Тенологическая карта урока ОБЖ в 5 классе "Воздушный транспорт"
план-конспект урока по обж (5 класс) на тему

Вологжина Елена Валентиновна

Технологическая карта урока ОБЖ в 5 классе "Воздушный транспорт" разработана в соответствии ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_obzh_v_5_klasse.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  ОБЖ в 5 классе. Составила:  учитель первой квалификационной категории Вологжина Е.В.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока: Воздушный транспорт

Цель: ознакомить  учащихся  с правилами поведения на воздушном транспорте.

  • развивать умения наблюдать, правильно понимать, анализировать и истолковывать причины опасных ситуаций на  воздушном транспорте.
  • воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по недопущению опасных ситуаций на  воздушном транспорте
  • воспитывать осторожность, чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих

Задачи: - вспомнить, правила поведения на льду, значение выполнения данных правил;

              - формировать умение анализировать опасные ситуации, делать выводы и решать ситуационные задачи;

              - формировать умение учащихся составлять алгоритм действий в определённых ситуациях, разгадывать ребусы;            

              - научить видеть  опасные ситуации на воздушном транспорте.

Методы и формы обучения: наблюдение; игровой метод; метод критического мышления; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная формы.  

Наглядно-демонстрационный материал: рисунки - ребусы

Ресурсы урока:  учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 5-х классов под редакцией Ю.Л. Воробьёва- М.: Просвещение, 2015

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Смогут понять опасные ситуации на  воздушном транспорте

-  усвоят правила безопасного поведения на воздушном транспорте;

- научатся правильному поведению на  воздушном транспорте

Регулятивные УУД:

примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

смогут найти информацию в тексте смогут вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

Коммуникативные УУД:

примут участие в определении темы и цели урока.

 Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Формируемые УУД

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

1 этап. Орг. Момент

Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя для совместной деятельности на уроке.

Две нити нас с тобой связали

Теплоты и доброты.

«Добрый день!» - тебе сказали,

«Добрый день!» - ответил ты

1(мин.)

 Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные материалы

на рабочем месте,

демонстрируют

готовность к уроку. Построение речевого высказывания

Организация и прогнозирование своей учебной деятельности

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения

2

2 этап.

 Актуализация знаний

Игра «Принимаю огонь на себя». (Трое учащихся выходят к доске и, отвечая на вопросы учителя и остальных детей, проговаривают «Принимаю огонь на себя»):

 -При какой толщине льда можно двигаться по нему в одиночку, и в группе?

2. Лед, какого цвета считается опасным?

3. Какие средства спасения можно взять с собой при движении по льду? 4. Какого цвета лед является крепким? 5. Можно ли без разрешения ходить на реку гулять на льду? 6. Какие правила надо знать прежде чем идти на реку кататься или рыбачить?

Ответьте «Да» или «Нет»

1. Темные пятна - бывшие полыньи, тонкий лед, ходить   опасно.
2.  Не опасно ходить если лед рыхлый, темный, матово- белый  при ударе из него сочиться вода, и по желтоватому льду.

3. Лед затрещал или  ломается скорее обратно ползком или скользящим шагом.

4. Выходя на лед,  возьми палку и отвертку, или приспособление как скакалку.

5. Не ходите по льду в оттепель, в темноте, в одиночку с грузом. Груз положите на санки.

6. Можно идти, если толщина льда 3см, для группы 5-6см, на расстоянии 3 -4 м.

7. Прыгайте  на льду и топайте ногами.

8. При движении на лыжах по льду – расстегни крепления и сними петли палок с рук.

Первая помощь при обморожениях

9. Пострадавший бегом бежит  до теплого сухого помещения.

10.  Снимите с него мокрую одежду, растереть его снегом до покраснения кожи, начиная от туловища до кончиков пальцев.

11. Укутать пострадавшего одеялом или посадить в холодную воду с добавлением порошка горчицы.

12. Дать горячее сладкое питье.

13. Уложить в согретую постель, обеспечив покой.

Слушают и отвечают трое у доски, остальные задают вопросы, помогают

Если «Да», дети встают,

«Нет» - сидят на месте

6-8(мин.)

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Обдумывают ответы на вопросы

Планирование.  Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Принимают и сохраняют учебную

задачу.

Умение слушать и вступать в диалог; постановка вопросов, умение их задавать. Планирование учебного сотрудничества с  одноклассниками.  Высказывают и обосновывают

свою точку зрения

3

3 этап.

Целеполагание

и планирование

Отгадайте ребусы  (на доске  прикреплены рисунки) и вы узнаете тему нашего урока:

Самолет

http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2014/02/rebus-transport-09.jpg

- Как вы думаете, о чем мы будем

 говорить на сегодняшнем уроке?

Итак, записываем в тетрадь тему урока:

Воздушный транспорт

Ребята, подумайте и скажите, какая цель нашего урока?

Цель урока: научиться правилам поведения на  воздушном транспорте

Дают ответ после разгадывания каждого ребуса

Высказывают свои предположения и формулируют цель урока.

2-3(мин.)

Формируем самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, формулирование темы урока

Поиск и выделение необходимой информации;

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Ориентироваться на успех в учебной деятельности.

4

4 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

В таком порту бывал мой друг,

                  Где вовсе нет воды вокруг.

                  Но в этот порт всё время шли

                  С людьми и грузом корабли. (Аэропорт) 

Учитель: В аэропортах возникает много различных ситуаций, схожих с происшествиями на ж/д вокзалах. Это и опоздание, и утеря вещей, и отравление некачественной пищей, и неприятные контакты.

В среднем в мире за год происходит около 60 авиакатастроф, причем в 35 случаях гибнут все пассажиры и экипаж.

- Как вы думаете, в какие моменты полета чаще всего случаются аварии? (При взлете и при посадке)

Физкультминутка: Руки ставим мы в разлёт:

Руки в стороны

Появился самолёт.

Полетели как самолёты

Мах крылом туда-сюда,

Наклоны вправо-влево

Делай «раз», и делай «два».

Повороты влево-вправо

Раз и два, раз и два!

Хлопаем в ладоши

Руки в стороны держите,

Руки в стороны

Друг на друга посмотрите.

Повороты влево-вправо

Раз и два, раз и два!

Прыжки на месте

Опустили руки вниз,

Опустили руки

И на место все садись!

Учитель: - Обеспечение безопасности при полетах самолёта – одна из важнейших задач всех специалистов авиационно-транспортного производства. Безопасность полетов зависит от многих составляющих, но прежде всего от экипажа лайнера и специалистов, обеспечивающих полет. Однако и пассажир  должен придерживаться определенных правил поведения.

- Каковы основные правила поведения на борту? 

Основные правила поведения на борту авиалайнера

(запись в тетрадь)

  • не брать с собой запрещенных предметов, пакеты для передачи от посторонних;
  • не держать при себе острые предметы, которые могут поранить при толчках;
  • внимательно прослушивать инструктаж о расположении аварийных выходов из салона;
  • пристегнуть ремень безопасности при взлете и посадке, а также в случае необходимости по требованию бортпроводников. Проследить, чтобы он был плотно закреплен.

- Что будет являться самой опасной ситуацией  в воздухе? (разгерметизация, декомпрессия)

Разгерметизация - разрыв корпуса самолета, нарушение его непроницаемости для газов.

 - Что может стать причиной разгерметизации?

                  - Что же нужно делать в такой ситуации?

Ситуация «Пожар в самолёте»

- Если случился пожар в самолёте – ваши действия

А что же делать в случае вынужденной посадки самолета?

                 - Определите алгоритм действий в данной ситуации, используя рисунки на стр.106 вашего учебника.

Думают, отвечают

слушают

Размышляют и отвечают

Встают и выполняют упражнения

Читают правила на стр. учебника 105-106

Записывают в тетрадь

Составляют алгоритм действий по рисунку стр.105

Высказывают свои предположения и обсуждают

Составляют алгоритм действий по рисунку стр.106

20 (мин.)

Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста; способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение); умение на основе анализа объектов делать выводы; представлять информацию по предложенному наглядному материалу

Анализ объектов. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Умение формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.  планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Умение слушать и вступать в диалог

Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье

5

5 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

А) - Внимание, игра! Класс делится на группы и каждая из них за 5 минут готовит и показывает в форме пантомимы правильные действия в случае:

- Аварийной посадки самолёта;

- Пожара в самолёте

Б) составить синквейны со словом «транспорт»

Принимают участие в игре. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

5 - 7(мин)

Умение работать с новой информацией по теме, структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, строить логические цепи рассуждений

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Умение работать в группах, слушать и понимать других, аргументировать свой выбор.

Формируем внутреннюю позицию, способность к самооценке на основе критериев успешности. Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.

6

6 этап. Рефлексия и оценивание

Комментирование и выставление оценок.

- Какая была цель урока?

- Смогли мы ее достичь?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?

  • Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
    на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился —
    карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным
    лицом.

                                   

Сравнивают цель урока и достигнутые результаты.

Делают вывод,  какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Показывают  смайлики

1-2 (мин)

Контроль и оценка уровня овладения знаниями и умениями

Выполнять самопроверку учебного задания

Проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Строить понятные для партнёра высказывания; использовать речь для регуляции своего действия;

7

7 этап. Д/задание.

§20, отв. на вопросы  стр. 107-108

Записывают д\з

1 (мин)

Применение методов информационного поиска

Используемая литература:

  1. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 5класс. С.В. Петров.- М.: АСТ Астрель, 2008г.
  2. Деловые педагогические игры: методические рекомендации пед.коллективам школ, внешкольных учреждений. –Л., 1990.

                  3. Интернет – ресурсы:  http://zagadochki.ru/;

                  http://ped-kopilka.ru; https://infourok.ru/

                 4. ОБЖ. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И.Мишин; под. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока географии "Транспорт мира" в соответствии с ФГОС

Данная технологическая карта урока географии по теме "Транспорт мира" составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Задания для групп помогут организовать разнообразную деятельность учащихся на уроке:...

технологическая карта урока, 9 класс, "Транспорт России"

технологическая карта урока в 9 классе по теме "Транспорт России"...

"Промышленность и транспорт в пореформенной России" Технологическая карта урока.

Конспект урока составлен в рамках технологии АМО (активных методов обучения).В соответствии с требованием  данной технологии  на каждом этапе урока должен  присутствовать  активный...

Тенологическая карта

Технологическая карта,5 класс...

Технологическая карта урока по теме: "География транспорта мира " 10 класс

Технологическая карта урока  по теме:"География транспорта мира " 10 класс...

Технологическая карта урока 10 кл. "География транспорта мира"

Определить значение транспорта, его место и роль в мировой экономике; охарактеризовать по основным параметрам мировой транспорт; сформировать представление об особенностях транспорта в странах разного...