сценарий урока "Опасные ситуации криминогенного характера"
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме
правила безопасного поведения в местах массового скопления людей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
правила поведения в местах массового скопления людей | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Предмет: ОБЖ
Класс: 10
Тема: «Городские реальности или ситуации криминогенного характера»
Тип урока: обобщающий
Вид урока: комбинированный
Цель:
Для учащихся:
Повторить и систематизировать правила безопасного поведения в городских реальностях.
Уметь применять их в жизненных ситуациях, в которые попадают подростки: опасности ночного города, происшествия в местах массового скопления людей.
Для учителя:
- Проверка прочности знаний учащихся по данной теме, умения применять их в ситуациях, приближенных к жизненным;
- Развитие культуры речи учащихся, умение вести диалог;
- Воспитание патриотизма;
- Формирование в потребности сохранения своего здоровья;
- Создание эмоционального фона для стимулирования познавательного интереса учащихся на уроке;
- Формирование поведенческих навыков.
1.Организационный момент
Слово учителя:
-Приветствую гостей, учеников!
Я проведу сейчас для вас урок.
Обсудим тему важную для магаданцев,
На стадионе побываем и на танцах.
Встречались в жизни ситуации похожи…
Как правильно вести себя?
Мы на уроке вместе ваши знания подытожим.
-Тема нашего урока «Городские реальности или криминогенные ситуации»
2.Мотивация учащихся к изучению темы
Слово учителя:
-Я приглашаю вас на небольшую экскурсию по городу, во время которой вы должны подумать, как эта экскурсия связана с темой нашего урока.
(звучит песня «Вьюжный город Магадан»,демонстрация фотографий)
3.Совместное формулирование целей и задач урока
Слово учителя:
-Ваш прогноз… о каких возможных ситуациях в городе мы будем говорить после такой экскурсии?
(предполагаемые ответы учащихся: об опасных ситуациях в местах массового скопления людей).
- Сегодня на уроке мы повторим с вами правила безопасного поведения в местах массового скопления людей и, просто, на улице. Именно в таких ситуациях вероятно возникновение угрозы жизни и здоровью.
4. Актуализация первичных знаний (заполнение кроссворда на интер- активной доске)
Слово учителя:
-Представим, что мы на передаче «Поле чудес». Нам необходимо вспомнить, какие опасности могут ожидать вас в толпе?
-Кто желает поработать у доски? Предлагайте, пожалуйста, свои варианты (кражи, драки, паника, хулиганство, вандализм, мошенничество) .
-Совершенно верно, все эти ситуации могут возникнуть во время массовых мероприятий-концертов футбольных матчей, дискотек, демонстраций, народных гуляний.
5.Обобщение знаний
а) составление характеристики толпы
-Назовите, пожалуйста, основные характеристики массового скопления людей?
(ответы учащихся)
- Всегда достаточно большая группа людей
- Существует в течение короткого отрезка времени, и потому не успевает разделиться на симпатии.
- Люди в толпе распределяются достаточно плотно на небольшой площади, то есть пребывают в непосредственной близости, что даёт им возможность поддерживать зрительный и слуховой контакты.
- В толпе определённое упрощение претерпевает интеллект, напротив, эмоции, чувства и переживания значительно усиливаются, и это приводит к панике, а иногда и к трагедии.
-Проверьте, все ли характеристики вы назвали? (работа со слайдом)
б) элемент межпредметных связей
Слово учителя:
-Вспомним историю (работа со слайдом)
-17 и 18 мая 1896 года в Москве погибло — по разным подсчётам до 1,5 тысяч ( по официальным данным), до шести тысяч жителей Москвы и Московской губернии ( по данным кладбищенских записей). Вспомните, пожалуйста, о каких исторических событиях идёт речь? (Ответы учащихся)
-В программу торжеств по поводу коронации Николая 2 входило народное гуляние на Ходынском поле в Москве. Там устанавливались карусели, палаточные ларьки. Москвичам было обещано пиво, мёд. А также было обнародовано, что на Ходынке будут раздавать подарки. Власть действительно заготовила 400 тысяч узелков с царским набором. Однако место для гуляния было выбрано неудачное: глубокие овраги, заброшенные колодцы могли привести к катастрофе. И она разразилась!
-Какое в народе прозвище получил Николай 2?(«Кровавый»)
-О каких трагедиях наших дней вы вспомнили, когда речь идёт о панике в толпе? (трагедия в кафе «Хромая лошадь»)
Учитель-автор читает стихотворение.
-Можно ли было избежать этих трагедий?
(Да, если бы люди соблюдали правила поведения в толпе)
-Давайте, вспомним и назовём эти правила:
(ответы учащихся)
-А теперь внимательно прочитайте эту информацию и примите к сведению те моменты, которые не прозвучали в ваших ответах (работа со слайдом «Правила поведения в толпе»)
в) Обозначение основных источников риска в толпе
Чтобы не пострадать в толпе, необходимо:
- избегать большого количества людей (упавшего могут затоптать насмерть)
- при движении в плотной толпе во избежание пробок не напирать на тех, кто идёт впереди
- стараться избегать заторов, острых углов, перил, стеклянных витрин во избежание быть прижатыми и травмированными.
- в случае давки необходимо прижать, согнутые в локтях руки к грудной клетке, таким образом, вы сможете амортизировать давление толпы и защитить себя от сдавливания.
- если же вы упали в движущейся толпе, то необходимо немедленно подняться, используя все возможные средства — иначе вас затопчут. Для этого можно применить следующий приём: быстро встать на четвереньки, выставить вперёд опорную ногу и, не сгибая её, под напором толпы резко подняться.
- если в толпе вы увидели пьяных или сильно возбуждённых людей, нужно постараться уйти раньше окончания зрелища.
г) анализ действий с последующими выводами
Слово учителя:
-Вы согласны с такой фразой, что « от толпы до драки один шаг»? Предлагаю вам «сходить на танцы» ( просмотр кадра из к\ф «Афоня»)
Слово учителя:
-Как нужно было вести себя нашему герою, чтобы драка не произошла?
( не вести себя вызывающе, не толкаться, быть вежливым и уважать окружающих, если провоцируют- не отвечать).
д) умозаключения через творческие способности учащихся
Слово учителя:
-Ну, а если ваш отдых удался, вы довольны, что не стали участником или жертвой драки, не попали в столпотворение - радоваться рано. Вам предстоит ещё одно испытание -прийти целым и невредимым домой.
-Я предлагаю вам ещё одну опасную ситуацию, которую разыграли для вас волонтёры нашей школы ( просмотр заранее снятого видеоролика: девушка возвращается домой, у подъезда два незнакомца)
-Героиня задумалась, расскажите, как бы вы поступили на месте героини сюжета?
-А теперь давайте посмотрим, знает ли эти правила наша героиня? (2 часть ролика).
-Ну что же, героиня, действительно, воспользовалась вашим советом.
-К сожалению, жизнь такова, что повсюду нас могут ожидать неприятности: в городском транспорте, просто на улице, и даже обычная смс-ка или телефонный звонок могут нарушить наше спокойствие, поэтому каждому из вас нужно быть бдительным.
д) самостоятельное составление памятки безопасности.
-Я предлагаю вам составить памятку по правилам безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Перед вами набор разных правил, отберите для своей памятки самые необходимые.
-Предлагаю разделиться на две группы. В одной будут работать только девушки, в другой — наши юноши. Задание у обеих групп общее, а вот как сработает женская логика, и что подскажет мужская, посмотрим по окончанию работы (учащиеся вырезают и приклеивают соответствующие правила для памятки)
-Предлагаю первым выступить девушкам.
-Теперь слово юношам, есть ли у вас замечания или дополнения по памятке, представленной первой группой?
-В своих памятках вы указали правило, в котором говорится о необходимости знать каждому горожанину «островки» безопасности своего микрорайона. Назовите, какие объекты нашего города относятся к таким островкам?
(круглосуточные магазины, охраняемые объекты, отделения милиции и другие).
е) поиск безопасного маршрута к дому(школе)
-Я предлагаю вам ещё одно задание: составить безопасный вечерний маршрут от МЦК до школы №21, не забудьте воспользоваться знанием ритма своего микрорайона. На плане-фотографии обозначены начальный и конечный пункт вашего микрорайона.
6.Рефлексия
-Близится к завершению наш разговор о правилах безопасности человека в криминогенных ситуациях. Ваши ответы, памятки и маршруты, составленные вами, стали доказательством того, что однозначных рекомендаций на все случаи жизни при попадании в криминогенные ситуации нет, так как они зависят от многих факторов. Одним из которых является характер человека, попавшего в беду.
-Как вы считаете, какими качествами обладают люди, которым удаётся избегать неприятных городских реальностей?
-Я надеюсь, вы обладаете этими качествами ?
-Ваша активность на уроке ещё раз подтвердила пословицу « Предупреждён, значит, вооружён».
-Да, это были городские реальности. Я увидела, что вы хорошо владеете необходимыми знаниями по безопасному поведению в различных ситуациях городских реальностей. Я желаю вам всем, чтобы в вашей жизни было как можно меньше неприятностей.
-Спасибо всем за сотрудничество.
-Я тоже заготовила памятки для вас и ваших друзей. Это результат нашей совместной деятельности, уходя с урока, вы можете захватить их с собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чрезвычайные ситуации криминогенного характера.
план-конспектЧрезвычайные ситуации криминогенного характера.Уголовная ответственность несовершеннолетних.»...
Чрезвычайные ситуации криминогенного характера.
план-конспектЧрезвычайные ситуации криминогенного характера.Уголовная ответственность несовершеннолетних.»...
Контрольный тест по теме "Ситуации криминогенного характера"
Контрольный тест по теме "Ситуации криминогенного характера" выполнен в виде презентации PowerPoint, предназначен для учащихся 5 класса....
Конспект урока ОБЖ "Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера"
расширение понятий о ситуациях криминогенного характера...
План конспект урока по ОБЖ в 5 классе по теме "Чрезвычайные ситуации криминогенного характера"
Урок о правилах поведения детей в случае возникновения чрезвычайной ситуации...
Ситуации криминогенного характера.
В презентации приводятся правила поведения при некоторых криминогенных ситуациях, возможных при террористических актах и извлечения из Уголовного кодекса с мерами ответственности за эти действия...