Планы уроков по ОБЖ для 1-курса
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме

Гарифуллин Рафаэль Асхадуллович

Планы уроков по ОБЖ для 1-курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plany_urokov1.docx117.31 КБ
Файл plany_urokov.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ВОЕННОГО И МИРНОГО ВРЕМЕНИ

Цель урока: 1)Познакомить учащихся со способами инженерной защиты населения при
чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

2) Продолжить развитие у учащихся способов самообороны при чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

3) Сформировать у юношей компетенций готовности к воинской службе.

Урок 18
Время: 45 минут
Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор, интерактивная доска, компьютер
Ход урока:
^ I. Вступительная часть
* Организационный момент
* Контроль знаний учащихся:
- С какой целью создаются системы оповещения населения при угрозе возникновения ЧС?
- Как организованы централизованные системы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях?
- Для каких целей создана единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01?
- Как вы будете действовать, если по радио услышали об угрозе наводнения (например, в
результате гидродинамической аварии) и распоряжение об эвакуации? Что вы с собой возьмете в первую очередь? Обоснуйте свой ответ.
- Что необходимо сделать после сообщения об угрозе радиоактивного заражения?
^ II. Основная часть
- объявление темы и цели занятия
- объяснение нового материала
: § 33, стр. 174-178
Инженерная защита населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется заблаговременно в мирное время и включает в себя накопление фонда защитных сооружений в городах, населенных пунктах и на объектах.
Защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения от ионизирующих излучений, радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ, вирусов, продуктов горения, а также от обрушения зданий и сооружений. Защитными сооружениями могут служить подвальные и заглубленные сооружения, горные выработки, метрополитен.
^ Защитные сооружения могут быть построены как заблаговременно, так и по особому указанию. Заблаговременно строят, как правило, отдельно стоящие или встроенные в подвальную часть здания сооружения, рассчитанные на длительный срок эксплуатации. Необходимо отметить, что укрытие населения в защитных сооружениях является наиболее надежным способом защиты от современных видов оружия.
Защитные сооружения гражданской обороны в зависимости от защитных свойств подразделяются на убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ) и укрытия, приспособленные для защиты населения.
УБЕЖИЩА
К убежищам относятся сооружения, обеспечивающие наиболее надежную защиту людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва - ударной волны, светового излучения, проникающей радиации (включая и нейтронный поток), радиоактивного заражения. Убежища защищают также от ОВ и бактериальных средств, от высоких температур и вредных газов в зонах пожаров, от обвалов и обломков разрушений при взрывах.
Люди могут находиться в убежищах длительное время (рис. 4). Даже в заваленных убежищах безопасность обеспечивается в течение нескольких суток.
^ ПРОТИВОРАДИАЦИОННЫЕ УКРЫТИЯ (ПРУ) И УКРЫТИЯ, ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Противорадиационные укрытия (ПРУ) обеспечивают защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности (рис. 5). Кроме того, они защищают от светового излучения, проникающей радиации (в том числе и от нейтронного потока) и частично от ударной волны, а такие от непосредственного попадания на кожу и одежду людей радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.
Защитные свойства ПРУ от радиоактивных излучений оцениваются коэффициентом защиты, который показывает, во сколько раз уровень радиации на открытой местности на высоте 1 м больше уровня радиации в укрытии. Иными словами коэффициент защиты показывает, во сколько раз ПРУ ослабляет действие радиации, а следовательно, и дозу облучения людей.
^ Рис. 4. План убежища:
1 — защитно-герметические двери; 2 — шлюзовые камеры; 3 — помещение санитарного узла;
4 — основное помещение для размещения людей; 5 — галерея и оголовок аварийного входа;
б — фильтровентиляционная камера; 7 — медицинская комната;
8 - кладовая для продуктов (помещения 7 и 8 могут не устраиваться)

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/53/52205/52205_html_5636761e.jpg

Выводы


  1. Основным способом защиты населения от отравляющих веществ (ОВ) и аварийно химически опасных веществ (АХОВ) является его укрытие в убежищах и загерметизированных помещениях.
  2. Защитные сооружения подразделяются на убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ) и укрытия, приспособленные для защиты населения.
  3. Щели - самые доступные простейшие укрытия. Они значительно уменьшают возможность облучения в результате радиоактивного заражения.


^ Как устраивают ПРУ

ПРУ устраивают так, чтобы
коэффициент защиты их был наибольшим. Они оборудуются прежде всего в подвальных этажах зданий и сооружений. Подвалы в деревянных домах ослабляют радиацию в 7—1 2 раз, в каменных зданиях - в 200-300 раз, а средняя часть подвала каменного здания в несколько этажей - в 500-1000 раз. Под ПРУ могут быть использованы также наземные этажи зданий и сооружений; наиболее пригодны для этого внутренние помещения каменных зданий с капитальными стенами и небольшой площадью проемов. Первые этажи двухэтажных каменных зданий ослабляют радиацию в 5—7 раз. В сельской местности особое внимание должно уделяться использованию под ПРУ погребов, находящихся в личном пользовании, а также овощехранилищ.
В целях усиления защитных свойств помещений, используемых под ПРУ, их следует соответствующим образом дооборудовать.
Для
повышения защитных свойств в помещении заделывают оконные и лишние дверные проемы, насыпают слой грунта на перекрытие и делают, если нужно, грунтовую подсыпку снаружи у стен, выступающих выше поверхности земли. Герметизация помещений достигается и нательной заделкой трещин, щелей и отверстий в стенах и потолке, в местах примыкания оконных и дверных проемов, стыков отопительных и водопроводных труб; подгонкой дверей и обивкой их войлоком с уплотнением притвора валиком из войлока или другой мягкой плотной ткани.
Дооборудование подвальных этажей и внутренних помещений зданий повышает их защитные свойства в несколько раз. Так, коэффициент защиты оборудованных подвалов деревянных домов повышается примерно до 100, каменных домов - до 800-1000. Необорудованные погреба ослабляют радиацию в 7-12 раз, а оборудованные в 350-400 раз.
Наиболее доступными простейшими укрытиями являются
щели - открытые и особенно перекрытые. Если, к примеру, люди укроются даже в простых, открытых щелях, то вероятность их поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией ядерного взрыва уменьшится в 1,5-2 раза по сравнению с пребыванием на открытой местности, а возможность облучения в результате радиоактивного заражения - в 2-3 раза.
^ III. Закрепление материала: (вопросы задаются на интерактивной доске)
- Дайте характеристику основных видов защитных сооружений гражданской обороны и

расскажите об их предназначении.

- Назовите простейшие виды укрытий и требования к их оборудованию.

- Каково предназначение противорадиационных укрытий (ПРУ)?

- Какие мероприятия проводятся для усиления защитных свойств помещений, используемых  под ПРУ?
^ IV. Итог урока

V. Домашнее задание: § 33, стр. 174-178 http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/53/52205/52205_html_16f11e7c.gif

^ ТЕМА УРОКА: СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Цель урока: Изучить основные характеристики с предназначением средств индивидуальной зашиты органов дыхания.
Урок 19
Время: 45 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор, интерактивная доска, компьютер
^ Ход урока:
I. Вступительная часть
* Организационный момент
* Контроль знаний учащихся:
- Какие существуют виды защитных сооружений гражданской обороны? Для чего они предназначены?
- Какие существуют виды простейших укрытий? В чем заключаются требования к их оборудованию?
- Для чего предназначены противорадиационные укрытия (ПРУ)? Продумайте и обоснуйте свой ответ.
- Какие мероприятия проводятся для усиления защитных свойств помещений, используемых под ПРУ?
^ II. Основная часть
- объявление темы и цели занятия
- объяснение нового материала
: § 34, стр. 178-184
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи (СИЗ) предназначены для предотвращения сверхнормативного воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, попавших в окружающую среду при разрушении оборудования и коммуникаций соответствующих объектов, при применении оружия массового поражения. Они предназначены также для снижения нежелательных эффектов светового, теплового и ионизирующего излучений.
В качестве средств индивидуальной защиты органов дыхания могут использоваться общевойсковые, гражданские и промышленные противогазы, выпускаемые промышленностью респираторы (в том числе выпускаемые для производственных целей), простейшие и подручные средства (противопыльные тканевые маски и повязки).
В качестве средств индивидуальной защиты кожи используются общевойсковые защитные комплекты, различные защитные костюмы промышленного изготовления и простейшие средства защиты кожи (производственная и повседневная одежда, при необходимости пропитанная специальными растворами). К средствам индивидуальной защиты относятся также медицинские средства защиты.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания подразделяются на фильтрующие и изолирующие. Фильтрующие средства защиты органов дыхания обеспечивают очищение воздуха от вредных примесей, изолирующие полностью изолируют организм человека от окружающей среды.
Простейшие средства защиты органов дыхания - противопыльные тканевые маски (ПТМ-1) и ватно-марлевые повязки (ВМП) – могут применяться для защиты органов дыхания человека от радиоактивных веществ и при работах во вторичном облаке бактериальных средств (рис. 7, 8).
Для защиты органов дыхания используются фильтрующие противогазы: общевойсковой противогаз, гражданский противогаз ГП-7, противогаз детский фильтрующий ПДФ-2Ш.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/53/52205/52205_html_63471e06.jpg

^ Противогаз гражданский фильтрующий ГП-7:
1- лицевая часть; 2 — фильтрующе-лицевая коробка; 3 — трикотажный чехол; клапана вдоха;
5 — переговорное устройство (мембрана); 6 — узел клапана вдоха; 7 — обтюратор; 8 — наголовник (затылочная пластина); 9 — лобная лямка; 10 — височные лямки; 11 — щечные лямки; 12 — пряжки; 13 — сумка
Гражданский противогаз ГП-7 (рис. 9) на сегодня является самым совершенным и наиболее надежным средством защиты.
Гражданский противогаз ГП-7 (и его модификация ГП-7В) предназначен для защиты органов дыхания, зрения и кожи лица. Противогаз обеспечивает надежную защиту от отравляющих, многих аварийно химически опасных и радиоактивных веществ. Не менее б ч он защищает от паров ОВ нервно-паралитического (типа зарин, зоман) и общеядовитого действия (синильная кислота, хлорциан), радиоактивных веществ (радионуклидов йода и его органических соединений типа йодистого метила), а также не менее 2 ч - от капель ОВ кожно-нарывного действия.
Средства индивидуальной защиты кожи состоят из специальной защитной одежды, в которую входят: общевойсковой защитный комплект, легкий защитный костюм Л-1, защитный комбинезон (рис. 10), защитная фильтрующая одежда. Защитная одежда применяется только личным составом формирований гражданской обороны, а население должно уметь приспосабливать повседневную одежду и обувь для использования их в качестве подручных средств для защиты кожи.
В качестве простейших средств защиты кожи человека может быть использована производственная спецодежда: куртки и брюки, комбинезоны, халаты с капюшонами, сшитые из брезента, огнезащитной ткани, прорезиненной ткани или грубого сукна. Такая одежда способна не только защитить от попадания на кожу человека радиоактивных веществ и бактериальных средств, но и предохранить в течение некоторого времени от капельно-жидких ОВ. Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для защиты кожи плащи и накидки из прорезиненной ткани или ткани, покрытой хлорвиниловой пленкой. Такая одежда предохраняет от попадания на кожу радиоактивных веществ и бактериальных средств; от капельножидких ОВ она защищает в летнее время примерно 10 мин.
Защиту могут обеспечить также зимние вещи - пальто из грубого сукна или драпа. После соответствующей подготовки защиту кожи могут обеспечить и другие виды верхней одежды (костюмы, куртки, брюки и т.д.).
Для защиты головы и шеи и обеспечения герметичности одежда должна быть застегнута на все пуговицы, крючки и кнопки, воротник и капюшон должны быть подняты. Шея может быть обвязана шарфом.
Рукава обвязаны поверх запястий тесемками, брюки выпущены поверх сапог и внизу завязаны тесьмой. Низ куртки, пиджака или рубахи следует заправить в брюки.

Для защиты ног можно использовать резиновые сапоги промышленного и бытового назначения, резиновые боты и галоши. Резиновые изделия способны не пропускать капельно-жидкие ОВ до З-б ч.
Для защиты рук необходимо использовать резиновые или кожаные перчатки и рукавицы.
из зараженного района, следует быстро снять одежду, соблюдая меры предосторожности.
К медицинским средствам защиты и профилактики относятся аптечка индивидуальная (АИ-2) и индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8).
Аптечка индивидуальная (АИ-2) предназначена для оказания само- и взаимопомощи в целях предотвращения тяжелых последствий воздействия поражающих факторов применения средств поражения или аварий на АЭС, а также предупреждения и ослабления инфекционных заболеваний (рис. 11). Она содержит различные средства профилактики и первой медицинской помощи (см. «Дополнительные материалы»).
Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8) предназначен для обеззараживания капельно-жидких ОВ, попавших на открытые участки кожи и одежду. В него входят стеклянный флакон с навинчивающейся крышкой, в котором находится дегазирующий раствор, и ватно-марлеввы тампоны.
Выводы
1. Средства индивидуальной защиты предохраняют от попадания внутрь организма и на кожные покровы радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.
2. Средства индивидуальной защиты подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства индивидуальной защиты кожи.
3. К средствам индивидуальной защиты относятся также медицинские средства: аптечка индивидуальная (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8).
4. Граждане Российской Федерации обязаны изучать правила пользования индивидуальными средствами защиты, уметь приспосабливать свою одежду для защиты органов дыхания, зрения и кожи лица.
^ III. Закрепление материала:

- Для чего предназначены средства индивидуальной защиты?

- Что из ваших вещей можно использовать в качестве простейших средств защиты кожи при радиационной опасности? Продумайте и обоснуйте свой ответ.
^ IV. Итог урока
V. Домашнее задание: § 34, стр. 178-184. Задания: 1. Подготовьте сообщение на тему «Основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и правила пользования ими».


^ ТЕМА УРОКА: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ЗОНЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Цель урока: Изучить основные характеристики с предназначением средств индивидуальной зашиты органов дыхания.
Урок 20
Время: 45 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор, интерактивная доска, компьютер
Ход урока:
^ I. Вступительная часть
* Организационный момент
* Контроль знаний учащихся:
- Перечислите и охарактеризуйте простейшие средства защиты кожи.
- Назовите средства индивидуальной защиты, которые можно использовать в домашних условиях в
случае радио активного заражения местности.
чего предназначены средства индивидуальной защиты?
- Что из ваших вещей можно использовать в качестве простейших средств защиты кожи при радиационной опасности? Обоснуйте свой ответ.
- Какие средства индивидуальной защиты можно попробовать использовать в домашних условиях в случае радиоактивного заражения местности?
^ II. Основная часть
- объявление темы и цели занятия
- объяснение нового материала
: § 35. стр. 184-188

  1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
^ Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
^ Аварийно-спасательные работы проводятся с целью поиска и удаления людей за пределы зон действия опасных и вредных для жизни и здоровья факторов, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения, где для спасенных создаются необходимые условия.
^ К аварийно-спасательным работам относятся:
- разведка маршрутов движения (общая, радиационная, химическая, бактериологическая, инженерная и др.);
- розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений, завалов;
- подача воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
- оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим, эвакуация их в лечебные учреждения;
- вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
-санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды.
^ Неотложные работы проводятся в целях блокирования, локализации или нейтрализации источников опасности, снижения интенсивности, ограничения распространения и устранения действий поражающих факторов в зонах применения современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
^ Эти работы предназначены для обеспечения успешного проведения спасательных работ. Их содержанием может являться:
* устройство проездов в завалах и на зараженных участках;
* локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных и других сетях в интересах ведения спасательных работ;
* укрепление или обрушение конструкции зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ;
* ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей
в целях обеспечения спасательных работ; обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
* ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.
Необходимо отметить, что
аварийно-спасательные и неотложные работы характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и большим напряжением сил личного состава формирований, привлекаемых для их проведения.
^ Они проводятся, как правило, в условиях сильных разрушений, массовых пожаров, заражения атмосферы и местности и при воздействии других неблагоприятных факторов.
Завалы, образовавшиеся в результате разрушений, могут перекрыть выходы из защитных сооружений, затруднить ввод сил гражданской обороны в очаг поражения, снизить их маневренность, затруднить выход к объектам спасательных работ.
Заражение атмосферы и местности вызовет необходимость ведения работ в средствах индивидуальной защиты. Это будет затруднять организацию и ведение работ, потребует более частой смены работающих формирований из-за опасности облучения личного состава сверхдопустимых доз и повышенной утомляемости.
^ 2. Проведение мероприятий медицинской защиты.
Мероприятия медицинской защиты в зонах чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени проводятся с целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей от воздействия последствий применения средств поражения и опасных факторов стихийных бедствий и производственных аварий и катастроф.
Эти цели достигаются применением профилактических медицинских препаратов (например, антидотов (противоядий) и др.) и с помощью своевременного оказания медицинской помощи пораженным.
^ Первая медицинская помощь пострадавшим до их эвакуации в лечебное учреждение оказывается непосредственно в очагах поражения в ходе спасательных и других неотложных работ. Оказание первой медицинской помощи осуществляется с участием заранее сформированных из населения санитарных постов и санитарных дружин, в состав которых входят лица, специально обученные общим приемам оказания первой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь оказывается пострадавшим непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации. Ее оказывают лица, специально обученные общим приемам оказания первой медицинской помощи.
Выводы
1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах чрезвычайных ситуаций проводятся с целью срочного оказания помощи населению.
2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы проводятся для того, чтобы ограничить масштабы чрезвычайной ситуации или локализовать ее.
3. Задачами других неотложных работ является устранение аварий и повреждений в целях предотвращения увеличения человеческих жертв и материальных потерь от пожаров, аварий, обвалов, обрушений и т. д.
 III. Закрепление материала:
- С какой целью проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах
чрезвычайных ситуаций?
- Какие основные правила необходимо соблюдать при эвакуации?
- С какой целью проводятся мероприятия медицинской защиты в зонах чрезвычайных
ситуаций.
 IV. Итог урока
V. Домашнее задание: § 35, стр. 184-188. Задания: 1. Подготовьте устное сообщение на тему «Организация и предназначение аварийно-спасательных и неотложных работ в зоне чрезвычайной природной ситуации».


^ ТЕМА УРОКА: ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями организации гражданской обороны в образовательных учреждениях.
Урок 21
Время: 45 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор, интерактивная доска, компьютер
Ход урока:
^ I. Вступительная часть
* Организационный момент
* Контроль знаний учащихся:
- С какой целью проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах
чрезвычайных ситуаций? Обоснуйте свой ответ.
- Какие мероприятия проводятся при аварийно-спасательных работах?
- Какие мероприятия проводятся при выполнении неотложных работ?
- Что, на ваш взгляд, является первоочередной задачей спасателей при их прибытии в зону
чрезвычайной ситуации? Обоснуйте свой ответ.
- Чем характеризуются аварийно-спасательные и неотложные работы?
- В каких условиях проводятся аварийно-спасательные и неотложные работы?
^ II. Основная часть
- объявление темы и цели занятия
- объяснение нового материала
: § 36, стр. 188-1192
1. Организация гражданская обороны в общеобразовательном учреждении.
Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона РФ «О гражданской обороне» и призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения его
директор, который по должности несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.
Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана
объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям.
Такая комиссия, как правило, создаётся при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор учебного заведения.
В учебном заведении также может быть создана
эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов.
Возглавляет эвакокомиссию, как правило,
заведующий учебной частью учебного заведения.
Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, или заместитель руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности.

На случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения для защиты учащихся и персонала в учебном заведении разрабатывается
план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях. В плане предусматриваются следующие мероприятия:

  • укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;
  • эвакуация учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;
  • использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и порядок их получения;
  • проведение мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов — антидотов и организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Выводы
1. Студенты обучаются навыкам гражданской обороны в образовательном учреждении.
2. Гражданской обороной в образовательном учреждении может руководить заместитель
руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности.

  1. Персонал образовательного учреждения получает навыки гражданской обороны по месту работы.
  1. Каждое учебное заведение разрабатывает детальный план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях.

     III. Закрепление материала:

    - В соответствии с каким государственным документом организуются мероприятия гражданской обороны в образовательном учреждении?
    - Кто возглавляет гражданскую оборону в образовательном учреждении?
    ^ IV. Итог урока
    V. Домашнее задание: § 36, стр. 188-192. Задания: 1. Определите и запишите в тетради свои действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации в соответствии с колледжным планом мероприятий.


 ТЕМА УРОКА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель урока: Познакомить учащихся с основными этапами становления ВС России; сформировать у них убеждение в том, что ВС России будут составлять основу защиты нашего Отечества.
Урок 30
Время: 45 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ, проектор, интерактивная доска, компьютер
Ход урока:
 I. Вступительная часть
* Организационный момент
* Контроль знаний учащихся:
- В соответствии с каким государственным документом организуются мероприятия гражданской обороны в образовательном учреждении?
- Кто возглавляет гражданскую оборону в образовательном учреждении?
- С какой целью в образовательном учреждении создается объектовая комиссия по ЧС?
- Какие важные мероприятия предусматриваются для защиты учащихся и персонала учебного заведения в случае чрезвычайной ситуации?
II. Основная часть
- объявление темы и цели занятия
- объяснение нового материала
: § 30, стр. 192-198.
1. Развитие и становление Вооруженных Сил России.
Меняются структура государства, политический строй, политика правительства, но задача по защите Отечества всегда остается первостепенной, поэтому Вооруженные Силы должны отвечать своему предназначению — защите страны от внешней агрессии.
Развитие и становление Вооруженных Сил России, их предназначение неразрывно связаны с развитием Российского государства, его общественным строем, экономикой и политикой, проводимой в интересах защиты государства от внешней агрессии.
На всем протяжении истории Российского государства русским людям постоянно приходилось вести вооруженную борьбу, защищая свои земли от иностранных захватчиков. В истории страны в период с XIV по XVII в. почти нет времени, когда все рубежи государства были бы мирными и не нужно было бы давать отпор неприятелю.
Поэтому государство было постоянно готово к войне, и все его устройство отвечало этим требованиям. Все социальные группы и сословия делились на тех, кто сражался с врагами, и на тех, кто поддерживал бойцов материально или духовно.
 Регулярная русская армия была создана при Петре 1 в период с 1701 по 1711 г. Толчком к ускорению ее создания послужило поражение русских войск в 1700 г. под. Нарвой от шведской армии Стрелецкий полки и дворянская конница в битве под Нарвой показали полную свою беспомощность. Русская армия под Нарвой потеряла более 6 тысяч человек и всю артиллерию.
С созданием армии Петр 1 Великий (вклейка, фото 3) ввел новую систему комплектования войск. Оно стало осуществляться по принципу рекрутского набора, когда, 10-20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. Введение рекрутской повинности позволило Петру 1 увеличить численность войск. С 1705 г. уже вся русская армия комплектовалась рекрутами. Офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для них государственная служба была обязательной и пожизненной. Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейском Преображенском или Семеновском полку.
Всего было создано 47 пехотных и 5 гренадерских (отборных пехотных) полков, 33 кавалерийских полка, в составе которых была и артиллерия.
Всеми делами, касающимися армии, стал ведать
^ Правительственный сенат и подчиненная ему Военная коллегия (прообраз министерства обороны). В этот период на Балтийском море создается военный флот. Вводится постоянная подготовка полков к тактике боя. Войска выводились в летние лагеря для проведения двухсторонних боевых учений. Создание регулярной армии, организация ее боевой подготовки повысили боевую мощь русской армии. Все это определило победу России в Северной войне П700-1721).
Совершенствование вооруженных сил России продолжилось при правлении Екатерины II. В это время Военная коллегия перестала зависеть от Сената и постепенно превращалась в военное министерство. Сухопутная армия состояла из 4 гвардейских, 59 пехотных полков и 7 егерских корпусов
(егеря — вид легкой пехоты и легкой кавалерии, сформированный из лучших стрелков, действовали в рассыпном строю). Численность армии возросла до 239тыс. человек.
Талантливый полководец екатерининских времен Петр Александрович Румянцев сформулировал новую тактику ведения боевых действий. Он разбил пехоту на небольшие каре
(каре — боевой порядок пехоты в виде одного или нескольких квадратов — прямоугольников) по 2—3 тыс. человек. За пехотой следовала кавалерия. Артиллерия размещалась впереди, по флангам или в резерве. Это позволило быстро перестраивать войска, сообразуясь с обстановкой в бою.
Военные реформы Петра I, организация вооруженных сил и управление ими во времена Екатерины II принесли русским войскам немало побед в отдельных сражениях и целых кампаниях (русско-турецкие войны 1768—1774, 1787—1791).
Следующая крупная военная реформа вооруженных сил России была проведена после поражения в Крымской войне (1853—1856), которая вскрыла военную отсталость России от европейских государств.
Военные реформы осуществлялись под руководством военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина, который был назначен на этот пост в 1861 г. Главную задачу военных преобразований он видел в том, чтобы в мирное время численность армии была минимальной, а в военное время — максимальной за счет обученного запаса. С 1864 по 1867 г. численность войск Уменьшилась с 1 млн 132 тыс. до 742 тыс., а военный запас увеличился до 553 тыс. человек.
В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. С этого времени в России были отменены рекрутские наборы в армию и введена
всеобщая воинская повинность, которая распространилась на мужское население всех классов и сословий, достигшее возраста 21 года.
Общий срок службы устанавливался в 15 лет: из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе.
Особое внимание уделялось повышению профессиональной готовки офицерского состава. Была признана необходимой грамотность солдат, обучение их чтению и письму становится обязательным. Расширяется сеть специальных военных учебных заведений.
Важной составной частью преобразовании в армии явилось ее перевооружение. На вооружение пехоты в 1891 г. была принята магазинная нарезная пятизарядная винтовка Мосина калибра 7,62 мм. На вооружение артиллерии стали поступать стальные с нарезным стволом орудия, имевшие большую дальность стрельбы.

Во второй половине XIX в. в России был осуществлен переход от парусного к паровому броненосному флоту. К концу столетия Россия имела 107 боевых паровых судов.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг. стала серьезной проверкой эффективности проводимых реформ. Через несколько лет после войны сам Милютин вспоминал: «Самые записные враги мои должны были признать, что никогда еще русская армия не являлась на театр войны так хорошо подготовленной и снабженной».
В результате проведенных мероприятий были созданы массовые вооруженные силы, значительно повысилась их боеспособность.
Русско-турецкая война завершилась победой русской армии. Главный ее итог — возвращение к государственной жизни болгарского народа, пять веков находившегося под турецким игом.
В память о героических событиях тех лет, во славу русских и болгарских воинов на Шипке сооружен величественный памятник.
В истории развития вооруженных сил России были не только победы, но и поражения, как в русско-японской войне 1904— 1905 гг. В начале XX в. на Дальнем Востоке обострилась борьба за Раздел сфер влияния в Китае, где столкнулись интересы России и Японии. Война была неизбежна. Но Япония подготовилась к ней значительно лучше. Несмотря на героизм и доблесть солдат и матросов, война была проиграна. Война закончилась заключением Портсмутского мирного договора, по которому к Японии отошли Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур и южная часть острова Сахалин.
После поражения в русско-японской войне правительство Николая II приняло меры к возрождению боевой способности Российских вооруженных сил. К этому вынуждала сложная международная обстановка. Надвигалась Первая мировая война, которая разразилась в июле 1914 г.
19 июля Германия объявила войну России, а вслед за ней и
 Франция. В считанные дни после этого в войну вступили основные европейские государства. Первая мировая война стала для истории России и ее вооруженных сил еще одной героической и в то же время трагической страницей.
2. Вооруженные силы Республики Советов.
Октябрьская революция 1917 г. разрушила существовавшее государственное устройство России и ликвидировала вооруженные силы.
Правительству Республики Советов пришлось в первые месяцы создавать новые вооруженные силы с учетом нового общественного устройства страны, внешних угроз и материальных возможностей.
В первые месяцы Советской власти ее военной опорой являлась
Красная гвардия — вооруженные отряды рабочих. Красная гвардия создавалась на добровольных началах с марта 1917 г. под руководством большевиков, к началу 1918 г. в ней насчитывалось 460 тыс. человек.
Малочисленная, слабо обученная Красная гвардия не могла противостоять вторжению германских войск. Угроза вторжения германских войск вынудила Советское правительство начать комплектование постоянной армии. 15 января 1918 г. был принят декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии
 (РККА), а 29 января 1918 г. — об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Армия и флот создавались на добровольных началах.
В феврале 1918 г. молодой Красной Армии и морякам Балтийского флота пришлось отражать натиск германских войск. В ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию для защиты Отечества и мужественного сопротивления отрядов Красной Армии германским захватчикам день 23 февраля стал отмечаться как День Советской Армии и Военно-Морского Флота, а с 1992 г. — как День защитников Отечества.

Основным ядром новых вооруженных сил стала Красная Армия. Главным родом войск являлась пехота. Кавалерия была основным подвижным родом войск. Морские силы Республики включали Балтийский флот и 30 различных флотилий.
В строительстве новых вооруженных сил использовался опыт Русской армии. После ряда реорганизаций были восстановлены единоначалие и обязательный характер военной службы. В 1925 г. был принят Закон
«Об обязательной военной службе», в 1939 г. — Закон о всеобщей воинской обязанности. В армии были введены воинские звания, боевые награды, была установлена строгая дисциплина.
Международная обстановка требовала постоянного укрепления и совершенствования вооруженных сил. Надвигалась Вторая мировая война. В этих условиях Советское правительство принимало меры по укреплению обороноспособности страны. Численность вооруженных сил неуклонно возрастала: в 1935г. — 930 тыс., 1938 г. — 1,5 млн. и к началу 1941 г. — 5,7 млн. человек.
Предпринимались усилия по техническому переоснащению вооруженных сил. Велась разработка новых образцов боевой техники и вооружения. Совершенствовалась организационно-штатная структура вооруженных сил. В 1937 г. Военно-Морской Флот (ВМФ) был выделен из состава РККА. ВМФ в это время включал в себя: Балтийский, Северный, Черноморский и Тихоокеанский флот, Каспийскую, Амурскую, Дунайскую и Пинскую военные флотилии. Страна и ее вооруженные силы готовились к войне.
Великая Отечественная война 1941 —1945 гг. была величайшей проверкой способности Вооруженных Сил СССР отстоять независимость страны. В этот период отечественная полководческая школа выдвинула ряд талантливых военачальников (Г. К, Жуков, К. К. Рокоссовский, Н. Ф. Ватутин, А. М. Василевский, И. С. Конев, А. И. Еременко, И. X. Баграмян, Н. Н. Воронов, Л. А, Говоров, А. Г. Головко, Н. Г. Кузнецов, Р. Я. Малиновский, К. А. Мерецков, А. А. Новиков, И. Е. Петров, Ф. И. Толбухин, В. Ф. Трибуц, И. Д. Черняховский). Наши полководцы искусно осуществляли военные операции, приведшие к разгрому стойкого и хорошо вооруженного противника.
8 мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлхорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции сил нацистской Германии. Победа в Великой Отечественной войне еще раз показала неисчерпаемые возможности советского народа и его Вооруженных Сил при защите своего Отечества.
После войны продолжалось совершенствование и укрепление Вооруженных Сил в соответствии с прогнозом международной обстановки и политикой, проводимой Советским правительством. В середине 50-х гг. началось коренное преобразование Советских Вооруженных Сил, оснащение их ракетно-ядерным оружием и другими новейшими видами орудия и военной техники.
В 1960 г. был создан новый вид Вооруженных Сил UXP
Ракетные войска стратегического назначения.
В состав Вооруженных Сил СССР входили виды: Ракетные
 войска стратегического назначения (РВСН), Сухопутные войска (СВ), Войска противовоздушной обороны (ПВО), Военно-Воздушные Силы (ВВС), Военно-Морской Флот (ВМФ). Вооруженные Силы включали в себя Тыл Вооруженных Сил, штабы и Войска гражданской обороны.
Высшее руководство обороной страны и Вооруженными Силами СССР осуществлял ЦК КПСС и высшие органы государственной власти (Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР). Непосредственное руководство Вооруженными Силами СССР осуществляло Министерство обороны СССР.

 3. Вооруженные Силы Российской Федерации.

После распада Советского Союза основным правопреемником Вооруженных Сил СССР стала Российская Федерация, были созданы Вооруженные Силы Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации наследовали структуру ВС СССР, но с 1998 года Войска ПВО вошли в состав ВВС и ВС РФ перешли к четырехвидовой структуре (РВСН, СВ, ВВС и ВМФ), а в 2002 году – к трехвидовой (СВ, ВВС и ВМФ), при этом РВСН, Космические войска и ВДВ преобразованы в самостоятельные рода войск.
Меняются структура государства, политический строй, политика правительства, но задача по защите Отечества всегда остается первостепенной, поэтому Вооруженные Силы всегда должны отвечать своему предназначению — защите страны от внешней агрессии.
Выводы
1. Вооруженные Силы были и остаются защитниками нашего Отечества на протяжении веков.
2. Регулярную российскую армию в начале XVIII в. создал царь Петр Великий.
3.Дело по строительству вооруженных сил России успешно продолжили императрица Екатерина Великая (во второй половине XVIII в.) и военный министр Д.А.Милютин (в XIX в.).
4. В советской России и в СССР были созданы новые вооруженные силы, которые успешно противостояли гитлеровской агрессии в 1941-1945 гг.

 III. Закрепление материала:
- Как строилась организация вооруженных сил Московского государства в XV—XVII вв.?
- Кто после распада Советского Союза стал основным правопреемником Вооруженных Сил СССР?
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание: § 37, стр. 192-198. Задания: 1. Подготовьте доклад об одном из выдающихся полководцев (или флотоводцев) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.



Предварительный просмотр:

План урока

по предмету ОБЖ

Тема: Выполнение обязанностей суточным нарядом роты.

Цель: Научить студентов практически выполнять обязанности дневального по роте.

Формировать бдительность и ответственность, необходимые для несения службы внутреннего наряда.

Ознакомить с правилами безопасности на уроке.

Учебные вопросы: Практическое выполнение студентами обязанностей дневального по роте.

Время: 45 мин.

Место: Специально приготовленное место в кабинете ОБЖ.

Метод: Показ и практическое действия студентов. Материальное обеспечение. Устав внутренней службы, макет  штык-ножа, повязка дежурного по роте, доска с документацией, тумбочка, телефон, компьютер, интерактивная доска

Порядок проведения занятия и методические советы.

Вводная часть – 5 мин.

Рапорт дежурного. Проверить наличие студентов и их готовность к занятию. Оформить журналы. Объявить тему и цель урока.

Практическая обработка со студентами обязанностей дневального по роте – 35 мин.

Построить группу так, чтобы были видны все действия юношей при выполнении ими обязанностей дневального. Преподаватель объявляет им, что каждый из них будет выступать в роли дневального по роте. Вызывает одного обучаемого, вооружает его штык-ножом, ставит у тумбочки и сообщает что он очередной дневальный.

После этого надо объявить вводную и задать вопрос для всех студентов, а затем заставить действовать юношу, выполняющего обязанности очередного дневального.

При неправильных действиях студента в роли дневального вызывается следующий юноша.

Примерные вводные и действиях по ним студентов в роли дневального.

1. В роту прибыл первым командир взвода и вызывает дневального   к себе. Действия: подать команду «Дежурный по роте « к выходу»».

2. В помещение прибыл командир роты и зашел  в канцелярию. Действия: подать команду «Дежурный по роте на выход». После его прибытия доложить: « Товарищ сержант  в роту прибыл командир роты и находится в канцелярии».

3. Ночью из спальной комнаты вышел солдат без обмундирования и направился к выходу из казармы. Действия: «Товарищ Петров вернитесь одеться обмундирования, а затем выходите».

4. Солдат выносит из спальной комнаты одеяло  и направляется к выходу. Действия: Товарищ Петров, остановитесь: Поддат команду «Дежурный по роте на выход: По прибытии дежурному доложить что солдат Петров выносит одеяло из казармы.

5. Время 6.00 По распорядку дня-подъем л/с.

6. Личный состав спит. Объявлена «Боевая тревога».  Действия: подать команду « Рота подъем». Боевая тревога.

7. Вы  дневальной свободной смены. Рота ушла  на занятие. Ваши действия: получить указания дежурного   и приступить к уборке  помещения или другой работе.

8. Время 200. Рота спит. Вы почувствовали запах гари и увидели дым, выходящий из умывальной комнаты. Открыли комнату, увидели - горит электропроводка. Действия  подать команду «дежурный по роте на выход. «Включить на щитке рубильник. Снять огнетушитель и потушить огонь.

После подачи каждой вводной следует требовать от студентов в первую очередь практических действий, но иногда можно заслушать и  теоретический ответ.

Убедившись в усвоении данных действий , переходят у отработке следующей вводной. В конце каждого занятия практически отрабатывать всевозможные команды в роли дневального, например: «Рота, подъем. Боевая тревога». «Рота смирно»,  Дежурный по роте, на выход» и др.

Закрепление: показ видеофильма

Заключительная часть: - 5 мин.

Подвести итог занятия, объявить оценку  дать указание на самоподготовку.

План урока по предмету ОБЖ

Тема. Строевой шаг.

Цель: Научить студентов движению строевым шагом. Прививать четкость в выполнении строевого шага, добиваться красоты движения и образцового внешнего вида.

Учебный вопрос. Отработка приемов движения строевым шагом.

Время. 45 мин.

Место. Площадка для занятий по строевой подготовке.

Метод. Рассказ, показ и тренировка.

Материальные обеспечение. Строевой  Устав ВС.

Порядок проведения занятия и методические советы.

Вводная часть – 5м.

Рапорт дежурного. Проверить наличие студентов и  их  готовность к занятию. Оформить журнал. Объявить тему и цель урока.

Повторение – 5 мин.

В начале занятия необходимо проверить как студенты усвоили выполнение команд: «Становись», «Равняясь», «Смирно», «Вольно»- повороты на месте.

Учебный вопрос – 30 мин.  Объявив учебный вопрос, показываю движение строевом шагом в целом, а затем по разделениям с кратким упражнением для рук на два счета: по команде Движение руками на два счета делай – раз, делай-два. По этой команде студенты  по счету делай Раз сгибают правую руку в локте, производят ею движение около тела, так чтобы кисть поднялась выше прятки пояса на ширину ладони и находилась  на расстоянии ладони от тела: одновременно левую руку отводят назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук при этом должны быть полусогнуты. По счету «делай-Два» производят движение левой рукой вперед, а правой назад. Это упражнение повторяют пять-шесть раз. При  тренировке надо постоянно следить за соблюдением обучаемые строевой стойки и правильным движением рук.

По команде руководителя обучаемые по счету  «делай-Раз» делают полный шаг с левой ноги, выносят ногу с оттянутым носком на высоту 15-20 см от земли и ставят ее твердую на всю ступню, в это же время отделяют от земли  правую ногу и подают ее вперед так, чтобы носок оказался на уровне каблука левой ноги.  Одновременно с этими делают движение правой руки вперед, а  левой назад до отказа, а затем опускают руки вниз и стоят на левой ноге. По счету «два», «три» делают выдержку. По следующему счету «делай раз» повторяют движение справой ноги, при этом  левая рука движется вперед, а правая назад. При выполнении упражнения надо обращать внимание на то, чтобы учащиеся по предварительной команде «Делай» подавали корпус вперед, тяжесть его больше переносили на первую ногу, сохраняя при этом устойчивость

Далее объясняю, что для прекращения движения строевым шагом подается команда «стой» под левую ногу. По этой команде надо сделать шаг правой ногой и приставить левую.

Указанный прием показывают студентам и отрабатывают с ними движение строевым шагом.

Заключительная часть-5 мин.

Подвести итог занятия, объявить  оценку и дать указание на самоподготовку.

План урока по предмету ОБЖ

Тема: Назначение и боевые свойства ручных гранат (РГД-5, Ф-1).

Цель:Изучить со студентами назначение, боевые свойства и устройство ручных осколочных гранат.

Воспитывать мужество и отвагу на героических примерах подвигов советских бойцов в годы Великой Отечественной войны.

Учебные вопросы. 1. Назначение и боевые свойства ручных гранат. 2. Устройство гранат и запала. 3. Работа частей и механизмов гранаты при броске. 4. Подготовка гранаты к броску.

Время: 45 мин.

Место: Кабинет ОБЖ

Метод. Рассказ с показом.

Материальные обеспечение: Набор учебных гранат, плакат «Устройство ручных осколочных гранат», компьютер, интерактивная доска.

Порядок проведения занятия и методические советы.

I. Вводная часть -3 мин.

Принять рапорт дежурного. Проверить наличие студентов и их готовность к занятию. Оформить  журнал.

      I I. Повторение – 10 мин. Тестовая работа

III. Изложение нового материала – 30 мин.

1-й учебный вопрос - 5 мин

Ручные осколочные гранаты на протяжении многих столетий состояли  на вооружении русской армии. Они успешно применялись русскими воинами при отражении нашествий неприятеля на нашу землю. В современном бою ручные гранаты являются надежным средством поражения противника. Они предназначены для поражения осколками живой силы противника. Ручные осколочные гранаты особенно эффективны в ближнем бою (при атаке, ведении боя в окопах, населенных пунктах, лесу горах, убежищах).

2-й учебный вопрос - 10 мин Используя имеющих учебные гранаты и наглядные пособия, следует рассказать и показать студентам составные части гранат и их назначение. Показать видеокадры. Далее устройством закала (УЗРГМ). Он состоит из ударного механизма и собственного запала. Следует обратить внимание студентов, что запалы  всегда находятся в боевом положении. Разбирать и их проверять работу ударного механизма категорически запрещается.

Для проверки усвоения надо опросить 2-х - 3-х студентов.

Вопросы для закрепления. 1. Каково назначение и каковы боевые свойства РОГ? 2. Каково устройство ручной осколочный гранаты Ф-1?. 3. Каково  устройство запала УЗРГМ?

3-й учебный вопрос-10мин. Изучение вопроса необходимо проводить на макетах гранаты и запала. Руководитель занятия объясняет, что при броске гранаты спусковой рычаг под действием боевой пружины поворачивается и освобождает ударник; ударник под действием боевой пружины энергично продвигает вперед и накалывает капсюль воспламенителя.  Следует подчеркнуть, что капсюль запала воспламеняются в момент броска гранаты, а взрыв происходит только через 3,2-4,2 сек после броска. Показать видеокадры.

Здесь уместно напомнить студентам о мерах безопасности во время броска как наступательной, так и оборонительной гранат, так как при взрыве гранат образуется большое количество осколков с поражением живой силы в радиусе до 25м - РГД-5 и до 200 м Ф-1.

4-й Учебный вопрос-5 мин. В начале студентам сообщаю, что для того чтобы подготовить гранату к броску, необходимо зарядить.  Затем показываю как это надо сделать: вынуть гранату из гранатной сумки, пробку, из трубки корпуса и ввинтить запал. Граната готова к броску.

Для закрепления изученного целесообразно опросить 2х-3х студентов.

Вопрос  для закрепления.

Какова  последовательность подготовки ручной осколочной гранаты к броску?

IV. Заключительная часть-2 мин.

Подвести итог занятия и дать указание на самоподготовку.

Вставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по элективному курсу "Цвет и зрительные иллюзии в интерьере"

Занятие расчитано для проведения элективного курса "Современный дизайн квартиры с элементами Фэн-шуй". Во время занятия учащиеся знакомятся с восприятием цвета человеком, основными и дополнительными ц...

План урока для студентов 3 курса СПО. Проблемы экологии Хабаровского края.

План занятия для 3 курса СПО по теме: "Проблемы экологии в Хабаровском крае"....

План-конспект урока по физической культуре I КУРС

конспект урока по физкультуре для учащихся первых курсов...

План урока по курсу «Профессиональное самоопределение ». Тема урока. Классификация профессий.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»  При изучении раздела  «...

План-конспект урока по математике на 1 курсе с использованием программы GeoGebra. Тема урока «Тетраэдр. Параллелепипед»

Тема урока: «Тетраэдр. Параллелепипед»Тип урока: урок изучения нового материалаФорма проведения: использование интерактивного оборудования Цель: ввести понятие тетраэдра, паралле...