Урок Опасные ситуации на дорогах и тротуарах 5 класс
план-конспект урока по обж (5 класс) на тему

Урок "Опасные ситуации на дорогах и тротуарах" для 5 класса по учебнику ОБЖ 5 класс под ред. Ю.Л. Воробьёва. Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_opasnye_situatsii_na_dorogah_i_trotuarah.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах»

5 класс.

Цель урока: рассмотреть ситуации соблюдения правил дорожного движения, условия установки светофоров.

Задачи урока: 

  • определить ситуации, в которых необходимо соблюдать правила дорожного движения;
  •  рассмотреть опасности проведения игр на проезжей части дороги или около нее;
  • рассмотреть существующие виды светофоров и перекрестки на которых они устанавливаются;
  • сформировать ответственное отношение к выполнению правил дорожного движения, внимательность и осмотрительность при их соблюдении;
  • развитие интереса к предмету ОБЖ;
  • развитие навыков индивидуальной работы и в группах;
  • отработка навыков работы с различными источниками информации;
  • отработка навыков публичного выступления.

Оборудование к уроку: наглядное пособие (таблицы: Тормозной путь в зависимости от скорости движение, Тормозной путь в зависимости от состояния проезжей части, «Кратчайший» путь пешехода-нарушителя, Опасная ситуация при движении к своему дому); раздаточный материал.

Ход урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

МОТИВАЦИЯ

Через улицу, мой друг,

Не беги на остановку.

Прежде осмотрись вокруг.

Жизнь дается только раз.

Не теряй её сейчас!

АКТУАЛИЗАЦИЯ

Прослушайте сообщение, выполненное ваш одноклассником и сформулируйте, какая будет тема урока и его цель?

Сообщение.

Ребята, мы с вами живем в небольшом красивом городе, по улицам которого движутся машины, идут пешеходы. Вы знаете, что автомобиль оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозках народнохозяйственных грузов, так и в перевозках пассажиров.

Вместе с тем, автомобиль может стать причиной несчастных случаев. Первой аварией на механическом транспорте можно считать аварию с паровой телегой французского изобретателя Кюньо. Паровой автомобиль выехал в пробный рейс на улицы Парижа, водитель не смог справиться с управлением тяжёлой и неуклюжей техники, и она врезалась в каменный забор. Котёл паровой телеги взорвался с «грохотом на весь Париж», как писал об этом очевидец. Водителя отправили в больницу.

Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающем на бензине, увеличилось и количество дорожно- транспортных происшествий. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты, под их колесами погибло более двух с половиной миллионов человек.

Сейчас в автомобильных катастрофах во всем мире гибнет ежегодно около 300 тысяч человек. К этому нужно добавить , что миллионы людей получают при дорожно-транспортных происшествиях разного рода физические и психические травмы.

Ежегодно в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек. Каждый десятый из них-ребенок , 180 тысяч человек получают травмы.

Тема урока: «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах».

ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вот почему вопросам безопасности дорожного движения уделяют сейчас серьезное внимание.

Переход улицы в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта-это наиболее частые нарушения правил дорожного движения.

А особо много их с участием детей.

А что же такое – Правила дорожного движения?

Опр. Правила дорожного движения – это нормы, устанавливающие порядок движения по дорогам.

Первые ПДД в Советской России были утверждены декретом СНК от 10 июня 1920 года и назывались «Об автодвижении по Москве и ее окрестностям».

Чтобы знать правила дорожного движения, их надо изучать и строго соблюдать. Ведь недисциплинированные пешеходы создают на улицах и дорогах опасную обстановку, нередко становятся виновниками несчастий.

А какие нервные потрясения и тяжелые ранения получают водители автомобилей, под колесами которых погибают дети! Некоторые водители после ДТП не в состоянии длительное время , а то и всю жизнь, водить автомобиль, лишаясь возможности заниматься любимой работой. Нередко водители автомобиля, спасая жизнь внезапно появившегося перед машиной пешехода, не по своей воле совершают еще более тяжелые аварии, в которых страдают ни в чем не повинные люди.

Однажды произошел такой случай. Один ученик стал перебегать дорогу. Было это зимой, когда дорога покрыта тонким слоем льда. Когда водитель заметил перед машиной пешехода, он резко нажал на тормоза. Машина стала вращаться, как волчок, ее понесло в сторону и бросило на тротуар. Рядом находился газетный киоск, около которого стояли люди. Автомобиль нанес травмы ни в чем не повинным людям.

Недисциплинированный ученик сам не пострадал, но принес несчастье другим. Какую ошибку допустил ученик?

Ребята, дадим определение , что такое дорога.

Опр. «Дорога»- любая используемая для движения улица, проспект, дорога, переулок и т.п. по всей ширине (включая тротуары, обочины и разделительные полосы).

Опр. Перекресток-это место, где пересекаются улицы и дороги. Перекрестки бывают трехсторонние, четырехсторонние и площади.

По способу организации движения перекрестки могут быть регулируемые и нерегулируемые. Первые имеют регулировщика или светофор. Нерегулируемые перекрестки не имеют регулировщика, а светофор либо отсутствует, либо включен на желтый мигающий сигнал.

Первый электрический светофор появился в США в 1914 году в Кливленде, а затем в Нью-Йорке и Чикаго. Управлялся он вручную и имел два цвета: зеленый и красный. Функции желтого сигнала выполнял предупредительный свисток полицейского.

В 30-е годы 20 в. во многих странах, в т.ч. в Москве, устанавливаются стрелочные светофоры.

В 20-е годы 20 в. на улицах Москвы появились первые светофоры семафорного типа для регулирования движения.

В 1930 г. был установлен отечественный трехцветный электрический светофор с ручным управлением, а автоматические светофоры появились у нас в 1968 году.

Вас застал жёлтый сигнал светофора на середине проезжей части, каковы ваши действия?

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ

1. Как должен вести себя пешеход, переходящий улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, который одновременно разрешает поворот транспорта на право на перекрестке?

2. Горит зеленый сигнал светофора для машин, но они стоят. Почему они могут стоять? Опасно переходить улицу или безопасно?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ (ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ)

Ребята, послушайте стихотворение Р.Фархади.

У любого перекрестка

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:

Свет зеленый – проходи!

Желтый – лучше подожди.

Если свет зажегся красный –

Значит, двигаться опасно!

Стой!

Пускай пройдет трамвай.

Наберись терпения,

Изучай и уважай

Правила движения.

Итак ребята, что означает красный сигнал светофора? Желтый? Зеленый?

А что означает само слово «светофор»?

«Светофор» состоит из двух слов: свет + фор.

«Свет» означат свет.

«Фор»(греч.) –«форос» -«несущий».

Т.е. получаем, что слово «светофор» означает – несущий свет.

Ребята, послушайте стихотворение А.Дмоховского «Ученик и грузовик» и ответьте на вопрос: Что же случиться? Почему?

Говорит беспечный Петя:

-Мне опасность не грозит,

Как шофер меня заметит –

В тот же миг затормозит.

Что же может тут случиться?

Ведь на улице пока

Грузовик меня боиться,

А не я грузовика!

Он смеется:

-Не пойму,

Отчего и почему

Должен путь ученик

Уступать грузовику,

Если может грузовик

Уступить ученику…

Вывод: очень переходить дорогу перед приближающимся транспортом, потому что автомашину водитель не может остановить мгновенно. Ведь с начала торможения до полной остановки машина пройдет значительное расстояние. Это расстояние зависит от скорости машины, ее веса, состояния шин, дороги…

Поэтому, прежде чем переходить дорогу, осмотритесь, пропустите приближающийся транспорт.

(Показываю учащимся таблицы: зависимость тормозного пути от скорости и состояния дороги).

Внезапно из-за кустиков, которыми отделен здесь тротуар, на проезжую часть вылетел мячик, а за ним выскочила девочка, старавшаяся его догнать. Забыв обо всем на свете, она бежала прямо наперерез несущемуся на большой скорости грузовик.

Опытный шофер был внимателен. Он мгновенно нажал на тормоз, круто повернул руль. Громадная машина проскочила в двух шагах от девочки, не задев ее.

Однако такое резкое торможение не прошло даром. Груженый прицеп развернуло, бросило вправо, и он всей своей тяжестью ударил по двум стоящим возле тротуара легковым машинам. Вот какова цена легкомысленного поступка девочки…

Учащиеся, работая в группах (по 4 человека) отвечают на вопросы:

  1. Где играла девочка?
  2. Можно ли играть на тротуаре (мостовой)?
  3. Почему девочка побежала а мячиком на проезжую часть улицы?
  4. Что сделал шофер, чтобы не наехать на девочку?
  5. Смог шофер сразу остановить тяжелый грузовик?

ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

Задача.

В сухую погоду у легкового автомобиля, едущего со скоростью 60 км/ч. Тормозной путь составляет 23 м, а при гололеде он увеличивается в 3 раза. Какова длина тормозного пути в гололед? Как это нужно учитывать водителю, пешеходу?

Решение.

23*3=69 (м) – тормозной путь автомобиля в гололед.

Ответ: водитель должен двигаться с меньшей скоростью, начинать тормозить дальше от пешеходной дорожки, перекрестка. Пешеход должен переходить дорогу только в установленных местах и строго по разрешающему сигналу светофора.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  2. Возникли ли и на каком этапе урока, затруднения?
  3. Где могут найти применения полученные знания?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока ОБЖ: Опасные ситуации на улице. 5 класс

По окончании изучения темы учащиеся должны знать правила безопасного поведения во время гололеда, при встрече с собакой и в толпе....

Урок СБО Ситуация выбора после окончания 9 класса

Цели:1) дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;2) активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.3) корригировать профес...

6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления».

Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Опасные погодные явления» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у...

сценарий урока "Опасные ситуации криминогенного характера"

правила безопасного поведения в местах массового скопления людей...

Тема урока: « Опасные ситуации в жилище»

Цели урока: Познакомить учащихся с распространенными опасностями в жилище и с их причинам.Выработать алгоритм действий при возникновении некоторых опасных ситуаций (если остановился лифт, если захлопн...

Памятка "Опасные ситуации на дороге"

Памятка "Опасные ситуации на дороге"...

Опасные ситуации на дороге и тратуаре

Информация об опасных ситуациях на дороге и тратуаре...