Урок "Автономное существование человека в условиях природной среды"
презентация к уроку по обж (10 класс) на тему
Конспект и презентация к уроку "Автономное существование человека в условиях природной среды".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 30.58 КБ |
Презентация | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 39
имени Героя Советского Союза Алексея Арсентьевича Рогожина»
___________________________________________________________________________
ПАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Автономное существование человека в условиях природной среды»
Класс: 10 «А».
Учитель: Гордиенко Наталия Александровна
Дата проведения: 3 декабря 2015 г.
Время урока: 45 минут
Тип урока: комбинированный с элементами практических заданий.
Цели:
Образовательные:
- Актуализация знаний и умений учащихся по теме «Автономное существование человека в природе».
- Учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые задачи (ситуации), самостоятельными (собственными) силами и действиями подкреплять ход их решения.
Развивающие:
- Развивать у учащихся познавательные процессы.
- Развивать умения анализировать различные ситуации.
- Стимулировать повышение уровня требований личности к себе через состязательность и соперничество, ответственность за качество знаний и результаты командного первенства.
Воспитательные:
- Формировать у учащихся выдержку, самообладание, внимательность, умение правильно оценивать обстановку, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение.
Материальное обеспечение:
- Учебный фильм «Способы разведения костра»
- Карточки с заданиями
- Фломастеры для костра
- Компасы – 14 шт
- Спички
- Презентация
- Скан – карты
- Макеты временных жилищ
Учебные вопросы:
- Ориентирование на местности.
- Оборудование временного жилища.
- Добыча огня.
- Обеспечение питанием и водой.
Ход урока:
Класс делится на две группы.
Время | Формы работы | Изучаемые вопросы и краткое их изложение |
5 мин. | Индиви-дуальная работа на доске Фронталь- ный опрос | 1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1.1. Организационный момент. Проверка наличия учащихся, готовности к уроку. 1.2. Проверка домашнего задания. На предыдущем уроке мы изучали основные причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие. Вспомним основные моменты. * В каких случаях принимается решение оставаться на месте аварии или об уходе с места аварии? - Дайте определение автономного существования человека в природе. На какие два типа оно делится? /Автономное существование человека в природе — это самостоятельное независимое существование его в природных условиях. Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях. (путешественники, ученые-исследователи, отшельники, диверсионные группы, охотники) Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям. - Назовите основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях. /потеря ориентировки на местности, потеря группы на маршруте, авария транспортного средства/ - Какие первоочередные действия необходимо предпринять потерпевшим бедствие в безлюдной местности? /перебраться в безопасное место, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования, оказать пострадавшим первую помощь, сориентироваться на местности и уточнить свое местоположение, соорудить временное жилище/ - Какие качества помогают выжить людям, попавшим в беду? Проверка работы 1-го ученика |
35 мин | Работа в группах Работа в тетрадях Работа с компасом Выступ-ление учащихся Работа в тетрадях Просмотр фильма Работа в тетрадях | 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Посмотрите, пожалуйста, на экран. (слайд1) Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. Тема нашего урока «Автономное существование человека в природе» (слайд2) Практическая ситуация Мы отправились в путешествие на теплоходе, наш корабль потерпел крушение недалеко от группы необитаемых островов и мы, как наш герой оказались в условиях изолированного от общества существования в вынужденной автономии. Мальчики на одном острове, а девочки на другом. - Что делать в данной ситуации, какие первоочередные задачи ваши группы должны решить? /ответы учащихся/ /эти вопросы мы сегодня и рассмотрим на уроке/ (слайд3)
Ориентирование на местности (слайд4) - Запишем в карты что называется ориентированием? /ориентированием - это умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта, находить нужное направление движения и выдерживать его в пути/ - Запишем способы ориентирования * по компасу * по небесным телам *по часам *по местным признакам Вспомним правила работы с компасом. Определите, где находится север. Как найти полярную звезду? Какое направление она показывает? - Какой самый точный способ определения сторон света?/по компасу/ -А какой самый неточный? /по местным признакам. Поэтому необходимо использовать несколько способов, чтобы приблизительно узнать свое местоположение/ Проверим как вы сможете сориентироваться по местнвм признакам. К доске пойдут капитаны команд. Они по очереди будут вытягивать карточки с местными признаками. Задача – определить на какую сторону света указывает данный признак. Команда может подсказывать своему капитану. Оборудование временного жилища (слайд 5) - На предыдущем уроке вы получили задание выполнить макет временного аварийного лагеря. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие факторы вы учитывали при строительстве временного жилища? Добыча огня (слайд6) - Как выбрать место для костра, какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать при его разведении? /команды по очереди называют правила/ Типы костров и их назначение (слайд 7)
Виды костров – команды складывают макеты костров. /шалаш, звездный, колодец, таежный, нодья/ - Назовите основное средство для добывания огня. /спички/ -Как быстро высушить промокшие спички? /потереть о волосы/ -Как добыть огонь без спичек? /ответы учащихся/ Давайте посмотрим еще несколько способов добывания огня без спичек. -Какой способ разведения огня на ваш взгляд самый простой? Обеспечение питанием и водой. (слайд 8) Пища – важный фактор при длительном выживании, когда максимально необходимы энергия и выносливость. Основными источниками пищи в условиях выживания вам могут послужить:
-Какие съедобные ягоды мы можем встретить в лесу? - Если вы встретили куст с незнакомыми ягодами, как узнать ядовитые они или нет? - Каких насекомых можно употреблять в пищу? Способы добычи воды - воду из горных ручьев, родников можно пить сырой, воду из других источников надо очищать и обеззараживать. Очистку воды можно производить при помощи фильтров. Рассмотрим один из вариантов. Фильтр состоит из деревянной треноги с растянутыми на ней кусками ткани. -Давайте подпишем чем мы наполним каждый слой фильтра. 1 – трава 2 - песок 3 – древесный уголь Но такая очистка поможет избавиться только от механических примесей. Различные возбудители желудочно-кишечных и иных заболеваний останутся в воде. - как обеззаразить воду в полевых условиях? /йодом, марганцовкой/ ! Самый надежный и простой способ обеззараживания воды – ее кипячение. - Если нет источника воды, какими способами можно ее добыть? /собрать росу, дождевую воду, использовать пакет, накинутый на ветку и т. Д./ И так мы решили все первоочередные задачи. Сориентировались на местности, построили временное жилище, развели костер, добыли пищу и воду. |
5 мин. | Тестиро- вание |
Закрепление изученного материала. 1. Из перечисленных ниже выберите причины вынужденного автономного существования в природных условиях: а. Потеря части продуктов питания; б. Несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут; в. Потеря ориентировки на местности во время похода. 2. Укажите самый простой из предложенных способ обеззараживания воды в полевых условиях: а. Очистка через фильтр из песка, ваты и материи; б. Кипячение воды; в. Добавление в воду марганцовки. 3. Выберите из предложенных вариантов установленные требования к сооружению временного жилища: а) место должно находиться на берегу реки на уровне воды; б) место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой площадке; в) место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать для костра; г) возле площадки должен находиться источник воды и достаточно топлива; д) недалеко от площадки должна быть дорога или наезженная тропа; е) возле лагеря должна быть площадка (поляна) для подачи сигналов бедствия. 4. При устройстве навеса или шалаша крышу следует накрывать: а) сверху – вниз б) справа – налево в) снизу – наверх г) безразлично как 5. В солнечный полдень тень указывает направление на: а) восток; б) юг; в) запад; г) север. 6. Каким должно быть место разведения костра: а) место разведения костра должно быть не далее 10 метров от водного источника; б) место разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега; в) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основание костра на 6 метров. Взаимопроверка теста. Подведение итогов урока. - Посчитайте сколько золотых монет вы собрали? Выиграла команда _____ острова. Выставление оценок. Домашнее задание: п.1.2, выполнить задания 4-7. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА УРОКА «Автономное существование человека в природе».
Учебные вопросы Ориентирование на местности. Оборудование временного жилища. Добыча огня. Обеспечение питанием и водой.
Ориентирование на местности
Оборудование временного жилища
Добыча огня
Типы костров Жаровые – для приготовления большого количества пищи, просушки вещей, обогрева людей Пламенные – для приготовления пищи, освещения поляны лагеря Дымовые – для подачи сигнала, отпугивания комаров и мошек
Обеспечение питанием
Очистка воды
Способы добычи воды
Тест. 1. Из перечисленных ниже выберите причины вынужденного автономного существования в природных условиях: а. Потеря части продуктов питания; б. Несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут; в. Потеря ориентировки на местности во время похода. 2. Укажите самый простой из предложенных способ обеззараживания воды в полевых условиях: а. Очистка через фильтр из песка, ваты и материи; б. Кипячение воды; в. Добавление в воду марганцовки. 3. Выберите из предложенных вариантов установленные требования к сооружению временного жилища: а) место должно находиться на берегу реки на уровне воды; б) место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой площадке; в) место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать для костра; г) возле площадки должен находиться источник воды и достаточно топлива; д) недалеко от площадки должна быть дорога или наезженная тропа; е) возле лагеря должна быть площадка (поляна) для подачи сигналов бедствия.
4. При устройстве навеса или шалаша крышу следует накрывать: а) сверху – вниз б) справа – налево в) снизу – наверх г) безразлично как 5. В солнечный полдень тень указывает направление на : а) восток; б) юг; в) запад; г) север. 6. Каким должно быть место разведения костра: а) место разведения костра должно быть не далее 10 метров от водного источника; б) место разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега; в) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основание костра на 6 метров.
Домашнее задание глава 1, п. 1.2, проверочная работа № 1
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автономное существование в условиях природной среды
Автономное существование человека в природе-это самостоятельноенезависимое существование его в природных условиях....
6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 21 «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)».
Данная публикация иллюстрирует двадцать первый урок ОБЖ в 6 классе «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)» по программ...
Лингвистическая работа с учащимися в условиях природной среды.
Лингвокультурология - гуманитарная дисциплина, изучающая воплощенную в живой национальный язык и проявляющуюся в языковых процессах материальную и духовную культуру....
АВТОНОМНОЕ ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Автономное существование в природе, по каким бы причинам оно не произошло, серьезно влияет на человека. Так, удовлетворение даже самых обычных потребностей в ненаселенной местности, например, в пище и...
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБЖ ДЛЯ 6 КЛАССА «УСЛОВИЯ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕ-КА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Приложение 1Цели внеурочного учебного занятия:Познакомить обучающихся с причинами попадания человека в условия вынужденной автономии; с факторами, способствующими в...
Методическая разработка «Внеклассное занятие по теме: «Автономное существование в условиях природной среды» (cценарий мероприятия для средней школы ко дню защиты детей)
Спортивно-игровая программа внеклассного занятия «Автономное существование в условиях природной среды» нацелена на привлечение детей в секции и кружки по спортивному туризму, основам безоп...
Презентация к методической разработке «Внеклассное занятие по теме: «Автономное существование в условиях природной среды» (сценарий мероприятия для средней школы ко дню защиты детей)
Спортивно-игровая программа внеклассного занятия «Автономное существование в условиях природной среды» нацелена на привлечение детей в секции и кружки по спортивному туризму, основам безоп...