Рабочая программа по ОБЖ 8-9 классы
рабочая программа по обж (8 класс) на тему
Рабочая программа педагога составлена для общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh_8-9_kl.docx | 37.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ – средняя общеобразовательная школа с. Карпенка
Краснокутского района Саратовской области
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
МС естественных наук
и здорового образа жизни Директор МОУ - СОШ с. Карпенка
________________ М.И.Лопасова __________С.В.Чанкина
Протокол № _____ от «___» ___ 2015 г. Приказ № ____ от «___» ___2015г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________М.В. Козловская
«___» _____________ 2015г.
Рабочая программа
предмета «ОБЖ»
для 8-9 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
А.В. Бескобальный,
учитель физической культуры и технологии
первой квалификационной категории
Пояснительная записка .
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» для 8-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих
в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, приобретение ими навыков и умений оказывать само- и взаимопомощь.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
1. дать:
- знания о здоровье и ЗОЖ;
- знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях;
2. научить:
- говорить, слушать, искать знания;
- оказать помощь;
3. воспитать:
- культуру мышления;
- культуру общения;
4. формировать:
- достоинство;
- нравственные убеждения;
5. развить:
- способности, память, внимание;
-самоконтроль.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» расширен раздел основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях,
о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
На изучение данной программы предусмотрено не менее 1 часа в неделю в каждом классе. На отдельных занятиях возможно привлечение психолога или муниципальных работников школы (медсестры, врача) или других представителей служб (пожарных, представителей МВД и МЧС).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и
к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам.
Изучение программы «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение Дня защиты детей, тренировочных эвакуаций
по различным вводным.
Контроль за знаниями, умениями и навыками проводится по окончанию изучения темы в виде контрольных работ, тестов, практических работ, рефератов и других творческих работ, а также проводится текущий контроль.
О.Б.Ж. 8 класс
№ | дата | Название темы и раздела. | д/з |
1. | 3.09 | Понятие аварий, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера их классификация. | Стр. 6-17 |
2. | 10.09 | Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. | Стр. 17-21 |
3. | 17.09 | Пожары. Взрывы. причины возникновения пожаров и взрывов. | Стр. 24-42 |
4. | 24.09 | Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. | П.2.3 стр. 42-47 |
5. | 1.10 | Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов. | П.2.4 –2.5 стр.47-52 |
6. | 8.10 | Опасные химические вещества и объекты. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. | П.3.1-3.2 стр. 52-55 |
7. | 15.10 | Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. | П.3.3 стр.55-61 |
8. | 22.10 | Правила поведения и защитные меры при авариях на Х.О.О. первая помощь пострадавшим от АХОВ. | П.3.4-3.5 стр. 61-77 |
9. | 29.10 | Радиоактивность и радиационно опасные объекты. | П.4.1-4.2 стр. 77-90 |
10 | 12.11 | Естественная радиоактивность характеристика очагов поражения при радиационных авариях. | П.4.3-4.4 стр.90-102 |
11 | 19.11 | Гидродинамические аварии гидродинамические сооружения. | П.5.1-5.2 |
12 | 26.11 | Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения. | П. 5.3-5.4 |
13 | 3.12 | Меры по защите населения при угрозе и во время гидродинамических аварий. | Стр.116-118 отв. на вопросы |
14 | 10.12 | Экология и экологическая безопасность. | П.6.1-6.2 |
15 | 17.12 | Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. | П.6.2-6.3 |
16 | 24.12 | Загрязнение почв. Загрязнение природных вод. | П.6.4-6.5 |
17 | 14.12 | Экологическая обстановка в России. | Стр.140-146 |
18 | 21.01 | правило дорожного движения. | Нарисовать дорожные знаки. |
19 | 28.01 | Правило для велосипедистов. | П.7.1 стр.153-160 |
20 | 30.01 | Правило для роллинга. | П.7.2 стр.160-162 |
21 | 15.02 | Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. | П.7.3 стр.162-171 |
22 | 18.02 | Как уберечь себя от преступлений? | П. 7.4 |
23 | 25.02 | Как получить помощь со стороны? | Стр.171-175 |
24 | 3.03 | Безопасность в общественных местах. | Стр.175-178 |
25 | 10.03 | Самозащита в общественном транспорте. | Стр.178-179 |
26 | 17.03 | Самозащита в замкнутом помещении. | 179-181 |
27 | 24.03 | Особенности схватки на лестнице. | П.7.4 отв. на вопросы. |
28 | 7.04 | Повторение экология и экологическая безопасность | П.6.1 отв. на вопросы. |
29 | 14.04 | Проблемы состояния здоровья человека на современном этапе. | |
30 | 21.04 | Теория рационального питания. | |
31 | 28.04 | Нетрадиционные методы оздоровления. | |
32 | 5.05 | Закаливание. | |
33 | 12.05 | Массаж. | |
34 | 19.05 | Культура общения девушек и юношей. | |
О.Б.Ж. 8класс.
Безопасность и защита человека в ЧС.
Тема № 1. Производственные аварии и катастрофы.
Теория
Причины возникновения аварии. Характеристика очагов поражения. Возможные последствия аварий и катастроф.
Пожары и взрывы.
Теория
Причины возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия. Средства защиты, применяемые при пожарах и взрывах. Табельные средства пожаротушения. Подручные средства пожаротушения. Порядок работы с ними. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.
Практика
Решение ситуационных задач.
Тренировочные эвакуации.
Практическое знакомство с порошковым огнетушителем.
Тема № 2. Аварии с выбросом АХОВ.
Теория
Химические вещества и опасные объекты. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.
Возможные последствия при авариях на химически опасных объектах. Характеристика поражений АХОВ. Первая помощь пострадавшим от АХОВ.
Практика
Решение ситуационных задач.
Тема № 3. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
Теория
Явления радиоактивности. Радиационно-опасные объекты. Единицы измерения радиации.
Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Зона поражения радиоактивными веществами. Характер поражения людей, животных, загрязнения окружающей среды радионуклидами.
Последствия радиационных аварий. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности.
Практика
Решение ситуационных задач.
Тема № 4. Гидродинамические аварии.
Теория
Гидродинамические аварии гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.
Практика
Решение ситуационных задач.
Тема № 5. Нарушение экологического равновесия.
Теория
Причины нарушения экологического равновесия. Характеристика загрязнения атмосферы, воды, почвы. Пути защиты здоровья от загрязняющих веществ.
Меры защиты здоровья при нарушениях экологического равновесия.
Тема № 6. Безопасное поведение на улицах.
Теория
Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. Как уберечь себя от преступлений.
Тема № 7. Гражданская оборона.
Теория
Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Практика
Отработка нормативов ГО по надеванию С.И.З.
Культура здоровья.
Тема № 1. Проблемы состояния здоровья человека на современном этапе.
Теория
Болезни цивилизации. Факторы риска, влияющие на здоровье и продолжительность жизни.
Тема № 2. Теория рационального питания.
Теория
Значение рационального питания для формирования здоровья.
Краткая характеристика основных теорий по питанию.
Практика
Составление примерного недельного меню подростка.
Тема № 3. Нетрадиционные методы оздоровления.
Теория
Система естественного оздоровления Йоги, система Купера, система Амосова.
Тема № 4. Закаливание.
Теория
. Значение закаливания для формирования, сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Методы закаливания с помощью бани, солнечных ванн, водных процедур.
Тема № 5 . Массаж.
Теория
Общее понятие о массаже и его влиянии на организм человека. Методические особенности массажа. Виды массажа. Основные приемы массажа. Поглаживание, растирание, разминание.
Практика
Знакомство с приемами массажа.
Тема № 6. Культура общения девушек и юношей.
Теория
Этикет общения. Взаимоуважение и достоинство. Совместный досуг и , увлечения, хобби. Основные понятия о чувствах людей. Любовь – высшее чувство человека.
Первая любовь. Великая сила любви. Литература и искусство о любви ( совместно с преподавателем литературы)
Тема № 7. Репродуктивное здоровье.
Теория
Охрана репродуктивного здоровья девушки.
Значение репродуктивного здоровья. Факторы, влияющие на сохранение репродуктивного здоровья. Профилактика ранних половых контактов. Возможные последствия и осложнения (для девушек).
Психофизиология юношей. Значение репродуктивного здоровья для юноши. Особенности полового созревания юноши.(для юношей)
Профилактика ранних половых контактов. Уголовная ответственность за насилие.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны знать:
-возможные чрезвычайные ситуации техногенного характера наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правила безопасного поведения;
-причины нарушения экологического равновесия;
Владеть навыками:
-пользования СИЗ;
Иметь представление:
-об основных понятиях уголовной ответственности несовершеннолетних;
-об основных положениях здорового образа жизни.
-в приемах оказания первой медицинской помощи при отравлениях АХОВ, радиацией.
ОБЖ. 9 класс.
№ | дата | Название темы и раздела. | д/з |
1. | 3.09 | Опасные ситуации и условия жизнедеятельности . | Стр.7-9 |
2. | 6.09 | Экологическая безопасность России. | П.1-2.1 стр.9-14 |
3. | 13.09 | Окружающая среда и экологическая опасность. Среда обитания человека. | Стр.14-18 |
4. | 20.09 | Загрязнение окружающей среды. Химические загрязнения и отравления. | Стр.18-24 |
5. | 27.09 | Что такое ксенобиотики. Как организм защищается от ксенобиотиков. | П.3.1-3.2 |
6. | 4.10 | Шум и здоровье. Шумовое загрязнение. | П.4 стр.24-27 |
7. | 11.10 | Безопасное питание. Рацион человека. | П.5 стр.28-35 |
8. | 18.10 | Биоритмы-организаторы нашей жизни. Как избежать переутомления. | П.6 стр.35-40 |
9 | 25.10 | В движении жизнь. | П.7 стр.40-45 |
10 | 8.11 | Защита от стрессов. Болезни истощения. | П.8-8.4 стр.45-50 |
11 | 15.11 | Как выплыть в море информации. Преодоление информационных перегрузок. | П.9-9.2 стр.50-53 |
12 | 22.11 | Окружающая среда- источник инфекционных заболеваний. Почему возникают эпидемии. | П.10-10.2 |
13 | 29.11 | СПИД-синдром приобретенного иммунодефицита. | П.10.3 доклад. |
14 | 6.12 | Экологическая безопасность и природные условия. | П.11 |
15 | 13.12 | Последствия возникновения резких изменений климатических факторов. | П.11.1-11.3 |
16 | 20.12 | Ядовитые растения и животные. | П.11.4 |
17 | 27.12 | Сколько лет жить человеку. | П.12-12.3 |
18 | 17.01 | Что такое старение и как изменялась жизнь? | П.12.4 стр.64-69 |
19 | 24.01 | Безопасное пользование компьютером | П.13 стр.69-72 |
20 | 31.01 | Меры безопасности на уроках и в школе. | П.14-14.2 стр76-77 |
21 | 7.02 | Правила безопасности на уроках химии и физики. | П.14.1-14.2 |
22 | 7.02 | Безопасное поведение на уроках физкультуры и О.Б.Ж. | Выучить правила. |
23 | 14.02 | Безопасное поведение при работе с режущими и колющими инструментами. | Стр.72-77 повторить |
24 | 21.02 | Соблюдение техники безопасности при работе с металлорежущим оборудованием. | П.14.4 стр.77-78 |
25 | 28.02 | История создания международной системы гуманитарного реагирования при Ч.С. мирного и военного времени. | П.15-16 |
26 | 6.03 | Гуманитарные акции М.Ч.С. России. | П.17 |
27 | 13.03 | Организация работы движения и соревнований. | П.18-19 |
28 | 20.03 | Определение сторон горизонта по солнцу и с помощью часов. | П.19.1-19.2 стр.95-103 |
29 | 10.04 | Ориентирование по местным признакам и предметам. | П.19.3-19.4 |
30 | 17.04 | Ориентирование на местности без карты. Движение без четких ориентиров. | П.19.5-19.7 |
31 | 24.04 | Действия при потере ориентировки. Определение высоты и ширины объекта. | П.19.8-19.9 |
32 | 8.05 | Жизнеобеспечение человека. | П.20 стр.109-115 |
33 | 15.05 | Преодоление препятствий. | П.21 |
34 | 22.05 | Медицинская аптечка и правила ее использование. | П.22 |
35 |
ОБЖ. 9 класс.
Тема № 1. Правила безопасного поведения в повседневной жизни.(2ч.)
Теория
Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека. Электростатическое поле. Электромагнитное поле. Организация рабочего места у компьютера.
Тема № 2. Меры безопасности на уроках в школе.(3ч.)
Теория
Правила безопасности на уроках химии и физики. Безопасное поведение на уроках физкультуры, ОБЖ и при занятиях спортом. Безопасное поведение на уроках трудового обучения.
Тема № 3. Первая медицинская помощь.(6 ч.)
Теория
ПМП, цели, задачи. Виды травм. Механические травмы. Основы ПМП при травмах. Мероприятия ПМП. Медицинская аптечка и правила ее пользования. Использование природных лекарственных средств. Терминальные состояния. Клиническая смерть. Этапы первой реанимационной помощи.
Шок. Виды шока. Степень шока и ПМП. Водные травмы. Приемы ПМП при утоплении.
Практика
Десмургия.
Техника выполнения ИВЛ, НМС
Тема № 4. Международное гуманитарное право.(4ч.)
Теория
История гуманитарного права. Красный крест . Анри Дюнан в истории создания МГП.
Цели, задачи, принципы МГП. Женевские конвенции. Гуманитарные акции МЧС России.
Практика
Урок-игра «Хочу спросить»
Тема № 5. Поведение с животными.(1ч.)
Теория
Правила поведения с животными.
Тема № 6. Опасность религиозных сект.(1ч.)
Теория
Чем опасны религиозные секты. Как преодолеть давление.
Культура здоровья.
Тема № 1. Среда обитания человека – важнейший фактор его здоровья.(2ч.)
Теория
Что такое ксенобиотики. Классификация пищевых добавок. Как организм защищается от ксенобиотиков. Природные аллергены. Что такое аллергия? Анафилактический шок.
Тема № 2. Шум и здоровье. (2ч.)
Теория
Что такое шумовое загрязнение среды? В чем заключается опасность шумов и как от них защититься.
Тема № 3. Биоритмы.(2ч.)
Теория
Откуда взялись биологические ритмы. О «совах», «жаворонках», «голубях».
Благо ритмичной жизни. Как избежать переутомления.
Тема № 4. В движении – жизнь.(2ч.)
Теория
Гиподинамия. О физических резервах человека. Аэробика. Шейпинг.
Практика
Практические занятия (совместно с учителем физкультуры).
Тема № 5. Как выплыть в море информации.(2ч.)
Теория
Преодоление информационных перегрузок. Советы, помогающие улучшить процесс запоминания. Правила самоорганизации.
Искусство общения. Советы, облегчающие контакты с людьми.
Тема № 6. Сколько жить человеку.(2ч.)
Теория
Что такое старение и как изменилась продолжительность человеческой жизни. Средняя продолжительность жизни. Причины старения. Доступные каждому пути оздоровления жизни. Современные теории продления жизни. Свободнорадикальная теория. Теория низких температур. Теория энтерсорбции. Теория теломеразы.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны знать:
- основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, в школе и при занятиях спортом;
-правильное поведение с животными;
- как обезопасить себя при нарушении экологического равновесия;
Владеть навыками:
- в приемах оказания первой медицинской помощи при травмах различной этимологии;
Иметь представление:
- о сущности МГП;
- об основных положениях ЗОЖ.
ЛИТЕРАТУРА.
Для учеников.
1. Смирнов А.Т., Фролов М.П. и др.Основы безопасности жизнедеятельности учебник для общеобразовательных школ 5,6.7,8,9 класс: ООО «Издательство АСТ», ООО
« Издательство Астрель» 2001 г.
2. Антюхин Э.Г. Рабочая тетрадь «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-6 кл.,
7-8кл. : М. «Просвещение» 2001 г.
3. Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности 5,6.7,8,9 классы: Дрофа 2004 г.
4. Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся : М. «Просвещение» 1991г.
Для учителя.
1. . Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы книга для учителя : М. «Просвещение» 2001 г.
2. Заготова С.Н. Валеология учебное пособие : Ростов-на-Дону ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС» 2001 г.
3. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология учебное пособие : М. Гардарики 2002 г.
4. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности поурочные планы 6.7 классы:
Волглград.
5. Голубева Я.В. Прблемные классные часы : Волгоград.
6. Нестерова Л.В. Расти здоровым методические рекомендации для учителей и студентов педагогических вузов: Иваново 2003 г.
7. Михайлов А.А. Игровые занятия впо ОБЖ в детском оздоровительном лагере: Шуя 2003.
8. Сизанов А.Н., Хринтович В.А. Модульный курс профилактики курения 5-11 классы:
М. «Просвещение» 2004г.
9.Майри Станеки-Козовски Мой мир и я.: МФО Москва.
10. МККК Международное гуманитарное право : Москва издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000г.
11. Кассиль Н.П. ОБЖ и здоровье. Наб.Челны.
12. Обухова Л.А. Школа докторов или 135 уроков здоровья: М. ВАКО 2004 г.
13. Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности 5-8 классы школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками. Волгоград Издательство «Учитель».
14. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы дидактические материалы.: Дрофа 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...