Рабочие программы по ОБЖ с 5-11 классы
рабочая программа по обж (11 класс) на тему

Вологжина Елена Валентиновна

Рабочие программы по ОБЖ с 5- 11 классы составлены на основе программы общеобразовательных учреждений "Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы",  под редакцией Смирнова А.Д, издательство "Просвещение", 2010г содержат пояснительную записку и планирование курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obzh_v_10_klasse.docx20.27 КБ
Microsoft Office document icon obzh_5kl.doc307 КБ
Microsoft Office document icon obzh_6kl.doc292.5 КБ
Microsoft Office document icon obzh_7kl.doc298 КБ
Microsoft Office document icon obzh_8kl.doc412 КБ
Microsoft Office document icon obzh_9kl.doc295.5 КБ
Файл rabochaya_programma_po_obzh_v_11_klasse.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе Примерной программы Министерства образования и науки Российской Федерации.

Пояснительная записка

Примерная программа включает три раздела:

  1. пояснительную записку;
  2. основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
  3. требования к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.

В ходе изучения предмета юноши и девушки формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения и  изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.

Цели

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Задачи обучения

   Основные задачи  курса ОБЖ в 10 классе:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
  • воспитание  ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности к соблюдению здорового образа жизни

Методы обучения

Основными методами обучения при реализации программы по  Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе являются проблемно-поисковый, исследовательский и проектный, обеспечивающие реализацию основных задач учебного предмета.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе  в количестве 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 34 учебных часа.

 I четверть – 9 часов

II четверть – 7 часов

III четверть- 10 часов

IV четверть – 8 часов

Обще учебные  умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

     использование элементов  причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

    участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;

   поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Результаты обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих  предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Методическое обеспечение

  1. Сборник нормативных документов Основы безопасности жизнедеятельности/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 4е  изд., доп. – М. : Дрофа, 2008
  2. Основы безопасности жизнедеятельности 5 – 11 классы развернутое тематическое планирование по учебникам под редакцией Ю.Л.Воробьева автор составитель Т.А.Мелихова, Волгоград: Учитель 2011г.

3.   Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс, под редакцией Воробьёва

       Ю.Л., Москва, Просвещение, 2009 г.

4.    Методическое пособие: Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета 5 – 11 классы, Кузнецов В.С., Колондицкий Г.А., Хабнер М.И., Москва, ВАКО, 2010 г.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен 

знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
  • нормы международного гуманитарного права;
  • требования,   предъявляемые   к  уровню  подготовленности  призывников;
  • основные виды воинской деятельности;
  • строи отделения и порядок управления ими;
  • способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
  • основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
  • государственные и военные символы Российской Федерации;
  • боевые традиции Вооруженных Сил России;
  • общие требования к безопасности военной службы;
  • порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
  • общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
  • правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
  • средства массового поражения и их поражающие факторы;
  • защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
  • порядок размещения и условия быта военнослужащих;

уметь:

  • применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
  • выполнять строевые приемы на месте и в движении;
  • производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
  • вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
  • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;
  • использовать приборы радиационной,  химической разведки  и дозиметрического контроля;



Предварительный просмотр:

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта по Основам безопасности жизнедеятельности на основе примерной программы для базового уровня для общеобразовательных учреждений, 5 класс. Программа  рассчитана на 35 часов, то есть 1 часа в неделю.  

Пояснительная записка

Примерная программа включает три раздела:

  1. пояснительную записку;
  2. основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
  3. требования к уровню подготовки учащихся

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о  чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии определены образовательным стандартом по предмету Основам безопасности жизнедеятельности 5 класса:

  • теория безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
  • практика безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
  • основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Цели обучения

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Задачи обучения

   Основные задачи  курса ОБЖ в 5 классе:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
  • воспитание  ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности к соблюдению здорового образа жизни

Методы обучения

Основными методами обучения при реализации программы по  Основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе являются проблемно-поисковый, исследовательский и проектный, обеспечивающие реализацию основных задач учебного предмета.

                                       Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В 5 классе на его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 35 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Основные требования к уровню  знаний, умений и навыков

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Методическое обеспечение

  1. Программа: Программы общеобразовательных  учреждений  Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5-11 классы, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, Просвещение, 2010г.
  2. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс, под редакцией Воробьёва Ю.Л., Москва, Просвещение, 2008 г.
  3. Методическое пособие: Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета 5 – 11 классы, Кузнецов В.С., Колондицкий Г.А., Хабнер М.И., Москва, ВАКО, 2010 г.

Планирование курса в 5 классе

        

п\п

Раздел, тема

кол. Час.

Всего

теор.

Прак.

1.

Основы комплексной безопасности

22

18

4

1.1.

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

5

1.2.

Опасные ситуации техногенного характера

6

6

1.3.

Опасные ситуации природного характера

2

2

1.4.

Опасные ситуации социального характера

3

3

1.5.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

5

1

4

1.6.

Тестирование

1

1

2.

Основы здорового образа жизни

5

5

2.1.

Возрастные особенности развитие человека и здоровый образ жизни

2

2

2.2.

Факторы, разрушающие здоровье

2

2

2.3.

Тестирование

1

1

3.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

8

3

5

3.1.

Первая медицинская помощь и правила её оказания

3

3

5

ИТОГО

35

26

9



Предварительный просмотр:

  Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта по Основам безопасности жизнедеятельности на основе программы для общеобразовательных учреждений, Регионального учебного плана и  рассчитана на 35 часов, то есть 1 часа в неделю.  Так как, библиотечный фонд школы составляют учебники по ОБЖ под редакцией Ю.Л.Воробьёва, программа изменена на 20%.

Пояснительная записка

Примерная программа включает три раздела:

  1. пояснительную записку;
  2. основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
  3. требования к уровню подготовки учащихся

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о  чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии определены образовательным стандартом по предмету Основам безопасности жизнедеятельности 6 класса:

  • теория безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
  • практика безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
  • основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Цели обучения

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Задачи обучения

   Основные задачи  курса ОБЖ в 6 классе:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
  • воспитание  ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности к соблюдению здорового образа жизни

Методы обучения

Основными методами обучения при реализации программы по  Основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе являются проблемно-поисковый, исследовательский и проектный, обеспечивающие реализацию основных задач учебного предмета.

                                       Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В VI классе на его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 35 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Основные требования к уровню  знаний, умений и навыков

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Методическое обеспечение

  1. Программа: Программы общеобразовательных  учреждений  Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5-11 классы, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, Просвещение, 2010г.
  2. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс, под редакцией Воробьёва Ю.Л., Москва, Просвещение, 2008 г.
  3. Методическое пособие: тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс, М.В Галкина, Москва, издательство Астрель, 2010 г.

                                                                         

                Планирование курса  в 6 классе

               

п\п

Раздел, тема

кол. час.

всего

теор.

прак.

1.

Основы комплексной безопасности

21

21

-

1.1

Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё.

3

3

1.2.

Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной  среде

17

17

-

1.3.

Тестирование

1

1

-

2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

14

14

-

2.1.

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

13

13

2.2

Тестирование

1

1

-

ИТОГО:

35

35



Предварительный просмотр:

  Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта по Основам безопасности жизнедеятельности на основе программы для общеобразовательных учреждений, рассчитанной на 35 часов, то есть 1 часа в неделю. Так как, библиотечный фонд школы составляют учебники по ОБЖ под редакцией Ю.Л.Воробьёва, программа изменена на 20%.

Пояснительная записка

Примерная программа включает три раздела:

  1. пояснительную записку;
  2. основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
  3. требования к уровню подготовки учащихся

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о  чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии определены образовательным стандартом по предмету Основам безопасности жизнедеятельности 7 класса:

  • теория безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
  • практика безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
  • основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Цели обучения

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Задачи обучения

   Основные задачи  курса ОБЖ в 7 классе:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
  • воспитание  ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности к соблюдению здорового образа жизни

Методы обучения

Основными методами обучения при реализации программы по  Основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе являются проблемно-поисковый, исследовательский и проектный, обеспечивающие реализацию основных задач учебного предмета.

                                       Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В VII классе на его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 35 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Основные требования к уровню  знаний, умений и навыков

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Методическое обеспечение

  1. Программа: Программы общеобразовательных  учреждений  Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5-11 классы, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, Просвещение, 2010г.
  2. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс, под редакцией Воробьёва Ю.Л., Москва, Просвещение, 2008 г.
  3. Методическое пособие: тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс. А.Г. Малов-Гра, Москва, издательство АСТ, 2010.


Планирование курса 7 класс

п\п

Раздел, тема

кол. час.

всего

теор.

прак.

1.

Основы комплексной безопасности

24

24

-

1.1.

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

2

2

-

1.2.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения,  их причины и последствия

3

3

-

1.3.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия

4

4

-

1.4.

Чрезвычайные ситуации геофизического происхождения, их причины и последствия

3

3

-

1.5.

Чрезвычайные ситуации морского гидрологического происхождения, их причины и последствия

4

4

-

1.6.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения.

3

3

1.7.

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия.

5

5

2.

Социально-криминальные ситуации и безопасность человека.

3

3

-

3.

Основы медицинских знаний и  здорового образа жизни. Первая помощь при ранениях и травмах.

8

8

-

ИТОГО

35

35

-



Предварительный просмотр:

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта по Основам безопасности жизнедеятельности на основе примерной программы для базового уровня для общеобразовательных учреждений, 8 класс. Программа  рассчитана на 35 часов, то есть 1 часа в неделю.  

Пояснительная записка

Примерная программа включает три раздела:

  1. пояснительную записку;
  2. основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
  3. требования к уровню подготовки учащихся

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о  чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии определены образовательным стандартом по предмету Основам безопасности жизнедеятельности 8 класса:

  • теория безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
  • практика безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
  • основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Цели обучения

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Задачи обучения

   Основные задачи  курса ОБЖ в 8 классе:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
  • воспитание  ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности к соблюдению здорового образа жизни

Методы обучения

Основными методами обучения при реализации программы по  Основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе являются проблемно-поисковый, исследовательский и проектный, обеспечивающие реализацию основных задач учебного предмета.

                                       Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В VIII классе на его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Основные требования к уровню  знаний, умений и навыков

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Методическое обеспечение

  1. Программа: Программы общеобразовательных  учреждений  Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5-11 классы, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, Просвещение, 2010г.
  2. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс, под редакцией Воробьёва Ю.Л., Москва, Просвещение, 2008 г.
  3. Методическое пособие: тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс, Малов - Гра А.Г.,  Москва, издательство Астрель, 2010 г.

Планирование курса за 8 класс

п\п

Раздел, тема

кол.час.

всего

теор.

прак.

1.

Основы комплексной безопасности

17

17

-

1.1.

Пожарная безопасность

3

3

-

1.2.

Безопасность на дорогах

3

3

-

1.3.

Безопасность на водоёмах

3

3

-

1.4.

Экология и безопасность

2

2

-

1.5.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

6

6

-

2.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

7

-

2.1.

Чрезвычайные ситуации  техногенного характера и защита населения

4

4

-

2.2.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

3

-

3.

Основы здорового образа жизни

7

7

-

3.1.

Здоровый образ жизни и его составляющие

7

7

-

4.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

4

-

4.1.

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

4

-

ИТОГО

35

35

-



Предварительный просмотр:

  Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта по Основам безопасности жизнедеятельности на основе программы для общеобразовательных учреждений, Регионального учебного плана и  рассчитана на 34 часа, то есть 1 часа в неделю. Так как, библиотечный фонд школы составляют учебники по ОБЖ под редакцией Ю.Л.Воробьёва, программа изменена на 20%.

 

Пояснительная записка

Примерная программа включает три раздела:

  1. пояснительную записку;
  2. основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
  3. требования к уровню подготовки учащихся

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о  чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии определены образовательным стандартом по предмету Основам безопасности жизнедеятельности 9 класса:

  • теория безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
  • практика безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
  • основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Цели обучения

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Задачи обучения

   Основные задачи  курса ОБЖ в 9 классе:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
  • воспитание  ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности к соблюдению здорового образа жизни

Методы обучения

Основными методами обучения при реализации программы по  Основам безопасности жизнедеятельности в 9 классе являются проблемно-поисковый, исследовательский и проектный, обеспечивающие реализацию основных задач учебного предмета.

                                       Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В IX классе на его изучение выделяется 34 часа, из расчета 1 часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 34 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Основные требования к уровню  знаний, умений и навыков

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Основные требования к уровню  знаний, умений и навыков

Учащиеся должны уметь:

  • доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и      водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
  • действовать при возникновения пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого кол-ва людей;
  • перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чс и во время чс.

Должны знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • приёмы и правила оказания первой медицинской помощи.

Методическое обеспечение

  1. Программа: Программы общеобразовательных  учреждений  Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5-11 классы, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, Просвещение, 2010г.
  2. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс, под редакцией Воробьёва Ю.Л., Москва, Просвещение, 2008 г.
  3. Методическое пособие: тематическое и поурочное планирование по  основам безопасности жизнедеятельности, Ю.П. Подолян, Москва, АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г.

                                                           

п\п

Раздел, тема

кол. час.

всего

теор.

прак.

1.

Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека

18

18

-

1.1

Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека

14

14

1.2.

Правила безопасного поведения в повседневной жизни

4

4

-

2.

Система предупреждения и ликвидации Чрезвычайных ситуаций

16

16

-

2.1.

Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях

4

4

2.2

  Всероссийское движение «Школа безопасности»  

12

12

ИТОГО:

34

34

Планирование всего курса



Предварительный просмотр:

Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе Примерной программы Министерства образования и науки Российской Федерации.

 Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения тем  учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов,  для проведения учебных сборов, военно-профессиональной ориентации и военно-патриотического воспитания. 

         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа включает три раздела:

  1. пояснительную записку;
  2. основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса;
  3. требования к уровню подготовки учащихся

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.

В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.

Цели

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Задачи обучения

   Основные задачи  курса ОБЖ в 11 классе:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
  • воспитание  ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности к соблюдению здорового образа жизни

Методы обучения

Основными методами обучения при реализации программы по  Основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе являются проблемно-поисковый, исследовательский и проектный, обеспечивающие реализацию основных задач учебного предмета.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классе  в количестве 34 часов, из расчета 1 час в неделю.

Примерная программа рассчитана на 34 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Программа рассчитана на 34 учебных часа.

 I четверть – 9 часов

II четверть – 7 часов

III четверть- 10 часов

IV четверть – 8 часов

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

       использование элементов  причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

      участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;

      поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

      оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

     умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

     осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Результаты обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих  предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, рекомендует примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем  и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

•  воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

•  развитие духовных и физических качеств личности, потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

•  освоение знаний: о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

•  формирование умений: оценки ситуаций,  оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Методическое обеспечение

  1. Сборник нормативных документов Основы безопасности жизнедеятельности/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 4е  изд., доп. – М. : Дрофа, 2008
  2. Основы безопасности жизнедеятельности 5 – 11 классы развернутое тематическое планирование по учебникам под редакцией Ю.Л.Воробьева автор составитель Т.А.Мелихова, Волгоград: Учитель 2011г.

3.   Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс, под редакцией Воробьёва

       Ю.Л., Москва, Просвещение, 2009 г.

4.    Методическое пособие: Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета 5 – 11 классы, Кузнецов В.С., Колондицкий Г.А., Хабнер М.И., Москва, ВАКО, 2010 г.

Основные требования к уровню  знаний, умений и навыков

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен  

знать:

•  основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;

•  основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;

•  состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

•  основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

•  особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;

уметь:

•  рассказать о предназначении и задачах Вооруженных Сил Российской Федерации ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  ведения здорового образа жизни;

•  соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;

•  оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;

•  вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;

•  подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...