Формирование общих (ключевых) компетенций на уроках ОБЖ как необходимое условие, способствующее приобретению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья
статья по обж на тему

Применение на уроках ОБЖ ключевых компетенций для формирования у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyuchevye_kompetentsii_po_obzh.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общих (ключевых) компетенций на уроках ОБЖ

как необходимое условие, способствующее приобретению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья

Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской, бытовой, природной и др.).

Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую определенными свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой стороны – одновременно и отрицательным (негативным).

Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть как следствием природных, стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека.

В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения и высокая смертность в России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Одной из основных проблем любого развитого государства является создание гарантий безопасного проживания  и деятельности населения на всей территории, как в мирное, так и в  военное время. Организация  защиты населения от чрезвычайных ситуаций является составной частью общегосударственных социальных и оборонных мероприятий, что требует от структур государственной власти энергичных мер по созданию эффективной системы защиты граждан, действующей на всех уровнях.

В деле защиты населения в опасных чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

Поэтому я стал работать над проблемой «Формирование  ключевых компетенций для приобретения обучающимися навыка сохранения  жизни и здоровья».

Ведь вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема, звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Определены следующие группы ключевых компетенций:

  • Ценностно-смысловые
  • Общекультурные
  • Учебно-познавательные
  • Информационные
  • Коммуникативные
  • Компетенции личностного самосовершенствования.

Преподавая курс ОБЖ, я пришёл  к выводу, что при его изучении одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является формирование ценностно-смысловых, информационных, природоведческих и здоровьесберегающих  компетенций. Они всегда находится в зоне пристального внимания преподавателя.

Ценностно-смысловые включают:

  • ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию; (раздел «ЗОЖ и его составляющие»),
  • владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; (раздел «Криминогенные ситуации»).
  • умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок (раздел «Оказание первой медицинской помощи»)
  • умение оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.

Информационные компетенции:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определениями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения определённых задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;
  • ориентировать в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  • владеть навыками использования информационных устройств; компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
  • применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологи: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции дают возможность:

  • иметь опыт ориентации в природной и экологической среде (в лесу,  в поле, на водоёмах и т.д.);
  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
  • позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
  • владеть и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи;
  • владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
  • иметь многообразие двигательного опыта  и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
  •  уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

Так как целью обучения становится не процесс передачи знаний, а достижение обучающимися определенного результата, то содержание материала внутри предмета подбираю под планируемый результат. Акцент делаю на обучение через практику продуктивной работы учащихся в малых группах, развитие  самостоятельности  учащихся и личной ответственности за принятие решений.

Для формирования ключевых компетенций применяю следующие методы:

- анализ конкретной ситуации,

- ролевые,  деловые  и дидактические игры,

- проектную деятельность,

- дискуссии,

- групповую  работу,

- проблемное обучение.

Метод анализа конкретных ситуаций:

При обучении вопросам личной безопасности информирую студентов о потенциальных опасностях любого вида деятельности, и учу анализировать причины происшествий и несчастий.

При организации ситуативного обучения обучающиеся подбирают статьи из газет, журналов и сети Интернет о различных чрезвычайных ситуациях, происшествиях.

Затем оценивают случившееся, дают характеристики, определяют масштаб последствия.

Анализ ситуаций (АКТ) позволяет обучающимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, который на горьком опыте других учит избегать ошибок и неверных решений в различных, в том числе и экстремальных ситуациях.

Например: ЧС землетрясение:

  • Ознакомил студентов с ситуацией;
  • Предложил несколько вариантов ответа выхода из данной ситуации;
  • провожу дискуссию о возможных способах разрешения и выбора оптимального правильного ответа с помощью вопросов:
  • Как вы оцениваете то, что произошло в предложенной мной ситуации? Насколько она типична? Приходилось, ли вам сталкиваться с подобными явлениями?
  • Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации? Какова причина этих ошибок?
  • Какие нормы, правила, законы нарушены? Какими нормативными актами должны руководствоваться участники данной ситуации?
  • Какие решения, действия, шаги предприняли бы вы в данных обстоятельствах, если бы оказались непосредственными участниками описываемых событий? Обоснуйте свои действия с точки зрения закона, нравственных норм, элементарной логики и здравого смысла. Определите минимум знаний, которые необходимы для оптимального поведения в данной ситуации.
  • Предложите систему мероприятий, которые предупредили бы возникновение подобных ситуаций. Обоснуйте своё предложение.
  • Что полезного для себя вы извлекли из анализа ситуации?
    Изменились ли какие-то ваши мнения и суждения?

При организации данного метода обучающиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различные экстремальные ситуации.

На уроках применяю деловые, ролевые и дидактические игры,  но при этом учитываю возрастную особенность обучающихся.

Большое предпочтение отдаю деловой игре - игровой имитационной модели, воссоздающей условия, содержание, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Деловая игра предполагает воспроизведение реальной действительности.

На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры.

На втором формулируются  цель и конкретные учебные задачи.    

На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, ее условия (правила), используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.

Например: деловая игра «Знание спасает жизнь»

Группа разбивается на несколько групп, каждой выдаётся задание и указывается место занятия:

Задание 1. На первом этаже в фойе техникума произошел пожар, и огонь распространяется. Возможные травмы при пожаре. Ваши действия?

Задание  2. В субботний день в первой половине, пришло известие «Наводнение». Возможные травмы при наводнении.  Ваши действия?

Задание 3. Во время коллективного выезда автобус попал в ДТП. Возможные травмы при ДТП. Ваши действия?

Задание 4. На зимних каникулах вы едете кататься с друзьями на пруд. Возможные травмы при этом.  Ваши действия?

     Подводя итог игры, я не только даю общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разбираю  весь ее ход, акцентирую внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях. По окончанию занятия каждый студент получает памятку – алгоритм правильного действия.

Развитию творческих способностей обучающихся, расширению словарного запаса, развитию логического мышления способствую применение на уроках метода проектной деятельности. Это метод помогает ориентировать обучающихся на осознание о понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументировать применяемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий. Работая над проектом студенты  вырабатывают определённые навыки и приобретают опыт в области моего предмета.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

Опыт применения метода проектов даёт возможность выделить два уровня тем для проектирования:

  • Тематические – это, как правило, индивидуальные проблемные занятия, сравнительно небольшие по объёму и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;
  • Игровые – это, как правило, объёмные проблемные задания для состоящих из несколько учеников, выполняемые на протяжении длительного периода времени.

  Тематика проектных заданий охватывает широкий круг вопросов программы ОБЖ.

  Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать: индивидуальные особенности обучающихся, учебно-материальную базу.

Например, «Классификация взрывчатых веществ». Группа  разбивается по командам, раздаётся задание (мощность и форма ВВ; чувствительность назначение ВВ; состав и изготовление ВВ) и определяется время выполнения.  После происходит защита проектов. Подводя итог, даю общую оценку не только каждой команде, но и всей выполненной  работе.  Основные определения конспектируем в тетрадь,  по окончанию командам  выдаются дипломы или грамоты.

  Глубоко понять проблему, повысить интерес, реализовать потребности в общении и самостоятельности, прочувствовать знания и сформировать активную внутреннюю позицию позволяет дискуссия. Кроме перечисленных возможностей дискуссия характеризуется следующим:

  • способствует анализу собственного жизненного опыта, прояснению собственной позиции и умению её защищать;
  • создать возможность для проявления инициативы;
  • выявлять многообразие подходов, точек зрения по какому – либо вопросу, что обеспечивает его всестороннее видение;
  • обучает навыкам понимания мнений и поиска определённой степени согласия с ними, привлекая знания из различных наук.

  Дискуссия предполагает наличие разных точек зрения, противоречий. Её использую  в тех случаях, когда студенты обладают определенной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать и доказывать свою точку зрения,   т.е. учитываю возрастную особенность обучающихся.               
Например, при изучении ЗОЖ: дискуссия «Наркотики: миф или реальность».

В практике обучения использую также проблемный подход к организации процессов усвоения, называемый проблемным обучением. Сущность его сводится к тому, что на занятии преднамеренно создается ситуация познавательного затруднения - проблемная ситуация.  Проблемные ситуации позволяют постепенно вырабатывать у учащихся внимание к объекту обучения, стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности. Проблемное обучение ориентировано на поисковое усвоение знаний, умений и навыков. Применяется преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной и практической деятельности, оно способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

На  уроках ОБЖ и  внеклассных  мероприятиях использую  конкурсные программы. В её основе лежит принцип соревновательности, состязательности. Цель -  сравнение уровней мастерства участников, поскольку они являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков.

Содержанием для организации конкурсов по ОБЖ служит тематика по курсу, которая зависит от календарного срока изучения материала, возрастных особенностей учащихся.

  Также использую и нестандартные формы занятий: пресс-конференции, КВН, аукционы, акции, экскурсии, викторины, военные месячники, конкурсные программы, выставки творческих работ обучающихся.

 Такая целенаправленная, непрерывная, системная работа в целом воспитывает у обучающихся безопасное поведение в повседневной жизни, в неблагоприятных условиях и способствует росту КЗ.

 Систематическая работа по формированию ключевых компетенций даёт: - позитивную динамику уровня обученности студентов;

- рост мотивации к изучению предмета;

- активизация самостоятельной деятельности обучающихся в

  образовательном процессе;

- развитие творческих способностей обучающихся;

- активное участие студентов  в конкурсах и соревнованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дахин, А. Компетенции и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дахин // Народное образование. – 2007г
  2. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. М.: Академический проспект. 2003.
  3. Иванова Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы / Т. В. Иванова //
  4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003. – 42 с.
  6. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004 г. – 104 с.
  7. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. –  М.: Минобразования, 2001. – 72 с.
  8. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос : интернет-журнал. – 2005. – Ст. 1212. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

Одной из ключевых проблем современности является проблема безопасности. Меры безопасности, предпринимаемые человеком, включают в себя не только защиту в уже сложившейся опасной ситуации, позволяющую снять лишь часть угроз, причем обычно не самых главных. Это еще и предотвращение потенциальных опасностей с помощью устранения их причин, преобразование окружающей среды, порождающей эти опасности [1, с. 27]. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает вопрос формирования компетенций безопасности жизнедеятельности у населения. В настоящее время на первый план выходят вопросы, связанные с обретением и применением знаний, направленных на сохранение жизни и здоровья, а также формированием опыта поведения учащихся 10–11 классов в экстремальной ситуации. Это обусловлено тем, что мышление старшеклассников представляет собой завершающую ступень зрелости, оно становится, с одной стороны, детализирующим, а с другой стороны, связывающим, генерализирующим, способным работать планомерно и по правилам. Учащиеся старших классов отличаются относительно высоким уровнем развития и кругозором, познавательно-логическим поведением, умением самостоятельно мыслить, делать определенные выводы. Н. С. Лейтес, говоря о школьниках этого возраста, отмечал: «В их психологическом облике чаще всего сочетаются, активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность. Такое совмещение черт «мыслительного» типа характеризует неповторимое своеобразие возраста и, по-видимому, представляет собой залог многостороннего развития в дальнейшем» [3]. И. С. Кон считает, что одной из основных особенностей старшеклассников является социальное и личностное самоопределение, развитие самосознания, выработка мировоззрения, жизненной позиции, профессиональная ориентация и определение своего социального положения в дальнейшей взрослой жизни [2, с. 76–77]. Таким образом, важность проблемы формирования культуры безопасности для развития личности школьника, особенно старшеклассника, вряд ли можно переоценить. В старших классах происходит переоценка ценностей. Центральное место занимает личностное и профессиональное самоопределение, поэтому самосохранение жизни и здоровья должно стать главным детерминантом в процессе развития личности. Из этого следует, что особую значимость приобретает проектирование и внедрение в педагогическую практику технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся образовательных учреждений, которая является существенной составляющей учебно-воспитательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования трактует культуру безопасности жизнедеятельности как жизненно важную социально-нравственную позицию личности…, а также как о средство, повышающее защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора [5]. Культура безопасности является универсальным компонентом общечеловеческой культуры, в той иной степени ее усваивают все члены общества. Каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, общества в целом. Характер этого влияния зависит от уровня сформированности культуры безопасности конкретного человека. В современной отечественной общеобразовательной школе тенденция к системности процесса воспитания культуры безопасности в основном реализуется на путях экстенсивного развития педагогической практики, что приводит к изменению компонентов педагогического процесса: форм воспитания, соотношения внеклассной работы и учебного процесса. Эффективное решение проблемы развития безопасной личности предполагает построение педагогического процесса в соответствии с культурной, социальной, духовной природой растущего человека, психологическими закономерностями его становления, на основе его субъективного опыта, с учетом его интересов, целей, ценностей. Похожая статья: Методические условия формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности Модернизация школьного обучения направлена на то, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить задачи и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации, использовать не только достижения прошлого, но и современные передовые технологии. Итогом такого образования должны быть не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни. А это уже мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать различные ситуации и выбирать тот тип поведения, который будет направлен на сохранение жизни и здоровья. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности. Таким образом, на современном этапе развития общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. И именно школа является критически важным элементом в этом процессе. На передний план выходят такие первоочередные задачи, как раскрытие способностей каждого ученика, воспитание образованного, порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, обладающей определенными компетенциями, формирование личности безопасного типа. Компетенции в области безопасности жизнедеятельности можно отнести к ключевым. Они могут выступать в виде определенных правил, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность человека в обществе, в профессиональной и учебной деятельности, при взаимодействии с другими людьми. Общество ожидает от школы, что ее выпускники будут не только коммуникабельными и самостоятельно мыслящими личностями с уже сформированными определенными профессиональными компетенциями, но и личностями безопасного типа. Назрела потребность в специальных, дополнительных условиях, чтобы знания превратились в умения, а умения — в навыки. И здесь необходимо говорить о создании нового подхода к преподаванию предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и выводить его за рамки учебных классов, создавая специализированные площадки. В этом случае гуманистический подход в образовании позволит преодолеть разрыв и установить гармонию между знанием как таковым, мировоззрением человека и практикой, В целях углубленного изучения курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях, получения практических навыков и умений по действиям в чрезвычайных ситуациях, овладения профессиональными компетенциями целесообразно развивать внеурочную деятельность в области безопасности жизнедеятельности. Неоспоримым преимуществом такой работы является то, что соответствии с ФГОС объём внеурочной деятельности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования составляет до 700 часов за два года обучения, а в базисном плане курсу ОБЖ отводится весьма скромное место: на изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в X — XI классах в количестве 70 часов из расчета 1 час в неделю и учебных сборов в количестве 35 часов по отдельной программе, итого — 105 часов [5]. Кроме того, внеурочная деятельность, организуемая по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) способствует достижению целей, поставленных образовательными программами в области безопасности жизнедеятельности и реализации задач развития и образования современной личности, актуальных для общества. Внеурочная деятельность как раз способствует созданию необходимых педагогических условий, направленных на формирование компетенций в области безопасности жизнедеятельности у учащихся 10–11 классов. В образовательном процессе ключевые компетентности могут быть приобретены, если будет создан ряд условий, таких как: деятельностный характер обучения, ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности, создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели, организация продуктивной групповой работы. Целью организации такой работы должны быть: формирование мотивации старшеклассников к овладению знаниями в области безопасности жизнедеятельности, развитие когнитивной деятельности, формирование эмоционально — ценностного отношения к вопросам безопасности как на личном, так и на общественном уровне, развитие рефлексии. Реализация поставленных целей возможна благодаря разнообразию форм вне учебной деятельности. Это могут быть клубы и секции, членство и деятельность во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», туристическая деятельности, организация научно-практических конференций по вопросам безопасности жизнедеятельности, участие в мероприятиях и соревнованиях, проводимых МЧС России. Похожая статья: Актуальные вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников в условиях современной школы Несомненным преимуществом перед традиционными формами обучения имеют и специализированные площадки, призванные создать такую образовательную среду, где бы ключевые компетенции могли бы формироваться и быть оценены. В этом случае у старшеклассников на первое место выдвигается умение решать проблемы, возникающие в учебно-познавательном процессе, умение интегрировать знания, полученные при изучении других дисциплин, умение находить, анализировать и оценивать с точки зрения полезности найденную информацию, действовать в коллективе. Эффективность деятельности таких площадок была апробирована в Республике Мордовия. Здесь в 2009 году был создан Экспериментальный учебный городок МЧС России «Школа безопасности» (далее ЭУГ). Среди приоритетных задач ЭУГ — организация и проведение соревнований «Школа безопасности», полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный спасатель» (водник) и «Юный спасатель» (пожарный), проведение научных экспериментов по совершенствованию организации обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, формированию культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения, апробирование и внедрение в образовательный процесс новых методик обучения подрастающего поколения. Впервые в стране было создано учреждение, на базе которого можно решить ряд злободневных проблем, назревших в нашем обществе, причем как с практической, так и с научной точки зрения. Экспериментальный учебный городок МЧС России «Школа безопасности» — это филиал Всероссийского научно исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Он состоит из нескольких обучающих площадок, на которых и формируются компетенции в области безопасности жизнедеятельности. Площадка для работы на воде — это естественный водоем (озеро и река). В специально оборудованных местах старшеклассники не только обучаются плаванию, но и правилам безопасного поведения на водоемах в летний и зимний период, овладевают навыками спасения утопающего и оказания ему первой помощи, учатся управлять гребными и моторными маломерными судами, а также познают азы проведения поисково-спасательных работ на акватории, что в свою очередь способствует формированию профессиональных компетенций учащихся. Площадка практического обучения школьников действиям в ЧС техногенного характера. При моделировании ЧС техногенного характера старшеклассники приобретают неоценимый опыт правил поведения в различных ситуациях, связанных с авариями, обрушениями зданий и так далее. Школьники не только знакомятся со специальным снаряжением и аварийно-спасательным инструментом и овладевают навыками его применения, но и получают практические навыки поведения, направленные на сохранение здоровья и спасение своей жизни и жизни окружающих. Площадка практического обучения действиям в ЧС природного характера. При моделировании ЧС природного характера, учащиеся не только на практике могут овладеть основными приемами спасения, но осознают себя как частицу природы, как биологический организм, который при его чрезвычайной хрупкости необходимо беречь. Овладевая навыками туризма, ориентирования, выживания в условиях природной среды, в условиях меняющейся обстановки в реальном природном полигоне у подростков раскрывается их физический и психологический потенциал. Площадка практического обучения школьников действиям при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим при пожарах обеспечивает формирование не только профессиональных компетенций учащихся в области пожарной безопасности, но и осознание ценностного аспекта собственной жизни и окружающих. Особенностью работы на таких площадках является то, что при работе на каждой из них создается мотивационная среда для овладения знаниями и умениями, формирования профессиональной компетенции учащихся, вырабатывается стереотип безопасного поведения. При обучении на таких площадках педагог использует целый ряд технологий, направленных на формирование ключевых и профессиональных компетенций. Похожая статья: Методические аспекты формирования общекультурных компетенций у бакалавров безопасности жизнедеятельности Тренинговые технологии вырабатывают практические навыки в области безопасности жизнедеятельности, необходимые для сохранения жизни и здоровья человека. Проблемное обучение способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся, учит самостоятельному поиску верного решения в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Возникновение перед учениками проблемной ситуации заставляет их активизировать исследовательскую деятельность и заставляет посмотреть на ситуацию, используя нестандартные подходы. При решении проблемных заданий органично сочетаются индивидуальная и групповая форма организации познавательной деятельности. Ценность проблемных заданий состоит в развитии творческого потенциала учеников, в выработке навыков самостоятельной работы по поиску правильных решений. Проектная деятельность развивает творческие и исследовательские способности, учит применять полученные знания в различных ситуациях. При помощи моделирования учащиеся рассматривают чрезвычайную ситуацию с разных точек зрения, как непосредственные участники, что позволяет оценить ее со всех сторон, найти оптимальное решение проблемы. Используя не только теоретические знания, полученные на уроках, но и социальный опыт, элементом которого является и собственный опыт учащихся; создаются условия для формирования у старшеклассников опыта принятия самостоятельного решения, вырабатывается модель поведения в той или иной чрезвычайной ситуации. Развиваются познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные качества, являющиеся составляющей целостного образования. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс формирования базы знаний и воспитания способности к самостоятельному поиску знаний, выбору моделей поведения приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей [4, с. 26]. Формируются компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика; общекультурные компетенции, одной из составляющих которой является культура безопасности жизнедеятельности; учебно-познавательные компетенции, позволяющие ученику овладевать определенными качествами, направленными на безопасную деятельность; коммуникативные компетенции, включающие знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе; владение различными социальными ролями в коллективе; компетенции личностного самосовершенствования, направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Кроме того, у старшеклассников формируется профессиональная компетентность, как личная способность будущего специалиста решать определённый класс профессиональных задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Филипчук А. В. Инновационный подход формирования ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности у старшеклассников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.).  — Уфа: Лето, 2014. — С. 136-139.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система формирования и развития навыков сохранения жизни и здоровья у детей с нарушением интеллекта».

Статья о формировании знаний,умений,навыков  учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках ОБЖ....

«Система формирования и развития навыков сохранения жизни и здоровья у детей с нарушением интеллекта».

Статья о формировании знаний,умений,навыков  учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках ОБЖ....

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся.

Формирование  навыков самостоятельной работы  на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся....

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии как необходимое условие формирование метапредметных компетенций".

Статья является конспектом выступления на городской научно-практической конференции "На пути к реализации ФГОС ООО: тенденции, проблемы, перспективы", которая состоялась 14.03.2015 в ГБОУ гимназия №61...

Использование приемов активизации деятельности учащихся на уроках литературы как необходимое условие формирования литературных компетенций

Как повысить интерес к литературе, чтению? Какие методы и приемы выбрать на уроках, чтобы у ребят возникло желание внимательно прочитать произведение, понять его проблематику? Это вопросы, которые вол...

Безопасность образовательного учреждения-условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, педагогов и работников от ЧС

Безопасность образовательного учреждения- условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, педагогов и работников от чрезвычайных ситуаций...

Доклад на тему "Формирование общих (ключевых) компетенций на уроках ОБЖ как необходимое условие способствующиее приобритению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья"

Доклад на тему  "Формирование общих (ключевых) компетенций на уроках ОБЖ как необходимое условие способствующиее приобритению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья"...