Программа Юный спасатель
учебно-методическое пособие по обж на тему
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Костромское специальное учебно-воспитательное учреждение для
обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением
закрытого типа»
Рассмотрено «Утверждаю»
МО учителей Костромского СУВУ Директор Костромского СУВУ
____________Смирнов А.Н. _________Буянова С.В.
«___» июня 2016 г. «___» июня 2016 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
_________Выхованец Е.А.
« ___» июня 2016г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ»
Для воспитанников Костромского СУВУ
Автор: преподаватель-организатор ОБЖ
С.И. Кудря
п. Бычиха
Пояснительная записка
В XXI веке не только сохраняются традиционные угрозы и опасности для жизни человека и окружающей среды, но и появляются новые.
Факты и статистика свидетельствуют, что «человеческий фактор» провоцирует до 90% всех техногенных и до 30% природных ЧС. Следовательно, надо добиваться уменьшения их количества т.е. необходимо, чтобы человек поступал более разумно. Требуется выработать новое, современное мировоззрение, сформировать специфическую культуру поведения человека – культуру безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, умения оказывать первую помощь при неотложных состояниях. Привитие культуры безопасности жизнедеятельности гражданам через их обучение осуществляется в соответствие с разработанными на основе соответствующих законов и утвержденным Правительством РФ Положением о подготовке населения в рамках единой системы подготовки в области ГО и защиты от ЧС. В эту систему входят все категории граждан. Организация кружка «Юный спасатель» - это попытка преподавателя ОБЖ сделать эту систему непрерывной, вынести её за рамки урочного времени, всячески мотивировать воспитанников на осознанное изучение вопросов безопасности, спасения, патриотизма, начальной военной подготовки, основам медицинских знаний.
Процесс этот не быстрый, но ясно одно: чем больше воспитанников будет вовлечено в этот процесс, тем реже «человеческий фактор» будет становиться причиной ЧС. Это абсолютно актуально для Костромского специального учебно-воспитательного учреждения, в котором содержатся воспитанники практически из всех регионов России.
Цели и задачи программы
Цели:
- приобщение воспитанников к вопросам личной и коллективной
безопасности,
- непрерывная подготовка воспитанников в области пожарной,
антитеррористической безопасности и чрезвычайных ситуациях природ
ного и техногенного характера,
- обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях,
уметь помочь себе и окружающим,
- пропаганда пожарно-технических знаний, направлениях на предупрежде
ние пожаров,
- вооружить воспитанников знаниями по основам начальной военной
подготовке, гражданской обороне, основам медицинских знаний, которые
пригодятся им при прохождении службы в рядах Вооруженных Сил РФ и
структуре МЧС РФ.
Задачи:
- развить у воспитанников заинтересованность в предотвращении возмож
ных ЧС, оказании само- и взаимопомощи,
- обучить умелым и быстрым действиям в экстремальных ЧС,
- совершенствовать функциональные возможности организма через
урочные и внеурочные формы занятий туризмом, посещение учреждений
системы МЧС РФ, соревнований с воинами-десантниками, юными
спасателями других молодежных объединений,
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
через туристическо-спортивную деятельность,
- подготовить воспитанников к службе в рядах ВС РФ, в том числе в
войсках и подразделениях МЧС РФ,
- физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков
дисциплины, организации и самоконтроля, воспитание силы воли,
мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Реализация программы
Данная программа реализуется через кружок «Юный спасатель» и
рассчитана на 1 год.
Программа кружка «Юный спасатель» предусматривает обучение воспитан ников Костромского СУВУ, учитывает специфику училища
- комплектование классов разновозрастными воспитанниками;
- обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитации
воспитанников, включая коррекцию их поведения и адаптацию в
обществе;
- прибытие воспитанников в СУВУ неравномерно в течение всего года.
Программа имеет свои особенности и учитывает:
- низкую мотивацию воспитанников к учебе,
- высокую педагогическую запущенность,
- нахождение значительного количества воспитанников на повторном
обучении в одном и том же классе,
- отклонения в психическом развитии,
- не обучение данному предмету в школах значительного числа регионов
России, откуда поступили в СУВУ воспитанники.
Программа предусматривает наличие у занимающихся базовых основ
туризма, ориентирования, начальной военной подготовки, медицинских
знаний, которые творчески дополняются практическим применением полу-
ченных знаний.
Чтобы расширить возможности кружка по формам и методам проведения
занятий, между Костромским СУВУ и Главным Управлением МЧС России
по Костромской области заключено Соглашение, в котором договариваю-
щиеся стороны, каждая в рамках своей компетенции договорились
ст.3 Соглашения - « способствовать решению задач по качественной
организации учебно-воспитательного процесса воспитанников
учреждения по вопросам повышения культуры безопасности
жизнедеятельности, пожарной безопасности, пожарной безопасности,
защиты от чрезвычайных ситуаций, а также военно-патриотическому
воспитанию с привлечением имеющихся материально-технических и
кадровых возможностей».
Количество учебных часов в неделю зависит от формы проведения занятия, которая обозначена в тематическом плане и согласована с Главным Управлением МЧС России по Костромской области.
Порядок изучаемых тем может перемещаться в зависимости от обстоятельств (погодные условия, календарный график соревнований МЧС РФ по Костромской области, получение боевых приказов организациями и учреждениями МЧС РФ, 1065 гв. арт.полком ВДВ в момент подготовки занятий на их базе и др.
В зависимости от формы проведения занятий к ним может привлекаться до 100% воспитанников. Неизменным условием на выездном мероприятии является:
- отсутствие замечаний у воспитанников, хорошая дисциплина, опрятный
внешний вид,
- наполняемость группы до 10 человек.,
- врачебный контроль (для выполнения практических заданий).
Работа кружка строится в тесном сотрудничестве с Главным Управлени
ем МЧС России по Костромской области.
Ежегодно после курса обучения (май-июнь) проводятся однодневные пешие туристические походы, в ходе которого на практике закрепляются полученные знания, подводятся итоги обучения.
Содержание программы
«Каланча» -занятия в музее Пожарной охраны г. Костромы
Тема: «Пожар и его характеристика. Причины возникновения пожара. Действия воспитанников при пожаре».
Занятие на выставке аварийно- спасательной и пожарной техники
Тема: 1. Тактико-технические характеристики аварийно-спасательной и пожарной техники
2. Участие в соревнованиях пожарных Главного Управления МЧС России по Костромской области в честь 368 годовщины Пожарной охраны России
Посещение боевой пожарной части
Отрабатываемые вопросы:
- Повседневный уклад пожарной части,
- Задачи и возможности пожарной части,
- Боевой пожарный расчет. Состав, система обучения и тренировок
Посещение базы поисково-спасательной службы
Отрабатываемые вопросы:
- материальное обеспечение и возможности спасателей,
- структура службы, система тренировок и обучения,
- система оперативного реагирования на помощь людям, оказавшимся в беде
Посещение спасательной станции на р. Волге
Отрабатываемые вопросы:
- Меры безопасности на воде,
- Транспортировка утопающего,
- Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца,
- Отработка: одевания спасательного жилета, броска утопающему
спасательного круга, конца Александрова
Комплексные учения по Гражданской обороне с приглашением команд ОУ г. Костромы и области и сотрудников Главного Управления МЧС России по Костромской области
Отрабатываемые вопросы:
Эвакуация из горящего здания. Получение средств индивидуальной защиты.
Одевание противогаза. Одевание самоспасателя «Шанс-Е». Действия при угрозе теракта. Остановка артериального кровотечения. Переноска пострадавшего. Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. Тушение очага возгорания водой, подручными средствами. Огнетушитель. Тушение очага возгорания огнетушителем. Одевание боёвок, развёртывание рукавов. Одевание спасательных жилетов. Отработка броска «конца Александрова». Спасение погорельцев с верхних этажей зданий с помощью «Куба жизни». Спортивные соревнования между командами
Поход: учебный спортивно - оздоровительный, пеший, однодневный (май – июнь)
Преодоление лесных завалов Движение по лесным тропам. Преодоление зараженной местности в противогазе. Марш-бросок. Одевание ОЗК. Одевание противогаза. Остановка артериального кровотечения. Разбивка лагеря. Очистка и обеззараживание воды. Устройство временного укрытия. Типы костров. Ориентирование по карте и местным приметам. Приготовление пищи. Переноска пострадавшего.
Поход: учебно-оздоровительный пеший, однодневный на болото (сентябрь - октябрь)
Отрабатываемые вопросы: Ориентирование по карте и компасу. Движение по лесным тропам Марш-бросок. Переход через болото. Лесные приметы. Сбор клюквы. Встреча воспитанников с воинами- десантни ками 1065 гв. арт полка ВДВ: - в учреждении – спортивные соревнования; в полку – учебные занятия, спортивные соревнования. В училище: отработка нормативов: разборка и сборка автомата, остановка артериального кровотечения, переноска пострадавшего, изготовление ватно-марлевой повязки, одевание противогаза, одевание ОЗК, подтягивание, отжимание от пола, спортивное ориентирование, эстафета 10 х 100 м, кросс 1000 м, поднятие тяжести (гиря 16 кг), разнообразные спортивные мероприятия.
В полку: изучаемые вопросы: Жизнь и быт военнослужащих . Распорядок дня воинской части. Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания. Уставы Вооруженных Сил РФ: Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной службы, Строевой устав, Дисциплинарный устав. Боевое знамя полка. Военная присяга. Суточный наряд роты. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Тяжелое арт. вооружение полка. Стрелковое вооружение подразделений. Обязанности и действия часового. Боевой путь полка (музей боевой славы).
Участие в соревнованиях по пожарно-прикладным и спасательным видам безопасности жизнедеятельности в других ОУ
Отрабатываемые вопросы: - в соответствие с программой соревнований, предложенной Главным Управлением МЧС России по Костромской области
Проведение акции «Мы за безопасность» с привлечением кинологических и пожарных расчетов
Отрабатываемые вопросы: Вредные привычки. Наркологическая зависимость. Взаимодействие пожарных расчетов с пострадавшими на пожаре.
Посещение храма Спаса в Рядах
Организация беседы с отцом Михаилом, посвященной православному празднику иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина»
Проведение конкурсов, викторин по знанию правил пожарной безопасности
Изучаемые вопросы:
курс ОБЖ 5 -11 классы, дополнительные вопросы повышенной сложности.
Пропаганда пожарного дела
Организационная работа кружковцев: размещение памяток, стикеров по противопожарной тематике и действиям в ЧС в каждом классе, кабинете, служебном помещении учреждения, размещение информации о делах кружка на страницах периодической печати и сайте учреждения, во взаимодействии с ИЗО принять участие в пополнении экспозиции «Жизнь без пожаров» в музее пожарной охраны «Каланча».
Тематический план
№ п\п | Форма проведения занятия | Тема занятия и рассматриваемый вопрос | Продол жит. за нятия ч | К- во занятий | Всего часов | ||
1. | «Каланча» - занятия в музее Пожарной охраны г. Костромы | Тема: «Пожар и его характеристика. Причины возникновения пожара. Действия воспитанни ков при пожаре» | 1 | 3 | 3 | ||
2. | Занятие на выставке аварийно- спасательной и пожарной техники | Тема: 1. Тактико-технические характеристики аварийно-спасательной и пожарной техники 2. Участие в соревнованиях пожарных Главного Управления МЧС России по Костром ской области в честь 368 годовщины Пожарной охраны России | 1 | 3 | 3 | ||
3. | Посещение боевой пожарной части | Отрабатываемые вопросы: - Повседневный уклад пожарной части, - Задачи и возможности пожарной части, - Боевой пожарный расчет. Состав, система обучения и тренировок. | 2 | 2 | 4 | ||
4. | Посещение базы поисково-спасатель ной службы | Отрабатываемые вопросы: - материальное обеспечение и возможности спасателей, - структура службы, система тренировок и обучения, - система оперативного реагирования на помощь людям, оказавшимся в беде | 2 | 2 | 4 | ||
5. | Посещение спасате льной станции на р. Волге | Отрабатываемые вопросы: - Меры безопасности на воде, - Транспортировка утопающего, - Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца, - Отработка: одевания спасательного жилета, броска утопающему спасательного круга, конца Александрова | 2 | 2 | 4 | ||
6. | Комплексные учен ия по Гражданской обороне с приглаше нием команд ОУ г. Костромы и области и сотрудников Глав ного Управления МЧС России по Кост ромской области | Отрабатываемые вопросы: 1. Эвакуация из горящего здания. 2. Получение средств индивидуальной защиты. 3. Одевание противогаза. 4. Одевание самоспасателя «Шанс-Е». 5. Действия при угрозе теракта. 6. Остановка артериального кровотечения. 7. Переноска пострадавшего. 8. Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца 9.Тушение очага возгорания водой, подручными средствами. 10. Огнетушитель. Тушение очага возгорания огнетушителем. 11. Одевание боёвок, развёртывание рукавов. 12. Одевание спасательных жилетов. 13. Отработка броска «конца Александрова». 14. Спасение погорельцев с верхних этажей зданий с помощью «Куба жизни». 15. Спортивные соревнования между командами | 5 | 2 | 10 | ||
7. | Поход: учебный спортивно- оздорови тельный, пеший, однодневный (май – июнь) | 1. Преодоление лесных завалов. 2. Движение по лесным тропам. 3. Преодоление зараженной местности в противогазе. 4. Марш-бросок 5. Одевание ОЗК. 6. Одевание противогаза. 7. Остановка артериального кровотечения. 8. Разбивка лагеря. 9. Очистка и обеззараживание воды. 10. Устройство временного укрытия. 11. Типы костров. 12. Ориентирование по карте и местным приметам. 13. Приготовление пищи. 14. Отрывка окопа для стрельбы лёжа. 15. Приготовление пищи в походных условиях. 16. Переноска пострадавшего. 17. Проверка воспитанников на выносливость. | 8 | 3 | 24 | ||
8. | Поход: учебно-оздоровительный пеший, однодневный на болото (сентябрь- октябрь) | Отрабатываемые вопросы: 1. Ориентирование по карте и компасу 2. Движение по лесным тропам 3. Марш-бросок 4. Переход через болото. 5. Лесные приметы. 6. Сбор клюквы | 8 | 2 | 16 | ||
9. | Встреча воспитанников с воинами- десантни ками 1065 гв. арт полка ВДВ: - в учреждении – спортивные соревнования; в полку – учебные занятия, спортивные соревнования | В училище: отработка нормативов: - разборка и сборка автомата, - остановка артериального кровотечения, - переноска пострадавшего, - изготовление ватно-марлевой повязки, - одевание противогаза, - одевание ОЗК, - подтягивание, - отжимание от пола, - спортивное ориентирование, - эстафета 10 х 100 м, - кросс 1000 м, - поднятие тяжести (гиря 16 кг), - разнообразные спортивные мероприятия. В полку. Изучаемые вопросы: 1. Жизнь и быт военнослужащих 2. Распорядок дня воинской части. 3. Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания. 4. Уставы Вооруженных Сил РФ: - Устав внутренней службы - Устав гарнизонной и караульной службы, - Строевой устав, - Дисциплинарный устав. 5. Боевое знамя полка. Военная присяга. 6. Суточный наряд роты. 7. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. 8. Тяжелое арт. вооружение полка. 9. Стрелковое вооружение подразделений. 10. Обязанности и действия часового. 11. Боевой путь полка (музей боевой славы). | 12 | 5 | 60 | ||
10. | Участие в соревнованиях по пожарно-приклад ным и спасательным видам безопасности жизнедеятельности в других ОУ | Отрабатываемые вопросы: - в соответствие с программой соревнований, предложенной Главным Управлением МЧС России по Костромской области | 5 | 4 | 20 | ||
11. | Проведение акции «Мы за безопаснос ть» с привлечением кинологических и пожарных расчетов | Отрабатываемые вопросы: - Вредные привычки. Наркологическая зависимость. – Взаимодействие пожарных расчетов с постра- давшими на пожаре. | 3 | 1 | 3 | ||
12. | Посещение храма Спаса в Рядах | Организация беседы с отцом Михаилом, посвя щенной православному празднику иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» | 1 | 2 | 2 | ||
13. | Проведение конкур сов, викторин по знанию правил ожар ной безопасности | Изучаемые вопросы: - курс ОБЖ 5 -11 классы, - дополнительные вопросы повышенной сложно сти. | 1 | 2 | 2 | ||
14. | Пропаганда пожарного дела | Организационная работа кружковцев: - размещение памяток, стикеров по противопожа рной тематике и действиям в ЧС в каждом классе, кабинете, служебном помещении учреждения, - размещение информации о делах кружка на страницах периодической печати и сайте учреждения, - во взаимодействии с ИЗО принять участие в пополнении экспозиции «Жизнь без пожаров» в музее пожарной охраны «Каланча» | В тече | ние | года | ||
Всего: | 155 часов |
Планируемые результаты изучения программы
Воспитанники должны знать:
- основные причины возникновения пожара в жилище,
- средства защиты в различных чрезвычайных ситуациях,
- основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера,
- основные правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим,
- основы духовности и патриотизма в родной стране,
- меры безопасности:
на воде,
в походе,
при проведении спортивных соревнований,
на пожаре,
при различных ЧС,
при стрельбе из АКМ;
- как выжить в экстремальных ситуациях,
- способы ориентирования по карте, компасу, местным приметам,
- основы начальной военной подготовки,
- основы медицинских знаний,
- основные положения Уставов ВС РФ.
Воспитанники должны уметь:
- эвакуироваться из здания школы,
- пользоваться всеми видами огнетушителей,
- оказывать первую медпомощь при: артериальном кровотечении,
переломах,
обморожении и тепловом ударе,
- правильно оценивать чрезвычайную ситуацию,
- соблюдать правила пожарной и антитеррористической безопасности,
- пользоваться противогазом, ОЗК,
- оказывать помощь тонущему человеку,
- правильно действовать при угрозе теракта,
- одевать бойцовку, раскатывать пожарные рукава,
- выполнять команды по строевой подготовке,
- осуществлять реанимационные действия (искусственная вентиляция
лёгких и непрямой массаж сердца),
- разбирать и собирать автомат,
- метать гранату,
- отрыть окоп для стрельбы лёжа,
- овладеть навыками организации и проведения спортивных соревнований,
туристических походов,
- выполнять нормативы по:
начальной военной подготовке,
Гражданской обороне,
основам медицинских знаний.
Литература
1. Воробьёв Ю.Л. – Основы безопасности жизнедеятельности 5 – 11 кл.
АСТ, 2014 г.
2. Воробьёв Ю.П. – Памятка спасателю М. Энас, 2014г.
3. Латчук В.И., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности
Методическое пособие Дрофа, 2004 г.
4. Маслов В.Г. Подготовка и проведение соревнований воспитанников
«Школа безопасности», Владос, 2000 г.
5. Краткий справочник туриста, М. Профиздат, 1985 г.
6. Шойгу С.К. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника,
Краснодар, 2005 г.
7. Курцев Г.А. Медико-санитарная подготовка учащихся. М, Просвещение,
1988 г.
8. Уставы ВС РФ.
9. Мясников И.К. Учебно-методические материалы по вопросам организа-
ции и ведения гражданской обороны и защиты населения
от ЧС в современных социально-экономических
условиях, ОАОНПЦ, Средства спасения, 2013 г.
Приложение: Соглашение между Костромским СУВУ и ГУ МЧС
России по Костромской области на 3-х листах.
Преподаватель-организатор ОБЖ
Кудря С.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ТО «Юный спасатель».
Настоящая программа предназначена для обучения школьников в кружке “Юный спасатель” и рассчитана на один год.В ходе обучения школьники должны изучить основные правовые документы в области защиты от чр...
Дополнительная образовательная программа "Юный спасатель"
Необходимость в разработке данной программы заключается в создании условий для формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, умеющих ориентироваться в современных социальных условиях, подг...
программа "Юный спасатель"
Программа расчитана на 3 года....
программа "Юный спасатель"
программа дополнительного образования по пожарной безопасности...
Учебно - методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», первый год обучения
Учебно - методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», первый год обучения...
Учебно-методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», второй год обучения
Учебно-методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», второй год обучения...
презентационный альбом "Комплексная образовательная программа "Юные спасатели МЧС"
В альбоме отражен ход реализации программы "Юные спасатели МЧС"...