Рабочие программы по ОБЖ с 5-11 классы
рабочая программа по обж (11 класс) на тему
Рабочие программы по ОБЖ с 5- 11 классы составлены на основе программы общеобразовательных учреждений "Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы", под редакцией Смирнова А.Д, издательство "Просвещение", 2010г содержат пояснительную записку и планирование курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_v_10_klasse.docx | 20.27 КБ |
obzh_5kl.doc | 307 КБ |
obzh_6kl.doc | 292.5 КБ |
obzh_7kl.doc | 298 КБ |
obzh_8kl.doc | 412 КБ |
obzh_9kl.doc | 295.5 КБ |
rabochaya_programma_po_obzh_v_11_klasse.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе Примерной программы Министерства образования и науки Российской Федерации.
Пояснительная записка
Примерная программа включает три раздела:
- пояснительную записку;
- основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
- требования к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.
В ходе изучения предмета юноши и девушки формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения и изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.
Цели
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Задачи обучения
Основные задачи курса ОБЖ в 10 классе:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности к соблюдению здорового образа жизни
Методы обучения
Основными методами обучения при реализации программы по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе являются проблемно-поисковый, исследовательский и проектный, обеспечивающие реализацию основных задач учебного предмета.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в количестве 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.
I четверть – 9 часов
II четверть – 7 часов
III четверть- 10 часов
IV четверть – 8 часов
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
Результаты обучения
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Методическое обеспечение
- Сборник нормативных документов Основы безопасности жизнедеятельности/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 4е изд., доп. – М. : Дрофа, 2008
- Основы безопасности жизнедеятельности 5 – 11 классы развернутое тематическое планирование по учебникам под редакцией Ю.Л.Воробьева автор составитель Т.А.Мелихова, Волгоград: Учитель 2011г.
3. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс, под редакцией Воробьёва
Ю.Л., Москва, Просвещение, 2009 г.
4. Методическое пособие: Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета 5 – 11 классы, Кузнецов В.С., Колондицкий Г.А., Хабнер М.И., Москва, ВАКО, 2010 г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
- нормы международного гуманитарного права;
- требования, предъявляемые к уровню подготовленности призывников;
- основные виды воинской деятельности;
- строи отделения и порядок управления ими;
- способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
- основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
- государственные и военные символы Российской Федерации;
- боевые традиции Вооруженных Сил России;
- общие требования к безопасности военной службы;
- порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
- общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
- правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
- средства массового поражения и их поражающие факторы;
- защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
- порядок размещения и условия быта военнослужащих;
уметь:
- применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
- выполнять строевые приемы на месте и в движении;
- производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
- вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
- ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
- пользоваться индивидуальными средствами защиты;
- использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта по Основам безопасности жизнедеятельности на основе примерной программы для базового уровня для общеобразовательных учреждений, 5 класс. Программа рассчитана на 35 часов, то есть 1 часа в неделю.
Пояснительная записка
Примерная программа включает три раздела:
- пояснительную записку;
- основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
- требования к уровню подготовки учащихся
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии определены образовательным стандартом по предмету Основам безопасности жизнедеятельности 5 класса:
- теория безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
- практика безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Цели обучения
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Задачи обучения
Основные задачи курса ОБЖ в 5 классе:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности к соблюдению здорового образа жизни
Методы обучения
Основными методами обучения при реализации программы по Основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе являются проблемно-поисковый, исследовательский и проектный, обеспечивающие реализацию основных задач учебного предмета.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В 5 классе на его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 35 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Основные требования к уровню знаний, умений и навыков
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Методическое обеспечение
- Программа: Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5-11 классы, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, Просвещение, 2010г.
- Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс, под редакцией Воробьёва Ю.Л., Москва, Просвещение, 2008 г.
- Методическое пособие: Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета 5 – 11 классы, Кузнецов В.С., Колондицкий Г.А., Хабнер М.И., Москва, ВАКО, 2010 г.
Планирование курса в 5 классе
№ п\п | Раздел, тема | кол. Час. | ||
Всего | теор. | Прак. | ||
1. | Основы комплексной безопасности | 22 | 18 | 4 |
1.1. | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 | 5 | |
1.2. | Опасные ситуации техногенного характера | 6 | 6 | |
1.3. | Опасные ситуации природного характера | 2 | 2 | |
1.4. | Опасные ситуации социального характера | 3 | 3 | |
1.5. | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 5 | 1 | 4 |
1.6. | Тестирование | 1 | 1 | |
2. | Основы здорового образа жизни | 5 | 5 | |
2.1. | Возрастные особенности развитие человека и здоровый образ жизни | 2 | 2 | |
2.2. | Факторы, разрушающие здоровье | 2 | 2 | |
2.3. | Тестирование | 1 | 1 | |
3. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 8 | 3 | 5 |
3.1. | Первая медицинская помощь и правила её оказания | 3 | 3 | 5 |
ИТОГО | 35 | 26 | 9 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта по Основам безопасности жизнедеятельности на основе программы для общеобразовательных учреждений, Регионального учебного плана и рассчитана на 35 часов, то есть 1 часа в неделю. Так как, библиотечный фонд школы составляют учебники по ОБЖ под редакцией Ю.Л.Воробьёва, программа изменена на 20%.
Пояснительная записка
Примерная программа включает три раздела:
- пояснительную записку;
- основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
- требования к уровню подготовки учащихся
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии определены образовательным стандартом по предмету Основам безопасности жизнедеятельности 6 класса:
- теория безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
- практика безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Цели обучения
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Задачи обучения
Основные задачи курса ОБЖ в 6 классе:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности к соблюдению здорового образа жизни
Методы обучения
Основными методами обучения при реализации программы по Основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе являются проблемно-поисковый, исследовательский и проектный, обеспечивающие реализацию основных задач учебного предмета.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В VI классе на его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 35 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Основные требования к уровню знаний, умений и навыков
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Методическое обеспечение
- Программа: Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5-11 классы, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, Просвещение, 2010г.
- Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс, под редакцией Воробьёва Ю.Л., Москва, Просвещение, 2008 г.
- Методическое пособие: тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс, М.В Галкина, Москва, издательство Астрель, 2010 г.
Планирование курса в 6 классе
№ п\п | Раздел, тема | кол. час. | ||
всего | теор. | прак. | ||
1. | Основы комплексной безопасности | 21 | 21 | - |
1.1 | Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё. | 3 | 3 | |
1.2. | Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде | 17 | 17 | - |
1.3. | Тестирование | 1 | 1 | - |
2. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 14 | 14 | - |
2.1. | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 13 | 13 | |
2.2 | Тестирование | 1 | 1 | - |
ИТОГО: | 35 | 35 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта по Основам безопасности жизнедеятельности на основе программы для общеобразовательных учреждений, рассчитанной на 35 часов, то есть 1 часа в неделю. Так как, библиотечный фонд школы составляют учебники по ОБЖ под редакцией Ю.Л.Воробьёва, программа изменена на 20%.
Пояснительная записка
Примерная программа включает три раздела:
- пояснительную записку;
- основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
- требования к уровню подготовки учащихся
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии определены образовательным стандартом по предмету Основам безопасности жизнедеятельности 7 класса:
- теория безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
- практика безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Цели обучения
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Задачи обучения
Основные задачи курса ОБЖ в 7 классе:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности к соблюдению здорового образа жизни
Методы обучения
Основными методами обучения при реализации программы по Основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе являются проблемно-поисковый, исследовательский и проектный, обеспечивающие реализацию основных задач учебного предмета.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В VII классе на его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 35 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Основные требования к уровню знаний, умений и навыков
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Методическое обеспечение
- Программа: Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5-11 классы, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, Просвещение, 2010г.
- Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс, под редакцией Воробьёва Ю.Л., Москва, Просвещение, 2008 г.
- Методическое пособие: тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс. А.Г. Малов-Гра, Москва, издательство АСТ, 2010.
Планирование курса 7 класс
№ п\п | Раздел, тема | кол. час. | ||
всего | теор. | прак. | ||
1. | Основы комплексной безопасности | 24 | 24 | - |
1.1. | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 2 | 2 | - |
1.2. | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия | 3 | 3 | - |
1.3. | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия | 4 | 4 | - |
1.4. | Чрезвычайные ситуации геофизического происхождения, их причины и последствия | 3 | 3 | - |
1.5. | Чрезвычайные ситуации морского гидрологического происхождения, их причины и последствия | 4 | 4 | - |
1.6. | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения. | 3 | 3 | |
1.7. | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия. | 5 | 5 | |
2. | Социально-криминальные ситуации и безопасность человека. | 3 | 3 | - |
3. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Первая помощь при ранениях и травмах. | 8 | 8 | - |
ИТОГО | 35 | 35 | - |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта по Основам безопасности жизнедеятельности на основе примерной программы для базового уровня для общеобразовательных учреждений, 8 класс. Программа рассчитана на 35 часов, то есть 1 часа в неделю.
Пояснительная записка
Примерная программа включает три раздела:
- пояснительную записку;
- основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
- требования к уровню подготовки учащихся
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии определены образовательным стандартом по предмету Основам безопасности жизнедеятельности 8 класса:
- теория безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
- практика безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Цели обучения
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Задачи обучения
Основные задачи курса ОБЖ в 8 классе:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности к соблюдению здорового образа жизни
Методы обучения
Основными методами обучения при реализации программы по Основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе являются проблемно-поисковый, исследовательский и проектный, обеспечивающие реализацию основных задач учебного предмета.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В VIII классе на его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Основные требования к уровню знаний, умений и навыков
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Методическое обеспечение
- Программа: Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5-11 классы, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, Просвещение, 2010г.
- Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс, под редакцией Воробьёва Ю.Л., Москва, Просвещение, 2008 г.
- Методическое пособие: тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс, Малов - Гра А.Г., Москва, издательство Астрель, 2010 г.
Планирование курса за 8 класс
№ п\п | Раздел, тема | кол.час. | ||
всего | теор. | прак. | ||
1. | Основы комплексной безопасности | 17 | 17 | - |
1.1. | Пожарная безопасность | 3 | 3 | - |
1.2. | Безопасность на дорогах | 3 | 3 | - |
1.3. | Безопасность на водоёмах | 3 | 3 | - |
1.4. | Экология и безопасность | 2 | 2 | - |
1.5. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия | 6 | 6 | - |
2. | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 | 7 | - |
2.1. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения | 4 | 4 | - |
2.2. | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 3 | 3 | - |
3. | Основы здорового образа жизни | 7 | 7 | - |
3.1. | Здоровый образ жизни и его составляющие | 7 | 7 | - |
4. | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 | 4 | - |
4.1. | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 | 4 | - |
ИТОГО | 35 | 35 | - |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта по Основам безопасности жизнедеятельности на основе программы для общеобразовательных учреждений, Регионального учебного плана и рассчитана на 34 часа, то есть 1 часа в неделю. Так как, библиотечный фонд школы составляют учебники по ОБЖ под редакцией Ю.Л.Воробьёва, программа изменена на 20%.
Пояснительная записка
Примерная программа включает три раздела:
- пояснительную записку;
- основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
- требования к уровню подготовки учащихся
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии определены образовательным стандартом по предмету Основам безопасности жизнедеятельности 9 класса:
- теория безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
- практика безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Цели обучения
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Задачи обучения
Основные задачи курса ОБЖ в 9 классе:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности к соблюдению здорового образа жизни
Методы обучения
Основными методами обучения при реализации программы по Основам безопасности жизнедеятельности в 9 классе являются проблемно-поисковый, исследовательский и проектный, обеспечивающие реализацию основных задач учебного предмета.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В IX классе на его изучение выделяется 34 часа, из расчета 1 часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 34 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Основные требования к уровню знаний, умений и навыков
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Основные требования к уровню знаний, умений и навыков
Учащиеся должны уметь:
- доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
- действовать при возникновения пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
- соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого кол-ва людей;
- перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чс и во время чс.
Должны знать:
- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- приёмы и правила оказания первой медицинской помощи.
Методическое обеспечение
- Программа: Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5-11 классы, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, Просвещение, 2010г.
- Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс, под редакцией Воробьёва Ю.Л., Москва, Просвещение, 2008 г.
- Методическое пособие: тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности, Ю.П. Подолян, Москва, АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г.
№ п\п | Раздел, тема | кол. час. | ||
всего | теор. | прак. | ||
1. | Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека | 18 | 18 | - |
1.1 | Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека | 14 | 14 | |
1.2. | Правила безопасного поведения в повседневной жизни | 4 | 4 | - |
2. | Система предупреждения и ликвидации Чрезвычайных ситуаций | 16 | 16 | - |
2.1. | Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях | 4 | 4 | |
2.2 | Всероссийское движение «Школа безопасности» | 12 | 12 | |
ИТОГО: | 34 | 34 |
Планирование всего курса
Предварительный просмотр:
Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе Примерной программы Министерства образования и науки Российской Федерации.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, для проведения учебных сборов, военно-профессиональной ориентации и военно-патриотического воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа включает три раздела:
- пояснительную записку;
- основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса;
- требования к уровню подготовки учащихся
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.
В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу введен специальный раздел.
Цели
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Задачи обучения
Основные задачи курса ОБЖ в 11 классе:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности к соблюдению здорового образа жизни
Методы обучения
Основными методами обучения при реализации программы по Основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе являются проблемно-поисковый, исследовательский и проектный, обеспечивающие реализацию основных задач учебного предмета.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классе в количестве 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 34 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.
I четверть – 9 часов
II четверть – 7 часов
III четверть- 10 часов
IV четверть – 8 часов
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
Результаты обучения
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, рекомендует примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
• развитие духовных и физических качеств личности, потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
• освоение знаний: о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
• формирование умений: оценки ситуаций, оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Методическое обеспечение
- Сборник нормативных документов Основы безопасности жизнедеятельности/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 4е изд., доп. – М. : Дрофа, 2008
- Основы безопасности жизнедеятельности 5 – 11 классы развернутое тематическое планирование по учебникам под редакцией Ю.Л.Воробьева автор составитель Т.А.Мелихова, Волгоград: Учитель 2011г.
3. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс, под редакцией Воробьёва
Ю.Л., Москва, Просвещение, 2009 г.
4. Методическое пособие: Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета 5 – 11 классы, Кузнецов В.С., Колондицкий Г.А., Хабнер М.И., Москва, ВАКО, 2010 г.
Основные требования к уровню знаний, умений и навыков
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
знать:
• основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;
• основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
• состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
• основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
• особенности прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
уметь:
• рассказать о предназначении и задачах Вооруженных Сил Российской Федерации ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ведения здорового образа жизни;
• соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
• оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;
• вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
• подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...