
значение для учащихся. В большой степени это зависит от личности учителя: его заинтересованности, образности и логики изложения, эмоциональности и
живости языка, научности и проблемности построения.
        При проведении лекции учитель должен правильно организовать работу
учащихся:
– сообщить тему, цель и задачи лекции;

– ознакомить с планом лекции (можно записать план на доске);

– поддерживать контакт со слушателями (задавать вопросы, выслушать
мнение, гипотезу и т. д.);

– поддерживать темп изложения, позволяющий ученикам записывать
основное (конспектировать);

– выделять, диктовать определения понятий, цифры, важнейшие положения;

– составлять схемы, таблицы вместе с учащимися.
        Лекция является одним из эффективных методов обучения старших
школьников, позволяющих дать объемный системно выстроенный материал
с экономией времени. Можно рекомендовать проведение лекции в курсе ОБЖ в старших классах по следующим темам: «Здоровье человека» (9-й класс), «Международное гуманитарное право» (9-й класс), «Уголовная ответственность и наказания несовершеннолетних» (10-й класс), «Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (10-й класс), «Конституция российской Федерации и вопросы военной службы» (11-й класс) и другие.

         Учебная дискуссия представляет собой упорядоченный, целенаправленный обмен мнениями, суждениями и идеями по конкретной проблеме, имеющей важное научное или социальное значение. Цель дискуссии – принятие единого мнения, объясняющего данное явление. По сути, дискуссия является тематическим познавательным спором.
Успех дискуссии во многом зависит от тщательности подготовки участников. Тема дискуссии определяется заранее, называются несколько спорных
положений по проблеме дискуссии, уточняются учебные задачи, выбирается
форма проведения. В зависимости от выбранной формы проведения дискуссии
распределяются роли между учащимися, подбирается справочная литература.
        Формы проведения учебной дискуссии: круглый стол, дебаты, конференция, судебное заседание и др. Учитель вместе с учащимися заранее подготавливает правила дискуссии, которые могут включать следующие положения:
1. Выступающий критикует идеи, а не людей.

2. Каждый выслушивает мнение каждого, даже если не согласен с ним.

3. Каждый стремится понять оба взгляда на проблему.

4. Цель дискуссии не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к оптимальному решению.

         По безопасности жизнедеятельности для дискуссионного обсуждения можно рекомендовать следующие темы: «Молодежь и наркотики», «Экологическая безопасность моего района», «Терроризм – проблема современности», «Причины правонарушений подростков» и многие другие. Важно, чтобы поставленная проблема была интересной для учащихся и вызывала широкий спектр мнений.
        Учебная дискуссия развивает познавательные интересы и мышление (логику, доказательность, рефлексию), формирует коммуникативные способности, повышает активность и творчество учащихся. Дискуссия помогает упорядочить, систематизировать учебную информацию, закрепляет ее. В ходе дискуссии учитель получает информацию не только о глубине знаний и развитии мышления, речи учащихся, но и видит особенности поведения и общения учеников. Вместе с тем следует отметить и слабые стороны дискуссии – небольшой объем новой информации, необходимость высокого уровня самоорганизации учащихся, большая подготовительная работа.
        В курсе ОБЖ практикуются итоговые тематические дискуссии, проводимые обычно в конце цикла занятий по изучению определенного тематического раздела учебного плана или группы тем. В этом случае дискуссия служит также своеобразной формой проверки уровня понимания и усвоения изученного материала.

         Поскольку содержание курса ОБЖ носит интегрированный характер и
ряд тем изучается в других курсах под другим углом зрения (например, на
уроках географии изучаются природные явления, на уроках химии – процесс
горения, радиоактивность, на уроках биологии – строение и функции организма человека, многообразие живых организмов во взаимосвязи со средой обитания и т. д.), то в итоговой дискуссии могут принять участие учителя данных предметов в качестве консультантов. Каждый из них может выступить в заключительной части занятия, подводя итоги дискуссии и делая соответствующие обобщения, или непосредственно участвовать в обмене мнениями. В этом случае тематическая дискуссия удачно сочетается с групповой консультацией. Такая форма и получила образное название «круглый стол» и приносит наибольший эффект в раскрытии различных проблем.

Наглядные методы обучения


        Из наглядных методов обучения
 на уроках ОБЖ обычно используют
различные демонстрации натуральных объектов, опыта, таблицы, рисунка на
доске, учебного видеофильма и т. п. Во всех этих случаях важно организовать
правильное наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта.
         

Демонстрация – метод обучения, который основан на показе учащимся, в целостности и деталях, реальных событий жизни, явлений природы,
научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в
целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними раз-
личных проблем.

Сущность этого метода заключается в создании у обучаемых наглядного
образа изучаемого предмета или явления, формировании конкретных представлений о его сути и содержании. Демонстрация позволяет ученикам более эффективно воспринимать и осмысливать сложные явления действительности в их динамике, времени и пространстве.
Демонстрация может применяться в работе с детьми любого возраста.
Этот метод включает в свою структуру обязательное собеседование с учащимися, которое помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний школьниками.

Демонстрация осуществляется с помощью определенных действий педагога, предварительно подготовленных учеников, изобразительных средств наглядности, показа кинофильмов, телепередач и т. д.
Применение демонстраций развивает познавательную активность, активность восприятия и мышления. Поэтому учителю следует использовать вопросы, которые привлекают внимание учеников к изучению демонстрируемого объекта, помогают целенаправленно и последовательно наблюдать, сравнивать, находить главные признаки, делать выводы и обобщения.
        Общие дидактические требования к демонстрации:
- тщательный отбор материала;

- выбор наиболее нужных видов показа, их количества и последовательности;

- научно обоснованное применение средств наглядности;

- умелое сочетание слова и показа.

         Развивающее значение демонстрации – расширение общего кругозора, активизация всех психических процессов школьников, возбуждение у них живого интереса к предмету познания. Воспитательный эффект демонстрации заключается в огромном эмоциональном воздействии демонстрируемых явлений, углубляющем усвоение сути изучаемого материала.
        По природе используемых пособий различают (Н. м. Верзилин и др.) следующие виды наглядных методов: демонстрационные и иллюстративные.
Демонстрационные методы – обеспечивают восприятие натуральных объектов, действий людей, приборов, механизмов в динамике. При этом учащиеся могут познакомиться с внешним видом объектов, свойствами явлений и их внешних проявлений. При изучении курса ОБЖ особенно часто преподавателем применяется личный показ действий, приемов, работы приборов, моделирование поведения, ситуации самим педагогом или специально подготовленными учащимися.

         Технология демонстрации включает определение:

– времени и места демонстрации на уроке;

– порядка знакомства с объектом (название, внешние признаки, отдельные свойства, качества данного объекта);

– формы подачи объекта (фронтальная или групповая);

– необходимости работы с учебником;

– содержания рисунков и записей в тетради.

Иллюстративные методы обучения – образное воссоздание формы, структуры, сущности явления (используются изобразительные материалы – рисунки, карты, схемы, макеты, муляжи, модели, произведения изобразительного искусства и видео-материалы – кинофильмы и видеофильмы, слайды, медиасредства).

Использование иллюстративных методов при обучении курса ОБЖ способствует лучшему усвоению материала, формированию ярких конкретных представлений, облегчает процесс формирования понятий. Эффективность иллюстрации во многом определяется методической грамотностью применяемой технологии показа.
С целью развития познавательной активности учащихся при показе видео-
материалов можно использовать следующие методические приемы:
- сопоставления оригинала (видеозаписи) и модели (описания в учебнике);

- группировка объектов по различным основаниям (классификация);

- коммуникации (использование различных видов фиксирования наблюдаемого явления – описание, рассказ, репортаж, письмо, статья, сочинение и т. п.);

- прогнозирование – составление прогнозов ликвидации последствий ЧС
(развития хозяйства в зоне ЧС);

- составления правил безопасности, списка профилактических мероприятий.

         Рисунок на доске имеет важное познавательное значение на предметных уроках. Рисунок с пояснением (изложением соответствующих определений, понятий и фактов) помогает ученикам следить за содержанием, так как школьники сосредоточивают внимание на той детали, о которой говорит и которую рисует учитель.

Наглядные методы тесно связаны с другими группами методов. В процессе обучения стараюсь использовать разнообразные методы комплексно в сочетании друг с другом. Так, например, при работе с таблицами
«Индивидуальные средства защиты» направляю и руковожу восприятием учеников с помощью вопросов беседы. Далее полученная информация осмысляется и закрепляется в ходе проведения практической работы под
руководством учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Игровой метод обучения на уроках технологии в 5 - 7 классах"

В данной методической разработке показан опыт работы по применению на уроках технологии (технический труд) игровой педтехнологии (организационно-деятельные игры). Учитель технологии работает в общеобр...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Методы развивающего обучения на уроках географии в 6 - 8 классах.

Предлагаю использовать данный материал в качестве разминки в начале урока....

Использование метода проектного обучения на уроках математики в 5 - 9 классах

В докладе представлен собственный опыт по данной проблеме....

публикация 17.12.2018 г. мастер класс по теме«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

мастер класс по технологии по теме:«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»...

МАСТЕР-КЛАСС учителя Шапочкина А.А. по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

Мастер- класс по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии». Мероприятие подготовленно и проведено н...

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ, ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ЭКОНОМИКИ.

Что такое функциональная грамотность? Актуальность формирования функциональной грамотности. Ее виды, переориентация учебного процесса на эффективное овладение функциональной грамотностью....