План урока по элективному курсу "Цвет и зрительные иллюзии в интерьере"
элективный курс (технология, 9 класс) на тему

Завалина Наталья Петровна

Занятие расчитано для проведения элективного курса "Современный дизайн квартиры с элементами Фэн-шуй". Во время занятия учащиеся знакомятся с восприятием цвета человеком, основными и дополнительными цветами, понятием цветовога круга, зритильными иллюзиями, влиянием цвета на психику и организм человека, цветовой композицией в интерьере и иллюзорность цвета. Кроме того, при проведении практических работ, учащиеся учатся применять полученные знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cvet_i_zritelnye_illyuzii_v_interere_kvartiry.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с валеологическим направлением города Можги Удмуртской Республики

План проведения урока

по элективному курсу

"Дизайн квартиры с элементами Фэн Шуй"

Класс:

9 класс

Автор:

Завалина Наталья Петровна,

учитель технологии

2012 год


Аннотация

Занятие рассчитано для проведения элективного курса «Современный дизайн квартиры с элементами Фэн-шуй». Во время занятия учащиеся знакомятся с восприятием цвета человеком, основными и дополнительными цветами, понятием цветового круга, зрительными иллюзиями, влиянием цвета на психику и организм человека, цветовой композицией в интерьере и иллюзорностью цвета. Кроме того, при проведении практических работ, учащиеся учатся применять полученные знания на практике.


Содержание:


Введение    


4


Этапы занятия


6


Ход занятия


7


Литература


12

                                                                                     


Введение.

Занятие для проведения на элективном курсе «Современный дизайн квартиры с элементами Фэн-шуй».

Тема занятия: «Цвет и зрительные иллюзии».

Актуальность.

Изменения, произошедшие в нашем мире за последние десятилетие, привели к необходимости получения и применения новых знаний, связанных с волновой теорией света. Для развития творческих способностей, пространственного воображения и умения создавать и обустраивать свое жизненное пространство по законам красоты, учащимся необходимы знания, получаемые на предложенном занятии.

Новизна.

Это занятие включает в себя последние разработки ученых о влиянии цвета на характер, настроение и психологию человека. Дает понятие об иллюзорности цвета в окружающем нас мире.

Цели урока:

Обучающие: ознакомить учащихся с восприятием цвета человеческим глазом, с цветовым кругом, с законами сочетания различных цветов и получением оттенков цвета, с возможностями использования иллюзий цвета при оформлении интерьера, с влиянием цвета на психику и организм человека.

Развивающие: развить у учащихся эстетический вкус, творческие способности, воображение, внимание, возможность творческой самореализации при создании оформления своего жизненного пространства.

Воспитательные: приобщить учащихся к системе культурных ценностей, способствовать развитию внутренней свободы ребенка, развивать потребность к творческому труду, добиваться успешного достижения поставленных целей, воспитание креативности, толерантности, аккуратности, внимательности.

Задачи урока: повторить основы дизайна, сформировать навыки применения знаний о цвете и цветовых иллюзиях в создании гармоничных интерьеров жилых помещений, применять знания психологии цвета для адаптации в любой социальной среде.

Форма урока: урок - лекция с выполнением практического задания.

Метод урока: индивидуальная работа.

Межпредметные связи: ИЗО, психология, физика.

Ожидаемые результаты: получение учащимися знаний о цвете, о законах сочетания цветов, о психологическом воздействии цвета на человека, практическое применение учащимися знаний о цвете и иллюзиях цвета при составлении колористической гаммы интерьера.

Способы проверки знаний:

Тест «Определение характера и настроения человека в зависимости от выбора цвета».

Практическая работа: «Подбор колористической гаммы для определенного, конкретного интерьера».

Опрос учащихся по теме «Определение стилей и цветового решения предложенных интерьеров».

Возможность распространения:

  1. использование при изучении курса технологии в 10-х классах  по теме «Цвет и зрительные иллюзии в одежде»;
  2. доступно для использования в любом учебном заведении.

Место проведения: учебный класс.

Оборудование и материалы:

  1. экран;
  2. ноутбук;
  3. проектор;
  4. набор карточек основных цветов;
  5. карандаши;
  6. фломастеры;
  7. бумага;
  8. цветная бумага;
  9. клей;
  10. ножницы.

Продолжительность: 2 урока по 45 минут.


Этапы занятия:

I/ Организационный момент - 2 мин.

II/ Постановка цели урока - 3 мин.

III/ Повторение материала прошлого занятия – 5 мин.

IV/ Изучение нового материала: восприятие цвета человеком, основные и дополнительные цвета, понятие цветового круга, зрительные иллюзии, влияние цвета на психику и организм человека – 20 мин.

 V/ Практическая работа: тест «Определение характера и настроения человека в зависимости от выбора цвета» - 15 мин.

VI/ Продолжение изучения нового материала: цветовая композиция в интерьере, иллюзорность цвета – 10 мин.

VII/ Практическая работа: «Подбор колористической гаммы для определенного, конкретного интерьера» - 20 мин.

VIII/ Целевой обход учителя - 5 мин.

IX/ Рефлексия: опрос учащихся по теме «Определение стилей и цветового решения предложенных интерьеров» - 12 мин.

X/ Подведение итогов - 3 мин.


Ход занятия:

I/ Организационный момент.

II/ Постановка цели урока:

Сообщение темы урока. Постановка цели и задачи урока.

III/ Повторение материала прошлого занятия:

В начале занятия мы с вами повторим тему «Стили при создании интерьеров». Итак, мы вспомним основные стили в дизайне (учащиеся называют варианты стилей): египетский, греческий, римский, готический, средневековый, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, классический, ампир, романтизм, модерн, модернизм, постмодернизм, конструктивизм, деконструктивизм,  арт-деко, хай-тек, минимализм, новое барокко, этнический, кантри, эклектика, шейби-шик.

IV/ Изучение нового материала:

Восприятие цвета человеком.

Цвет является мощным источником воздействия на психику человека и его эмоциональное состояние. Цветом можно не только украсить, но и испортить интерьер квартиры. Для понимания цвета и его воздействия на человека необходимо знать, как распределяются и как взаимодействуют цвета друг с другом.

Как же мы воспринимаем цвет? Ощущение цвета возникает в мозге, когда свет, отраженный от предмета, попадает в глаза. Свет, проходя через призму, разделяется на семь основных цветов красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Однако каким же образом мы на вид бесцветный свет разделяем на бесчисленное количество цветов? Цвет предметов определяется по тому, какие цветные лучи отражаются их поверхностью, а какие поглощаются. Поскольку свет отражается и поглощается по-разному, разными предметами, мы видим разные цвета (слайд 2).

Из физики вы знаете, что свет это электромагнитная волна. Спектр видимый человеком составляет длину волны от 380 до 780 нм. Те цвета, длина которых меньше 380 нм называются ультрафиолетовыми, а те которые больше 780 нм – инфракрасными (слайд 3).

Основные и дополнительные цвета.

Цвета красный, синий и зеленый называются основными цветами спектра (слайд 4). Цвета, полученные от смешения этих трех цветов – пурпурный, голубой, желтый, называются дополнительными цветами (слайд 5). При смешении трех основных цветов получается белый цвет. При смешении трех дополнительных цветов получается черный цвет (слайд 6).

Если мы будем смешивать основные и дополнительные цвета между собой, то мы можем получить бесконечное количество цветов и оттенков. Человеческий глаз может различать от 7,5 до 10 миллионов различных оттенков цветов. Если мы добавим любым цветам белый цвет, то мы получим светлые пастельные оттенки цветов. А если мы добавим черный цвет, то получим оттенки более темных цветов.

Все цветные цвета называются хроматическими (хромос – цвет), все серые оттенки, включая белый и черный цвета, называются ахроматическими (слайд 7).

Понятие цветового круга.

Если мы возьмем и все оттенки плавно переходящие друг в друга от красного до фиолетового, и замкнем в кольцо мы получим цветовой круг (слайд 8). Цветовой круг условно делят на две части (слайд 8) в одну входят все красные, желтые, зеленые цвета и называются теплыми. В другую часть входят сине-зеленые, синие, фиолетовые и называются холодными цветами (слайд 9).

Зрительные иллюзии.

При создании интерьера необходимо помнить, что цвета воспринимаются по-разному, в зависимости от освещения. Так, лампы накаливания дают желто-оранжевый свет, и все цвета приобретают теплые оттенки. Люминесцентные лампы дают голубой свет, и все цвета приобретают холодные оттенки.

Цвета также могут изменяться и под влиянием окружающих цветов, поэтому, если мы хотим уменьшить это влияние, то необходимо воспользоваться контуром. Например: художники для своих картин всегда используют раму.

При подборе цветов для интерьера необходимо учитывать освещенность помещения. При очень ярком освещении в большей степени воспринимается теплый спектр, а при тусклом холодный спектр.

Влияние цвета на психику и организм человека.

Очень большое значение имеет влияние цвета на психику и организм человека. Сейчас мы коротко запишем в тетради значение цветов (слайд 10):

  1. Красный цвет – энергичный, возбуждающий, стимулирует работу мозга, эффективен при меланхолии, плохом настроении, обладает положительной энергией.

  1. Оранжевый цвет – цвет, поднимающий настроение, стимулирует чувства и слегка ускоряет пульс, но не увеличивает кровяное давление, создает чувство благополучия и радости, поднимает аппетит.

  1. Желтый цвет – светлый, жизнерадостный, поднимающий настроение, активизирует работу мозга и двигательную активность.

  1. Зеленый цвет – цвет мира, спокойствия и природной гармонии, успокаивающе влияет на нервную систему и зрение, уменьшает боль, снимает раздражительность, усталость, снижает кровяное давление, ослабляет мигрень.

  1. Голубой цвет – антисептический, снимает боль, однако при слишком длительном воздействии вызывает угнетенность и усталость и поэтому не рекомендуется для покраски стен.

  1. Синий цвет – цвет тишины и спокойствия, усыпляет, расслабляет мышцы, его называют цветом самообладания, эффективен при бессоннице, нервных и физических перегрузках.

  1. Фиолетовый цвет – благоприятно воздействует на сердце, легкие, кровеносные сосуды, стимулирует воображение и интуицию, является символом элегантности и пышности.

  1. Светло розовый цвет – оказывает мощное седативное (успокаивающее), воздействие, стабилизирует эмоции, снимает стрессы, благотворно влияет на нервную систему детей.

  1. Коричневый цвет – цвет спокойствия и самообладания, стабильности и надежности, дает почувствовать комфорт и уют.

  1. Белый цвет – цвет чистоты, истины и справедливости, в интерьере используются все оттенки белого цвета. С ним сочетаются все цвета.

  1. Черный цвет – полностью поглощает свет, поэтому по сравнению с другими цветами, имеет более выраженное отрицательное значение, воспринимается как защита и укрытие, в интерьере должен применяться с большой осторожностью.

  1. Серый цвет – гармоничный, оттеняющий другие цвета, практически не выходит на первый план, дает ощущение спокойствия.

V/ Практическая работа:

А сейчас мы с вами проведем небольшой тест «Определение характера и настроения человека в зависимости от выбора цвета».

Цвет может рассказать нам о нашем характере. На экране вы видите двенадцать цветов наиболее часто используемые в интерьере и одежде (слайд 10). Так как, существует индивидуальное восприятие цвета, то люди различные по психотипу, неодинаково воспринимают его. От того, какой цвет предпочитает человек, мы можем судить о его характере и настроении. Я раздаю вам карточки, с теми же двенадцатью цветами, что и на экране. Внимательно посмотрите на экран и карточки и выберите для себя 1-2 любимых вами цвета.

Итак, вы выбрали ваш любимый цвет. Я зачитаю вам определение характера человека по цветам. А вы посмотрите, хорошо ли вы знаете свой характер.

  1. Красный цвет нравится людям активным, открытым любознательным. Это лидеры, динамичные, настойчивые, благодарные люди. С одной стороны они часто пренебрегают мелкими деталями и делами, с другой они иногда слишком эмоциональны, нетерпимы, упрямы, и им необходимы самоконтроль и самообладание. Этот цвет дает силу, бодрость, смелость для принятия решений, либо указывает на человека стремящегося к лидерству.
  2. Оранжевый цвет нравится людям общительным, великодушным, свободолюбивым, справедливым. Они активны в делах и любят веселить людей, имеют склонность не отдавать долги, иногда могут обмануть. Этот цвет привлекает внимание людей, повышает аппетит.
  3. Желтый цвет предпочитают общительные и сообразительные люди. Они радостно воспринимают жизнь, усердны, восприимчивы, честны, уверены в себе, но иногда они бывают рассеяны, нетерпимы, склонны к осуждению других и болтовне, эти люди всегда находятся в центре внимания, излучают тепло и юмор.
  4. Зеленый цвет любят люди старательные, практичные, стабильные, великодушные. Обладают развитым воображением, спокойные, находятся в согласии с собой и окружающим миром, обладают миролюбивым характером, иногда они бывают эгоистичными и обидчивыми. Зеленый цвет успокаивает мозг и дает отдых глазам и телу.
  5. Голубой цвет предпочитают люди сдержанные, созерцательные. Они хорошие друзья, терпеливы, но иногда бывают, меланхоличны и могут впадать в тоскливое настроение, легко и быстро устают.
  6. Синий цвет нравится людям спокойным, интеллектуальным. Они без лишних эмоций принимают и выносят решения. Сочетают в себе хладнокровие и чувствительность, выносливы и терпеливы, все дела, как правило, доводят до конца.
  7. Фиолетовый цвет любят люди, обладающие эмоциональной нестабильностью, они ревнивы, очень восприимчивы и обладают развитым чувством красоты. Цвет изящества и элегантности.
  8. Розовый цвет предпочитают люди обычно спокойные, добросердечные, романтичные и очень стабильные.
  9. Коричневый цвет любят люди надежные, хладнокровные, дают окружающим чувство стабильности. Они часто увлекаются старинными вещами, у них есть вкус к моде. Обладают хорошей выдержкой.
  10. Белый цвет предпочитают люди переполненные чувством справедливости, стремящиеся к высоким идеалам. У них серьезный характер, они придают больше значение практичности и функциональности.
  11. Черный цвет любят люди обычно закрытые. Они обладают художественными способностями, практичны, не склонны к сентиментальности. Они не любят когда вмешиваются в их дела, обладают сильным духом противоречия, самостоятельны и не зависят от окружающих людей.
  12. Серый цвет нравится людям очень чувствительным к гармонии и балансу. Они легко подстраиваются под чье угодно настроение, с осторожностью размышляют об окружающем положении дел, скромны и умеренны. Они склонны подавлять свою индивидуальность и слишком часто идут на компромисс (слайд 10).

VI/ Продолжение изучения нового материала:

Цветовая композиция в интерьере.

После того как мы познакомились с основными характеристиками цвета, и особенностями восприятия цветовой гаммы можно приступить к цветовому решению вашего интерьера. Прежде всего, нужно составить колористическую гамму будущего интерьера. Для этого необходимо знать, как цвета сочетаются друг с другом. Сначала нам необходимо определить основной или ключевой цвет интерьера. Это, как правило, цвет мягкой мебели и цвет шкафов.

Цвета, расположенные на цветовом круге в пределах 900 включая основной цвет который мы выбираем для интерьера (ключевой цвет) называются родственными цветами (слайд 11). Цвета, находящиеся в пределах 900 от цвета находящиеся напротив основного цвета называются контрастными цветами (слайд 12). В классических интерьерах чаще всего сочетаются три цвета, при этом два из них могут быть родственными, а один контрастным, который создаст акценты в комнате (слайд 13).

Если на цветовом круге цвета, находятся на вершинах вписанного равнобедренного треугольника, то получается гармоничное сочетание трех контрастных цветов (слайд 14). Также, вписав в цветовой круг квадрат, на вершинах которого будет четыре цвета, образуются гармоничные сочетания четырех контрастных цветов (слайд 15). В современных стилях хай-тек, арт-деко преимущественно используются 3-4 контрастных цвета (слайд 16).

При подборе и сочетании цветов в интерьере помещений необходимо соблюдать соотношение (пропорции) этих цветов. То есть нужно следить за балансом и сочетанием - базового цвета, создающего атмосферу, дополнительного цвета, позволяющего оттенить основной цвет, и акцента, привлекающего внимание. Так базовый цвет может занимать 60-70%, от общей пощади цвета, дополняющий цвет занимает примерно 25-30%, а акцент 5-10% (слайд 17).

Иллюзорность цвета.

Цвет иллюзорен и безгранично изменчив, он может зрительно увеличивать или уменьшать предметы, даже воздействовать на оценку промежутка текущего времени (слайд 18). Он может влиять на интерьер, зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять его (слайд 19), повышать или понижать помещения, утяжелять или облегчать форму (слайд 20). Если внимательно посмотреть на цветовой спектр, то мы увидим, что теплые цвета становятся как бы рельефными, то есть приближаются к нам, а холодные цвета удаляются от нас, создавая иллюзию пространства. В интерьерах для расширения пространства помещения нужно использовать холодные тона (слайд 21), а для сужения пространства теплые (слайд 22). Синие цвета могут зрительно отодвинуть стену, если остальные стены будут другого цвета. Иногда наоборот используют один и тот же цвет для стен и потолка, особенно в спальне. Такой прием называется «эффектом парфюмерной коробки». Объединение цветом поверхностей стен помещения дает зрительную иллюзию расширяющегося пространства. С большой осторожностью нужно использовать в интерьере черный цвет. Отдельные включения его в виде полос или пятен в сочетании с белым вполне допустимы.

VII/ Практическая работа:

Подбор колористической гаммы для определенного, конкретного интерьера

Итак, мы сегодня узнали достаточно много о цвете, о цветовых сочетаниях и можем приступить к построению цветовой гаммы своей комнаты. Для этого берем лист бумаги и определяем основной или ключевой цвет. Это может быть цвет шкафов или цвет мягкой мебели, как мы уже говорили. Берем карандаши, фломастеры или цветную бумагу наносим на бумагу основной цвет, стараясь передать его, как можно точнее. Это будет «эталон» колористической гаммы вашего интерьера. Помня о теории цвета, цветовых сочетаниях  и используя цветовой круг тональных цветов (слайд 23), изобразите на бумаге все цвета, какие всплыли в вашем сознании. Теперь попробуем применить теорию цвета на практике. Посмотрите, как выглядит один и тот же интерьер в разных цветовых сочетаниях (слайд 24-28). Если у вас маленькая комната, то лучше использовать холодные цвета (слайд 29). Если комната большая и светлая, то лучше использовать теплые контрастные сочетания (слайд 30). Если вы решили создать интерьер в сочетании родственных и пастельных цветов, то для того чтобы не было скучно, необходимо добавить небольшие акценты яркого, контрастного цвета (слайд 31-32).

На листе бумаги слева столбиком нарисуйте цвета (слайд 33) пола, стен и мебели, это будут базовые цвета. Затем подберите варианты дополнительных цветов и нарисуйте их справа, это будут цвета акцентов. Еще раз внимательно посмотрите на цветовой круг и приступайте к работе (слайд 34). Если результат вам понравился, то вы можете смело использовать эти сочетания для ремонта комнаты.

VIII/ Целевой обход учителя.

IX/ Рефлексия:

Опрос учащихся по теме «Определение стилей и цветового решения предложенных интерьеров».

В завершение нашего занятия, мы посмотрим с вами различные слайды с гармоничными сочетаниями цветов в интерьере. Попробуйте определить, в какой тональности решен тот или иной интерьер, какие иллюзии при этом получились, а также определите, в каком стиле решен дизайн квартиры (слайд 35-51).

X/ Подведение итогов:

Сегодня на занятии вы узнали много нового о цвете и его влиянии на человека. Я надеюсь, что эти знания помогут вам в вашей дальнейшей жизни и возможно в выборе профессии. Если  у вас возникли вопросы, можете их задать мне сейчас или на следующем занятии. Я постараюсь на них ответить.


Литература:

  1. Бояринова С. «Главные правила сочетания цветов» - Москва: Астрель: АСТ, 2009 -159с.: ил.
  2. Крутских Е.Ю., Литвинов Д.В. « Интерьер вашего дома» - Екатеринбург: У-Фактория, 2005 – 272с.
  3. Журнал «Квартирный ответ» - Москва: «Салон-Пресс», 2008 – 130с.: ил.
  4. Журнал «Лучшие интерьеры» - Москва: ООО «ПрессТайм», 2007 -300с.: ил.
  5. Журнал «Красивые дома» - Москва: ЗАО «Красивые дома пресс», 2006 – 178с.: ил.
  6. Журнал «четыре комнаты» - Москва: ЗАО «САЛОН-ПРЕСС», 2000 - 114с.: ил.
  7. Журнал «Мой уютный дом» - Москва: ЗАО «Бурда», 2000 – 68с.: ил.
  8. Интернет ресурс: http://www.narodko.ru/article/bati/ro/kolorirovanie.htm
  9. Интернет ресурс: http://www.narodko.ru/article/bati/ro/odnovremennyi_kontract_cvetov.htm
  10. Интернет ресурс: http://www.webimq.ru/metki/tsvetovoy-kruq.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Зрительные иллюзии в одежде"

Урок "Зрительные иллюзии в одежде"...

Разработка урока с использованием ИКТ на тему " Глаз как оптическая система. Зрительные иллюзии"

Тип урока: интегрированный (физика – биология – информационные технологии) урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы.Задачи урока:•рассмотреть строение и свойства глаза;•работ...

"Зрительные иллюзии"

Зрительные иллюзии...

Презентация по теме "Зрительные иллюзии"

Материал может быть использован как самостоятельный при изучении темы "Оптические явления" или для внеклассного мероприятия по указанной теме 9в этом случае ег необходимо доработать печатными вопросам...

Зрительные иллюзии в одежде

Презентация "Зрительные иллюзии в одежде"...

Зрительные иллюзии

Зрительные иллюзии в одежде...

Разработка урока английского языка в 9 классе "Иллюзии". План-конспект открытого урока

Материал разработан с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции.Планируемые результаты: уметь извлекать конкретную информацию из прочитанного текста; уметь высказывать свое мнение по прочи...


 

Комментарии

Загуменова Эльвира Михайловна

Очень полезный материал предлагается детям на занятии. Причем он побуждает учащихся на дальнейшее действие: применение теоретических знаний на практике, дальнейшее исследование по заданному направлению.