программа "Юный спасатель"
рабочая программа (6 класс) по теме
программа дополнительного образования по пожарной безопасности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_spasatel.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий, пожаров и террористических актов. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3 – 4 %, материальный ущерб возрастает на 7–10 %.
Актуальность. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 – детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.
Установлено, что более 20 % пожаров происходит по причине нарушения правил эксплуатации электрооборудования и 65 % пожаров из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности.
Сложившаяся ни только в нашей стране, но и во всем мире обстановка требует особых знаний и умений, необходимых в чрезвычайных ситуациях. Такие знания и умения подростки могут получить, занимаясь в творческом объединении «Юный спасатель».
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнём, обучение воспитанников мерам пожарной безопасности путём организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Основными задачами программы «Юный спасатель» является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса воспитанников к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
- непрерывности образования и воспитания;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- лекционно-теоретический,
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядных материалов),
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её разрешения),
- пожарно-прикладной.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстраций и видеоматериалов, подкрепляется практическим освоением темы.
Практическая часть – это пожарно-прикладные занятия, строевая подготовка, медицинская подготовка.
Набор подростков в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявит желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.
Свои навыки и умения воспитанники демонстрируют во время районного конкурса-фестиваля дружин юных пожарных.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с расписанием утвержденным директором ЦВР. Количество детей в ТО от 12 до 15 человек. Возраст воспитанников – 11-16 лет. Количество часов в неделю – 4. В год – 144.
Цель программы:
формирование принципов безопасности личности воспитанников через активизацию их жизненной позиции и адаптации к жизни в обществе.
Задачи:
- Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
- Образовательные:
- дать воспитанникам основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- научить основам оказания первой доврачебной помощи;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
- Развивающие:
- развитие инициативы и эрудиции подростков в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес воспитанников в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны;
- развитие детского художественно-прикладного творчества.
Предполагаемый результат.
После изучения курса программы воспитанники должны:
Знать:
- Основные причины пожаров.
- Правила сообщения о пожаре и об обнаружении взрывчатых веществ.
- Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
- Виды травм, полученных при пожаре.
- Знаки пожарной безопасности.
- Правила личной безопасности в общественных местах.
Уметь:
- Оказывать первую доврачебную помощь.
- Пользоваться первичными средствами тушения пожаров.
- Соблюдать технику безопасности при эксплуатации электроприборов.
- Эвакуироваться из здания школы и ЦВР.
- Пользоваться всеми видами огнетушителей.
- Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.
Методическое обеспечение занятий в Т.О.
Получение знаний, помогающих выжить в чрезвычайных ситуациях, в дополнительном образовании не только углубляет знания воспитанников, полученные в школе на уроках ОБЖ, но и формирует у них научное мировоззрение, расширяет кругозор, а также создает благоприятные условия для подготовки ребят к дальнейшему образованию и сознательному выбору профессии.
Занятия в Т.О. «Юный спасатель» - не копия урока ОБЖ в школе, они, конечно, включают в себя многие его элементы, но строятся на принципе добровольности и призваны удовлетворить личный интерес ребенка к предмету. Поэтому в большинстве своем они имеют познавательно-игровые и сюжетно-ролевые формы. Вторым по значимости источником знаний воспитанников являются наглядные пособия и иллюстрации.
Основные средства реализации программы.
Методическое обеспечение.
Разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты, сценарии, тесты, рефераты по темам программы.
Оборудование и материальное обеспечение.
- Пожарный щит: пожарный лом, пожарный топор, пожарный багор, пожарный крюк.
- Порошковые огнетушители.
- Пожарные машины.
- Пожарные рукава.
- Полоса препятствий.
- Бинт, жгут, шина.
Дидактический материал.
- Иллюстрации пожарных машин.
- Иллюстрации причин пожаров.
- Схемы принципа работы огнетушителей.
- Карточки и вопросники с противопожарной тематикой.
- Схемы эвакуации.
- Пожарные знаки.
- Комплект плакатов № 4 «Умей действовать при пожаре». Библиотечка Военные знания».
- Комплект плакатов по оказанию первой доврачебной помощи.
- Сценарий агитбригады.
Используемая литература.
- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98г.
- Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г.
- Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль»,
1998 г.
4. Курцев П.П. «Медико-санитарная подготовка учащихся», М., «Просвещение», 1988 г.
5. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе», М., изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.
6. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка», Москва, 1970 г.
7. Смирнрв А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.
8. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал, №2, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о клубе спасателей
Положение о клубе спасателей...
«Спасатели, вы нам нужны как щит, чтоб каждый шаг наш делать безопасным"
Очерк "Служба спасения - 01"Спасатель – тот, кому неведом страх, Кто постоянно тренирует дух и тело. Спасатель – тот, кому спасибо говорят, Когда выкладывается он до предела. И пусть в сердцах ог...
Презентация проекта районной оздоровительной профильной смены "Юные туристы-спасатели"
С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. С 9 по 18 июля 2012 года в Сковородинском районе Амурской области на ...
Программа ТО «Юный спасатель».
Настоящая программа предназначена для обучения школьников в кружке “Юный спасатель” и рассчитана на один год.В ходе обучения школьники должны изучить основные правовые документы в области защиты от чр...
Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".
Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....
Методическое сопровождение программы военно-полевых сборов "Юные воины - спасатели"
Цель данного пособия – оказание методической помощи в организации и проведении военно-полевых сборов, по созданию условий для воспитания патриотов своей Родины, будущих защитников Отечества....
Методическая разработка СТУПЕНИ РОСТА «Юного пожарного железнодорожного спасателя»
foto_yunyh_spasateley_003.jpg Введение Ступени роста «Юного пожарного спасателя – это комплекс знаний, навыков и умений по различным направлениям деятельности: умственно...