программа "Юный спасатель"
рабочая программа (6 класс) по теме

Конова Ирина Ивановна

программа дополнительного образования по пожарной безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_spasatel.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

   В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий, пожаров и террористических актов. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3 – 4 %, материальный ущерб возрастает на 7–10 %.

Актуальность. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 – детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.

   Установлено, что более 20 % пожаров происходит по причине нарушения правил эксплуатации электрооборудования и 65 % пожаров из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности.

Сложившаяся ни только в нашей стране, но и во всем мире обстановка требует особых знаний и умений, необходимых в чрезвычайных ситуациях. Такие знания и умения подростки могут получить, занимаясь в творческом объединении «Юный спасатель».

         Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнём, обучение воспитанников мерам пожарной безопасности путём организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

Основными задачами  программы «Юный спасатель» является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса воспитанников к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.

Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:

  • гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
  • непрерывности образования и воспитания;
  • приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
  • обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.

   Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- лекционно-теоретический,

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядных материалов),

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её разрешения),

- пожарно-прикладной.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстраций и видеоматериалов, подкрепляется практическим освоением темы.

Практическая часть – это пожарно-прикладные занятия, строевая подготовка, медицинская подготовка.

 Набор подростков в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявит желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.

Свои навыки и умения воспитанники демонстрируют во время районного конкурса-фестиваля дружин юных пожарных.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с расписанием утвержденным директором ЦВР. Количество детей в ТО от 12 до 15 человек. Возраст воспитанников – 11-16 лет. Количество часов в неделю – 4. В год – 144.

Цель программы:

формирование принципов безопасности личности воспитанников через активизацию их жизненной позиции и адаптации к жизни в обществе.

Задачи:

  1. Воспитательные:

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга;

- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

  1. Образовательные:

- дать воспитанникам основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;

- научить основам оказания первой доврачебной помощи;

- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

  1. Развивающие:

- развитие инициативы и эрудиции подростков в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

- развивать познавательный интерес воспитанников в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны;

- развитие детского художественно-прикладного творчества.

Предполагаемый результат.

После изучения курса программы воспитанники должны:

Знать:

  1. Основные причины пожаров.
  2. Правила сообщения о пожаре и об обнаружении взрывчатых веществ.
  3. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
  4. Виды травм, полученных при пожаре.
  5. Знаки пожарной безопасности.
  6. Правила личной безопасности в общественных местах.

Уметь:

  1. Оказывать первую доврачебную помощь.
  2. Пользоваться первичными средствами тушения пожаров.
  3. Соблюдать технику безопасности при эксплуатации электроприборов.
  4. Эвакуироваться из здания школы и ЦВР.
  5. Пользоваться всеми видами огнетушителей.
  6. Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.

Методическое обеспечение занятий  в Т.О.

Получение знаний, помогающих выжить в чрезвычайных ситуациях, в дополнительном образовании не только углубляет знания воспитанников, полученные в школе на уроках ОБЖ, но и формирует у них научное мировоззрение, расширяет кругозор, а также создает благоприятные условия для подготовки ребят к дальнейшему образованию и сознательному выбору профессии.

Занятия в Т.О. «Юный спасатель» - не копия урока ОБЖ в школе, они, конечно, включают в себя многие его элементы, но строятся на принципе добровольности и призваны удовлетворить личный интерес ребенка к предмету. Поэтому в большинстве своем они имеют познавательно-игровые и сюжетно-ролевые формы. Вторым по значимости источником знаний воспитанников являются наглядные пособия и иллюстрации.

Основные средства реализации программы.

Методическое обеспечение.

 Разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты, сценарии, тесты, рефераты по темам программы.

Оборудование и материальное обеспечение.

  1. Пожарный щит: пожарный лом, пожарный топор, пожарный багор, пожарный крюк.
  2. Порошковые огнетушители.
  3. Пожарные машины.
  4. Пожарные рукава.
  5. Полоса препятствий.
  6. Бинт, жгут, шина.

Дидактический материал.

  1. Иллюстрации пожарных машин.
  2. Иллюстрации причин пожаров.
  3. Схемы принципа работы огнетушителей.
  4. Карточки и вопросники с противопожарной тематикой.
  5. Схемы эвакуации.
  6. Пожарные знаки.
  7. Комплект плакатов № 4 «Умей действовать при пожаре». Библиотечка Военные знания».
  8. Комплект плакатов по оказанию первой доврачебной помощи.
  9. Сценарий агитбригады.

Используемая литература.

  1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98г.

  1. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г.

  1. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль»,

1998 г.

4. Курцев П.П. «Медико-санитарная подготовка учащихся», М., «Просвещение», 1988 г.

5. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе», М., изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.

6. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка», Москва, 1970 г.

7. Смирнрв А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.

8. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал, №2, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о клубе спасателей

Положение о клубе спасателей...

«Спасатели, вы нам нужны как щит, чтоб каждый шаг наш делать безопасным"

Очерк "Служба спасения - 01"Спасатель – тот, кому неведом страх, Кто постоянно тренирует дух и тело. Спасатель – тот, кому спасибо говорят, Когда выкладывается он до предела. И пусть в сердцах ог...

Презентация проекта районной оздоровительной профильной смены "Юные туристы-спасатели"

С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. С 9 по 18 июля 2012 года в Сковородинском районе Амурской области на ...

Программа ТО «Юный спасатель».

Настоящая программа предназначена для обучения школьников в кружке “Юный спасатель” и рассчитана на один год.В ходе обучения школьники должны изучить основные правовые документы в области защиты от чр...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".

Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....

Методическое сопровождение программы военно-полевых сборов "Юные воины - спасатели"

Цель данного пособия – оказание методической помощи в организации и проведении военно-полевых сборов, по созданию условий для воспитания патриотов своей Родины, будущих защитников Отечества....

Методическая разработка СТУПЕНИ РОСТА «Юного пожарного железнодорожного спасателя»

foto_yunyh_spasateley_003.jpg Введение     Ступени роста «Юного пожарного спасателя – это комплекс знаний, навыков и умений по различным направлениям деятельности: умственно...