рабочая программа ОБЖ 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по ОБЖ, на основе примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности. Составитель Т.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. Москва, «Дрофа», 2007г. и авторской программы (Т.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, М.П. Фролов, Ю.Л. Воробьев).
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 37.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 8 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени в год, количество учебных часов в неделю – 1час.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс.
Раздел I. ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека (24 часа)
Глава 1. Производственные аварии и катастрофы. (2 часа)
Понятие аварии, катастрофы. Основные причины техногенных аварий и катастроф. Характеристика основных типов ЧС техногенного характера и их последствий.
Глава 2. Пожары и взрывы (4 часа)
Пожары. Взрывы. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия от пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.
Контрольная работа №1 «ЧС техногенного характера. Пожары и взрывы»
Глава 3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических веществ (АХОВ) (3 часа)
АХОВ и ХОО. Характеристика АХОВ и их поражающие факторы. Возможные последствия при авариях на ХОО и правила поведения населения. Характеристика очагов поражения АХОВ.
Глава 4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ
(3 часа)
Радиоактивность и РОО. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Последствия радиационных аварий. Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях. Защита от ИИ. Правила поведения населения при авариях на РОО.
Контрольная работа № 2 « ЧС техногенного характера: аварии с выбросом химических и радиоактивных веществ»
Глава 5. Гидродинамические аварии (2 часа)
Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидротехнических аварий. Последствия гидродинамических аварий, меры по защите от них. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.
Глава 6. Нарушение экологического равновесия. (4 часа)
Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв и природных вод и источников. Понятие о ПДК загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в Росси.
Контрольная работа №3 «Гидродинамические ситуации. Нарушение экологического равновесия».
Глава 7. Правила безопасного поведения в криминогенной ситуации (4 часа)
Основные понятия в уголовной ответственности несовершеннолетних. Как уберечь себя от преступлений?:
а) безопасность в общественных местах; как получить помощь со стороны;
б) поведение при невозможности избежать силового контакта; самозащита в общественном транспорте;
в) самозащита в замкнутом пространстве; особенности схватки на лестнице.
Тестирование «Как уберечь себя от преступлений»
Раздел 2 . Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) (4 часа)
Глава 8. Единая система РСЧС. (4 часа)
Основные понятия о РСЧС. История создания системы. Задачи РСЧС на современном этапе.
Практические занятия:
- действие учащихся по сигналам оповещения «Внимание всем!», «Пожар!», «Химическая тревога!». (Зачёт)
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (6 часов)
Глава 9. Основы медицинских знаний и первой медицинской помощи. (3 часа).
Виды, цели и задачи 1МП. Основные мероприятия при 1МП. 1Мп при отравлениях АХОВ. Защита от РВ: йодная профилактика и снижение радиоактивности потребляемых продуктов.
Глава 10. Основы здорового образа жизни. (2 часа)
Режим труда и отдыха подростка. Питание и сон. Закаливание и профилактика простудных заболеваний.
Контрольная работа №4 по теме «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | часы | Количество часов | |
теория | практик | |||
| Раздел 1. ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека. | 24 |
| |
1 | Глава 1. Производственные аварии и катастрофы. | 2 | 2 | |
2 | Глава 2. Пожары и взрывы. | 4 | 3 | 1 |
3 | 3 | 3 | - | |
4 | Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. | 3 | 2 | 1 |
| Глава 5. Гидродинамические аварии. | 2 | 2 | - |
5 | Глава 6. Нарушение экологического равновесия. | 4 | 3 | 1 |
6 | Глава 7. Правила безопасного поведения в криминогенной ситуации. | 4 | 3 | 1 |
| Раздел 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. | 4 | 3 | 1 |
7 | Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 6 | 5 | 1 |
| Итого: | 34 | 28 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...