Тема урока: « Опасные ситуации в жилище»
план-конспект урока по обж (5 класс)
Цели урока:
- Познакомить учащихся с распространенными опасностями в жилище и с их причинам.
- Выработать алгоритм действий при возникновении некоторых опасных ситуаций (если остановился лифт, если захлопнулась дверь).
- Развивать инициативу и активность на уроке.
- Воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил безопасного поведения в жилище.
Оборудование:
- учебник М.П. Фролова, В.П. Шолоха, М.В. Юрьевой, Б.И. Мишина «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.»;
- компьютер;
- экран;
- презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_1.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 5
Тема урока: « Опасные ситуации в жилище»
Цели урока:
- Познакомить учащихся с распространенными опасностями в жилище и с их причинам.
- Выработать алгоритм действий при возникновении некоторых опасных ситуаций (если остановился лифт, если захлопнулась дверь).
- Развивать инициативу и активность на уроке.
- Воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил безопасного поведения в жилище.
Оборудование:
- учебник М.П. Фролова, В.П. Шолоха, М.В. Юрьевой, Б.И. Мишина «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.»;
- компьютер;
- экран;
- презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.
II. Актуализация опорных знаний
- Давайте вспомним, какие опасности могут подстерегать человека в городе и в сельской местности.
Индивидуальная работа учащихся.
Работают 4 учеников, которые садятся за первые парты. Работают в течение 5 минут.
Фронтальная работа с классом.
- Дома вы подготовили краткие рассказы на темы: «Что произойдет в вашем населенном пункте, если в течение трех дней будет полностью отключена электроэнергия?» и «К каким последствиям могут привести продолжительные ливневые дожди в вашем населенном пункте?»
III. Введение в тему урока
- А, сейчас, послушайте стихотворение и постарайтесь ответить, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.
Ответы учащихся.
- Да, сегодня мы будем говорить о доме, как о жилище человека. Каждый из вас живет в квартире, в которую вы возвращаетесь после школы. Там вас ждут ваши любимые игрушки и вещи. Там тепло и уютно. Там встречают вас родные лица. Там вы находитесь в безопасности.
«Мой дом – моя крепость». Объясните значение данной поговорки.
Ответы учащихся.
- Нам кажется, что мы в своем доме, квартире будем в полной безопасности. Так ли это? Статистика детских травм показывает, что большинство увечий несовершеннолетние получают в бытовой обстановке. Бытовые травмы составляют 57%, как правило, это ожоги и переломы. Получается, что наше жилище не безопасно.
IV. Сообщение темы и цели урока
- Какие же опасные ситуации могут возникнуть в жилище, и каковы причины этих опасных ситуаций? Вот на эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке.
- Итак, тема урока: «Опасные ситуации в жилище».
Запись числа и темы урока в тетрадь.
V. Изложение нового материала
Видеоурок ссылка: https://yandex.ru/video/preview/3411042284975285001
Рассказ учителя с элементами беседы.
- В нашем доме, квартире могут произойти разные опасные ситуации. Причинами этих опасных ситуаций могут стать три группы факторов.
Чтобы перейти на слайд 4, необходимо навести указатель мыши на дом.
Группы факторов:
- природные (морозы, наводнения, жара, ураганы, землетрясение и т.д.);
- социальные (нарушение техники безопасности, нарушение правил обращения с приборами и механизмами, асоциальное поведение людей и т.д.);
- техногенные (технические аварии: прорыв труб, повреждение газопровода, нарушение работы системы отопления и т.д.)
Запись в тетрадь.
VI. Самостоятельная работа учащихся
- Сейчас, я предлагаю поработать по группам.
1 ряд записывает в тетради примеры опасных ситуаций в жилище, которые могут быть вызваны природными факторами.
2 ряд записывает в тетради примеры опасных ситуаций в жилище, которые могут быть вызваны социальными факторами.
3 ряд записывает в тетради примеры опасных ситуаций в жилище, которые могут быть вызваны техногенными факторами.
Учащиеся работают в течение 3 минут, затем идет обсуждение.
Подводя итог ко всему сказанному, учитель демонстрирует Учащиеся дописывают примеры опасных ситуаций в тетрадь.
VII. Физкультминутка
VIII. Продолжение изложения нового материала
- Давайте обратимся к нашим учебникам и выполним задание 4 с.30. Работа с учебником.
Решение ситуационных задач.
Задача 4 А. Лена решила воспользоваться лифтом, но он вдруг остановился. Есть мобильный телефон. Что ей делать? Ответы учащихся.
Подводя итог:
Алгоритм действий в данной ситуации:
- Не паниковать!
- Нажмите кнопку вызова диспетчера и сообщите о ситуации.
- Если нет, звоните в службу спасения, родным, друзьям, которые смогут сообщить о происшествии в аварийную службу.
- Если телефона под рукой нет, кричите и зовите на помощь.
- Давайте ознакомимся с правилами пользования лифтом, чтобы не попасть в другие опасные ситуации, связанные с ним.
Задача 4 Б. Что делать, если захлопнулась дверь, а на лестничной клетке очень холодно? Ответы учащихся.
Подводя итог
Алгоритм действий в данной ситуации:
- Попросить у соседей дождаться родителей.
- Попросить соседей сообщить родителям о случившейся ситуации.
- Припомнить, не остались ли включенными плита и т.д. и сообщить родителям.
- Можно позвонить в службу спасения, обратиться в полицию.
IX. Закрепление
- Теперь проверим, как вы усвоили материал. Выполним задание.
Задание.
Причинами опасных ситуаций в жилых помещениях могут быть различные факторы. Найдите соответствие между фактором и характеристикой.
Факторы Характеристика факторов
1. Природный А. Повреждение канализационной системы
2. Техногенный Б. Морозы и ураганы
3. Социальный В. Хулиганство
Г. Игра с огнём
Д. Землетрясение
Е. Электрозамыкание
Ж. Мошенничество
Ответы: 1- Б, Д; 2- А, Е; 3- В, Г.
Х. Подведение итогов урока
- Сегодня мы вспомнили, какие опасные ситуации могут возникнуть в жилище, и каковы причины этих ситуаций.
- Я вам напомню один из важнейших уроков ОБЖ: в каждой опасной ситуации есть явная или скрытая причина её возникновения, являющаяся результатом нашей невнимательности и нашего незнания.
- Будьте внимательны! Изучайте ОБЖ.
XI. Домашнее задание .
- Параграф 6.
- Вопрос 2 с.30 (устно).
- Задания 1, 2 с.31 (по выбору).
Приложение 1.
Карточка 1. Тема: «Опасности в городе и сельской местности»
Укажите стрелками, какие из перечисленных характеристик, с точки зрения безопасности жизни, относятся к городскому жителю, а какие к сельскому жителю.
1. Этот житель вынужден быть мастером на все руки,
чтобы поддержать свое хозяйство.
2. Этот житель часто оказывается беспомощным, когда
надо поменять прокладку в водопроводном кране или ГОРОДСКОЙ ЖИТЕЛЬ
починить электрическую розетку.
3. Этот житель редко работает рядом с домом, поэтому
каждый день по дороге на работу и домой подвергается
опасности как пешеход, пассажир или водитель.
4. Этот житель знает не только своих соседей, но порой
и всех жителей в населенном пункте.
5. Этот житель часто не знает своих соседей по лестничной
клетке, а это помогает преступнику легко проникнуть в дом СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ
и уйти незамеченным.
6. Этот житель чаще подвергается опасности там, где
собирается много народа, так как незначительное
происшествие в таком месте может привести к панике.
Ответ:
ГОРОДСКОЙ ЖИТЕЛЬ – 2, 3, 5, 6.
СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ – 1, 4.
…………………………………………………………………………………………………….
Карточка 2. Тема: «Опасности в городе и сельской местности»
Укажите стрелками, какие из перечисленных опасностей относятся к городу, а какие к селу.
1. Большая зависимость от природных условий
(засуха, наводнение и т.д.) ГОРОД
2. Загрязнение окружающей среды вредными выбросами
предприятий и транспорта.
3. Интенсивное движение транспорта.
4. Плохие дороги и большие расстояния, затрудняющие
своевременный приезд служб спасения.
5. Много людей с асоциальным поведением и дурными
намерениями.
6. Наличие большого количества коммунальных сетей и СЕЛО
коммуникаций с возможностью аварий на них.
Ответ:
ГОРОД – 2, 3, 5, 6
СЕЛО – 1, 4.
…………………………………………………………………………………………………….
Карточка 3. Тема: «Опасности в городе и сельской местности»
Вставьте пропущенные слова, пользуясь словами - помощниками.
(Слова – помощники записаны в именительном падеже, если это имена существительные, и в неопределенной форме, если это глаголы. Подставляя их в предложения, меняйте падеж и форму, если это необходимо).
1. В большом городе каждый день человек должен преодолевать большие _______________________________________.
2. Интенсивное движение городского транспорта увеличивает вероятность возникновения
________________________________________________________________.
3. При большом скоплении людей и построек наводнение или землетрясение намного ____________________________ в городе, чем в ________________________ местности.
4. В городе много опасных для ______________________________ промышленных объектов.
5. В городе человек зависит от работы ___________________________________________.
6. Высокая концентрация _________________________________ характерна для городов.
СЛОВА – ПОМОЩНИКИ: бытовые службы; расстояния; опаснее; здоровье; правонарушители; сельская; автодорожное происшествие.
Ответ:
1 – расстояния; 2 – автодорожного происшествия; 3 – опаснее, сельской; 4 – здоровья; 5 – бытовых служб;
6 – правонарушителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления».
Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе «Опасные погодные явления» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у...
6 класс. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 23 «Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях».
Данная презентация иллюстрирует двадцать третий урок ОБЖ в 6 классе «Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях» по программе «Основы безопасности жизнеде...
6 класс. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 24 «Укусы насекомых, змей и защита от них».
Данная презентация иллюстрирует двадцать четвертый урок ОБЖ в 6 классе «Укусы насекомых, змей и защита от них» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общео...
6 класс. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 25 «Клещевой энцефалит и его профилактика».
Данная презентация иллюстрирует двадцать пятый урок ОБЖ в 6 классе «Клещевой энцефалит и его профилактика» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобраз...
сценарий урока "Опасные ситуации криминогенного характера"
правила безопасного поведения в местах массового скопления людей...
Чрезвычайные ситуации криминального характера. Урок Криминальные ситуации вне жилища.
Цели:Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.Организова...
Урок Опасные ситуации на дорогах и тротуарах 5 класс
Урок "Опасные ситуации на дорогах и тротуарах" для 5 класса по учебнику ОБЖ 5 класс под ред. Ю.Л. Воробьёва. Урок разработан в соответствии с ФГОС....