Рбочая программа «Здоровый образ жизни и безопасность»
рабочая программа по обж (5 класс) по теме
Пояснительная записка.
Разработанная программа составлена на основе:
-общешкольной программы «Содействия здоровью»
- примерной программы по валеологии основного общего образования с учетом федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
-примерной программы по валеологии основного общего образования.
-санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ;
- Конвенции о правах ребенка;
- закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”;
- закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”;
(утверждены постановлением Главного Государственного врача РФ от 29.12.2010 г №189
-учебного плана МБОУ гимназии №5(федерального, регионального компонента и учебного компонента ОУ)
-годового учебного календарного графика на текущий год,
-образовательной программы МБОУ гимназии №5,
-плана воспитательной работы классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочаяпрограмма для классного руководителя | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
2014-2015 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №5 ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Здоровый образ жизни и безопасность»
5-8 класс
34 часа
Пояснительная записка.
Разработанная программа составлена на основе:
-общешкольной программы «Содействия здоровью»
- примерной программы по валеологии основного общего образования с учетом федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
-примерной программы по валеологии основного общего образования.
-санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ;
- Конвенции о правах ребенка;
- закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”;
- закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”;
(утверждены постановлением Главного Государственного врача РФ от 29.12.2010 г №189
-учебного плана МБОУ гимназии №5(федерального, регионального компонента и учебного компонента ОУ)
-годового учебного календарного графика на текущий год,
-образовательной программы МБОУ гимназии №5,
-плана воспитательной работы классного руководителя.
Цель: формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Задачи:
-отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
-создать информационный банк о состоянии здоровья подростков;
-организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ через классные часы и родительские собрания.,
-формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
-осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков;
Здоровье людей во все времена считалось высшей ценностью жизни. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Система, образования несет свою, и немалую долю ответственности за здоровье подрастающего поколения. Больше половины активного времени жизни школьник проводит в школе или занимается школьными делами. Поэтому гигиенические условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие педагогов и другие факторы определяют, как и в какой степени влияет школа на здоровье своих учеников.
Среди ряда причин, из-за которых происходит нарушение здоровья школьников, выделяются:
1. Чрезмерная занятость;
2. Высокие учебные нагрузки;
3. Несоответствие между внешними требованиями и возможностями ребенка.
Исходя из этого, разработана программа для оптимального использования здоровъесберегающей деятельности в процессе образования в МБОУ гимназии №5.
Программа для классного руководителя в работе по направлению «Здоровье»
Программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путём реализации программы классным руководителем раскрываются возможности в применении здоровъесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни школьников.
Понятие здорового образа рассматривается как норма жизни семьи .Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей ребёнка и его родителей, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.
В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Концепция укрепления здоровья детей, использование системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном процессе.
Глобальная проблема нашего времени - это охрана физического и психического здоровья детей.
Для решения этой проблемы в классе используются следующие формы работы:
-Тематические классные часы по предупреждению различных заболеваний;
-Родительские собрания по ЗОЖ;
-Общешкольные Дни Здоровья;
-Экскурсии.
Учет состояния детей:
-анализ медицинских карт;
-определение группы здоровья;
-учет посещаемости занятий;
-контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
-организация посещения учащимися спортивных секций, кружков, спорткомплексов.
-дни здоровья;
Урочная и внеурочная работа:
-классные часы общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис и т д.
Вне сомнения, результативность такой работы возможна лишь при условии тесного контакта педагогических и медицинских работников, семьи и наличии программы по укреплению здоровья детей.
Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных морфо-физических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет оценка психологической ситуации в семье, классе, для этого классным руководителем составляются карты индивидуального сопровождения.
Понятие здоровъесберегающей деятельности включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга.
Для более углублённого изучения психического здоровья детей и своевременной его коррекции в классе проводятся диагностические срезы эмоционально-чувственной сферы. Важнейшим фактором развития психического здоровья является создание благоприятного психологического климата и взаимоотношений учителей с детьми, с родителями, родителей с учителями.
Программа для учащихся 5-8 класса.
Исполнитель классный руководитель.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
-здоровьесберегающие медицинские технологии;
-здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
-здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
-здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
Основные направления программы:
-Работа с учащимися.
Классные часы, Дни здоровья, беседы со школьным медиком, организация дежурства в классе.
-Работа с родителями.
Родительские собрания, беседы со школьным медиком ,анкетирование.
-Работа с детьми и родителями
Проведение совместных мероприятий :Дней здоровья, походы итд.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы будут:
-пропаганда здорового образа жизни;
- снижение вредных привычек у подростков и родителей. • апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
-увеличено число детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
-разработка школьной программы по здоровьесбережению;
-разработать рекомендации для родителей, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения.
Исполнитель. Классный руководитель.
Класс | Тема | сроки |
5 класс | Правила дорожного движения. | сентябрь |
Что вы знаете о здоровом образе жизни? /анкета/ | сентябрь | |
Осенний кросс. | октябрь | |
Как с ребёнком приготовить домашнее задание./родительское собрание/ | октябрь | |
Профилактика заболеваний .Грипп, Гепатит. | ноябрь | |
Твой режим дня. | декабрь | |
Профилактика заболеваний. Клещевой энцефалит | март | |
День здоровья. /Весёлые старты/ | май | |
6 класс | ||
Правила дорожного движения | сентябрь | |
Осенний кросс. | октябрь | |
Моё здоровье /анкета/ | ноябрь | |
Вред и польза компьютера. | февраль | |
Профилактика заболеваний .ОРЗ. | март | |
Твоё здоровье в твоих,руках,,/,жвачка,чипсы,газировка/ | апрель | |
Вредные привычки, как и почему они появляются, можно ли этого избежать? /родительское собрание/ | апрель | |
День здоровья /Весёлые старты/ | май | |
7 класс | Правила дорожного движения | сентябрь |
Осенний кросс. | октябрь | |
Анкета «В здоровом теле - здоровый дух» | октябрь | |
Профилактика заболеваний .Грипп. | ноябрь | |
Инструктаж по технике безопасности. | декабрь | |
Сквернословие и здоровье. | февраль | |
Компьютер и здоровье ребёнка./родительское собрание/ | март | |
День здоровья./поход/ | май | |
8 класс | Правила дорожного движения. Охрана безопасности жизни. | сентябрь |
Осенний кросс. | октябрь | |
Профилактика заболеваний .Грипп. | ноябрь | |
Питание и здоровье. | декабрь | |
Суицид. | ||
Здоровые дети в здоровой семье./родительское собрание/ | ||
Влияние вредных привычек на организм человека. | ||
Возрастные особенности подростка./беседа с медиком/ | ||
День здоровья./экскурсия/ |
Содержание программы:
Правила дорожного движения / 4 часа/
Классный час проводится в 5-8 классах с учётом возрастных особенностей, направлен на изучение правил дорожного движения и сохранение безопасности жизни.
Осенний кросс /4 часа/
Проводится как общешкольное мероприятие участвует две команды от класса.
День здоровья./4 часа/
Общешкольное мероприятие, проводится совместно с родителями.
5-6 класс «Весёлые старты»
7 класс Поход за пределы города.
8 класс Экскурсия по городу/набережная национальный парк, старый город/
Тематические классные часы. /17 часов/
5-6 класс Направлены на изучение ЗОЖ, организации режима дня ,профилактики распространённых заболеваний. Изучение вреда и пользы компьютера.
7 -8 класс Инструктажи по технике безопасности, правильное питание, поведение и здоровье.
Как сохранить своё здоровье и жизнь, какие бывают вредные привычки.
Родительские собрания /4 часа/
5-6 класс. Анкетирование. Как организовать режим дня школьника, правильное питание. выполнение домашнего задания.
Какие вредные привычки могут возникать у ребёнка и как их избежать.
7-8 класс Здоровые дети в здоровой семье/ компьютер, вредные привычки, конфликты/.Анкетирование и анализ анкет
Беседа с медиком школы 1 / час/
Направлена на возрастные изменения подростка.
Используемые методики:
1. Методика Лутошкина А.Н. по изучению уровня развития детского коллектива.
Цель: выявить межличностные отношения в группе, коллективе.
2. Методика Жедуновой Л.Г. «Психологическая атмосфера в коллективе».
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Литература:
1. Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.
2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
3. Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.
4. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
5. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
6. Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.
7. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
8. Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
9. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
10. Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.
11. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., Просвещение, 2002
14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
15. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
16. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Здоровый Образ Жизни" для реализации в воспитательной работе школ, гимназий, лицеев
Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воз...
Конкурсная программа "Здоровый образ жизни" для 8 кл.
Эту программу лучше всего проводить в конце учебного года, как повторение и закрепление изученного материала, не только теоретического, но и практических навыков оказания первой доврачебной помощи, сп...
План профилактических бесед по формированию навыков здорового образа жизни и безопасного поведения
План профилактических бесед по формированию навыков здорового образа жизни и безопасного поведения....
Развитие логического мышления, внимания, умения ориентироваться на местности, привитие учащимся навыков здорового образа жизни и безопасного отдыха.
Данная работа рассчитана на творческих людей, которые стараються увлечь детей во время организованного отдыха (оздоровительные пришкольные площадки, детские лагеря отдыха). Предложенные план-схемы стр...
§7.8_8кл_Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности....
Программа воспитания школьников в 6 классе "Здоровый образ жизни и безопасность"
Программа воспитания школьников в 6 классе «Здоровый образ жизни и безопасность» призвана сформировать у учащихся культуру здорового образа жизни, обучить правилам безопасности в различных...