Открытый урок по теме: "Влияние образа жизни на функцию дыхания человека"
план-конспект занятия по обж (10 класс) на тему

Нашиван Светлана Михайловна

Открытый урок по ОБЖ для учащихся 10 класса с использованием программно-аппаратного комплекса AFS.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_obraza_zhizni_na_funktsiyu_dykhaniya_cheloveka.docx74.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема открытого урока: «Влияние образа жизни на функцию дыхания человека» 10 класс

Цель урока: проанализировать влияние образа жизни человека на частоту дыхательных движений.

Задачи:

  1. Определить частоту дыхательных движений до и после физической нагрузки с использованием программно – аппаратного комплекса AFS;
  2. Проанализировать полученные данные;
  3. Обсудить результаты исследования.
  4. Убедить подростков задуматься над необратимыми последствиями нездорового образа жизни.
  5. Пропаганда здорового образа жизни.

План урока:

  1. Организационный момент,
  2. Основная часть урока,
  3. Выводы.

  Ход урока:  

  1. Рассказ учителя: Одним из важнейших аспектов жизни человека всегда являлось обеспечение безопасности его жизнедеятельности. В современных условиях все возрастающее значение приобретают вопросы безопасного образа жизни; изучения факторов, укрепляющих и разрушающих здоровье; профилактики вредных привычек. Осознание истинных проблем безопасности необходимо каждому человеку, чтобы правильно ориентироваться в сегодняшней жизни, определять свою гражданскую позицию. Безопасный образ жизни каждый человек выбирает сам по желанию, самочувствию и возможностям. 

Стремительно растет злоупотребление психоактивными веществами среди детей и молодежи. По статистике 25,7% мальчиков и 22,4% девочек 15 — 16 лет признались, что уже пробовали одно или несколько наркотических средств, причем, некоторые — неоднократно. Это чрезвычайно опасно. Употребление наркотиков приводит к формированию наркозависимости, потребность в постоянном приеме наркотиков становится жизненно необходимой и непреодолимой. 

Сегодня на уроке мы проанализируем влияние образа жизни на функцию дыхания человека. Для этого мы используем программно-аппаратный комплекс AFS.

Давайте вспомним о строении органов дыхания:

  1. Рассказ ученика:  о верхних дыхательных путях.
  2. Рассказ ученика: о нижних дыхательных путях

http://www.megabook.ru/MObjects2/DATA4/pic/phi0101l.jpg

  1. Вопрос ученикам: Охарактеризовать процесс дыхания

Дыхание представляет собой сложный процесс газообмена между внешней средой и организмом. Из внешней среды в организм поступает кислород, а наружу выделяется углекислый газ. Процесс поступления воздуха называется вдохом, а процесс его выпускания — выдохом.

  1. Вопрос ученикам: Что является одним из показателей работоспособности органов дыхания?

 Одним из показателей работоспособности органов дыхания является            частота дыхания (частота дыхательных движений).

  1. Вопрос ученикам: Давайте вспомним из курса анатомии, что  такое частота дыхания?

Частота дыхания — это количество дыхательных циклов в минуту. Один цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы. У взрослого здорового человека дыхание в состоянии покоя ритмичное и глубокое, средняя частота дыхания составляет 15–20 циклов в минуту.

  1. Слово учителю. «Сегодня мы будем изучать функцию дыхания человека на основе использования программно-аппаратного комплекса AFS «Безопасный образ жизни».

Основу технологического оборудования комплекта AFS «Безопасный образ жизни» составляет программно-аппаратный комплекс, содержащий(демонстрация):

   1. Программное обеспечение AFS «Безопасный образ жизни»

   2. Систему сбора данных (ССД AFS)

   3. Датчик частоты дыхательных движений;

  4. Датчик давления газа.

   5. Методические учебные материалы (CD)  

  1. Слово учителю.

Обсуждение результатов.

Если:

  • Частота дыхательных движений  в состоянии покоя составляет 14–20 циклов в минуту, после 10 приседаний возрастает до 20–29. Такие показатели соответствуют нормальному процессу дыхания.
  • Частота дыхательных движений  в состоянии покоя: 20–30 циклов в минуту, после 10 приседаний:30–35. В этом случае имеет место учащенное дыхание (тахипноэ), которое может быть обусловлено повышенным возбуждением дыхательного центра. Такое состояние может возникнуть вследствие повышенной тревожности, стресса, принудительного ограничения дыхательного объема, травмы головы, а также курения.
  • Частота дыхательных движений  в состоянии покоя: не больше 12 циклов в минуту, после 10 приседаний:14–20. Столь низкие показатели позволяют говорить о редком дыхании (брадипноэ). Такое дыхание свойственно людям, регулярно занимающимся спортом. Кроме того, пониженная частота дыхательных движений может быть следствием токсического воздействия на дыхательный центр в результате употребления наркотических веществ или алкоголя.
  1. Практическая часть урока(2-3 обучающихся).

Построение графиков дыхательных движений.

Анализ полученных данных.

  1. Сравнительный вывод по полученным результатам.
  2. Рассказ обучающихся об исследовательской работе на данную тему среди учеников школы.
  3. Анализ графиков и диаграмм частоты дыхательных движений человека:

- ведущего здоровый образ жизни

- курящего человека

- с хроническим заболеванием

- с избыточным весом.

13.  Выводы по результатам проведенного исследования (делают ученики).

14. Общие выводы:

-   именно здоровый образ жизни является самым эффективным, простым и дешевым средством профилактики многих заболеваний, в том числе и заболеваний дыхательной системы.

- анализируя данные частоты дыхательных движений обучающихся, ведущих разный, в том числе и не очень здоровый образ жизни, можно найти прямую связь отклонений данных функции дыхания от образа жизни.

СТРУКТУРА  САМОАНАЛИЗА  УРОКА

Тема: «Влияние образа жизни на функцию дыхания человека»

Вопросы

Возможные варианты ответов

  1. Место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками.

Урок является:

  • уроком изучения нового материала;
  • уроком закрепления изученного ранее материала;
  • уроком обобщения материала по данной теме;
  • уроком контроля знаний и умений учащихся.
  1. Какие особенности класса были учтены при планировании урока?

При планировании урока были учтены:

  • индивидуальные возрастные особенности класса;
  • психологические особенности класса;
  • дифференцированный подход к различным учащимся;
  • способность класса к самоорганизации;
  1. Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?

Тип урока.

Выбор структуры и типа урока обосновывался:

  • местом урока в теме, разделе, курсе;
  • содержанием урока в соответствии с требованием учебной программы;
  • формулировкой образовательных, развивающих и воспитательных целей урока.
  1. Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения?

Формы и методы обучения.

Выбор содержания, форм и методов обучения обосновывался:

  • требованиями образовательного стандарта;
  • потребностями и интересами учащихся;
  • формулировкой дидактической цели урока;
  • спецификой учебного предмета;
  • системой работы учителя.
  1. Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке? Насколько они благоприятствовали успешной работе?

На уроке были созданы:

  • ситуация комфортности учащихся на уроке (атмосфера доброжелательности и уважения, педагогический такт, толерантность учителя);
  • условия для предупреждения утомляемости учащихся (применение различных наглядных пособий, соответствующих  гигиеническим требованиям, чередование видов деятельности, физкультминутки).
  1. Общая структура урока
  1. Основная дидактическая цель урока;

Цель: проанализировать влияние образа жизни человека на частоту дыхательных движений.

Образовательная:

  • Определить частоту дыхательных движений до и после физической нагрузки с использованием программно – аппаратного комплекса AFS;
  • Проанализировать полученные данные;
  • Обсудить результаты исследования.

Развивающая: Убедить подростков задуматься над необратимыми последствиями нездорового образа жизни.

Воспитательная: Пропаганда здорового образа жизни.

  1. Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задач?

  • Подготовить учащихся к работе на уроке;
  • установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях;
  • организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся;
  • вызвать объективную необходимость изучения, закрепления учебного материала;
  • дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний;
  • установить, насколько усвоен новый материал, связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности;
  • закрепить у учащихся те знания, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу;
  • оценить эмоциональное отношение учащихся к деятельности на уроке;
  • информировать учащихся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Выбор задач, решаемых на уроке, обосновывается:

  • требованиями образовательного стандарта;
  • спецификой учебного предмета;
  • системой работы учителя.
  1. Этапы урока:
  1. Организационный этап.

  • Приветствие, проверка внешнего состояния классного помещения;
  • проверка подготовленности учащихся к уроку;
  • организация внимания.
  1. Этап постановки целей и задач урока.

  • Постановка целей и задач перед учащимися.
  1. Этап проверки домашнего задания.

  • Выяснение степени усвоения заданного на дом материала;
  • определение типичных недостатков в знаниях и их причин;
  • ликвидация обнаруженных недочетов.
  1. Этап актуализации опорных знаний.

  • Востребование основных ранее изученных знаний, необходимых для дальнейшей продуктивной деятельности на уроке;
  1. Этап усвоения новых знаний.

  • Организация внимания;
  • сообщение учителем нового материала;
  • обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала учащимися.
  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

  • Проверка глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий.
  1. Этап закрепления нового материала.

  • Закрепление полученных знаний и умений;
  • закрепление  методики изучения материала;
  • закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний учащихся.
  1. Рефлексия.

  • Самоанализ своей деятельности на уроке;
  • самоанализ совместной деятельности класса на уроке;
  • самоанализ достижения конкретных результатов деятельности на уроке.
  1. Заключительный этап.

  • Подведение итогов урока;
  • оценка работы класса в целом и каждого учащегося в отдельности;
  • информация о домашнем задании.
  1. Как можно оценить результаты урока? Решены ли его задачи?

Удалось  реализовать все поставленные задачи.

Удалось  добиться желаемого результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ОБЖ "Здоровый образ жизни и профилактика наркомании"

Открытый урок посвящен здоровому образу жизни и профилактике наркомании....

Урок на тему "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" в 8 классе (на татарском языке)

Урок на тему "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" в 8 классе...

Открытый урок по теме "Здоровый образ жизни".

урок нацелен на формирование и развитие навыков и умений всех видов речевой деятельности: умение работать с новой лексикой, аудировать незнакомый текст с извлечением основной информации, обсуждать про...

Технологическая карта открытого урока по теме "Здоровый образ жизни" 6 класс

Технологическая карта открытого урока по теме "Здоровый образ жизни" 6 класс, Кузовлев....

Урок по ОБЖ «Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека»

Данный урок способствует расширению знаний подростков о здоровье и здоровом образе жизни и формированию ценностного отношения к собственному здоровью....

Открытый урок "МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ"

Открытый урок. Веселые старты...

Теоретические работы для детей на уроках физкультуры как средство повышения знаний о здоровом образе жизни и общей культуре человека

Теоретические работы для детей  на уроках физкультуры как средство повышения знаний о здоровом образе жизни и  общей  культуре человека с 5-11 класс: тесты и кроссворды...