Компетентностный подход как новая парадигма образования и его использование в обучении истории и обществознанию
статья по теме
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход как новая парадигма образования и его использование в обучении истории и обществознанию
Джебко Галина Павловна,
учитель Сахаптинской СОШ
Актуальным вопросом современной образовательной практики является вопрос качества результатов образования. Это понятие весьма сложное в междисциплинарном научном объяснении и очень простое в обыденном понимании. Его можно свести к пяти простым позициям:
- человек самостоятелен и ответственен;
- человек может что-то делать;
- человек желает делать то, что может;
-экономикой данного периода жизни человека востребовано то, что он может и желает делать;
- человек готов самосовершенствоваться, понимая, что завтра экономикой будет востребована иная деятельность.
Обеспечить новое качество результатов образования может компетентностный подход, элементы которого я, как и другие учителя, пытаюсь включить в практику своей работы.
Изучая историю педагогики, я поняла, что компетентностный подход не является чем-то чуждым для отечественной педагогики, а даже может рассматриваться как логическое продолжение лучших педагогических идей и концепций советского периода, а также передовой педагогической практики 1960-1990-х годов. Это концепция содержания образования И. Я Лернера, концепция общеучебных умений и навыков, оптимизация учебного процесса по Ю. К. Бабанскому и др.
В условиях рыночной экономики компетентностный подход приобрел особую актуальность. В широком смысле, компетентность – это готовность к выполнению определенных функций. Компетентностный подход в образовании - это целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.
Что же дает ученику компетентностный подход? Он позволяет:
- согласовать цели обучения, выставленные педагогами с собственными целями учащихся;
- подготовить учащихся к сознательному и ответственному обучению в вузе;
- подготовить учащихся к успеху в жизни (прежде всего, получению качественного образования, рабочего места, к дальнейшему профессиональному росту
- повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
- разгрузить учащихся за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации.
Основным понятием для компетентностного подхода является понятие «компетенции». Компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в различных жизненных ситуациях. Компетентность – это готовность действовать в ситуации неопределенности. Выделяют четыре базовых ключевых компетенции, на которых основаны другие ключевые компетенции:
- информационная – готовность к работе с информацией;
- коммуникативная – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
- кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
- проблемная – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
Из этих «кирпичиков» сложены составные ключевые компетенции: самообразовательная, исследовательская, методологическая, организационная, прогностическая и др. Из них же состоят и комплексные ключевые компетенции: социальная, семейная, гражданская, личностная и т. д.
Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений, навыков, которые «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент её реализации, то есть в ответ на ситуацию. Она состоит из разных компонентов. Схематически они могут быть представлены так:
Внутренние ресурсы – это знания, умения, навыки.
Внешние ресурсы – это всё то, что может привлечь человек для решения вставшей перед ним проблемы: информационные ресурсы, человеческие ресурсы, финансовые, материально-технические, технологические и т. д.
Самоуправление – целенаправленное управление ресурсным пакетом: определение необходимых ресурсов, поиск и активизация ресурсов, их «сборка» и взаимное согласование.
Мобилизация – это запуск компетенции в ответ на проблемную ситуацию.
Специалисты отмечают, что цели формирования и развития ключевых компетенций сложны и объемны, они не могут быть решены средствами одного урока или одной учебной темы, даже если формулировать их поэлементно, через формирование и развитие отдельных элементов той или иной компетенции. Они должны быть соотнесены с годичными целями, конкретизированными по классам и группам. Например:
5 класс | 6 класс | |
Коммуникативная | Учащиеся должны знать: правила формального и неформального общения Учащиеся должны уметь: различать ситуации формального и неформального общения, иметь и высказывать собственное мнение, пользоваться правилом «поднятой руки» и слушать высказывания других, не перебивая собеседника. | Учащиеся должны понимать: опасность оценки других людей на основе стереотипов восприятия Учащиеся должны уметь: вступать в контакт с незнакомыми сверстниками с целью привлечения их к выполнению совместного проекта. |
Кооперативная | Учащиеся должны понимать: различия ролей лидера и ведомого в деятельности; значение совместной деятельности и взаимопомощи в решении различных проблем. Учащиеся должны уметь: объединяться в группы по 3-4 человека для выполнения групповых проектов; Действовать в группе в роли исполнителя; Осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы. | Учащиеся должны понимать: Значение общих интересов как условие выполнения общего дела. Учащиеся должны уметь: самостоятельно распределять роли в проектной группе, осуществлять активное целеполагание совместной деятельности в группе, действовать в роли ситуативного лидера, осуществлять коллективную самооценку деятельности группы. |
Проблемная | Учащиеся должны понимать: неизбежность возникновения проблем в ходе любой деятельности; значение собственных усилий для преодоления трудностей. Учащиеся должны уметь: замечать возникшую проблему в учении и обращаться за помощью, формулировать возникшую проблему | Учащиеся должны знать: основные права и обязанности подростка Учащиеся должны понимать: единство прав и обязанностей; Роль законов как инструмента разрешения социальных проблем. Учащиеся должны уметь: замечать проблему, возникшую в жизни классного коллектива и решать её средствами классного самоуправления. |
Основой формирования компетенций является опыт учащихся:
- полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях;
- новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр и т. д.
Наиболее типичные методы формирования и развития ключевых компетенций на уроках истории и обществознания:
|
Некоторые методы и приемы формирования ключевых компетенций, которые я применяю на уроках истории и обществознания:
Информационная компетентность:
- задания на поиск информации в различных информационных источниках;
- составление планов и подготовка вопросов к тексту;
- составление диаграмм, схем, графиков, таблиц;
- задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации;
- подготовка докладов и сообщений по теме;
- учебные проекты
Коммуникативная компетенция:
- все формы учебного диалога;
- обсуждения, дискуссии, диспуты;
- выступления на защитах учебных исследовательских работ;
- опросы, беседы, интервью.
Кооперативная компетенция:
- самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала;
- групповые мини-проекты;
- ролевые игры;
- индивидуальные проекты, требующие привлечения помощников.
Проблемная компетенция:
- коллективное целеполагание в начале урока;
- коллективное подведение итогов урока;
- проблемно-ориентированная дискуссия;
- проблемные вопросы, проблемные задачи;
- практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный контекст.
Важное место в формировании компетенций принадлежит компетентностно-ориентированным заданиям. Сейчас я накапливаю материалы для учащихся по разным темам курсов истории и обществознания.
Острой проблемой компетентностного подхода является проблема мониторинга и оценивания. Ясно, что отслеживание формирования компетенций и тем более оценивание должно в корне отличаться от способов оценки в традиционной системе. Здесь требуется набор объективных качественных критериев, то есть оценивание должно быть критериально-уровневым. Пока что я только работаю в данном направлении, так как необходимо самой понять, что сегодня от меня требуется, как от учителя, а также на каком уровне компетентности находятся мои ученики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание истории и обществознания в условиях открытой информационно-образовательной среды. Методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении истории и обществознания.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Г.В....
Изменение роли преподавателя основ безопасности жизнедеятельности в соответствии с новой парадигмой образования
Как меняется роль преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? Замечено, что при подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с ...
«Изменение роли учителя физической культуры в соответствии с новой парадигмой образования»
На основе анализа ФГОС и новой парадигмы образования определяются новые требования к совершенствованию профессиональной деятельности учителя физической культуры в видах учебной деятельности....
Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку
Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...
"Изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования"
Данный материал был подготовлен для выступления перед преподавателями ОБЖ....
Доклад. "Мотивация на уроках русского языка и литературы – этап новой парадигмы образования»
Выступление на школьном семинаре учителей гуманитарного цикла....
«Изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования»
Как меняется роль преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? Замечено, что при подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с ...