сценарий урока "Опасные ситуации криминогенного характера"
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме

правила безопасного поведения в местах массового скопления людей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Предмет: ОБЖ

Класс: 10

Тема: «Городские реальности или ситуации криминогенного характера»

Тип урока: обобщающий

Вид урока: комбинированный

Цель: 

Для учащихся:

Повторить и систематизировать правила безопасного поведения в городских реальностях.

Уметь применять их в жизненных ситуациях, в которые попадают подростки: опасности ночного города, происшествия в местах массового скопления людей.

Для учителя:

  • Проверка прочности знаний учащихся по данной теме, умения применять их в ситуациях, приближенных к жизненным;
  • Развитие культуры речи учащихся, умение вести диалог;
  • Воспитание патриотизма;
  • Формирование в потребности сохранения своего здоровья;
  • Создание эмоционального фона для стимулирования познавательного интереса учащихся на уроке;
  • Формирование поведенческих навыков.

1.Организационный момент

Слово учителя:

 

-Приветствую гостей, учеников!

Я проведу сейчас для вас урок.

Обсудим тему важную для магаданцев,

На стадионе побываем и на танцах.

Встречались в жизни ситуации похожи…

Как правильно вести себя?

Мы на уроке  вместе ваши знания подытожим.

 -Тема нашего урока «Городские реальности или криминогенные ситуации»

2.Мотивация учащихся к изучению темы

Слово учителя:

-Я приглашаю вас на небольшую экскурсию по городу, во время которой вы должны подумать,  как эта экскурсия связана с темой нашего урока.

 (звучит песня «Вьюжный город Магадан»,демонстрация фотографий)

3.Совместное формулирование целей и задач урока

Слово учителя:

        

-Ваш прогноз… о каких возможных ситуациях в городе мы будем говорить после такой экскурсии?

        (предполагаемые ответы учащихся:  об опасных ситуациях в  местах массового скопления людей).

- Сегодня на уроке мы повторим с вами  правила безопасного поведения в местах массового скопления людей и, просто, на улице. Именно в таких ситуациях вероятно возникновение угрозы жизни и здоровью.

4. Актуализация первичных знаний (заполнение кроссворда на интер-  активной доске)

Слово учителя:

-Представим, что мы на передаче «Поле чудес». Нам необходимо вспомнить, какие опасности могут ожидать вас в толпе?

-Кто желает поработать у доски? Предлагайте, пожалуйста, свои варианты (кражи, драки, паника, хулиганство, вандализм, мошенничество)        .

-Совершенно верно, все эти ситуации могут возникнуть во время массовых мероприятий-концертов футбольных матчей, дискотек, демонстраций, народных гуляний.

5.Обобщение знаний

а) составление характеристики толпы

-Назовите, пожалуйста, основные характеристики массового скопления людей?

                                            (ответы учащихся)

  • Всегда достаточно большая группа людей
  • Существует в течение короткого отрезка времени, и потому не успевает разделиться на симпатии.
  • Люди в толпе распределяются достаточно плотно на небольшой площади, то есть пребывают в непосредственной близости, что даёт им возможность поддерживать зрительный и слуховой контакты.
  • В толпе определённое упрощение претерпевает интеллект, напротив, эмоции, чувства и переживания значительно усиливаются, и это приводит к панике, а иногда и к трагедии.

-Проверьте, все ли характеристики вы назвали? (работа со слайдом)

б) элемент межпредметных связей

Слово учителя:

-Вспомним историю (работа со слайдом)

-17 и 18 мая 1896 года в Москве погибло — по разным подсчётам до 1,5 тысяч ( по официальным данным), до шести тысяч жителей Москвы и Московской губернии ( по данным кладбищенских записей). Вспомните, пожалуйста, о каких исторических событиях идёт речь? (Ответы учащихся)

-В программу торжеств по поводу  коронации Николая 2 входило народное гуляние на Ходынском поле в Москве. Там устанавливались карусели, палаточные ларьки. Москвичам было обещано пиво, мёд. А также было обнародовано, что на Ходынке будут раздавать подарки. Власть действительно заготовила 400 тысяч узелков с царским набором. Однако место для гуляния было выбрано неудачное: глубокие овраги, заброшенные колодцы могли привести к катастрофе. И она разразилась!

-Какое в народе прозвище получил Николай 2?(«Кровавый»)

-О каких трагедиях наших дней вы вспомнили, когда речь идёт о панике в толпе? (трагедия в кафе «Хромая лошадь»)

Учитель-автор читает стихотворение.

-Можно ли было избежать этих трагедий?

(Да, если бы люди соблюдали правила поведения в толпе)

-Давайте, вспомним и назовём эти правила:

(ответы учащихся)

-А теперь внимательно прочитайте эту информацию и примите к сведению те моменты, которые не прозвучали в ваших ответах (работа со слайдом «Правила поведения в толпе»)

в) Обозначение основных источников риска в толпе

Чтобы не пострадать в толпе, необходимо:

  • избегать большого количества людей (упавшего могут затоптать насмерть)
  • при движении в плотной толпе во избежание пробок не напирать на тех, кто идёт впереди
  • стараться избегать заторов, острых углов, перил, стеклянных витрин во избежание быть прижатыми и травмированными.
  • в случае давки необходимо прижать, согнутые в локтях руки к грудной клетке, таким образом, вы сможете амортизировать давление толпы и защитить себя от сдавливания.
  • если же вы упали в движущейся толпе, то необходимо немедленно подняться, используя все возможные средства — иначе вас затопчут. Для этого можно применить следующий приём: быстро встать на четвереньки, выставить вперёд опорную ногу и, не сгибая её, под напором толпы резко подняться.
  • если в толпе вы увидели пьяных или сильно возбуждённых людей, нужно постараться уйти раньше окончания зрелища.

г) анализ действий с последующими выводами

Слово учителя:

-Вы согласны с такой фразой, что « от толпы до драки один шаг»? Предлагаю вам «сходить на танцы» ( просмотр кадра из к\ф «Афоня»)

Слово учителя:

-Как нужно было вести себя  нашему герою, чтобы драка не произошла?

( не вести себя вызывающе, не толкаться, быть вежливым и уважать окружающих, если провоцируют- не отвечать).

д) умозаключения через творческие способности учащихся

Слово учителя:

-Ну, а  если ваш отдых удался, вы довольны, что не стали участником или жертвой драки, не попали в столпотворение - радоваться рано. Вам предстоит ещё одно испытание -прийти целым и невредимым домой.

-Я предлагаю вам ещё одну опасную ситуацию, которую разыграли для вас волонтёры нашей школы ( просмотр заранее снятого видеоролика: девушка возвращается домой, у подъезда два незнакомца)

-Героиня задумалась, расскажите, как бы вы поступили на месте героини сюжета?

-А теперь давайте посмотрим, знает ли эти правила наша героиня? (2 часть ролика).

-Ну что же, героиня, действительно, воспользовалась вашим советом.

-К сожалению, жизнь такова, что повсюду нас могут ожидать неприятности: в городском транспорте, просто на улице, и даже обычная смс-ка или телефонный звонок могут нарушить наше спокойствие, поэтому каждому из вас нужно быть бдительным.

д) самостоятельное составление памятки безопасности.

-Я предлагаю вам составить памятку по правилам безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Перед вами   набор разных правил, отберите для своей памятки самые необходимые.

-Предлагаю разделиться на две группы. В одной будут работать только девушки, в другой — наши юноши. Задание у обеих групп общее, а вот как сработает женская логика, и что подскажет мужская, посмотрим по окончанию работы (учащиеся вырезают и приклеивают соответствующие правила для памятки)

-Предлагаю первым выступить девушкам.

-Теперь слово юношам, есть ли у вас замечания или дополнения по памятке, представленной первой группой?

-В своих памятках вы указали правило, в котором говорится о необходимости знать каждому горожанину «островки» безопасности своего микрорайона. Назовите, какие объекты нашего города относятся к таким островкам?

(круглосуточные магазины, охраняемые объекты, отделения милиции и другие).

е) поиск безопасного маршрута к дому(школе)

-Я предлагаю вам ещё одно задание: составить безопасный вечерний маршрут от МЦК до школы №21, не забудьте воспользоваться знанием ритма своего микрорайона. На плане-фотографии обозначены начальный и конечный пункт вашего микрорайона.

6.Рефлексия

-Близится к завершению наш разговор о правилах безопасности  человека в криминогенных ситуациях. Ваши ответы, памятки и маршруты, составленные вами,  стали доказательством того, что однозначных рекомендаций на все случаи  жизни при попадании в криминогенные ситуации нет, так как они зависят от многих факторов. Одним из которых является  характер человека, попавшего в беду.

-Как вы считаете, какими качествами обладают люди, которым удаётся избегать неприятных городских реальностей?

-Я надеюсь, вы обладаете этими качествами ?

-Ваша активность на уроке ещё раз подтвердила пословицу « Предупреждён, значит, вооружён».

 -Да, это были городские реальности. Я увидела, что вы хорошо владеете необходимыми знаниями по безопасному поведению в различных ситуациях городских реальностей.  Я желаю вам всем, чтобы в вашей жизни было как можно меньше неприятностей.

-Спасибо всем за сотрудничество.

-Я тоже заготовила памятки для вас и ваших друзей. Это результат нашей совместной деятельности, уходя с урока, вы можете захватить их с собой.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера.

план-конспектЧрезвычайные ситуации криминогенного характера.Уголовная ответственность несовершеннолетних.»...

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера.

план-конспектЧрезвычайные ситуации криминогенного характера.Уголовная ответственность несовершеннолетних.»...

Контрольный тест по теме "Ситуации криминогенного характера"

Контрольный тест по теме "Ситуации криминогенного характера" выполнен в виде презентации PowerPoint, предназначен для учащихся 5 класса....

План конспект урока по ОБЖ в 5 классе по теме "Чрезвычайные ситуации криминогенного характера"

Урок о правилах поведения детей в случае возникновения чрезвычайной ситуации...

Ситуации криминогенного характера.

В презентации приводятся правила поведения при некоторых криминогенных ситуациях, возможных при террористических актах и извлечения из Уголовного кодекса с мерами ответственности  за эти действия...