Рабочая программа по ОБЖ 10-11 классы
рабочая программа по обж (10 класс) на тему

Бескобальный Александр Владимирович
Рабочая программа педагога составлена для общеобразовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10-11kl_obzh.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – средняя общеобразовательная школа с. Карпенка

Краснокутского района Саратовской области

 

 ПРИНЯТО                                                         УТВЕРЖДАЮ

 МС естественных  наук  

 и здорового  образа  жизни                             Директор МОУ - СОШ с. Карпенка

 ________________ М.И.Лопасова                  __________С.В.Чанкина                                

Протокол № _____ от «___» ___ 2015 г.     Приказ №  ____ от «___» ___2015г.

                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________М.В. Козловская

 «___» _____________ 2015г.


Рабочая программа

предмета «ОБЖ»

для 10-11 класса

на 2015-2016 учебный год

        Составитель:

А.В. Бескобальный,

учитель физической культуры и технологии

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ «СОШ с.Карпенка» составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).

1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.

2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).

3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.

При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 10-11классах отводится по 34 часа в год (1 час в неделю) Кроме того, для учащихся 10-х классов отводится 40 часов в год для проведения сборов на базе воинской части.

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса( федеральный компонент общеобразовательных программ)и предназначена для общеобразовательного учреждения.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

 

Основными целями изучения курса ОБЖ в МОУ «СОШ с.Карпенка» являются:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.

На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:

-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;

-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 5-9-й классы; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;

-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;

-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.

Настоящая рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в 10-11-х классах.

 

Второй уровень обучениея ОБЖ реализовывается в 5 – 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):

§   описание источников опасности и их видов;

§   основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;

§   естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;

§   стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;

§   техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;

§   безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;

§   опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;

§   1МП и способы ее оказания пострадавшим;

§   опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.

Третий уровень обучения ОБЖ (10-11 кл.) является завершающим для лиц, получающих среднее (полное) общее образования. Основными темами обязательного минимума содержания курса ОБЖ на этом уровне являются:

§   проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон;

§   последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей;

§   формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ, усвоение основных положений Российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; основные знания и навыки по сохранению своего здоровья, профилактика инфекционных заболеваний и ЗППП;

§   оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях;

§   овладение навыками ЭРП, ИВЛ;

§   ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами;

§   изучение современных средств поражения, масштабов разрушений, их поражающие факторы и способов защиты от них;

§   основные руководящие документы в области обороны и службы в РА;

§   обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту, альтернативная служба;

§   предназначение и структура ВС РФ, их история создания;

§   обязательная и добровольная подготовка к военной службе;

§   постановка на воинский учет, сроки воинской службы, статус военнослужащего (Закон о статусе военнослужащего);

§   начальная военная подготовка в школе и на базе воинской части.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно – тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно – методического обеспечения, список литературы, приложения к программе.

В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.

Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.

 

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведе-ния, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

-семинары и круглые столы;

-индивидуальные консультации;

-учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися - юношами 10 классов;

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины поОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Список литературы.

1. Временные требования к обязательному минимуму содержания ос-

новного общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и

профессионального образования Российской Федерации от 19.05.1998

№1236);

2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего об-

разования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального

образования Российской Федерации от 30.06.1999 № 56);

3. Стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Минобра-

зования России от 5.03.2004);

4. Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базо-

вом уровне (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

5. Примерные программы по ОБЖ для основного общего образования;

6. Авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедея-

тельности» в V - IX классах общеобразовательных учреждений, автор А.Т.

Смирнов (изд-во «Просвещение», 2001);

7.Требования к оснащению образовательного процесса в соответст-

вии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ. Этот вопрос до-

вольно подробно представлен в «Методических рекомендациях по обору-

дованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях»

авторами Н.А. Крючек, С.К. Мироновым, Б.И. Мишиным (изд-во «Дрофа»,

2005).

8. Концепция образования по “Основам безопасности жизнедеятельности”// Основы безопасности жизни. – 2003. - №3. – С. 23−30, №8. – С. 50−53.

9. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях / Н.А. Крючек, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.:Дрофа, 2003. – 80 с.

10. Методика преподавания курса “Основы безопасности

жизнедеятельности” в общеобразовательных учреждениях: книга для учителя / И.К. Топоров.– М.: Просвещение, 2000. – 96 с.

11. ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.:АСТ:Астрель, 2005-2006, [2] с.: ил.(основной учебник).

12. ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др., под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2006 – 173, [3], с.: ил. новый. (основной учебник).

13. ОБЖ: 7-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2004- 158 с., [2] с. НОВЫЙ (основной учебник)

14. ОБЖ: 8  кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2006 - 206,  [2] с. (основной учебник).

15. ОБЖ: 9  кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2002 - 253,  [3] с. НОВЫЙ (основной учебник)

16. ОБЖ: 10  кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2004 - 382,  [2] с. (основной учебник)

17. ОБЖ: 11  кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2002 - 366,  [2] с. (основной учебник)

18. Планирование и проведение «Дня защиты детей»: метод. пособие /

А.Г. Маслов. – М.: Академия, 2001. – 150 с.

19. Склонность к саморазрушению / В.Н. Мошкин // Основы

безопасности жизнедеятельности. – 2000. - № 4. – С. 12 – 16.

20. Теория, методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности / В.В. Марков. – М.: Академия, 2004. – 384 с.

 

 

 

О.Б.Ж. 10 класс

дата

Название темы и раздела.

д/з

1

3.09

Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения.

П.1.1 стр.7-14

2

9.09

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

П.1.2 стр.14-22

3

16.09

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

П.1.3 стр.22-28

4

23.09

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности.

П.1.4-1.5 стр.29-36

5

30.09

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

П.1.6 стр.36-42

6

7.10

Гражданская оборона. Основные понятия, определения и задачи.

П.2.1 стр.31-45

7

14.10

Химическое оружие.

Бактериологическое оружие.

П.2.1 стр.45-53

8

21.10

Обычные средства поражения. Оповещение населения об опасности.

Стр. 66-71

9

28.10

Организация инженерной защиты населения  от поражающих факторов.

П.2.4 стр.73-85

10

11.11

Средства индивидуальной защиты.

П.2.5 стр.85-98

11

18.11

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

П.2.6 стр.98-103

12

25.11

Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.

П.2.7 стр.103-105

13

2.12

Сохранение и укрепление здоровья, важная часть подготовки к военной службе.

Доклад.

14

9.12

Эпидемии. Инфекционные заболевания и их классификация.

П.3.2.1-3.2.2

15

16.12

Факторы риска инфекционных болезней.

П.3.2.4

16

23.12

Преступление против личности.

Доклад.

17

13.01

Здоровый образ жизни и его составляющие.

П.4.1

18

20.01

Биологические ритмы и их влияние.

П.4.2

19

27.01

Значение двигательной активности.

П.4.3

20

30.01

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

П.4.4

21

17.02

Боевые традиции Вооруженных сил России.

П.6.1

22

17.02

Патриотизм, верность воинскому долгу.

П.6.1 стр.236-245

23

24.02

Символ воинской чести. Ордена- почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

П.7.1-7.2

24

2.03

Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации.

П.7.3

25

9.03

Основы военной службы.

П.5.1 стр.184-196

26

16.03

Родина и ее национальная безопасность.

П.5.1-5.2 стр.196-200

27

23.03

Состав Вооруженных сил Российской Федерации.

П.5.3

28

6.04

Организация занятий и меры безопасности при проведении учебных сборов.

П.8.1

29

13.04

Размещение и быт военнослужащих.

П.8.2

30

20.04

Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда.

П.8.3

31

27.04

Строевая подготовка.

П.8.5

32

4.05

Огневая подготовка. Автомат Калашникова.

П.8.6

33

11.05

Тактическая подготовка.

П.8.7

34

18.05

Основные правила проведения при угрозе теракта.

Стр.344-347

35

Резерв

О.Б.Ж. 11 класс

дата

Название темы и раздела.

д/з

1

9.09

Введение. Ознакомление с предметом. Основы здорового образа жизни.

П.6.1

2

16.09

Правило личной гигиены и здоровья.

П.6.2

3

23.09

Нравственность и здоровье.

П.6.2 стр.259 отв. на вопросы

4

30.09

Заболевания передаваемые половым путем.

П.6.3

5

7.10

Понятие и планирования семьи. Психологическое состояние человека.

П.6.4

6

14.10

Семья как основа психологической стабильности.

Доклад.

7

21.10

Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

П.6.5

8

28.10

Первая медицинская помощь при сердечной недостаточности  (инсульте.)

П.7.1

9

11.11

Роль матери и отца в планировании и зачатии и дальнейшем развитии ребенка.

Доклад.

10

18.11

Первая помощь при травмах.

Ушибы, растяжение связок, вывихи.

П. 7.3

11

25.11

Подготовительные роды. Процесс родов.

Период новорожденности.

           Доклад.

12

2.12

Экстренная помощь при остановке сердца.

П.7.4

13

9.12

Воинская обязанность.

П.2.1

14

16.12

Организация воинского учета и его предназначение.

П.2.2

15

23.12

Обязательная подготовка граждан к военной службе

П.2.3

16

13.01

Добровольная подготовка граждан к военной службе

П.2.4

17

20.01

Профессиональный  психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет.

П.2.6

18

27.01

Увольнение с военной службы.

П.4.6

19

30.01

Воины в истории человечества и России.

П.1.1-1.2

20

17.02

Исполнение обязанностей военной службы.

П.1.3

21

17.02

Организация обороны Российской Федерации.

П.1.4

22

24.02

Строй и его элементы.

Доклад.

23

2.03

Особенности военной службы.

П.3.1-3.2

24

9.03

Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок.

П.3.3-3.4

25

16.03

Воинские звания военнослужащих В.С. Российской федерации.

П. стр80-87

26

23.03

Военная форма одежды.

П. 3.5 стр.87-93

27

6.04

Альтернативная гражданская служба.

       Стр.284-289.

28

13.04

Терроризм- угроза обществу.

Стр.289-302

29

20.04

Прикладная физическая подготовка.

Стр.302-308

30

27.04

Правовые основы военной службы

       Стр.98-102

31

4.05

Прохождение военной службы по контракту.

П.4.3

32

11.05

Права и ответственность военнослужащих.

П.4.5

33

18.05

Физ. подготовка.

34

22.05

Кросс и полоса препятствий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...