"Изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования"
статья по обж на тему
Данный материал был подготовлен для выступления перед преподавателями ОБЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pered_uchitelyami_obzh.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чувалева Татьяна Николаевна учитель ОБЖ МБОУ «Усадовская СОШ» Ступинского муниципального района
«Изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования»
Как меняется роль преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? Замечено, что при подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки преподаватель ОБЖ оформляет в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных формах обучения детей.
Вместо конспекта преподаватель готовит план урока, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.
Теперь преподаватель ОБЖ не должен быть привязан к своему классному кабинету, если возникает необходимость, он может использовать любые оборудованные помещения: школьный музей, кабинет внеурочной деятельности, школьную спортивную площадку, лабораторию и т. п.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи . |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, физики, географии), урок проходит с поддержкой тьютора |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
В чём заключается изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования?
Самое главное то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед преподавателем ОБЖ новые цели. Теперь преподаватель должен привить учащимся две группы новых умений: во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться;
во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
На первый план сегодня выходят образовательные результаты над предметного, общеучебного характера. Изучая предмет ОБЖ, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, преподаватель ОБЖ должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Успешное обучение в школе невозможно без формирования у школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место. Роль преподавателя ОБЖ существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь преподавателю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Как сформировать Универсальные учебные действия?
Преподаватель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов. Преподаватель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами. Преподаватель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям. Преподаватель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала. Преподаватель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия. Преподаватель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, преподаватель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Преподаватель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока преподаватель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет. Преподаватель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”. Преподаватель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации. Преподаватель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности. Преподаватель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации. Преподаватель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности. Преподаватель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Преподаватель находит способ увлечь детей знаниями. Преподаватель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия. Преподаватель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
Преподаватель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально. Главное – уметь учиться на ошибках. Преподаватель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха. Преподаватель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Преподаватель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что–то делать. Преподаватель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости. Преподаватель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. Преподаватель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и пристроить нужные знания и ценностный ряд. Преподаватель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности. Преподаватель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде. Преподаватель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. Преподаватель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Преподаватель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.
Преподаватель на уроке широко использует интерактивные возможности ИКТ. Преподаватель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. Преподаватель учит детей планировать свой досуг. Преподаватель организует конструктивную совместную деятельность.
Такое разнообразие приводит к качественному повышению эффективности обучения учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время.
В таких условиях выражение «Если на тебя надвигается цунами, лучший способ спастись - прыгнуть в воду и плыть ей на встречу» как нельзя лучше отражает перемены в образовании. Преподавание ОБЖ на современном этапе развития общества открывает новые возможности и перспективы развития системы преподавания в целом. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы обучения, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую образовательную среду.
Список используемой литературы 1.http://lib.exdat.com/docs/1883/index-32401-2.html?page=5 Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
2.Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
3.Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216. Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера.
4.Перминова Л.М. Дидактическая взаимосвязь школьных образовательных стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова // Педагогика. - 2010. - № 4. - С. 26-32. - Библиогр.: с. 32.
5.Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23. -Библиогр.: с. 23.
6.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Е. Асмолова. - М. : Просвещение. 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с.155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изменение роли преподавателя основ безопасности жизнедеятельности в соответствии с новой парадигмой образования
Как меняется роль преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? Замечено, что при подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с ...
Компетентностный подход как новая парадигма образования и его использование в обучении истории и обществознанию
Из опыта работы...
«Изменение роли учителя физической культуры в соответствии с новой парадигмой образования»
На основе анализа ФГОС и новой парадигмы образования определяются новые требования к совершенствованию профессиональной деятельности учителя физической культуры в видах учебной деятельности....
Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку
Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...
Доклад. "Мотивация на уроках русского языка и литературы – этап новой парадигмы образования»
Выступление на школьном семинаре учителей гуманитарного цикла....
«Изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования»
Как меняется роль преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? Замечено, что при подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с ...
МОДЕЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ СТАНДАРТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ.
В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ООО внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного...