Урок ОВС 10 кл.
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему

Тишков Пётр Васильевич
На уроке рассматриваются вопросы: совершенствование строевых приёмов без оружия; назначение и боевые свойства автомата Калашникова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ovs_10_kl.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Совершенствование строевых приёмов без оружия. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова».

Учитель: Тишков Пётр Васильевич – преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

Цели урока:

  • Повторение и углубление полученных ранее знаний по строевой подготовке;
  • изучение устройства АК-47, привитие навыков  безопасного обращения с оружием;
  • формирование убежденности в превосходстве российского автомата над аналогичными видами стрелкового оружия иностранных армий.

Учебные вопросы:

  • Совершенствование строевых приёмов без оружия:
  • повороты на месте;
  • выход из строя и возвращение в строй;
  • движение строевым шагом;
  • повороты в движении.
  • Познакомиться с историей создания автомата Калашникова.
  • Изучить назначение, боевые свойства и устройство автомата Калашникова.
  • Меры безопасности при обращении с автоматом.
  • Отработка навыков неполной разборки и сборки АК-74.
  • Практическое применение лазерного стрелкового тренажёра "Рубин" ЛТ – 310ПМ.

Время: 45 минут.

Место: Кабинет ОБЖ, строевая площадка.

Метод: рассказ с показом, практическое занятие.

Материальное обеспечение:

  • автомат Калашникова - 2 шт.;
  • плакаты по огневой подготовке - 3 шт.;
  • стол для разборки и сборки оружия - 2 шт.;
  • опорные конспекты и схемы по теме (назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство, основные части и механизмы АК-74) - на каждую парту, (раздаточный материал);
  • мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Ход урока:

I. Организационная часть (3-5 минут)

II. Повторение Совершенствование строевых приёмов без оружия (10 минут)

  • повороты на месте;
  • выход из строя и возвращение в строй;
  • движение строевым шагом;
  • повороты в движении.

III. Изучение новой темы. "Назначение и боевые свойства автомата Калашникова» (25 минут)

IV. Заключительная часть - 5 минут.

1. Подведение итогов урока.

2. Выставление отметок.

3. Задание на дом.  

Актуализация темы урока и мотивация учащихся (Слайд 1, 2).

Преподаватель:  Ребята, тема нашего урока называется «Совершенствование строевых приёмов без оружия. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова».

Урок будет состоять из двух частей: сначала мы повторим строевые приёмы без оружия, занятия будут проходить в коридоре.   Основная часть урока будет проходить в классе, где вы узнаете о назначении и боевых свойствах автомата Калашникова. Практическая часть будет состоять из сборки-разборки автомата и тренировки в прицеливании лазерным тренажёром "Рубин".                            

Преподаватель: Встать. На выход строиться.

Ученики выстраиваются в коридоре в одно шереножном строю.

Преподаватель, приняв рапорт и проверив внешний вид учащихся, объявляет тему, цели и задачи урока, обращая внимание на то, что со строевыми приёмами, о которых пойдёт речь, учащиеся уже знакомы. Вопрос учащимся: "Как правильно выполняется упражнение?"

Повороты на месте выполняются по командам: «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кру-ГОМ».

В Уставе сказано: «Повороты кругом, налево производятся в сторону левой руки, на левом каблуке и на правом носке; повороты направо – в сторону правой руки, на правом каблуке и левом носке».

Повороты выполняются в два приёма:

Первый приём – повернуться, сохраняя правильное положение корпуса и не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу.

Второй приём – кратчайшим путём приставить другую ногу».

Для отработки поворотов на месте выстраиваю учебную группу в одну шеренгу, показываю приём в целом, а затем, сопровождая свои действия пояснениями, выполняю повороты направо (налево) по разделениям. После показа и объяснения приступаю к разучиванию приёмов по разделениям на два счёта. После нескольких повторений выполняем упражнение в целом.

При выполнении поворотов обратить внимание на постановку рук (они должны быть прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулак), ноги при поворотах  должны быть выпрямлены.  Добившись исправления ошибок, после нескольких повторений переходим к выполнению следующего строевого приёма.

Движение строевым шагом.

Преподаватель: В строевом Уставе отмечается, что: «движение строевым шагом осуществляется с темпом 110-120 шагов в минуту. Размер шага – 70-80 см. шаг бывает: строевой и походный».

«Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при выполнении ими воинского приветствия в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и отходе от  него; при выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке».

Походный шаг применяется во всех остальных случаях.

Движение строевым шагом начинается по команде «Строевым шагом – МАРШ» (в движении «Строевым – МАРШ»), в движении походным шагом – по команде «Шагом -  МАРШ».

По предварительной команде подать корпус вперёд, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.

При движении строевым шагом ногу с оттянутым вперёд носком выносить на высоту 15-20 см. от земли и ставить её твёрдо на всю ступню.

Руками, начиная от плеча, производить движения около тела: вперёд – сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстояние ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти; назад – до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты, голову держать прямо, смотреть перед собой.

Показываю упражнение в целом, затем начинаем выполнять подготовительные упражнения. На счёт «Делай – РАЗ» необходимо согнуть правую руку в локте, левую руку отвести назад. На счёт «Делай – ДВА» поменять положение рук. И так повторить несколько раз. Усложняем упражнение согласованием движения рук и ног.  Закрепили упражнение, повторив несколько раз.  Обратить внимание на правильность работы рук и ног.  Переходим к выполнению упражнения в движении.  По  команде «Строевым шагом – МАРШ» отделение, начиная с левой ноги, движется в шеренге строевым шагом.  И так повторяя несколько раз, добиваемся чёткого выполнения строевого шага.  

Переходим к разучиванию поворотов в движении.

Повороты в движении

Показываю упражнение в целом. Затем рассказываю и показываю медленно по разделениям.

Повороты в движении выполняются по командам: «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кругом – МАРШ».

Для поворота направо исполнительная команда подаётся одновременно с постановкой на землю правой ноги.

Для поворота налево исполнительная команда подаётся одновременно с постановкой на землю левой ноги.  

Для поворота кругом исполнительная команда подаётся одновременно с постановкой на землю левой ноги. Вынести правую ногу на полшага вперёд и несколько влево (скрестный шаг) и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног, продолжать движение с левой ноги в новом направлении.

Показываю поворот в движении налево, кругом и  заостряю внимание на том, что команда для поворотов подаётся с постановкой левой ноги на землю.

Для закрепления поворотов вызываю из строя одного учащегося. По командам он выполняет повороты направо, налево, кругом несколько раз. При наличии ошибок исправляем их, и ученик возвращается в строй. Затем повороты выполняют другие ученики.

В заключение занятия по строевым приёмам подвожу итог, отмечаю учащихся, которые хорошо выполняли упражнения, а также обращаю внимание на необходимость самостоятельных занятий  по строевой подготовке.

Преподаватель: Равняйсь! Смирно! Вольно! Напра-ВО! Для продолжения занятий в класс Шагом-МАРШ!

Преподаватель: Переходим ко второй части нашего урока. Рассмотрим вопрос из раздела «Огневая подготовка»: «Назначение и боевые свойства автомата Калашникова».  Вначале познакомимся с историей создания знаменитого автомата Калашникова.

Вопрос: Что вы можете рассказать о знаменитом конструкторе автоматического оружия Михаиле Тимофеевиче Калашникове?

Слайды №4,5

Даю возможность высказаться учащимся. Затем дополняю их.

В 1947 г. неизвестный молодой конструктор Михаил Тимофеевич Калашников (род. 10 ноября 1919г., сейчас ему 93 года) выиграл творческий конкурс по созданию стрелковой системы под патрон 7,62 образца 1943г. В 1960 г. его автомат начал триумфальное шествие по миру. Автомат Калашникова находится на вооружении более  50 стран. В 2006г. АК-47 признан лучшим стрелковым оружием ХХ века по точности огня, боевой эффективности, оригинальности конструкции, удобству обслуживания и продолжительности стрельбы.  Известный американский исследователь оружия Эдвард Клинтон Изелл утверждает: "Ничего лучше , чем автомат Калашникова в мире не появится до 2025г".

С 1963г. начато производство модернизированного АКМ, АКМС (со складывающимся прикладом).

С 1974г. производится АК-74. Уменьшение калибра с 7,62 до 5,45 мм благоприятно повлияло на меткость и кучность стрельбы.

Ныне выпускаются автоматы Калашникова третьего поколения - АК-101 и  АК-102 под натовский калибр 5,56мм., АК-103 и АК-104 под патрон 7,62мм и АК-105 под патрон 5,45мм и др.  Предлагаю вам посмотреть видеоролик об автомате Калашникова.  (Фильм)

Преподаватель: просмотрев фильм, можно с гордостью сказать, что автоматы серии АК являются лидерами мирового автоматического оружия.

Вопрос:  Какие характеристики АКМ  являются слагаемыми превосходства над аналогичным оружием других стран? (Ответы обучающихся).  Слайд №6

Назначение и боевые свойства АКМ

Преподаватель: Автомат Калашникова - индивидуальное оружие, предназначенное для уничтожения живой силы противника огнём, а также штыком и прикладом в рукопашном бою.

Для поражения противника в рукопашном бою к автомату перед атакой присоединяется штык-нож. В остальное время штык-нож переносят в ножнах на поясном ремне. Используют его в качестве ножа, пилы и ножниц (для резки проволоки).

Из автомата ведётся автоматический или одиночный огонь. Подача патронов при стрельбе производится из коробчатого магазина ёмкостью 30 патронов.

Перевод автомата на автоматический одиночный огонь производится с помощью предохранителя флажкового типа. Он имеет 3 положения:

верхнее - автомат поставлен на предохранитель;

среднее - автоматический огонь;

нижнее - одиночный огонь.

Для стрельбы из автомата применяются патроны образца 1943г. Они бывают:

обыкновенные (со стальным сердечником);

специального назначения;

трассирующие;

бронебойно-зажигательные.

Боевые свойства АКМ см. в таблице (плакат).

Принцип действия и устройство автомата Калашникова

Рассказываю одновременно с показом на плакате  принцип работы АКМ.

Действие автомата основано на использовании энергии пороховых газов. При выстреле часть пороховых газов устремляется через отверстие в стенке ствола в газовую камеру, давит на переднюю стенку газового поршня, отбрасывает его и затворную раму с затвором в заднее положение. При отходе назад затвор открывает канал ствола, извлекает из патронника гильзу и выбрасывает её наружу, а затворная рама сжимает возвратную пружину и взводит курок. В переднее положение затворная рама с затвором возвращается под действием возвратного механизма. затвор при этом досылает очередной патрон из магазина в патронник и закрывает канал ствола, а затворная рама выводит выступ автоспуска из-под взвода автоспуска курка. Автомат заряжен  и готов к следующему выстрелу.  Этот цикл занимает 0,1 сек и определяет темп стрельбы - 600 выстрелов в минуту.

Вопросы для закрепления учебного материала:  Слайд №7

1. Как расшифровывается АКМ?

2. Для чего предназначен АКМ?

3. Как может использоваться штык-нож?

4. Назовите 2 вида огня из автомата. Какой из них является основным.

5. Какими очередями можно вести автоматический огонь из АКМ?

6. Как перевести автомат на автоматический или одиночный огонь?

7. В чём принципиальное отличие одиночного огня от автоматического?

Преподаватель: Переходим к практической части нашего урока -  "Неполная разборка и сборка автомата Калашникова"

Разборка АК может быть неполная (для чистки, смазки и осмотра автомата) и полная (для ремонта, чистки при сильном загрязнении или перехода на новую смазку).

Порядок неполной разборки и сборки АК:

1. Отделить магазин.

2. Проверить: нет ли патронов в патроннике.

3. Вынуть пенал с принадлежностями.

затем отделить:

4. шомпол;

5. крышку ствольной коробки;

6. возвратный механизм;

7. затворную раму с затвором;

8. затвор от затворной рамы;

9. газовую трубку со ствольной накладкой;

Сборка АК-74  производится в обратном порядке.

Преподаватель: Прежде чем приступить к практическим занятиям , необходимо познакомиться с  техникой безопасности при   работе с оружием.

Правила разборки и сборки:  Слайд №8

  • производить на столе или чистой подстилке;
  •  части и механизмы класть в порядке разборки;
  •  обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую, не применять излишних усилий и резких ударов;
  •  не применять излишних усилий и резких ударов во избежания ранения кистей рук.
  •   соблюдать безопасное расстояние от места разборки и сборки автомата.

Категорически запрещается:

1. Прицеливаться и направлять оружие в людей, а также в тыл и любые другие неустановленные для стрельбы и тренировок в прицеливании направления, независимо от того, заряжено оружие или нет.

2. Нарушать правила обращения с оружием.

3. Без разрешения учителя настраивать или корректировать лазерный тренажёр "Рубин".

Затем на двух столах учащиеся тренируются в сборке и разборке автомата. Слежу  за правильным, последовательным выполнением упражнения без учета времени. Следует обратить внимание учащихся на то, что автомат надо держать (за исключением левшей) в левой руке, отделять и присоединять части правой.

Когда все ученики выполнят  задание,  на двух столах одновременно, желающие выполняют    упражнение на скорость.  Результаты выполнения упражнения  сравниваются с  нормативами оценки неполной разборки и сборки макета автомата Калашникова.  Слайд №9

 В завершение урока знакомлю учащихся с автономным лазерным стрелковым тренажером "Рубин" ЛТ-310ПМ.  Слайды  №10, №11

ЛТ "Рубин" предназначен для технических тренировок в прицеливании из различных видов оружия. Тренировка сводится к тому, что стрелок производит имитационный выстрел в мишень, визуально контролируя положение лазерной точки на мушке, устойчивость удержания оружия и точность попадания в мишень.

Подводится итог практических занятий, выставляются отметки, даётся домашнее задание.

Домашнее задание

 

1.  § 8.5, 8.6. Стр. 201-218

2.  Заполнить таблицы "Боевые свойства АКМ" и "Основные части и механизмы автомата Калашникова".  Слайд №12

"Боевые свойства АКМ"

Калибр ствола, мм

Прицельная дальность стрельбы, м

Дальность действительного огня, м

Предельная дальность полёта пули, м

Дальность убойного действия пули, м

Начальная скорость пули, м/с

Вес со снаряжённым магазином, кг

Ёмкость магазина, патронов, шт

Темп стрельбы (выстрелов в минуту)

Боевая скорострельность (выстрелов в минуту)

Одиночными выстрелами

Очередями

"Основные части и механизмы автомата Калашникова"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...