Моя педагогическая концепция
статья по обж ( класс) на тему

Уразов Александр Александрович

Педагогическая концепция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

  Эпиграфом к своей педагогической концепции я хотел бы выбрать следующие строки:

Быть человеком – что это значит ?    

Просто жалеть, если рядом плачут,

Быть справедливым во всех деяньях,

Ближнего разделять страданья.

Быть человеком – значит быть добрым,

К людям внимательным быть и скромным,

Быть человеком – значит быть выше,

В слове, вернее, в помыслах чище,

Будь поскромнее в своих желаньях,

Помни хорошее в расставаньях.

Людям дари уважение, ласку

А не истерики шок и встряску.

Не пресмыкайся перед сильнейшим,

Не раболепствуй перед умнейшим.

Маленький ты, или с чинами –

Все перед Богом равны мы с вами.

Злу же на свете нет оправданья:

Сколько приносит оно страданья!

Злом человек оскверняет душу,

Людям такой человек не нужен!

Чтобы не стал ты таким уродом,

Бедным, больным помогай, сиротам.

Слабых не обижай, стариков:

Сам ведь будешь когда-то таков.

Ближних своих не съедай речами –

Как же в этом грешны мы с вами!

Заповеди даны человеку,

Чтоб выполнять их от века до века.

Правы, не правы – Бог вас рассудит,

И по делам вам вашим и будет.

Быть человеком – что это значит?

Многим задуматься, не иначе…

Работу по основам безопасности  жизнедеятельности и патриотическому воспитанию строю на основе системы взаимосвязанных и соподчиненных принципов, отражающих специфику обучения. Опираюсь на систему межпредметных знаний, предполагающих мировоззренческую, нравственную правовую,  экологическую, медицинскую и физическую подготовки.

   Именно система уроков вооружает учащихся знанием законов общественного развития, закладывает прочный фундамент глубокой и сознательной любви к Родине, своему народу.

 Через предмет ОБЖ и систему знаний по обеспечению безопасности жизнедеятельности решаю основные задачи:

- Формирование у учащихся знаний и навыков по защите жизни и здоровья в различных ситуациях;

-формирование активной жизненной позиции в отношении здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью;

- подготовка юношей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;

- формирование личной ответственности каждого человека  перед собой и обществом;

- военно – патриотическое воспитание.

 Вовлекая учащихся во внеклассную и внешкольную по патриотическому воспитанию, стараюсь решить одну из важнейших проблем – превращение знаний, полученных на уроке в норму поведения, в личные убеждения каждого ученика.

 В процессе внеклассной и внешкольной воспитательной работы постоянно знакомлю учащихся с жизненным путем старших поколений, организую встречи с ветеранами войны  и труда, занимаемся изучением родословных, организую мероприятия на

 патриотическую тематику, конкурсы, митинги, главной задачей которых, является морально-политическая подготовка школьников к защите Родины.

  Для  обеспечения единого подхода к учащимся, к определению средств и методов учебной и воспитательной работы, придерживаюсь основных педагогических принципов.

- принцип связи теории обучения с жизнью;

 - принцип сознательности и активности,

-принцип наглядности в обучении;

- принцип приоритета патриотического воспитания над другими воспитательными направлениями;

- принцип опоры на положительные черты личности человека;

- принцип опоры на положительное свойство слова;

- принцип народности;

-принцип формирования физической подготовки школьников;

-принцип единства действий всех участников учебно-воспитательного процесса.

   Принцип связи теории обучения с жизнью.

 Главную свою задачу вижу здесь в том, чтобы научить детей приобретать знания не только с моих слов и из чтения книг, но и  из  личной практики.  Для этого использую разнообразные виды практической деятельности, занятия на местности, игру.  Все это помогает в решении данной задачи и благоприятно сказывается на всем ходе обучения учащихся. Реализация данного принципа дает возможность ученику применить приобретенные знания и осознанно действовать в определенной ситуации.

       Принцип сознательности и активности.

Для сознательного и активного усвоения знаний  вместе с учащимися выдвигаем познавательную задачу, ставим проблему, обосновываем гипотезу, ведем поиск новых решений, определяем теоретическую  и практическую значимость.

 Именно с постановкой познавательных задач и проблемных ситуаций формируется осознанное понимание учебного материала.

В данном принципе  в качестве важнейших методических приемов, которые возбуждают мыслительную активность учащихся  при формировании понятий, использую:

- соблюдение логики изложения учебного материала;

-постановку вопросов, требующих обобщения;

-упражнения в умении сформулировать определение, заключение или классификацию предметов или явлений;

-вопросы, задачи и задания, связывающие знания с их практическим применением.

         Принцип наглядности в обучении.

Чтобы быстрее, ярче и понятнее донести до учащихся идею, использую принцип наглядности, потому что именно он является самым успешным в восприятии, которое начинается с рассмотрения вещей, предметов, процессов и событий окружающей действительности. Зрительное восприятие более полное, чем восприятие на слух. Наглядность повышает интерес обучаемых к знаниям и делает процесс усвоения более доступным и понятным.

На своих уроках применяю виды наглядности:

 -  натуральная ( естественная) (макеты, муляжи, модели, приборы, раздаточный материал).?

- изобразительную наглядность ( фотографии, картины, рисунки)

- символическая наглядность ( чертежи, графики, схемы, диаграммы).

- фильмы.

   Принцип приоритета патриотического воспитания над другими воспитательными направлениями.

 Воспитание личности ученика должно строится на нравственной основе. Знание, талант, сила, умение, интеллект должны приносить пользу и радость людям, обществу, в котором мы живем, самому ученику. Военно-патриотическое воспитание может быть действенным только на основе нравственной, трудовой, духовной культур, как часть комплексного решения задач всестороннего гармонического развития личности.

Свою задачу вижу в том, чтобы воспитать сильных духом, мужественных людей, которые будут преданы своей Родине, народу.

 Сознание и чувство Родины формирую у учащихся через судьбы родного села, судьбы семей, дедов и прадедов.

Забочусь о том, чтобы в сознании, в эмоциональной памяти детей запечатлевались, навсегда оставались мельчайшие детали родной природы, те незабываемые уголки, из которых постепенно складывается мир, дорогой человеку. Это память сердца.

 Принцип опоры на положительные задатки человека.

 Личность человека содержит в себе, как правило, набор противоречивых, совершенно противоположных черт характера. В нем уживаются рядом мужество, доброта, милосердие, преданность, эгоизм, жестокость и т.д.

Родившийся  ребенок наследует не только черты и особенности своих родителей и близких предков, но он  наследует опыт всего человечества, опыт всего живого на Земле. А он имеет историю в несколько миллиардов лет. Это наследство имеет две части. Одна – это рефлексы и инстинкты, которые делают организм человека с самого рождения самоорганизующимся, саморегулирующим  и саморазвивающимся. Это те задатки, на основе которых при благоприятных условиях и разумном воспитании возрастают добрые и полезные особенности и черты характера.

Вторая часть проявляется главным образом в форме смутных неосознаваемых влечений и некоторых задатков к таким способностям и чертам характера, которые делают его агрессивным, алчным, трусливым, лживым, страстным к стяжательству и др.

И здесь важнейшей целью воспитания ставлю профилактику разрушительных типов характера и форм поведения.

 За основу беру утверждение К. Ушинского:   « Не надо бороться с недостатками, постарайтесь сформировать достоинства ученика, которые затем сами вытеснят эти недостатки».

  Формировать положительные черты в патриотическом воспитании надо обязательно вместе с ребенком, даже взрослым человеком.

         Принцип опоры на положительное слово.

Слово является сильнодействующим средством.   Оно   служит инструментом воздействия на сознание в воспитательном процессе. Хочу процитировать  Сухомлинского: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным поцелуем, и

благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и ушатом холодной воды, и комьями вонючей грязи- все это может нести в себе человеческое слово…

Воспитание словом - самое сложное и трудное, что есть в педагогике.»

Поэтому  слова должны быть существенными, вескими, ласковыми, добрыми, вежливыми. Которые могут убеждать,

поддерживать, внушать, ободрять, призывать, одобрять. Огромная роль принадлежит внушению и самовнушению. Пользуясь доверием можно воспитать в ребенке положительные качества, такие как любовь к Родине, к ее истории, уважение к старшему поколению, к ветеранам войны и труда, к памятным местам.

                  Принцип народности.

Сегодня необходимо осознать свое место в мире, сохранить свои корни, традиции, культуру. Мы должны воспитывать патриотов и защитников своей Родины, семьи.

 Нужно восстанавливать важнейший рычаг воспитания человека, ориентировать его на формирование общечеловеческих ценностей, бороться и сдерживать негативные факторы. К ним сегодня можно добавить активную экспансию чужеродных культур с культом силы, агрессии, « суперменства».

         Принцип формирования физической подготовки школьников.

 Немаловажное значение в военно-патриотическом воспитании придаю физической подготовке, так как одной из важнейших задач повышения боеспособности личного состава армии и флота является не только морально-психологическая, но и физическая подготовка. С этой целью провожу внеклассные оздоровительные мероприятия.  Путем вовлечения детей в активные занятия физической культурой, увеличением тренировок и нагрузок идет закаливание организма.

    Принцип единства действий всех участников учебно-воспитательного процесса.

Без совместных действий школы, семьи, муниципальной, областной и федеральной власти невозможно решить проблему формирования активной жизненной позиции и патриотического воспитания школьников.

 Особое место здесь занимает семья. Практически в каждой из них есть участники гражданской, Великой Отечественной войн, работники тыла, некоторые из них прошли дорогами Афганистана и Чечни. Не учитывать этого нельзя. Именно они являются

 примером героизма и мужества для детей.  Стремимся на первый план выдвинуть диалогические методы обучения и воспитания. Совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность, внеклассные мероприятия.

Самыми главными участниками учебно-воспитательного процесса являются ученики.

(Все эти принципы реализую через  программу систему мероприятий по трем возрастным группам,  начальная, средняя, старшая с помощью которых решаются главные задачи обучения и воспитания.)

 Главные задачи обучения и воспитания решаю по трем возрастным группам.

Начальная- знакомство с прошлым и настоящим нашей Родины, укрепление здоровья, преодоление небольших препятствий, знакомить с правилами ориентирования на местности и в лесу, с элементами гражданской обороны.

Средняя – формирование у учащихся чувства долга перед Родиной, народом, развитие потребности к изучению их истории, своего села и своей родословной.

Принимать активное участие в военно-спортивных играх  «Зарница», « Победа», « Вперед, мальчишки!», « А, ну-ка, мальчики!»

Старшая- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников, уважительного отношения к старшему поколению и их традициям, памятникам войны, расширять знания о героизме русского народа.

Принимать активное участие в конкурсах « А, ну-ка, парни!», в соревнованиях по допризывной подготовке, участие в  днях туризма и районном турслете, военизированных полевых сборах.

Практическая реализация программы на всех ее этапах предполагает формирование нравственной атмосферы школы, творческой личности педагога и ребенка. Особую значимость эта работа приобретает с учетом современной социально-экономической ситуации. Программа подчинена тем целям, которые помогут детям сформировать правильное отношение к своему здоровью, к взаимоотношению человека и природы,   ориентированию в среде обитания и обеспечению  своей жизненной безопасности, приобрести определенные ценности в сфере патриотического воспитания.

 Основной целью патриотического воспитания является формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека.

 Исходя из этого задачу по патриотическому воспитанию можно поставить следующим образом:

 - от воспитания любви к родной школе, отчему краю к формированию гражданского самосознания, до ответственности за судьбу Родины.              

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...