Урок "Автономное существование человека в условиях природной среды"
презентация к уроку по обж (10 класс) на тему

Гордиенко Наталия Александровна

Конспект и презентация к уроку "Автономное существование человека в условиях природной среды".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока30.58 КБ
Файл Презентация2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 39

имени Героя Советского Союза Алексея Арсентьевича Рогожина»

___________________________________________________________________________

ПАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «Автономное существование человека в условиях    природной среды»

Класс: 10 «А».

Учитель: Гордиенко Наталия Александровна

Дата проведения: 3 декабря 2015 г.

Время урока: 45 минут

Тип урока: комбинированный с элементами практических заданий.

Цели:

Образовательные:

  • Актуализация знаний и умений учащихся по теме «Автономное существование человека в природе».
  • Учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые задачи (ситуации), самостоятельными (собственными) силами и действиями подкреплять ход их решения.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся познавательные процессы.
  • Развивать умения анализировать различные ситуации.
  • Стимулировать повышение уровня требований личности к себе через состязательность и соперничество, ответственность за качество знаний и результаты командного первенства.

Воспитательные:

  • Формировать у учащихся выдержку, самообладание, внимательность, умение правильно оценивать обстановку, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение.

Материальное обеспечение:

  • Учебный фильм «Способы разведения костра»
  • Карточки с заданиями
  • Фломастеры  для костра
  • Компасы – 14 шт
  • Спички
  • Презентация
  • Скан – карты
  • Макеты временных жилищ

Учебные вопросы:

  1. Ориентирование на местности.
  2. Оборудование временного жилища.
  3. Добыча огня.
  4. Обеспечение питанием и водой.

Ход урока:

Класс делится на две группы.

Время

Формы

работы

Изучаемые вопросы и краткое их изложение

5 мин.

Индиви-дуальная работа на доске

Фронталь-

ный опрос

1. ВВОДНАЯ  ЧАСТЬ

1.1. Организационный момент.

     Проверка наличия учащихся, готовности к уроку.

1.2. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке мы изучали основные причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие.

Вспомним основные моменты.

  * В каких случаях принимается решение оставаться на месте аварии или об уходе с места аварии?

- Дайте определение автономного существования человека в природе. На какие два типа оно делится?

/Автономное существование человека в природе — это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.

Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях. (путешественники, ученые-исследователи, отшельники, диверсионные группы, охотники)

Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

- Назовите основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях. /потеря ориентировки на местности, потеря группы на маршруте, авария транспортного средства/

- Какие первоочередные действия необходимо предпринять потерпевшим бедствие в безлюдной местности? /перебраться в безопасное место, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования, оказать пострадавшим первую помощь, сориентироваться на местности и уточнить свое местоположение, соорудить временное жилище/

- Какие качества помогают выжить людям, попавшим в беду?

Проверка работы 1-го ученика

35 мин

Работа в группах

Работа в тетрадях

Работа с компасом

Выступ-ление учащихся

Работа в тетрадях

Просмотр фильма

Работа в тетрадях

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Посмотрите, пожалуйста, на экран. (слайд1)

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

 Тема нашего урока «Автономное существование человека в природе» (слайд2)

  Практическая ситуация

Мы отправились в  путешествие на теплоходе, наш корабль потерпел крушение недалеко от группы необитаемых островов и мы, как наш герой оказались в условиях изолированного от общества существования в вынужденной автономии. Мальчики на одном острове, а девочки на другом.

- Что делать в данной ситуации, какие первоочередные задачи ваши группы должны решить? /ответы учащихся/

/эти вопросы мы сегодня и рассмотрим на уроке/ (слайд3)

  1. Ориентирование на местности.
  2. Оборудование временного жилища.
  3. Добыча огня.
  4. Обеспечение питанием и водой.

Ориентирование на местности (слайд4)

- Запишем в карты что  называется ориентированием?

/ориентированием - это умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта, находить нужное направление движения  и выдерживать его в пути/

- Запишем способы ориентирования

*  по компасу

* по небесным телам

*по часам

*по местным признакам

Вспомним правила работы с компасом. Определите, где находится север.

Как найти полярную звезду?  Какое направление она показывает?

- Какой самый точный способ определения сторон света?/по компасу/

-А какой самый неточный? /по местным признакам. Поэтому необходимо использовать несколько способов, чтобы приблизительно узнать свое местоположение/

Проверим как вы сможете сориентироваться по местнвм признакам.

К доске пойдут капитаны команд. Они по очереди будут вытягивать карточки с местными признаками. Задача – определить на какую сторону света указывает данный признак. Команда может подсказывать своему капитану.

Оборудование временного жилища (слайд 5)

- На предыдущем уроке вы получили задание выполнить макет временного аварийного лагеря. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие факторы вы учитывали при строительстве временного жилища?

Добыча огня (слайд6)

- Как выбрать место для костра, какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать  при его  разведении?

   /команды по очереди называют правила/

Типы костров и их назначение (слайд 7)

  1. Жаровые – для приготовления большого количества пищи, просушки вещей, обогрева людей
  2. Пламенные – для приготовления пищи, освещения поляны лагеря
  3. Дымовые – для подачи сигнала, отпугивания комаров и мошек

Виды костров – команды складывают макеты костров.

/шалаш, звездный, колодец, таежный, нодья/

- Назовите основное средство для добывания огня. /спички/

-Как быстро высушить промокшие спички? /потереть о волосы/

-Как добыть огонь без спичек? /ответы учащихся/

Давайте посмотрим еще несколько способов добывания огня без спичек.

-Какой способ разведения огня на ваш взгляд самый простой?

Обеспечение питанием и водой. (слайд 8)

Пища – важный фактор при длительном выживании, когда максимально необходимы энергия и выносливость.

Основными источниками пищи в условиях выживания вам могут послужить:

  • Пищевой рацион аварийного запаса;
  • Дикорастущие съедобные растения и грибы;
  • Пища животного происхождения.

-Какие съедобные ягоды мы можем встретить в лесу?

- Если вы встретили куст с незнакомыми ягодами, как узнать ядовитые они или нет?

-  Каких насекомых можно употреблять в пищу?

 Способы добычи воды

- воду из горных ручьев, родников можно пить сырой, воду из других источников надо очищать и обеззараживать.     Очистку воды можно производить  при помощи фильтров.

Рассмотрим один из вариантов. Фильтр  состоит  из деревянной треноги с растянутыми на ней кусками ткани.

-Давайте подпишем чем мы наполним каждый слой фильтра.

1 – трава

2 - песок

3 – древесный уголь

     Но такая очистка поможет избавиться только от механических примесей. Различные возбудители желудочно-кишечных и иных заболеваний останутся в воде.

- как обеззаразить воду в полевых условиях? /йодом, марганцовкой/

! Самый надежный и простой способ обеззараживания воды – ее кипячение.

  -   Если нет источника воды, какими способами можно ее добыть? /собрать росу, дождевую воду, использовать пакет, накинутый на ветку и т. Д./

И так мы решили все первоочередные задачи. Сориентировались на местности, построили временное жилище, развели костер, добыли пищу и воду.

5 мин.

Тестиро-

вание

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Закрепление изученного материала.

1. Из перечисленных ниже выберите причины вынужденного автономного существования в природных условиях:

а. Потеря части продуктов питания;

б. Несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут;

в. Потеря ориентировки на местности во время похода.

2. Укажите самый простой из предложенных способ обеззараживания воды в полевых условиях:

а. Очистка через фильтр из песка, ваты и материи;

б. Кипячение воды;

в. Добавление в воду марганцовки.

3. Выберите из предложенных вариантов установленные требования к сооружению временного жилища:

а) место должно находиться на берегу реки на уровне воды;

б) место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой  площадке;

 в) место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать  для костра;

 г) возле площадки должен находиться источник воды и достаточно топлива;

 д) недалеко от площадки должна быть дорога или наезженная тропа;

 е) возле лагеря должна быть площадка (поляна) для подачи сигналов   бедствия.

4. При устройстве навеса или шалаша крышу следует накрывать:

а) сверху – вниз

б) справа – налево

в) снизу – наверх

г) безразлично как

5. В солнечный полдень тень указывает направление на:

а) восток;

б) юг;

в) запад;

г) север.

6. Каким должно быть место разведения костра:         

а) место разведения костра должно быть не далее 10 метров от водного источника;

б) место разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега;

в) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основание костра на 6 метров.

Взаимопроверка теста.

Подведение итогов урока.

- Посчитайте сколько золотых монет вы собрали?

Выиграла команда _____ острова.

Выставление оценок.

Домашнее задание: п.1.2, выполнить задания 4-7.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ТЕМА УРОКА «Автономное существование человека в природе».

Слайд 3

Учебные вопросы Ориентирование на местности. Оборудование временного жилища. Добыча огня. Обеспечение питанием и водой.

Слайд 4

Ориентирование на местности

Слайд 5

Оборудование временного жилища

Слайд 6

Добыча огня

Слайд 7

Типы костров Жаровые – для приготовления большого количества пищи, просушки вещей, обогрева людей Пламенные – для приготовления пищи, освещения поляны лагеря Дымовые – для подачи сигнала, отпугивания комаров и мошек

Слайд 9

Обеспечение питанием

Слайд 10

Очистка воды

Слайд 11

Способы добычи воды

Слайд 12

Тест. 1. Из перечисленных ниже выберите причины вынужденного автономного существования в природных условиях: а. Потеря части продуктов питания; б. Несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут; в. Потеря ориентировки на местности во время похода. 2. Укажите самый простой из предложенных способ обеззараживания воды в полевых условиях: а. Очистка через фильтр из песка, ваты и материи; б. Кипячение воды; в. Добавление в воду марганцовки. 3. Выберите из предложенных вариантов установленные требования к сооружению временного жилища: а) место должно находиться на берегу реки на уровне воды; б) место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой площадке; в) место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать для костра; г) возле площадки должен находиться источник воды и достаточно топлива; д) недалеко от площадки должна быть дорога или наезженная тропа; е) возле лагеря должна быть площадка (поляна) для подачи сигналов бедствия.

Слайд 13

4. При устройстве навеса или шалаша крышу следует накрывать: а) сверху – вниз б) справа – налево в) снизу – наверх г) безразлично как 5. В солнечный полдень тень указывает направление на : а) восток; б) юг; в) запад; г) север. 6. Каким должно быть место разведения костра: а) место разведения костра должно быть не далее 10 метров от водного источника; б) место разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега; в) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основа­ние костра на 6 метров.

Слайд 14

Домашнее задание глава 1, п. 1.2, проверочная работа № 1

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автономное существование в условиях природной среды

Автономное существование человека в природе-это самостоятельноенезависимое существование его в природных условиях....

6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 21 «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)».

Данная публикация иллюстрирует двадцать первый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)» по программ...

Лингвистическая работа с учащимися в условиях природной среды.

Лингвокультурология - гуманитарная дисциплина, изучающая воплощенную в живой национальный язык и проявляющуюся в языковых процессах материальную и духовную культуру....

АВТОНОМНОЕ ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Автономное существование в природе, по каким бы причинам оно не произошло, серьезно влияет на человека. Так, удовлетворение даже самых обычных потребностей в ненаселенной местности, например, в пище и...

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБЖ ДЛЯ 6 КЛАССА «УСЛОВИЯ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕ-КА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»

Приложение 1Цели внеурочного учебного занятия:Познакомить обучающихся с причинами попадания человека в условия  вынужденной автономии; с факторами, способствующими в...

Методическая разработка «Внеклассное занятие по теме: «Автономное существование в условиях природной среды» (cценарий мероприятия для средней школы ко дню защиты детей)

Спортивно-игровая программа внеклассного занятия «Автономное существование в условиях природной среды» нацелена на привлечение детей в секции и кружки по спортивному туризму, основам безоп...

Презентация к методической разработке «Внеклассное занятие по теме: «Автономное существование в условиях природной среды» (сценарий мероприятия для средней школы ко дню защиты детей)

Спортивно-игровая программа внеклассного занятия «Автономное существование в условиях природной среды» нацелена на привлечение детей в секции и кружки по спортивному туризму, основам безоп...