Проект «Путешествие в Страну Безопасности»
проект по обж на тему

Горячкина Ирина Калмановна

Проект направлен на формирование у старших дошкольников навыков безопасного стиля жизни, способность предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Путешествие в Страну Безопасности»

                 Актуальность проекта.                                                                                                                        

Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправильного поведения человека в той или иной опасной ситуации.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят. Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни, когда ребенка надо будет отпускать от себя.                                   Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Понятие «экстремальный», «безопасность», для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.                                         Проблема: Недостаток знаний у дошкольников о безопасном поведении.                        Работая в детском саду, замечаешь, что дети не могут принимать решение сами, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.                                                                                              Проект направлен на формирование у старших дошкольников навыков безопасного стиля жизни, способность предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать.                                   Таким образом, главная задача взрослых – подготовить и обучить ребёнка адекватным осознанным действиям в различных опасных ситуациях.  

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.                                                                                  Проект  создан по программе «Основы безопасности  детей  дошкольного   возраста» (авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева,Н.Н. Авдеева) 

Цель проекта: дать детям  основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях и алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях.

  

Задачи проекта:                                                                                                                

  • учить детей ответственно относиться к себе и собственной безопасности, познакомить воспитанников с необходимой информацией как вести себя в экстремальной ситуации;
  • создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;
  • воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
  • учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
  • развивать у детей  самостоятельность  и  ответственность.

Тип проекта: познавательный

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта - долгосрочный

Сроки реализации  проекта: октябрь 2015г. –  май 2016г.

Участники проекта - дети подготовительной к школе группы, воспитатели, руководитель МУЗО, родители.

Разделы программы, содержание которых включено в проект:

• познавательное развитие

• речевое развитие

• художественно – эстетическое

• социально – коммуникативное

• физическое развитие

Успешность развития дошкольников при знакомстве с правилами безопасного поведения, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игровую, предметную деятельность, общение, труд, обучение, совместную и самостоятельную деятельность.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения  проекта:

1. подбор художественной литературы;

2. подбор наглядного материала

3. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

4. дидактические игры, настольные игры;

5. настольный театр;

6. выставка книг, рисунков;

7. подбор видеозаписей, аудиозаписей;

8. разработка памяток, буклетов для детей и родителей.

Необходимые условия реализации проекта:

• интерес детей и родителей;

• методические разработки,

• интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат проекта:

1. Пробуждение в детях интереса к навыкам безопасного стиля жизни.

2. Повышение интереса родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.

3. Расширение и систематизирование знаний о правилах  безопасного  поведения в современных условиях.

4. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

5. Ознакомление с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный этап

  • Определение целей, постановка задач проекта.                                                                    
  • Подбор  и изучение методической литературы по проблеме.                                      
  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Прослушивание сказок в аудиозаписи, презентация, мультфильмы о безопасности, настольно – печатные, дидактические, подвижные игры, настольный театр.
  • Ознакомление родителей с целями и задачами проекта (индивидуальные  беседы и анкетирование родителей).

II. Организационно – практический этап.

Беседы:  «Внешность человека может быть обманчива»,  «Незнакомец на улице», «Как бы ты поступил в данной ситуации», «Как не потеряться», «Безопасность зимой при любой погоде», «Знакомство с работой спасателей», «Каждому опасному предмету – свое место», «Пожарная безопасность»

Организованная образовательная деятельность: «По дороге в детский сад», «Ни ночью, ни днём не балуйтесь, дети, с огнём!», «Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни», «Внешность человека может быть обманчива»,  «Кто помог Красной шапочке?»

Викторина «Не всякий встречный, друг сердечный»

                                                                                                                                    Совместная деятельность воспитателя с детьми:

 Беседы: «Разговор с детьми о терроризме»,  «Внешность человека может быть обманчива»,  «Незнакомец на улице», «Как бы ты поступил в данной ситуации», «Как не потеряться», «Безопасность зимой при любой погоде», «Знакомство с работой спасателей», «Каждому опасному предмету – свое место», «Пожарная безопасность»,  «Что такое терроризм?»                                                                                                                                                                                                                     

         Дидактические игры, игры – эстафеты:

«Если я остался один дома», «Если я нашёл коробку», «Похититель и находчивые ребята», «Куда бежать, если за тобой гонятся», «Незнакомец»,

«Спасатели», «Территория риска», «Куда  бежать, если за тобой гонятся»,

Рассматривание плакатов «Безопасность на улице и дома», иллюстраций на тему «Дорожная безопасность», иллюстраций  на темы «Этих людей не нужно бояться» (полицейский, пожарный, служба спасения, врач, инспектор ГИБДД).

                                                                                                                                                                        Чтение художественной литературы:

Г. Блинов «Непослушный  СТО бед», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки»,

С. Михалков «Три поросёнка», Г. Х. Андерсен «Снежная королева».

 «Красная шапочка»

Проблемно-игровые ситуации:

«Что мы знаем об опасных предметах?» «Помоги Незнайке», «Нам на улице не страшно»

Просмотр  мультфильмов: «Кеша, Зина и террористы», «Уроки осторожности» тётушки Совы. «Незнакомец»,  

Игра-тренинг с телефоном «Звоним 01, 112», игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами.

Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи).

Проведение тактико-практических учений по отработке эвакуаций детей.          Встреча с сотрудниками  полиции, МЧС, пожарными.

           Самостоятельная деятельность детей:

  • Продуктивная деятельность
  • Сюжетно – ролевая игра: «МЧС», «Один дома»,  «Службы спасения»,  «Спасатели»
  • Настольно – печатные, подвижные игры.

           Развлечения, досуги:                                                          

Спортивное  развлечение по ОБЖ « Помоги Незнайке», «Нет террору!», по пожарной безопасности  «Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок!»,  по ПДД  «Красный, жёлтый, зелёный»

Взаимодействие с родителями:

Советы родителям: «Учите детей общению с незнакомыми людьми».

Консультация для родителей: «Ребенок и другие люди».                                                            

            III. Завершающий этап.

Итоговое мероприятие: Спортивное развлечение «Безопасность — это наше здоровье и правила жизни!»                                                                                             Викторина «Не всякий встречный, друг сердечный».

 Выставка рисунков «Нет террору!», «Опасности  в доме», «Осторожно огонь» , «Соблюдайте правила дорожного движения».

Оценка этапов реализации проекта детьми.

Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.

Достигнутые результаты:

1. Повысился рост познавательной активности детей, способность предвидеть опасные ситуации по возможности избегать их, по необходимости действовать.

2. Актуализировались знание детей по основам безопасности жизнедеятельности,  представления о способах безопасного поведения.

3. Совершенствовались личностно – волевые качества (терпение, воля, самоконтроль, появилось чувство взаимопомощи и товарищества.

4. Устанавилась тесная взаимосвязь по созданию совместного проекта с родителями.

Список  использованной литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб., 2005.

2. Абаскалова Н. П. «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности», 2008

3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. - М. ,2004.

4. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. ,2005.

6. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование  работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010

7. Ребенок и домогательства Растем вместе. 2006.№6. с. 14.

8. Шипунова В. А. « Детская безопасность», 2013

10. Использование интернет ресурсов.

Приложение.

Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б.

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).

     

        Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и      представления, которые  имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

     

Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы).

Методика проведения диагностики:

1 Тема: «Ребёнок и другие люди».

    Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»;

    обсуждение конкретных ситуаций;

    дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».

2 Тема: «Ребёнок и природа».

    Беседы по картинкам, плакатам;

    наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;

    дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где    

    живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы,

    ягоды).

3 Тема: «Ребёнок один дома».

    Занятие-практикум «Спешим на помощь»;

    дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,

    «Скорая помощь», «Помогите милиция!».

4 Тема: «Здоровье ребёнка».

    Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно),

    «Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валеология или

    здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши»

    (закаливание, ЗОЖ);

    Занятия, беседы, наблюдения.

5 Тема: «Эмоции».

    Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»;

    рисование тематическое и свободное; игры-кляксы;

    дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Наши чувства и эмоции»,

    тесты.

6 Тема: «Ребёнок на улицах города».

    Занятие-практикум «Мы пешеходы»;

    сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и

    пассажиры»;

 дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки»,

    «Найди ошибку».

   Ответы детей оцениваются в баллах:

   

3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной      теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой  ситуации).

 2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).

 1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).

   Высокий уровень  с 16 – 18 баллов

   Средний  уровень  с 13 – 15 баллов

   Низкий    уровень с   12 баллов

   Количественный уровень в %  высчитывается по формуле:

   Сумма всех баллов в столбике умножить на 100 и разделить на идеальный балл.

   Идеальный балл = количество детей  умноженное  на 3  

   Качественный уровень в %  высчитывается по формуле:

   Сумма всех 3 в столбике умножить на 100 и разделить   на идеальный балл.                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну Безопасности

Методическая разработка содержит првила по технике безопасности по охране труда при работе с колющими и режущими инструментами. Материал разработан в игровой форме, состоит из следующих разделов: введ...

"Путешествие в страну безопасности" открытое мероприятие.

Целью этого мероприятия является: напомнить воспитанникам о безопасном поведении на дороге, о вреде вредных привычек, а так же о небходимости вести здоровый образ жизни....

Урок-игра «Путешествие в страну Безопасности».

Урок-игра «Путешествие в страну Безопасности» проводится с целью закрепления ранее полученных знаний и навыков по теме «Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования на уроках ПТО»...

Классный час для учащихся 5-6 класса «Путешествие в страну Безопасность»

Классный час для учащихся 5-6 класса «Путешествие в страну Безопасность»...

Классный час "Путешествие в страну безопасности"

Классный час "Путешествие в страну безопасности"...

Открытое классное мероприятие в 5 классе " Путешествие в страну Безопасность"

Данное мероприятие направленно на  повторение с детьми правила ППБ, ПББ, ЗОЖ;  способствует формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей....

Мероприятие "Путешествие в страну "Безопасность".

Мероприятие для обучающихся 1 класса по комплексной безопасности....