: Проблемы, возникающие при автономном существовании в природных условиях.
план-конспект урока по обж (6 класс) по теме

Цель урока: ознакомить учащихся с проблемами, которые могут возникнуть

               при автономном существовании в природных условиях,  от решения которых может зависеть жизнь человека.

 

Учебные вопросы.

1.   Возможные проблемы. Степень опасности.

2.   Резервные возможности человеческого организма.

 

Необходимый материал: тесты по пройденному материалу «автономное существование в природных условиях»; опорная схема урока; тесты, раскрывающие проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_klass_avtonomnoe_sushchestvovanie.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

         

Методическая разработка

открытого урока в 6 классе

по

Основам безопасности жизнедеятельности.

Раздел: «Защита человека в чрезвычайных ситуациях».

Тема:  Проблемы, возникающие при автономном существовании

в природных условиях.

                                   Учитель: Щербаков

                                                                   Вадим Сергеевич.

     

Раздел: Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Тема: Проблемы, возникающие при автономном существовании

в природных условиях.

Цель урока: ознакомить учащихся с проблемами, которые могут возникнуть

               при автономном существовании в природных условиях,  от решения которых может зависеть жизнь человека.

Учебные вопросы.

  1. Возможные проблемы. Степень опасности.
  2. Резервные возможности человеческого организма.

 

Необходимый материал: тесты по пройденному материалу «автономное существование в природных условиях»; опорная схема урока; тесты, раскрывающие проблему.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Опрос домашнего задания (тесты по пройденному материалу «автономное существование в природных условиях »)   7-8 мин.

  1. Объяснение нового материала (всех учащихся разделить на 5 групп и раздать тесты, которые позволяют раскрыть одну из проблем автономного существования в природных условиях). Учащиеся обсуждают в группах тест (3-4 мин) и один из группы доказывает правильность принятого решения. После каждого выступления учитель объясняет и дополняет ответ учащихся.

  1. После всех выступлений всем учащимся раздаются опорные схемы урока и учителем раскрывается  второй учебный вопрос). При объяснении учителем нового материала, учащиеся имеют возможность обратиться к опорной схеме урока. Рассказ учителя должен подкрепляться примерами из жизни.  

  1. После объяснения нового материала учитель обращается к учащимся с вопросами для закрепления. Какие проблемы могут возникнуть в условиях вынужденной автономии в природных условиях? Для чего необходимо знать эти проблемы?

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок выступающим.

  1. Домашнее задание: перенести опорную схему урока в тетрадь, выучить новый материал.

  1. После урока учитель проверяет тестовые задания и выставляет оценки в журнал.

Автономное существование в природных условиях.______________________

  1. Автономное существование в природных условиях это:

А) ситуация, которая сложилась на определенной территории в результате аварии, катастрофы,

     стихийного бедствия и повлекла за собой человеческие жертвы или материальный ущерб;

Б) ситуация в которой существует реальная угроза жизни и здоровью человека;

В) ситуация, когда человек или группа людей остались один на один с природой и при этом

     отсутствует помощь со стороны.

2.  Выберите из приведенного списка основные причины попадания в условия вынужденной автономии:

  •    потеря ориентировки;
  •    командировка;
  •    потеря коллектива;
  •    служба в армии и на флоте;
  •    переезд;
  •    авария транспортных средств.

  1. Выберите из приведенного списка специальные сигнальные средства:
  •    комбинированный сигнальный патрон;
  •    костер;
  •    фонарик;
  •    сигнальные ракеты;
  •    крик о помощи;
  •    патроны-мортирки;
  •    солнечный зайчик.

      4.  Как при помощи костра подать сигнал бедствия ночью и днем? Напишите.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

            Автономное существование в природных условиях.________________________

  1. Автономное существование в природных условиях это:

А) ситуация, которая сложилась на определенной территории в результате аварии, катастрофы,

     стихийного бедствия и повлекла за собой человеческие жертвы или материальный ущерб;

Б) ситуация в которой существует реальная угроза жизни и здоровью человека;

В) ситуация, когда человек или группа людей остались один на один с природой и при этом

     отсутствует помощь со стороны.

2.  Выберите из приведенного списка основные причины попадания в условия вынужденной автономии:

  •    потеря ориентировки;
  •    командировка;
  •    потеря коллектива;
  •    служба в армии и на флоте;
  •    переезд;
  •    авария транспортных средств.

3.  Выберите из приведенного списка специальные сигнальные средства:

  •    комбинированный сигнальный патрон;
  •    костер;
  •    фонарик;
  •    сигнальные ракеты;
  •    крик о помощи;
  •    патроны-мортирки;
  •    солнечный зайчик.

      4.  Как при помощи костра подать сигнал бедствия ночью и днем? Напишите.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Проблемы, возникающие при автономном существовании в природных условиях.

1.    Вас мучает чувство голода, а продуктов питания нет. Как вы определите пригодность растений и

      ягод к  употреблению  в пищу:

                                          А.   попытаетесь есть то, что едят птицы.

                                          Б.   Будете есть все встречающиеся на пути ягоды, за исключением ярко-красных.

                                          В.   Возьмете в рот небольшое количество ягод или незнакомых вам растений и,

                                                немного разжевав их, подождете 5-10 мин.

Проблемы, возникающие при автономном существовании в природных условиях.

2. Рядом с вашим биваком – ручей сомнительной чистоты и болотце. Воду для приготовления пищи вы

    будете брать:

                                          А.   из ручья.

                                          Б.    Из болотца.

                                          В.    Из специально вырытой ямы рядом с болотцем.

Проблемы, возникающие при автономном существовании в природных условиях.

3. Вы укрылись в оборудованной вами снежной пещере. Имеющаяся горелка освещает и согревает

    убежище. При каком цвете пламени горелки вам не следует беспокоиться:

                                          А.    при желтом.

                                          Б.    Голубом.

                                          В.    Красном.

Проблемы, возникающие при автономном существовании в природных условиях.

                                     

                                 4. Как развести костер:

а) поджечь ветки в костре двумя-тремя спичками, а затем сверху положить дрова;

б) положить на почву растопку, поджечь её, а сверху положить ветки и затем дрова;

в) приготовить растопку и дрова, сверху веток положить поленья и соблюдать правила пожарной

    безопасности.

Проблемы, возникающие при автономном существовании в природных условиях.

  1.  Приметами хоженой тропы могут быть:

а) высокая трава, наличие следов птиц и зверей;

б) примятая трава, следы от транспорта, следы деятельности человека;

в) растущие на тропе грибы, ягоды, сломанные ветки.

Автономное существование в природных условиях.

это ситуация, когда человек или группа людей остались один на один с природой и при этом  отсутствует помощь со стороны.

Основные причины попадания в ситуацию вынужденной автономии

  •     потеря ориентировки (вся группа сбилась с пути);
  •     потеря коллектива (заблудился – один);
  •     авария транспортных средств (один или группа людей).

Задачи, от решения которых в первую очередь зависит её исход:

  • преодоление страха и выход из возможного стрессового состояния
  • оказание помощи или самопомощи в случае травм или ранений
  • спасение имущества и запасов продовольствия
  • установление связи или подача сигналов о бедствии
  • сохранение жизни и здоровья
  • ориентирование в пространстве и времени, определение маршрута выхода к людям

Проблемы, возникающие при автономном существовании в природных условиях:

  •  обеспечение пищей и проблема выживания в условиях голодания

  •     обеспечение            водой

  •     сооружение           укрытия

  •         добыча                 огня

  •  ориентирование на местности

Резервные возможности человеческого организма во многом зависят от физического развития человека, его психических и волевых качеств.

С  п  р  а  в  о  ч  н  о.

Опыт показывает, что в условиях полного отсутствия пищи при достаточности воды гибель пострадавшего наблюдается в течение первых 10 суток.

Однако имеются достоверные случаи, когда опытные и специально подготовленные для эксперимента йоги, способные в совершенстве владеть своим организмом,  при полном отсутствии пищи и воды в течение 40 суток оставались живыми.

6 класс.  Проверочная работа № 1.

1. Чрезвычайной ситуацией называется:

А) ситуация, которая сложилась на определенной территории в результате аварии, катастрофы,

     стихийного бедствия и повлекла за собой человеческие жертвы или материальный ущерб;

Б) ситуация в которой существует реальная угроза жизни и здоровью человека;

В) ситуация, когда человек или группа людей остались один на один с природой и при этом

     отсутствует помощь со стороны.

2.Назовите причины возникновения экстремальных ситуаций в природе?

3. Выберите из приведенного списка основные причины смены климатогеографических условий:

потеря ориентировки;   командировка;   потеря коллектива;   служба в армии и на флоте;

переезд;   авария транспортных средств; отдых различного вида.

4.Выберите факторы, влияющие на состояние человека при смене климатогеографических условий?

Часовые пояса, головокружение, температурный режим, одышка, сердцебиение, режим питания, питьевой режим, одежда, экипировка.

5.Укажите, какие данные и в какой последовательности необходимо назвать при вызове по телефону службы безопасности:

А) номер телефона и адрес;  Б) причину вызова, свои имя и фамилию, номер телефона и адрес;

В) адрес места жительства и номера рядом расположенных зданий.

6 класс. Проверочная работа № 1.

1. Чрезвычайной ситуацией называется:

А) ситуация, которая сложилась на определенной территории в результате аварии, катастрофы,

     стихийного бедствия и повлекла за собой человеческие жертвы или материальный ущерб;

Б) ситуация в которой существует реальная угроза жизни и здоровью человека;

В) ситуация, когда человек или группа людей остались один на один с природой и при этом

     отсутствует помощь со стороны.

2.Назовите причины возникновения экстремальных ситуаций в природе?

3. Выберите из приведенного списка основные причины смены климатогеографических условий:

потеря ориентировки;   командировка;   потеря коллектива;   служба в армии и на флоте;

переезд;   авария транспортных средств; отдых различного вида.

4.Выберите факторы, влияющие на состояние человека при смене климатогеографических условий?

Часовые пояса, головокружение, температурный режим, одышка, сердцебиение, режим питания, питьевой режим, одежда, экипировка.

5.Укажите, какие данные и в какой последовательности необходимо назвать при вызове по телефону службы безопасности:

А) номер телефона и адрес;  Б) причину вызова, свои имя и фамилию, номер телефона и адрес;

В) адрес места жительства и номера рядом расположенных зданий.

6 класс. Проверочная работа № 1.

1. Чрезвычайной ситуацией называется:

А) ситуация, которая сложилась на определенной территории в результате аварии, катастрофы,

     стихийного бедствия и повлекла за собой человеческие жертвы или материальный ущерб;

Б) ситуация в которой существует реальная угроза жизни и здоровью человека;

В) ситуация, когда человек или группа людей остались один на один с природой и при этом

     отсутствует помощь со стороны.

2.Назовите причины возникновения экстремальных ситуаций в природе?

3. Выберите из приведенного списка основные причины смены климатогеографических условий:

потеря ориентировки;   командировка;   потеря коллектива;   служба в армии и на флоте;

переезд;   авария транспортных средств; отдых различного вида.

4.Выберите факторы, влияющие на состояние человека при смене климатогеографических условий?

Часовые пояса, головокружение, температурный режим, одышка, сердцебиение, режим питания, питьевой режим, одежда, экипировка.

5.Укажите, какие данные и в какой последовательности необходимо назвать при вызове по телефону службы безопасности:

А) номер телефона и адрес;  Б) причину вызова, свои имя и фамилию, номер телефона и адрес;

В) адрес места жительства и номера рядом расположенных зданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автономное существование в условиях природной среды

Автономное существование человека в природе-это самостоятельноенезависимое существование его в природных условиях....

Презентация "Природные лекарственные средства" к проекту "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"

Презентация - один из продуктов проекта "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"...

Тест по ОБЖ для 10класса тема "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природных условиях».

Тест по ОБЖ для 10класса по теме "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природных условиях»....

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...

6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 21 «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)».

Данная публикация иллюстрирует двадцать первый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)» по программ...

Методическая разработка «Внеклассное занятие по теме: «Автономное существование в условиях природной среды» (cценарий мероприятия для средней школы ко дню защиты детей)

Спортивно-игровая программа внеклассного занятия «Автономное существование в условиях природной среды» нацелена на привлечение детей в секции и кружки по спортивному туризму, основам безоп...

Презентация к методической разработке «Внеклассное занятие по теме: «Автономное существование в условиях природной среды» (сценарий мероприятия для средней школы ко дню защиты детей)

Спортивно-игровая программа внеклассного занятия «Автономное существование в условиях природной среды» нацелена на привлечение детей в секции и кружки по спортивному туризму, основам безоп...