Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса
рабочая программа по обж (5 класс) на тему

Бубнов Александр Викторович

Данная рабочая программа по ОБЖ для 5-х классов разработана на основе «РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ПРЕДМЕТНОЙ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ В. Н. Латчука, В. В. Маркова, М. И. Кузнецова и др. для 5-9 классов», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 и Примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».

В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh_5_klass_fgos.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по ОБЖ для 5-х классов разработана на основе «РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ПРЕДМЕТНОЙ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ В. Н. Латчука, В. В. Маркова, М. И. Кузнецова и др. для 5-9 классов», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 и Примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».

В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей:

– усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

– понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;

– уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права человека, правовое государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;

– антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;

 отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;

 готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Курс предназначен для решения следующих задач:

– освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;

– развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

– воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

– формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Структурно в 5 классах курс представлен двумя разделами:

– раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства»;

– раздел 2 «Оказание первой помощи и здоровый образ жизни».

Понятийная база и содержание курса полностью соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативным правовым документам Российской Федерации, в том числе Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.

В учебном плане школы на изучение курса отводится 34 часа.

Формами промежуточной аттестации являются устные опросы, проверочные, итоговые контрольные работы.

Контроль:

Вид контроля

Количество применений

Проверочные работы

13

Итоговые контрольные работы

2

Учебно-методический комплекс

Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: учебник. — М.: Дрофа.

Латчук В. Н. Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа.

Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: тетрадь для оценки качества знаний. — М.: Дрофа.

Латчук В. Н., Миронов С. К., Бурдакова Т. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: рабочая тетрадь ученика. — М.: Дрофа.

Программы, методические и учебные пособия, дидактические материалы

Латчук В. Н., Миронов С. К., Вангородский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: программы. — М.: Дрофа.

Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: тематическое планирование. — М.: Дрофа.

Фролов М. П. Безопасное поведение на дорогах. 5—10 классы: программы дополнительного образования. — М.: Дрофа.

Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5—11 классы: методическое пособие — М.: Дрофа.

Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

Михайлов А. А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5—9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета по основам безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

Личностные результаты обучения

  • Развитие личностных, в том числе духовно нравственных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз.
  • Формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления ,потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности
  • Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, личностному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Предметные результаты обучения

  • Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защищенности населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера от экстремизма и терроризма
  • Понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе
  • Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства.
  • Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя ,наркотиков ,курения  и нанесения иного вреда здоровью
  • Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции
  • Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека
  • Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера включая экстремизм,  терроризм и их последствия для личности, общества и государства.
  • Знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
  • Умение оказать первую помощь пострадавшим
  • Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления ,а также информации получаемой из различных источников
  • Умение принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки

Метапредметными результатами обучения являются

  • Овладение умениями формулировать личностные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно –следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • Овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей ,оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности ;
  • Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию ,генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности;
  • Приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий
  • Развитие умения выражать свои мысли и способности , слушать собеседника ,принимать его точку зрения, признавать право другого человека на его мнение
  • Освоение приемов и действий в опасных чрезвычайных ситуациях и в ситуациях природного техногенного и социального характера;
  • Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации ЧС;
  • Формирование духовно-нравственных качеств для снижения опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность.

  1. Седержание учебного предмета

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает два раздела:
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (может изучаться в 5—9 классах).
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (может изучаться в 7—9 классах).
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи.
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.

5 класс.

Личная безопасность в повседневной жизни (13 ч)

Город как источник опасности(2ч)

Особенности города как среды обитания человека. Источники опасности в современном городе. Зоны повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей, улицы, парки, скверы). Системы обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана, скорая помощь, служба спасения,  коммунальные и другие службы).

Опасные ситуации в доме (в квартире) (9ч)

Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водо- и электроснабжение, отопление, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище. Опасные вещества и средства бытовой химии. Последствия, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Взрывы в жилищах и их причины. Обрушение конструкций, правила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале), а также в многоэтажном здании. Как действовать, если на человеке загорелась одежда или в комнате - электроприбор (телевизор, приемник, магнитофон, компьютер), елка. Способы эвакуации из горящего здания. Освоение практических навыков по использованию первичных средств пожаротушения (огнетушителей ОХП-10 и ОУ). Затопление жилища. Причины и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению. Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов.

Опасные ситуации на улице (2ч)

Тонкий лед и опасность передвижения по нему. Меры предосторожности при движении по льду. Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.

Безопасность на транспорте (6ч)

Современный транспорт - зона повышенной опасности. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Краткая характеристика современных видов транспорта - общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, авиационного, водного. Правила поведения пассажира во время следования железнодорожным, водным и авиационным транспортом. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях. Краткая характеристика пожарной опасности современного транспорта: общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, водного, авиационного. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара в транспорте.

Опасные ситуации социального характера (3ч)

 Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника.Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки людей, способных совершить насильственные действия. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону.

Изменение среды обитания человека обитания в городе (2ч)

Биосфера и человек. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Загрязнение атмосферы, воды и почвы.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3ч)

Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их применение.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (3ч)

Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека.  Основные правила оказания первой медицинской помощи при повреждениях различных видов. Характеристика различных видов кровотечении и их причины. Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерии, сгибание конечности).

Основы здорового образа жизни (4ч)

 Движение - естественная потребность организма как высокоорганизованной биологической системы. Избыток и недостаток движения - причина заболеваний человека. Правила безопасного использования электронных приборов. Компьютер и здоровье. Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здоровья. Изменения в организме, происходящие при половом созревании,  и половые различия опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и психики. Факторы, формирующие репродуктивное здоровье.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Проверка и оценка текущих занятий происходит в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым темам или разделам ОБЖ в конце четверти и учебного года. Контрольно- измерительные материалы разделены на два блока: по требованиям  не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации «Выпускник получит возможность научиться»и требования и  к результатам, подлежащим проверке и аттестации-«Выпускник научится». Для контроля письменных знаний  используется дидактический материал В.Н Латчук В.В.Марков «Основы  безопасности  жизнедеятельности»,   5-9   классы. Издательство «Дрофа». Письменные работы проводятся в виде тестовых заданий с различными уровнями сложности для каждого класса.

Оценка устного ответа

Оценка

Критерии оценивания

Оценка «5»

Ставится  в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»

Ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3»

Ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов

Оценка «2»

Ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3

Оценка «1»

Ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов

  1. Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

5

класс

Раздел I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА  Безопасность и защита человека в среде обитания.

26

Глава 1. ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

13

Особенности города как среды обитания человека.

1

Системы обеспечения безопасности города.

1

Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)

1

Опасные факторы и причины пожаров. Р.к. "Работа противопожарной службы в районе"

1

Р.к. Правила поведения при пожаре. Эвакуация.

1

Средства тушения пожаров. Р.к. Правила пользования огнетушителем"

1

Затопление квартиры.

1

Электричество и электроприборы в квартире. Р.к. "Как правильно пользоваться электрическими приборами в доме"

1

Опасные вещества и продукты питания.

1

Взрыв и обрушение дома.

1

Безопасность в нестандартных ситуациях

1

Опасность толпы

1

Собака бывает кусачей

1

Глава 2. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ  И  НА ТРАНСПОРТЕ

(6ч.)

Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий

1

Р.к. Безопасное поведение пешеходов и пассажиров

1

Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. Р.к. "Безопасность в школьном транспорте"

1

Железнодорожный транспорт. Р.к."Особенности работы железнодорожного транспорта в Туле и области"

1

Авиационный транспорт.

1

Морской и речной транспорт.

1

Глава 3. ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

(3ч.)

Психологические основы самозащиты.

1

Ситуации криминогенного характера в доме (квартире), подъезде.

Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства.

1

Если вы оказались заложником.

1

Глава 4. ЗАГРЯЗНЕНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

(2ч.)

Загрязнение воды.

Загрязнение воздуха.

1

Загрязнение почвы. Р.к. "Природа области и ее загрязнение"

1

Глава 5. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

(2ч.)

Фильтрующие противогазы. Пользование противогазом.

1

Обобщение и контроль знаний

1

Раздел II. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

(8ч.)

Глава 6. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

(3ч.)

Виды ранений и их причины и оказание первой помощи.

1

Общая характеристика кровотечений.

1

Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечений.

1

Глава 7. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

(4ч)

Движение и здоровье

1

Нарушения осанки и причины их возникновения

1

Телевизор и компьютер — друзья или враги?

1

Развитие и изменение организма в вашем возрасте. Физическое и нравственное взросление человека

1

Обобщение и контроль знаний

1

Итого:

34

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:

а) знать/понимать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
  • правила безопасного поведения в чре6звычайных ситуациях социального , природного и техногенного характера;
  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывания огня, воды, пищи, сооружение временного укрытия;

б) уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства доля ликвидации очагов возгорания;
  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

в) использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
  • при пользовании бытовыми приборами и инструментами;
  • с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;
  • при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Дата

Раздел.

Тема урока.

Краткое содержание темы

Характеристика основных видов учебной деятельности

Вид контроля

Домашнее задание

Элементы дополнительного содержания

По плану

факт

Раздел I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (26 ч)

Глава 1. ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ(13ч.)

1

Особенности города как среды обитания человека.

1.Источники и зоны повышенной опасности в современном городе и их характеристика. Отличия горожан от сельских жителей с точки зрения безопасности жизни. Правила безопасного поведения в зонах повышенной опасности.

Практическое задание №1. Нарисовать карту опасностей района. Путь от дома до школы.

Учатся определять источники и зоны повышенной опасности в современном городе. Изучают правила безопасного поведения в этих зонах.

Индивидуальный опрос

Глава 1, § 1

Практическ задание№1

Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году

Презентация

2

Системы обеспечения безопасности города.

Государственные, муниципальные (городские) и районные специальные службы обеспечения безопасности. Правила вызова служб безопасности. Понятие о специальном сигнале оповещения «Внимание всем!». Правила поведения населения при оповещении об опасной или чрезвычайной ситуации по специальному сигналу «Внимание всем!»

Практическое задание №2. 

Создать телефонный справочник важных номеров.

Учатся различать службы обеспечения безопасности в соответствии с их предназначением. Приобретают навыки их вызова. Учатся правильно действовать по сигналу оповещения «Внимание всем!»

Проверочная работа № 1

Глава 1, § 2

Практическзадание№2

Презентация

3

Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)

Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные опасные ситуации в доме (квартире) и их причины

Практическое задание №3. Нарисовать план квартиры с источниками опасности.

Учатся распознавать опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Изучают меры безопасности в быту

Индивидуальный опрос

Решение ситуационных задач

Глава 1, § 3.

Практическзадание№3

Презентация

Видео

4

Опасные факторы и причины пожаров. Р.к. "Работа противопожарной службы в районе"

Опасные факторы пожара, воздействующие на людей. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, их последствия.

Творческое задание № 1. Изобразить причины возникновения пожара.

Изучают причины пожаров в жилых и общественных зданиях, правила безопасного поведения и способы эвакуации. Моделируют ситуации, требующие знания правил пожарной безопасности. Учатся правильно применять первичные средства пожаротушения

Индивидуальный опрос

Глава 1, § 4

Творческое задание№1

Презентация

Видео

5

Р.к. Правила поведения при пожаре. Эвакуация.

Меры пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире). Правила безопасной эвакуации из задымленного помещения. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру. Основные причины возгорания телевизора (электроприбора). Правила безопасного поведения при возгорании телевизора (электроприбора).

Творческое задание № 2. Изобразить как правильно вести себя при пожаре.

Индивидуальный опрос

Решение ситуационных задач

Глава 1, § 4

Творческое задание№2

Презентация

Видео

6

Средства тушения пожаров. Р.к. Правила пользования огнетушителем"

Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.

Проверочная работа № 2

Глава 1, § 4

Презентация

Видео

7

Затопление квартиры.

Водоснабжение дома (квартиры). Причины затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.

Практическое задание №3. Найти краны, отключающие воду в квартире и нарисовать их на плане.

Изучают причины затопления дома (квартиры). Осваивают правила профилактики и порядок действий при затоплении.

Индивидуальный опрос

Глава 1, § 5

Практическ. задание№3.

Презентация

Видео

8

Электричество и электроприборы в квартире. Р.к. "Как правильно пользоваться электрическими приборами в доме"

Опасность электрических и электронных приборов, используемых в быту. Последствия поражения электрическим током. Меры безопасности при обращении с электроприборами.

Изучают и осваивают правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами.

Индивидуальный опрос

Решение ситуационных задач

Глава 1, § 6

Презентация

Видео

9

Опасные вещества и продукты питания.

Понятие о средствах бытовой химии. Действие препаратов бытовой химии на организм человека. Правила пользования средствами бытовой химии. Опасность лекарственных средств и меры безопасности при их использовании. Бытовой газ и его опасность. Правила пользования бытовым газом. Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире. Опасность продуктов питания. Меры по предотвращению пищевых отравлений.

Изучают и осваивают правила безопасного обращения со средствами бытовой химии, лекарственными препаратами и газовыми приборами, меры по профилактике пищевых отравлений.

Индивидуальный опрос

Глава 1, § 7

Презентация

10

Взрыв и обрушение дома.

Причины взрывов и обрушений в жилых домах. Правила безопасного поведения при возникновение взрыва в доме (квартире) и обрушении дома.

Приобретают знания о причинах взрывов и обрушений домов. Получают навыки безопасного поведения.

Индивидуальный опрос

Глава 1, § 8

Презентация

Видео

11

Безопасность в нестандартных ситуациях

Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи). Правила предотвращения таких ситуаций. Меры безопасности при потере ключей от дома (квартиры).

Осваивают правила безопасного поведения в нестандартных ситуациях.

Проверочная работа № 3

Глава 1, § 9

Презентация

12

Опасность толпы

Опасность толпы. Как уцелеть в толпе. Правила безопасного поведения при попадании в толпу в местах массового скопления людей (на дискотеке,.)

Осваивают правила безопасного поведения при попадании в толпу в местах массового скопления людей.

Индивидуальный опрос

Решение ситуационных задач

Глава 1,§10

Презентация

Видео

13

Собака бывает кусачей

Безопасное поведение с животными. Правила предосторожности при встрече с собаками. Правила поведения при нападении собаки.

Осваивают правила безопасного поведения с животными.

Проверочная работа № 4

Глава 1,§ 11

Презентация

Видео

Глава 2. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ  И  НА ТРАНСПОРТЕ (6ч.)

14

Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий

Безопасная дорога в школу и домой. Причины транспортных аварий. Безопасное поведение в транспортном средстве.

Осваивают правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

Проверочная работа № 5

Глава 2, § 12

Презентация

Видео

15

Р.к. Безопасное поведение пешеходов и пассажиров

Обязанности пешехода и пассажира.

Проверочная работа № 6

Глава 2, § 13

Презентация

Видео

16

Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. Р.к. "Безопасность в школьном транспорте"

Краткая характеристика современных видов транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, метро). Правила безопасного поведения при аварийных ситуациях на городском общественном транспорте. Правила безопасного поведения пассажира автомобиля: при неизбежном столкновении, при падении автомобиля в воду. Причины опасных и аварийных ситуаций в метрополитене. Зоны опасности в метро и их характеристики. Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях.

Осваивают правила безопасного поведения при аварийных ситуациях в автобусе, троллейбусе, автомобиле и метро

Проверочная работа № 7

Глава 2, § 14

Презентация

17

Железнодорожный транспорт. Р.к."Особенности работы железнодорожного транспорта в Туле и области"

Источники опасности и опасные зоны на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения пассажиров: при крушении поезда, при пожаре в поезде.

Осваивают правила безопасного поведения при авариях на железнодорожном транспорте.

Индивидуальный опрос

Решение ситуационных задач

Глава 2, § 15

Презентация

Видео

18

Авиационный транспорт.

Характеристика авиационного транспорта. Правила поведения авиапассажиров в салоне самолета. Правила безопасного поведения авиапассажиров: при аварийной посадке, при разгерметизации салона, при пожаре в самолете, при аварийной посадке на воду.

Осваивают правила безопасного поведения в салоне самолета и при аварийных ситуациях на авиационном транспорте.

Индивидуальный опрос

Глава 2, § 16

Презентация

19

Морской и речной транспорт.

Характеристика водного транспорта. Индивидуальные и групповые средства спасения на морском и речном транспорте. Правила пользования спасательным жилетом. Действия пассажиров при аварийных ситуациях и эвакуации с судна. Правила посадки на спасательное средство. Что делать, если человек упал за борт судна.

Осваивают правила безопасного поведения при аварийных ситуациях на морском и речном транспорте.

Проверочная работа № 8

Глава 2, § 17

Презентация

Видео

Глава 3. ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА(3ч.)

20

Психологические основы самозащиты.

Язык жестов — важное оружие самозащиты. Основные психологические качества уверенного в себе человека. Психологические рекомендации по преодолению страха и способам самозащиты в опасных ситуациях криминогенного характера.

Вырабатывают у себя психологические качества уверенного человека.

Индивидуальный опрос

Глава 3 § 18

Презентация

Видео

21

Ситуации криминогенного характера в доме (квартире), подъезде.

Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства.

1.Меры по повышению безопасности дома (квартиры). Что не рекомендуется делать, находясь дома без взрослых. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуациях в доме (квартире); звонок в дверь, дверь квартиры пытаются открыть, вы вернулись из школы, а дверь квартиры открыта. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде дома, в лифте, на лестничной площадке.

Зоны криминогенной опасности в городе (населенном пункте). Правила безопасного поведения с незнакомым человеком. Правила обеспечения личной безопасности в повседневной жизни. Как предотвратить опасные домогательства.

Учатся правильно действовать при возникновении ситуаций криминогенного характера в доме, квартире и подъезде.

Учатся правильно действовать в криминогенных ситуациях на улице и не допускать в отношении себя опасных домогательств.

Индивидуальный опрос

Решение ситуационных задач

Глава 3 § 19

Глава 3 §19, 20

Презентация

Видео

22

Если вы оказались заложником.

Понятие о заложнике. Меры личной безопасности по предотвращению захвата в заложники. Рекомендации по безопасному поведению при захвате в заложники с целью выкупа. Правила поведения при захвате в заложники в транспортном средстве или месте массового пребывания людей.

Осваивают правила поведения при захвате в заложники и меры по предотвращению таких захватов

Проверочная работа № 9

Глава 3 § 21

Презентация

Глава 4. ЗАГРЯЗНЕНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ(2ч.)

23

Загрязнение воды.

Загрязнение воздуха.

Загрязнение воды. Роль воды в жизнедеятельности человека. Требования к питьевой воде. Способы очистки водопроводной воды в домашних условиях.

Учатся оценивать состояние окружающей среды, планировать и выполнять мероприятия по защите здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой

Индивидуальный опрос

Глава 4 § 22

Презентация

Видео

Загрязнение воздуха. Общие сведения об атмосфере. Состав воздуха, которым мы дышим. Причины загрязнения воздуха. Рекомендации по предотвращению загрязнения воздуха в местах проживания.

24

Загрязнение почвы. Р.к. "Природа области и ее загрязнение"

Загрязнение почвы. Роль почвы в жизнедеятельности человека. Причины загрязнения почвы и их последствия. Вредные вещества, накапливающиеся в почве в результате промышленных выбросов. Возбудители инфекционных заболеваний, обитающие в почве.

Проверочная работа № 10

Глава 4 § 23

Презентация

Видео

Глава 5. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ (2ч.)

25

Фильтрующие противогазы. Пользование противогазом.

Фильтрующие противогазы. Предназначение и принцип защитного действия фильтрующих противогазов. Гражданские противогазы ГП-7 и ГП-7В, устройство и правила пользования. Детский противогаз ПДФ-2Ш, устройство и правила пользования. Правила подбора противогаза, определение размера (роста) шлем-маски, подготовка противогаза к работе. Пользование противогазом. Переноска противогаза. Положения противогаза: походное, наготове, боевое. Перевод противогаза в боевое положение. Практическая отработка упражнения по надеванию противогаза.

Изучают назначение и устройство гражданских и детских противогазов. Получают практические навыки пользования противогазом.

Проверочная работа № 11

Глава 5 § 25 Глава 5 § 26

Презентация

Видео

26

Обобщение и контроль знаний

Итоговая работа

Раздел II. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (8ч.)

Глава 6. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (3ч.)

27

Виды ранений и их причины и оказание первой помощи.

Понятие о ране. Общие признаки ранений. Общие правила оказания первой помощи при незначительных открытых ранах.

Приобретают знания об основных видах ранений, их причинах и правилах оказания первой помощи

Индивидуальный опрос

Глава 6 § 27

Презентация

Видео

28

Общая характеристика кровотечений.

Наружное и внутреннее кровотечения. Венозное кровотечение и его характеристика. Артериальное кровотечение и его характеристика. Смешанные кровотечения и их характеристика. Капиллярное кровотечение и его особенности

Получают знания о видах кровотечений и их особенностях

Индивидуальный опрос

Глава 6 § 28

Презентация

Видео

29

Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечений.

Способы временной остановки кровотечения. Остановка кровотечения путем пальцевого прижатия артерий. Особенности и правила остановки кровотечения путем наложения жгута. Остановка кровотечения путем наложения давящей повязки. Остановка кровотечения путем максимального сгибания конечности. Остановка кровотечения путем придания поврежденной конечности приподнятого положения. Первая помощь при кровотечении из носа.

Практическое задание №5. Наложение повязки, для остановки кровотечения.

Учатся останавливать кровотечения, применяя различные способы в зависимости от вида кровотечения и места травмы

Проверочная работа № 12

Глава 6 § 29

Презентация

Видео

Глава 7. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (4ч)

30

Движение и здоровье

Роль двигательной активности для укрепления здоровья. Понятие об опорно-двигательном аппарате и его развитии. Опорно-двигательный аппарат как генератор двигательной активности. Избыток и недостаток движения (гиподинамия) — причина некоторых заболеваний человека

Объясняют значение двигательной активности для укрепления здоровья

Индивидуальный опрос

Глава 7 § 30

Презентация

Видео

31

Нарушения осанки и причины их возникновения

Понятие об осанке. Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика нарушений осанки

Получают представление о видах, причинах и последствиях нарушения осанки. Учатся предупреждать нарушения осанки

Проверочная работа № 12

Глава 7 § 31

Презентация

Видео

32

Телевизор и компьютер — друзья или враги?

Воздействие излучений телевизора и компьютера на организм человека. Правила просмотра телепередач. Правила безопасности при работе на персональном компьютере

Учатся соблюдать правила безопасности при просмотре телепередач и при пользовании компьютером

Индивидуальный опрос

Глава 7 § 32

Презентация

Видео

33

Развитие и изменение организма в вашем возрасте

Понятие о детском и подростковом возрасте. Развитие организма в детском возрасте. Характеристика факторов, влияющих на развитие и изменение организма в подростковом возрасте. Активность сальных и потовых желез в подростковом возрасте. Гигиенические мероприятия по уходу за сильными и потовыми железами

Получают представление о закономерностях развития организма в подростковом возрасте. Учатся правильно выполнять гигиенические мероприятия по уходу за своим телом

Индивидуальный опрос

Глава 7 § 33,Глава 7 § 34

Презентация

Видео

Физическое и нравственное взросление человека

Появление новой жизни. Ответственность за сохранение своего здоровья в подростковом возрасте. Физическое взросление мальчиков и девочек, особенности их взаимоотношений

Формируют у себя потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа укрепления и сохранения здоровья

34

Обобщение и контроль знаний

Итоговая работа


 

Приложение

Законодательные акты и нормативные правовые документы

Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

Закон Российской Федерации «Об образовании» (последняя редакция).

Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция).

Федеральный закон «Об обороне» (последняя редакция).

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция).

Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция).

Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция).

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (последняя редакция).

Федеральный закон «О противодействии терроризму» (последняя редакция).

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция).

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (последняя редакция).

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (последняя редакция).

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 года № 116).

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года).

Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116).

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 го (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537).

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690).

Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).

Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция).

Постановление Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).

Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).

Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...