Технологическая карта урока 10 кл. "География транспорта мира"
план-конспект урока по географии (10 класс)
Определить значение транспорта, его место и роль в мировой экономике; охарактеризовать по основным параметрам мировой транспорт; сформировать представление об особенностях транспорта в странах разного типа; познакомить со странами - лидерами по основным видам транспорта; определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_geografiya.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: география
Учитель: Каурин Е.Н.
Класс: 10
Автор УМК: 10 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
Тема урока: География транспорта мира
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
1.Деятельностная: формирование универсальных учебных действий на основе изученного материала 9 класса «Транспорт РФ.»
2.Предметно-дидактическая: обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме
Планируемые результаты:
Личностные:воспитывать любовь к родине, причастность к ее процветанию, развить самостоятельное мышление, повысить интерес к обучению.
Метапредметные:развивать навыки планирования и целеполагания, прогнозирования, развивать творческую активность учащихся, прививать навыки пользования предметной технологией, продолжить формирование умений работать с учебной литературой, анализировать тематические карты, оформлять результаты работы в виде отчета группы, анализировать, синтезировать, обобщать информацию.
Планируемый предметный результат:
определить значение транспорта, его место и роль в мировой экономике; охарактеризовать по основным параметрам мировой транспорт; сформировать представление об особенностях транспорта в странах разного типа; познакомить со странами - лидерами по основным видам транспорта; определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР
этап урока | Методы обучения | Содержание деятельности Учитель Ученик | Формируемые УУД | Методы оценки | |
1 орг момент | Приветствие, проверка отсутствующих, готовность учащихся , | Подготовка к учебной деятельности, Отчет дежурного | Регулятивные УУД (организация свое деятельности) | готовность учащихся к восприятию материала | |
2 мотивация | Дискуссия на основе предложенных фактов Выдвижение гипотез «Мозговой штурм», планирование урока | Демонстрирует мини-фильм про историю расцвета и упадка города Петры, который стоял на перекрестке транспортных Выдвижение гипотез «Мозговой штурм», планирование урока путей (Иордания) Сотни лет торговля приносила Петре большое богатство. Но когда римляне открыли морские пути на Восток, сухопутная торговля пряностями сошла на нет, и Петра постепенно опустела, затерявшись в песках. Задает вопрос о том, какая тема урока, Что узнаем? Чему научимся? Что для этого необходимо? Для чего необходимы эти знания? | Смотрят отрывок видео и делают вывод о том, что, потеряв значение как важный транспортный узел, город пришел к упадку. Называют тему урока. Высказывают предположения о картине мира, в котором отсутствует транспорт «Что бы было, если бы…» Определение целей и задач урока Планирование урока: 1познакомиться с мировой транспортной системой. 2 узнать о значении транспорта, показать его место и роль в мировой экономике. 3 дать характеристику видов транспорта. 4 знать об особенностях транспорта в странах разного типа. 5 поговорить о проблемах и перспективах развития транспортной системы. | Развитие личностных (смыслообразование), познавательных (целеполагание) (анализируют, аргументируют свою точку зрения), коммуникативных (планирование сов- местных действий) регулятивных (целеполагание, планирование) | принимают и сохраняют учебную задачу и цель, формулируют цели и задачи урока, Учащиеся делают выводы о роли транспорта как «кровеносной системе хозяйства» |
3 действия для приобретения недостающих знаний: Актуализация опорных знаний | Фронтальная беседа на основе слайдов Работа со словарем | Предлагает вспомнить материал 9 класса, Задает вопрос: Что такое транспорт? предлагает кластеры, которые надо дополнить, чтобы ответить на вопросы Виды транспорта, Мировая транспортная система Задает вопрос: Каким образом можно измерить работу транспорта? | Используют полученные знания в 9 кл «Транспорт России», отвечают на вопрос, дают формулировку. Заполняют схему «Классификация видов транспорта» Транспорт – сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, электронный), водный (речной, морской), воздушный (слайд №2 изображения) Заполняют схему формулируют понятие, исходя из зрительных образов (на слайде изображение самолета, аэровокзала, взлетной полосы). “Транспортная система-это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий”. Поиск определений в словаре (грузооборот, пассажирооборот, грузоподъемность, воздушная трасса) | Развитие познавательных (поиск, выделение необходимой информации, формирование общеучебных навыков) Регулятивных УУД | Дают определение понятия транспорт, транспортная система, грузооборот, пассажирооборот, грузоподъемность, Называют виды транспорта, записи в тетради |
4 Выявление и освоение способа действий | Работа в группах Анализ карты Составление диаграммы Заполнение таблицы | Организует работу в группах Предлагает ответить на вопрос: в чем географические различия в мировой транспортной системе”. Предлагает представить работу групп | Группа №1 составляет круговую диаграмму на основании статистических данных “Доля различных видов транспорта в мировом грузообороте и пассажирообороте”. Группа №2 Анализ учащимися карты «Мировой транспорт» из школьного атласа. Заполняют таблицу Группа №3, №4, №5, №6 Группы презентуют свою работу, обмениваются вопросами | Развитие познавательных, формирование общеучебных навыков, умение презентовать свою работу, регулятивных, коммуникативных (планирование совместной деятельности) УУД | Дают характеристику отдельным видам транспорта, Заполнение таблицы, диаграммы |
5 Контроль и самоконтроль | Интеллектуальная разминка тесты | Предлагает занимательные задания Тайны транспорта Тесты | Высказывают свои гипотезы тестирование | Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль) | Тестирование (контроль) |
6 Этап коррекции знаний и способов действий | Прием «Опрос эксперта» | Предлагает сравнить полученные результаты работы групп с эталоном (содержанием учебника) | Работают с учебником Делают выводы | Регулятивные УУД (контроль и коррекция) | Формулировка выводов |
7 Включение содержание в контекст решения жизненно важных задач | Дискуссия Высказывание гипотез Деловая игра | Задает вопросы: о перспективах и проблемах развития транспортной системы. 1Какой вид транспорта имеет наибольшие перспективы развития в 21 веке и почему? 2 Каким требованиям должен отвечать транспорт 21 века? Каковы перспективы развития транспортной системы в России? в Крыму? Предлагает провести деловую игру Ваши предложения по развитию транспортной системы в Крыму. | Высказывают предположения о влиянии НТР на развитие транспорта: увеличение грузоподъемности; увеличение пропускной способности; появление новых видов транспорта; увеличение вместимости; увеличение скорости, создание новых видов транспорта; Использование новых видов топлива; увеличение скорости и грузоподъёмности транспорта; Высказывают предположения о развитии транспортной системы в Крыму: строительство железной дороги Керчь-Симферополь, модернизация паромной переправы, строительство моста или туннеля, который соединит Крымский полуостров с материком, ремонт и реконструкция старых магистралей, развитие портов, уменьшение загрязнения воздуха транспортом путем использования новых видов транспорта. | Развитие познавательных Регулятивных Коммуникативных УУД | Деловая игра Проблемы и перспективы развития транспорта В мире, России, Крыму |
8 Подведение итогов рефлексия | Рефлексия «микрофон» | Предлагает оценить работу в группах, подводит итоги урока, выставляет оценки, Мотивирует на дальнейшую учебную деятельность, Знакомит с домашним заданием | Оценивают свои достижения на уроке, определяют все ли пункты плана они рассмотрели, какие умения они приобрели, что нового узнали, каким способам деятельности научились: Какова была тема урока? Какова была цель урока? Что узнали нового? Достигли ли мы цели? Выбирают проекты, которые им интересны, например, Необычные аэропорты мира Изобретения, которые изменят работу транспорта | Развитие личностных (смысло-образование), коммуникативных (общение с учителем) Регулятивные(оценка, волевая саморегуляция) | Ответы на вопросы учителя |
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Карточки для индивидуальной работы групп:
Задание для группы №1 Составьте круговую диаграмму, используя статистические материалы
Грузооборот: морской – 61%, железнодорожный – 14%, трубопроводный – 12%, автомобильный – 10%, внутренний водный – 3%.
Пассажирооборот: воздушный – 80%, железнодорожный – 10%, автомобильный – 9%, речной и морской – 1%.
Задание для группы №2 Заполните таблицу
Задание для группы № 3 Железнодорожный транспорт:
1.Стоимость перевозок
2.Место железнодорожного транспорта в мировом грузообороте (работа с таблицей «Структура мирового грузо- и пассажирооборота»)
3. .Место железнодорожного транспорта в мировом пассажирообороте(работа с таблицей «Структура мирового грузо- и пассажирооборота»)
4.Страны с наибольшей протяжённостью железных дорог (работа с картой «Мировой транспорт»)
5.Наибольшая густота железнодорожной сети (работа с картой «Мировой транспорт»)
Задание для группы № 4 Автомобильный транспорт
1.Стоимость перевозок
2.Место железнодорожного транспорта в мировом грузообороте (работа с таблицей «Структура мирового грузо- и пассажирооборота»)
3. Место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте «Структура мирового грузо- и пассажирооборота»)
4.Страны с наибольшей протяжённостью автомобильных дорог
5.Наибольшая плотность автодорог (работа с картой «Мировой транспорт»)
Задание для группы № 5 Авиационный транспорт:
1 место и роль воздушного транспорта в мировом пассажирообороте (работа с таблицей)
2 Каково место воздушного транспорта в мировом грузообороте (работа с таблицей)
3 Какие страны выделяются по развитию воздушного транспорта (работа с картой «Мировой транспорт»)
4 Назовите крупнейшие аэропорты мира (работа с картой «Мировой транспорт»)
2 Задание для группы № 6 Водный транспорт
1 Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит самому старому виду транспорта – морскому?
(Морской транспорт обслуживает 4/5 всей международной торговли).
2 Как влияет на водный Транспорт НТР: Увеличились скорости, грузоподъёмность судов (Наливные грузы – танкеры; Навалочные и насыпные грузы; Контейнерная революция.)
3 Порты универсальные и специализированные (работа с картой «Мировой транспорт»)
4 Каналы и проливы, важнейшие перекрёстки мировых морских трасс (работа с картой «Мировой транспорт»)
2 Задание для группы № 1 Трубопроводный транспорт:
- Стоимость перевозок
- Место в грузообороте
- Назовите страны с самой большой протяжённостью трубопроводов (работа с картой «Мировой транспорт») .
ТЕСТЫ:
1 По протяженности автомобильных дорог лидирует
1 Япония 2 Германия 3 США4 Канада
2 по протяженности железных дорог лидирует:
1 Россия2 Бразилия 3 Австралия 4 Египет
3 выберите две страны, лидирующие по тоннажу морского торгового флота:
1 США И Китай 2 Индия и Япония 3 Норвегия и Канада 4 Панама и Либерия
4 Какой регион занимает первое место в мире по густоте автомобильных и железных дорог?
1Западная Европа 2 Южная Азия 3 Северная Америка 4 Австралия и Океания
5 самый крупный по грузообороту порт мира находится в
1Германии 2 США 3 Нидерландах 4 Японии
6 В какой стране находится половина самых крупных аэропортов мира?
1 Япония 2 США 3 Франция 4 Китай
Занимательные задания для релаксационной паузы:
- По статистике одной из самых интенсивных транспортных магистралей Европы является туннель под проливом Ла-Манш. Это третий в мире по длине 51 км железнодорожный двухпутный туннель. Каким образом осуществляется безопасность этой транспортной магистрали?
Евротоннель состоит из трёх тоннелей — двух основных, имеющих рельсовый путь для поездов, следующих на север и юг, и одного небольшого служебного тоннеля. Служебный тоннель через каждые 375 метров имеет проходы, объединяющие его с основными. Он разработан для доступа к основным тоннелям обслуживающего персонала и аварийной эвакуации людей в случае опасности.
- Эти государства известны в мире только своими «удобными флагами», опережая по суммарному тоннажу даже такие морские державы как Япония? Либерия и Панама устанавливают льготный режим для регистрации судов и налогообложение
- 23 декабря 2014 года Никарагуа объявила о начале строительства транспортной магистрали длиной 278 км, которая станет конкурировать с таким же объектом в Панаме и выведет страну из бедности. Какая это магистраль? Большой канал Никарагуа, который соединит Атлантический и Тихий океаны.
- Автомобильный транспорт лидирует по пассажирообороту. Автомобильный парк приблизился к 800 млн машин, поэтому безопасности на дорогах уделяют много внимания. Дорожные знаки в Австралии предупреждают о появлении на дорогах кенгуру, бегемотов, вомбатов. А какие знаки с животными можно встретить в Саудовской Аравии даже в центре города? Знак «Уступи дорогу верблюду»
- Этот аэропорт во Франции, в Куршевеле, хорошо известный российским любителям кино (в фильме «Завтра не умрет никогда» Джеймс Бонд посадил здесь свой самолет), имеет очень короткую взлетную полосу и наклон 18%. А в какую «десятку аэропортов» он входит? Самых опасных в мире.
- Общеизвестные факты: Транспорт может охарактеризовать уровень развития хозяйства. Рейтинг порта определяется по уровню загруженности порта. А как объяснить тот факт, что порты Шанхай, Сингапур, Гонконг имеют рейтинг намного выше, чем бывший рекордсмен порт Роттердам. Китай и азиатские страны становятся лидерами мировой торговли, поэтому в мировой экономике азиатские порты полностью вытеснили европейские из рейтинга самых больших портов планеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по географии "Транспорт мира"
Урок по географии в 10 классе. Учебник Максаковского В.П. "География. Экономическая и социальная география"....
технологическая карта урока, 9 класс, "Транспорт России"
технологическая карта урока в 9 классе по теме "Транспорт России"...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
технологическая карта урока по географии на тему "Население Северной Америки" (7 класс, география)
Технологическая карта урока по географии на тему " Население Северной Америки"....
Технологическая карта урока по географии "Климатические пояса мира"
Технологическая карта урока по географии "Климатические пояса мира"...
Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»
Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»...
Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"
Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"...