Урок по ОБЖ «Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека»
план-конспект урока по обж (8 класс)

Якушева Людмила Васильевна

Данный урок способствует расширению знаний подростков о здоровье и здоровом образе жизни и формированию ценностного отношения к собственному здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc113.5 КБ
Файл konspekt.docx50.75 КБ
Файл 0000bd75-cdba3ac4.pptx2.35 МБ
Файл pril.docx26.83 КБ
Файл dz.docx14.28 КБ
Microsoft Office document icon pril1_1.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Организационная информация

Автор

Якушева Людмила Васильевна

Предмет

Основы безопасности жизнедеятельности

Класс

7-9 классы

Методическая информация

Тема урока

«Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека»

Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующими уроками)

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Знания предыдущих тем уроков являются основой для проведения данного урока.

Цель урока

Способствовать расширению знаний подростков о здоровье и здоровом образе жизни и формированию ценностного отношения к собственному здоровью.

Задачи урока

Образовательная: сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие».

Развивающая: развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная: способствовать воспитанию убеждения, что только сам человек определяет свой здоровый (или нездоровый) образ жизни; способствовать формированию здорового образа жизни.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: познакомятся с основными составляющими здорового образа жизни, факторами, влияющими на здоровье; узнают, применят на практике полученные знания; будут уметь отбирать и правильно оценивать предложенный материал.

Познавательные: активно использовать речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; использовать знаково-символические средства представления информации (схемы, модели, рисунки) с целью решения учебных  и практических задач; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос; находить способы решения заданий поискового характера для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию здоровому образу жизни; мотивировать себя к здоровому образу жизни, к творческому труду.

Форма урока

Фронтальная, групповая и самостоятельная работы

Методы и методические приемы

Наглядный, практический, исследовательский, проблемно-поисковый, словесный

 

Реализуемая педагогическая технология

Технология АМО

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядный материал.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые способы деятельности

I.Организационный момент

2 мин

Прием «Река ожиданий»

- Здравствуйте ребята! Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением и готовы на плодотворную работу.

- Ребята, а что вы ожидаете от данного урока. Обозначьте, пожалуйста, на корабликах, ожидания от нашего занятия. Озвучьте их, пожалуйста, и расположите на реке ожидания.

- И я ожидаю на этом уроке от вас активности,  обобщения и пополнения ваших знаний!

Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Указывают на корабликах свои ожидания от урока.

Личностные УУД:

установление личностного контакта с обучающимися.

Коммуникативные УУД:

передача своего настроения, установление связей способствующих взаимодействию

Регулятивные УУД:

умение мобилизоваться, настраиваться на рабочий процесс

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Целепололагание.

5 мин

Демонстрация видеофрагмента

Фронтальная работа

Прием «Ассоциация»

- ( слайд 1) Хочу начать наш урок с высказывания: «Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно».

- Как вы его понимаете?

- Верно, организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Здоровье человека является фундаментом всей его жизни. Когда человек здоров, он активен, работоспособен, самодостаточен и счастлив.

- Кто, как правило, является главным источником опасности для здоровья человека?

- Действительно, человек виновен во многих современных проблемах, которые негативно влияют на здоровье людей. Практически все негативные факторы создаются в ходе деятельности человечества.

- Как вы думаете, чему будет посвящен урок?

- (слайд 2) Тема урока Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека «Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека».

- Какие цели урока мы можем поставить?

-Ребята, в течение урока мы с вами будем выполнять разные задания, которые будут оцениваться жетоном, в конце урока сумма которых определит вашу отметку. Поэтому жду от вас внимательности и активности.

- Ну а сейчас давайте подумаем и вспомним, что такое здоровье?

- У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации. Я предлагаю каждому из вас записать на стикерах по две ассоциации.
И так, здоровье для вас – это…

- (слайд 3)  В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

- Давай вспомним, на какие виды делится здоровье? (Социальное, психическое и физическое) (слайд 4)

- Прикрепите свои ассоциации к слову «здоровье», пожалуйста, к тому вагону, какой вид здоровья, по вашему мнению, они определяют.

- Всё верно. К физическому здоровью относятся все естественные состояния организма, обусловленные нормальным функционированием всех его органов и систем.

К психологическому относят состояния человека, которое характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти.

К социальному (нравственному) здоровье  моральные принципы, которые являются основой жизни человека.

Обсуждают высказывание, перерабатывают информацию, отвечают на поставленные учителем вопросы.

Формулируют тему,  цели урока.

Познавательные УУД:

формирует самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, формулирование темы урока

Личностные УУД: проявлять терпение и доброжелательность к

соучастнику деятельности

Регулятивные УУД:  формирует умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.

Коммуникативные УУД: формирование грамотных, четких речевых высказываний.

Познавательные УУД:

 проводить анализ учебного материала.

III. Актуализация знаний.

3 мин

Демонстрация видеофрагмента

Фронтальная работа

Слайд 2

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео и после ответить на вопрос, от чего зависит здоровье человека. (слайд 5)

(видео )

- Что влияет на здоровье человека?

- (слайд 6) Как правильно вы сказали, на здоровье человека влияют различные факторы. И сегодня мы поговорим о них и выясним, какие последствия возникают в результате их воздействия.

Смотрят видеофрагмент, обсуждают его, отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные УУД:

проводить анализ учебного материала.
Коммуникативные УУД:

формирует опыт коллективной деятельности и взаимодействия друг с другом.  

IV. Обобщение и систематизация знаний

15 мин

Фронтальная работа

Показ презентации

Исследовательская работа

Работа в группах

Физминутка «Танец»

Приемы «Ромашка здоровья», «Стена вредных привычек»

- (слайд 7) Исходя из социологических данных, на 10% наше здоровье зависит от современной медицины. Давайте рассмотрим  основные причины, которые сокращают нашу жизнь и влияют на здоровье.

  • Сердечно- сосудистые заболевания 50%
  • Онкологические заболевания 30%
  • Заболевания лёгких
  • Травмы
  • Ятрогенные заболевания (психические нарушения, обусловленные травмирующим влиянием высказывания и/или поведения медперсонала; в их происхождении решающую роль играет повышенная внушаемость больного, а также его личностные особенности. Напр., наличие тревожности и мнительности способствует появлению навязчивых мыслей о развитии неизлечимого заболевания.)
  • Другие

- Несмотря на то, что 75% смертей связано с болезнями цивилизации, благодаря медицине никогда в истории ни одно общество не имело такой продолжительности жизни как современные народы.

- (слайд 8) Следующий фактор, который влияет на здоровье, это генетика. Проблема здоровья людей и генетика тесно взаимосвязаны. Многие болезни имеют генетическую природу, при этом вклад наследственной информации в развитие болезни может быть разным. В последнее время выявлено, что у большинства людей в течение жизни проявляются те или иные наследственные заболевания, связанные с нарушением структуры наследственного материала.

(слайд 9-10)

Поэтому влияние генетики оказывает огромное влияние на наш организм, и нам необходимо это учитывать.

- (слайд 11) Одним из наиболее важных факторов, оказывающих воздействие на человека, является окружающая среда. Экология в жизни человека имеет большую роль, она затрагивает все сферы жизни: питание, здоровье, жизнедеятельность, настроение. С каждым годом состояние среды обитания ухудшается. Это вызвано непрерывным ростом промышленности, урбанизацией и увеличением количества автомобилей. Через трубы заводов и машин в атмосферу попадают фенол, оксид углерода, диоксид серы и другие ядовитые вещества. Необходимо понимать, что с ухудшением состояния среды понижается и качество жизни.

- (слайд 12) Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Каждой группе будут предложен материал по источникам загрязнения экологии. Необходимо с ними ознакомиться, проанализировать и заполнить таблицу. По окончанию работы мы выясним,  что является источниками загрязнения окружающей среды и какие последствия для человечества несёт данный вид загрязнений.

- (слайд 13) Ну и последний, самый важный фактор – образ жизни человека. Под  здоровым образом жизни понимают такой способ жизнедеятельности людей, который обеспечивает им формирование, сохранение и укрепление здоровья.

- Говоря о ЗОЖ, мы знаем, что помимо важных физических нагрузок для организма, необходимо помнить и о правильном отдыхе. А что нам помогает отдохнуть? (подвести детей к танцам) (слайд 14)

(видео)

- (слайд 15) Предлагаю группам снова поработать в группах. 1 группе необходимо вырастить ромашку, лепестки которой будут составляющими здорового образа жизни, т.е. полезные привычки, 2 - записать вредные привычки на кирпичиках стены вредных привычек. По окончанию работы, каждая группа представляет результат своей работы.

Слушают теоретический материал

Делятся на группы.

Знакомятся с заданиями.

Определяют участника группы, который будет представлять материал.  

Выполняют заданные движения танца.

Презентуют результаты работы по своему вопросу.

Знакомятся с материалом, представленным другой группы.  

Личностные УУД:

формирует мотивационную основу учебной деятельности

управляет проявлениями своих эмоций

Регулятивные УУД: включает действия саморегуляции

сохраняет учебную задачу

формирует понимание инструкций и выполнение действий по инструкции

Познавательные УУД: включает общеучебные и логические представления

формулирует вопросы к взрослому при затруднении

Коммуникативные УУД:

формирует умение работать в группе, договариваться и приходить к общему мнению

соблюдать нормы общения с одноклассником в учебном взаимодействии (объяснять и доказывать свою точку зрения)

Регулятивные УУД : волевая и физическая регуляция способности к мобилизации сил и энергии

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

8 мин.

Работа в группах

Фронтальная работа

Прием «Модель человека»

- (слайд 16) Чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы участников) 

(слова для характеристики здорового человека: красивый, ловкий, статный, крепкий, сутулый, бледный, стройный, неуклюжий, сильный, румяный, толстый, подтянутый)

- Давайте попробуем изобразить здорового человека и не здорового и объяснить, почему изобразили этого человека именно так, используя для рисунка слова-помощники.

Сознают модели здорового и нездорового человека.

Знакомятся с моделью, представленной другой группы.  

Познавательные УУД:

умение перерабатывать информацию  для получения необходимого результата для создания нового продукта

Коммуникативные УУД

доносить свою позицию до других, владея приёмами речи

понимать другие позиции.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

3 мин

Фронтальная работа

- Сейчас, ребята, для закрепления полученного материала на уроке, проведенной работы, каждому из вас необходимо пройти небольшой экспресс-тест, выясним, как вы поняли тему и насколько были внимательны.(слайд 17-19)

Экспресс – тест

Влияние биологических факторов на состояние здоровья связано:

а/ с психологическим складом личности

б/ с наследственностью

в/ с климатическими условиями личности

2. В основе здорового образа жизни лежит:

а/ наследственность

б/ личная заинтересованность человека

в/ неукоснительное соблюдение правильного организованного режима дня

3  Правильно организованный режим дня обеспечивает:

а/ оптимизацию микроклимата учебных помещений

б/ рациональное чередование и регулярность различных видов деятельности и отдыха

в/ правильную рабочую позу во время занятий

г/ регулярное и рациональное питание

- Давайте подведем итоги экспресс-теста.

- Какую работу вам особенно понравилось выполнять?

- Что для вас было трудным? Все ли было понятно?

- Достигли ли мы поставленной цели в начале урока?

Выполняют экспресс-тест.

Систематизируют полученные знания на уроке, делают выводы.

Личностные УУД: 

умение устанавливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Регулятивные УУД:

умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще принадлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

VIII. Домашнее задание

1 мин

- Давайте запишем домашнее задание. Необходимо составить свой режим дня/памятка-рекомендация «Как продлить свою жизнь»

Записывают в дневники домашнее задание

Регулятивные УУД

Личностные УУД

IX. Рефлексия

3 мин

Самооценка

Фронтальная работа

Прием «Река ожиданий»

- Мы провели с вами урок о здоровом образе жизни. Я предлагаю вам вернуться к “Реке ожиданий”. Скажите, пожалуйста, оправдались ли ваши ожидания?

- Если ваши ожидания оправдались, переместите кораблики к берегу сбывшихся надежд.

-А теперь, я предлагаю вам определить, какую отметку вы поставили себе за работу на уроке. Почему? От чего зависит ваша оценка? (подсчет жетонов)

При необходимости учитель корректирует предложения ребят.

- Надеюсь, сегодняшнее занятие было для вас полезным, вы смогли с него что-то почерпнуть и сделаете для себя правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни. Спасибо за активную работу!

Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность в группе или на уроке

Регулятивные УУД:

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

Познавательные УУД:

перерабатывать информацию  для получения результата и создания нового продукта – оценки своей деятельности

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию



Предварительный просмотр:

1) Организационный этап. (3 мин)

- Здравствуйте ребята! Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением и готовы на плодотворную работу.

- Ребята, а что вы ожидаете от данного урока. Обозначьте, пожалуйста, на корабликах, ожидания от нашего занятия. Озвучьте их, пожалуйста, и расположите на реке ожидания.

- И я ожидаю на этом уроке от вас активности,  обобщения и пополнения ваших знаний!

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(5 мин)

- (слайд 1) Хочу начать наш урок с высказывания: «Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно».

- Как вы его понимаете?

- Верно, организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Здоровье человека является фундаментом всей его жизни. Когда человек здоров, он активен, работоспособен, самодостаточен и счастлив.

- Кто, как правило, является главным источником опасности для здоровья человека?

- Действительно, человек виновен во многих современных проблемах, которые негативно влияют на здоровье людей. Практически все негативные факторы создаются в ходе деятельности человечества.

- Как вы думаете, чему будет посвящен урок?

- (слайд 2) Тема урока «Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека»

- Какие цели урока мы можем поставить?

-Ребята, в течение урока мы с вами будем выполнять разные задания, которые будут оцениваться жетоном, в конце урока сумма которых определит вашу отметку. Поэтому жду от вас внимательности и активности.

- Ну а сейчас давайте подумаем и вспомним, что такое здоровье?

- У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации. Я предлагаю каждому из вас записать на стикерах по две ассоциации.
И так, здоровье для вас – это…

-  (слайд 3) В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

- Давай вспомним, на какие виды делится здоровье? (Социальное, психическое и физическое)

- Прикрепите свои ассоциации к слову «здоровье», пожалуйста, к тому вагону, какой вид здоровья, по вашему мнению, они определяют.

- Всё верно. К физическому здоровью относятся все естественные состояния организма, обусловленные нормальным функционированием всех его органов и систем.

К психологическому относят состояния человека, которое характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти.

К социальному (нравственному) здоровье  моральные принципы, которые являются основой жизни человека.

3) Актуализация знаний.(3 мин)

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео и после ответить на вопрос, от чего зависит здоровье человека.(слайд 4)

(видео )

- Что влияет на здоровье человека?

- (слайд 6) Как правильно вы сказали, на здоровье человека влияют различные факторы. И сегодня мы поговорим о них и выясним, какие последствия возникают в результате их воздействия.

4) Обобщение и систематизация знаний (20)

- (слайд 7) Исходя из социологических данных, на 10% наше здоровье зависит от современной медицины. Давайте рассмотрим  основные причины, которые сокращают нашу жизнь и влияют на здоровье.

  • Сердечно- сосудистые заболевания 50%
  • Онкологические заболевания 30% («бич современности», которому подвержены от мала до велика)
  • Заболевания лёгких
  • Травмы
  • Ятрогенные заболевания (психические нарушения, обусловленные травмирующим влиянием высказывания и/или поведения медперсонала; в их происхождении решающую роль играет повышенная внушаемость больного, а также его личностные особенности. Напр., наличие тревожности и мнительности способствует появлению навязчивых мыслей о развитии неизлечимого заболевания.)
  • Другие

- Несмотря на то, что 75% смертей связано с болезнями цивилизации, благодаря медицине никогда в истории ни одно общество не имело такой продолжительности жизни как современные народы.

- (слайд 8) Следующий фактор, который влияет на здоровье, это генетика. Проблема здоровья людей и генетика тесно взаимосвязаны. Многие болезни имеют генетическую природу, при этом вклад наследственной информации в развитие болезни может быть разным. В последнее время выявлено, что у большинства людей в течение жизни проявляются те или иные наследственные заболевания, связанные с нарушением структуры наследственного материала.

(слайды 9-10)

Поэтому влияние генетики оказывает огромное влияние на наш организм, и нам необходимо это учитывать.

- (слайд 11) Одним из наиболее важных факторов, оказывающих воздействие на человека, является окружающая среда. Экология в жизни человека имеет большую роль, она затрагивает все сферы жизни: питание, здоровье, жизнедеятельность, настроение. С каждым годом состояние среды обитания ухудшается. Это вызвано непрерывным ростом промышленности, урбанизацией и увеличением количества автомобилей. Через трубы заводов и машин в атмосферу попадают фенол, оксид углерода, диоксид серы и другие ядовитые вещества. Необходимо понимать, что с ухудшением состояния среды понижается и качество жизни.

- (слайд 12) Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Каждой группе будут предложен материал по источникам загрязнения экологии. Необходимо с ними ознакомиться, проанализировать и заполнить таблицу. По окончанию работы мы выясним,  что является источниками загрязнения окружающей среды и какие последствия для человечества несёт данный вид загрязнений.

- (слайд 13) Ну и последний, самый важный фактор – образ жизни человека. Под  здоровым образом жизни понимают такой способ жизнедеятельности людей, который обеспечивает им формирование, сохранение и укрепление здоровья.

- Говоря о ЗОЖ, мы знаем, что помимо важных физических нагрузок для организма, необходимо помнить и о правильном отдыхе. А что нам помогает отдохнуть? (подвести детей к танцам) (слайд 14)

Физминутка (видео)

- (слайд 15) Предлагаю группам снова поработать в группах. 1 группе необходимо вырастить ромашку, лепестки которой будут составляющими здорового образа жизни, т.е. полезные привычки, 2 - записать вредные привычки на кирпичиках стены вредных привычек. По окончанию каждая группа представляет результат своей работы.

5) Применение знаний и умений в новой ситуации (5 мин)

- Чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы участников) (слайд 16)

(слова для характеристики здорового человека: красивый, ловкий, статный, крепкий, сутулый, бледный, стройный, неуклюжий, сильный, румяный, толстый, подтянутый)

- Давайте попробуем изобразить здорового человека и не здорового и объяснить, почему изобразили этого человека именно так, используя для рисунка слова-помощники.

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.(2 мин)

- Сейчас, ребята, для закрепления полученного материала на уроке, проведенной работы, каждому из вас необходимо пройти небольшой экспресс-тест, выясним, как вы поняли тему и насколько были внимательны. (слайд 17-19)

Экспресс – тест

Влияние биологических факторов на состояние здоровья связано:

а/ с психологическим складом личности

б/ с наследственностью

в/ с климатическими условиями личности

2. В основе здорового образа жизни лежит:

а/ наследственность

б/ личная заинтересованность человека

в/ неукоснительное соблюдение правильного организованного режима дня

3  Правильно организованный режим дня обеспечивает:

а/ оптимизацию микроклимата учебных помещений

б/ рациональное чередование и регулярность различных видов деятельности и отдыха

в/ правильную рабочую позу во время занятий

г/ регулярное и рациональное питание

- Давайте подведем итоги экспресс-теста.

- Какую работу вам особенно понравилось выполнять?

- Что для вас было трудным? Все ли было понятно?

- Достигли ли мы поставленной цели в начале урока?

Домашнее задание:  составить свой режим дня/памятка-рекомендация «Как продлить свою жизнь»

7) Рефлексия

- Мы провели с вами урок о здоровом образе жизни. Я предлагаю вам вернуться к “Реке ожиданий”. Скажите, пожалуйста, оправдались ли ваши ожидания?

- Если ваши ожидания оправдались, переместите кораблики к берегу сбывшихся надежд.

- А теперь, я предлагаю вам определить, какую отметку вы поставили себе за работу на уроке. Почему? От чего зависит ваша оценка? (подсчет жетонов)

- Надеюсь, сегодняшнее занятие было для вас полезным, вы смогли с него что-то почерпнуть и сделаете для себя правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни. Спасибо за активную работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно». Мишель Монтень

Слайд 3

Тема урока: «Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека»

Слайд 4

Здоровье - “ состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

Слайд 8

Груп ы факторов, влияющих на наше здоровье Образ жизни 50% Экология 20% Генетика 20% Медицина 10%

Слайд 9

Сердечно- сосудистые Онкологические заболевания Заболевания лёгких Травмы Ятрогенные заболевания Другие причины Медицина 10%

Слайд 10

Проблема здоровья людей и генетика тесно взаимосвязаны. Многие болезни имеют генетическую природу. В последнее время выявлено, что у большинства людей в течение жизни проявляются те или иные наследственные заболевания, связанные с нарушением структуры наследственного материала. Генетика 20%

Слайд 12

4 0% сердечно-сосудистых заболеваний нельзя объяснить ничем, кроме генетики Генетика 20%

Слайд 13

Одним из наиболее важных факторов, оказывающих воздействие на человека, является окружающая среда. Экология в жизни человека имеет большую роль, она затрагивает все сферы жизни: питание, здоровье, жизнедеятельность, настроение. С каждым годом состояние среды обитания ухудшается. Это вызвано непрерывным ростом промышленности, урбанизацией и увеличением количества автомобилей. Через трубы заводов и машин в атмосферу попадают фенол, оксид углерода, диоксид серы и другие ядовитые вещества. Необходимо понимать, что с ухудшением состояния среды понижается и качество жизни. Экология 20%

Слайд 14

Групповая работа: Наименование антропогенного фактора Источники загрязнения Последствия загрязнения Загрязнение почвы Загрязнение воды Загрязнение воздуха Шумовые загрязнения Электромагнитные загрязнения

Слайд 15

Образ жизни 50% Под здоровым образом жизни понимают такой способ жизнедеятельности людей, который обеспечивает им формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Слайд 18

«Модель человека» Слова-помощники: красивый , ловкий, статный, крепкий, сутулый, бледный, стройный, неуклюжий, сильный, румяный, толстый, подтянутый

Слайд 19

Экспресс – тест Влияние биологических факторов на состояние здоровья связано : а/ с психологическим складом личности; б/ с наследственностью; в/ с климатическими условиями.

Слайд 20

Экспресс – тест 2. В основе здорового образа жизни лежит : а/ наследственность; б/ личная заинтересованность человека; в/ неукоснительное соблюдение правильного организованного режима дня.

Слайд 21

Экспресс – тест Правильно организованный режим дня обеспечивает : а/ оптимизацию микроклимата учебных помещений б/ рациональное чередование и регулярность различных видов деятельности и отдыха в/ правильную рабочую позу во время занятий г/ регулярное и рациональное питание

Слайд 22

Домашнее задание: «Мой режим дня» Памятка-рекомендация « Как продлить свою жизнь»

Слайд 23

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 24

« З О Ж »

Слайд 25

С п а с и б о з а в н и м а н и е



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Домашнее задание:

  • Мой режим дня»

или

  • Памятка-рекомендация «Как продлить свою жизнь»

Домашнее задание:

  • Мой режим дня»

или

  • Памятка-рекомендация «Как продлить свою жизнь»

Домашнее задание:

  • Мой режим дня»

или

  • Памятка-рекомендация «Как продлить свою жизнь»

Домашнее задание:

  • Мой режим дня»

или

  • Памятка-рекомендация «Как продлить свою жизнь»

Домашнее задание:

  • Мой режим дня»

или

  • Памятка-рекомендация «Как продлить свою жизнь»



Предварительный просмотр:

Загрязнение почвы:

Почвенный покров – важнейшее природное образование. Его роль в жизни общества определяется тем, что почва представляет собой источник продовольствия, обеспечивающий 95-97 % продовольственных ресурсов для населения планеты.

Земельные ресурсы планеты позволяют обеспечивать продуктами питания больше населения, чем имеется в настоящее время. Вместе с тем, в связи с ростом населения, особенно в развивающихся странах, деградацией почвенного покрова, загрязнения, эрозии и т.д.; а также вследствие отвода земель под застройку городов, поселков и промышленных предприятий количество плодородной почвы резко сокращается.

По воле человека изменяется характер почвы, меняются факторы почвообразования – рельеф, микроклимат, появляются новые реки и т.д. Под влиянием промышленных и сельскохозяйственных загрязнений изменяются свойства почвы и почвообразовательные процессы, потенциальное плодородие, снижается технологическая и питательная ценность сельскохозяйственной продукции и т.д.

В числе загрязняющих веществ преобладает бытовой мусор, пищевые отходы, фекалии, строительный мусор, отходы отопительных систем, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода; мусор общественный учреждений – больниц, столовых, гостиниц, магазинов. 

В твердых и жидких промышленных отходах постоянно присутствуют те или иные вещества, способные оказывать токсическое воздействие на живые организмы и их сообщества. Например, в отходах металлургической промышленности обычно присутствуют соли цветных и тяжелых металлов.

 Удобрения, ядохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйстве для защиты растений  от вредителей, болезней и сорняков. Загрязнение почв и нарушение нормального круговорота веществ происходит в результате недозированного применения минеральных удобрений.

Загрязнение воды:

Огромная масса вод Мирового океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Более половины кислорода поступает в атмосферу из океана, и он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере. 

Загрязнение воды - это понижение ее качества в результате попадания в реки, ручьи, озера, моря и океаны различных физических, химических или биологических веществ.

Загрязнение воды имеет много причин. Промышленные стоки, содержащие неорганические и органические отходы, нередко спускаются в реки и моря. Ежегодно в водные источники попадают тысячи химических веществ, действие которых на окружающую среду заранее не известно. Сотни из этих веществ представляют собой новые соединения. Хотя промышленные стоки во многих случаях подвергаются предварительной очистке, они все-таки содержат токсичные вещества, которые трудно обнаружить. 

Бытовые сточные воды, содержащие, например, синтетические моющие средства, в конце концов попадают в реки и моря. Удобрения, смываемые с поверхности почвы, попадают в водостоки, ведущие к озерам и морям. Все эти причины приводят к сильному загрязнению воды, особенно в замкнутых бассейнах-озерах, заливах и фьордах. 

Если в воде находится большое количество взвешенных твердых веществ, они делают ее непрозрачной для солнечного света и тем самым препятствуют процессу фотосинтеза в водных бассейнах. Это в свою очередь вызывает нарушения в цепи питания в таких бассейнах, а как следствие – исчезновение водных животных. Кроме того, твердые отходы вызывают заиливание рек и судоходных каналов, что приводит к необходимости частого проведения дноуглубительных работ.

Тепловое загрязнение. Наиболее масштабное однократное употребление воды – производство электроэнергии, где она используется главным образом для охлаждения и конденсации пара, вырабатываемого турбинами тепловых электростанций. При этом вода нагревается в среднем на 7° С, после чего сбрасывается непосредственно в реки и озера, являясь основным источником дополнительного тепла, который называют «тепловым загрязнением». Против употребления этого термина имеются возражения, поскольку повышение температуры воды иногда приводит к благоприятным экологическим последствиям.

Сельское хозяйство. Вторым основным потребителем воды является сельское хозяйство, использующее ее для орошения полей. Стекающая с них вода насыщена растворами солей и почвенными частицами, а также остатками химических веществ, способствующих повышению урожайности. К ним относятся инсектициды; фунгициды, которые распыляют над фруктовыми садами и посевами; гербициды, знаменитое средство борьбы с сорняками; и прочие пестициды, а также органические и неорганические удобрения, содержащие азот, фосфор, калий и иные химические элементы.

Кроме химических соединений, в реки попадает большой объем фекалий и других органических остатков с ферм, где выращиваются мясо-молочный крупный рогатый скот, свиньи или домашняя птица. Много органических отходов также поступает в процессе переработки продукции сельского хозяйства (при разделке мясных туш, обработке кож, производстве пищевых продуктов и консервов и т.д.).

Загрязнение воздуха:

Атмосферный воздух - один из важнейших жизнеобеспечивающих природных компонентов на Земле - представляет собой смесь газов и аэрозолей атмосферы, сложившуюся в ходе эволюции. Загрязнения атмосферы - это самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на растения, животных, микроорганизмы; на качество жизни человека.

Экологическое воздействие автотранспорта на здоровье человека зависит от количества выбрасываемых веществ, уровня превышения предельно допустимых концентраций, длительности пребывания человека вблизи автомагистралей. Анализ проб воздушной среды показывает, что качество воздуха ухудшается. Процент превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на автомагистралях и вблизи них в последние годы составляет 11-16 %. Выбросы от автомобилей в городах особенно опасны тем, что загрязняют воздух в основном на уровне 60- 90 см от поверхности Земли и особенно на участках автотрасс, где стоят светофоры.

Наибольшую опасность представляет радиоактивное загрязнение биосферы в результате деятельности человека. Во второй половине нашего столетия начали вводить в эксплуатацию атомные электростанции. При нормальной эксплуатации объектов атомной энергии и промышленности загрязнение окружающей среды составляет ничтожно малую долю. Иная ситуация складывается при авариях на атомных объектах. В настоящее время все острее встает проблема складирования и хранения радиоактивных отходов военной промышленности и атомных электростанций. С каждым годом они представляют все большую опасность для окружающей среды. Таким образом, использование ядерной энергии поставило перед человечеством новые серьезные проблемы.

Главный химический загрязнитель атмосферы — сернистый газ, выделяющийся при сжигании каменного угля, нефти, при выплавке железа и меди.  Сернистый газ служит причиной выпадения кислотных дождей. При высокой концентрации сернистого газа, пыли, дыма во влажную тихую погоду в промышленных районах возникает белый, или влажный смог — ядовитый туман, резко ухудшающий условия жизни людей.

Серьезные отрицательные последствия для человека и других живых организмов влечет за собой загрязнение воздуха веществами, которые используют в холодильных установках, в производстве полупроводников и аэрозольных баллончиков.

Последствиями загрязнения атмосферы является истощение озонового слоя Земли и парниковый эффект.

Через дыхательную систему в организм человека поступает кислород, который разносится  к жизненно важным органам, и выводятся продукты жизнедеятельности, в частности углекислый газ. Если в дыхательную систему попадают загрязняющие вещества, человек чихает и кашляет. Таким образом эвакуируются загрязненный воздух и слизь. Постоянное длительное воздействие загрязненного воздуха приводит к перегрузке и переполнению защитных систем человека, в результате развиваются болезни дыхательной системы: аллергическая астма, рак и эмфизема легких, хронические бронхиты.

Шумовое загрязнение:

С ростом урбанизации шум стал постоянной частью человеческой жизни, одним из существенных загрязнителей городской среды. Усиление шумового фона свыше предельно допустимых величин (80 дБ), характерное для современной жизни, опасно не только с позиций профессиональной вредности: оно представляет собой опасность для физического и психического здоровья населения.

Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства — автомобили, железнодорожные поезда и самолёты.

В городах уровень шумового загрязнения в жилых районах может быть сильно увеличен за счёт неправильного городского планирования (например, расположение аэропорта в черте города).

Помимо транспорта (60÷80 % шумового загрязнения) другими важными источниками шумового загрязнения в городах являются промышленные предприятия, строительные и ремонтные работы, автомобильная сигнализация, собачий лай, шумные люди и т. д.

Длительный шум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку. К тому же он обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, всё сильнее угнетают нервную систему. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно–сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.

Электромагнитное излучение:

Интенсивное использование электромагнитной и электрической энергии в современном информационном обществе привело к тому, что в последней трети XX века возник и сформировался новый значимый фактор загрязнения окружающей среды - электромагнитный. К его появлению привело развитие современных технологий передачи информации и энергии, дистанционного контроля и наблюдения, некоторых видов транспорта, а также развитие ряда технологических процессов. В настоящее время мировой общественностью признано, что электромагнитное поле искусственного происхождения является важным значимым экологическим фактором с высокой биологической активностью.

Электромагнитное загрязнение окружающей среды входит в число наиболее актуальных проблем человечества. Каждый день мы включаем микроволновую печь, говорим по мобильному телефону, ездим в метро, работаем за компьютером, не задумываясь о том, что каждое из этих технических изобретений оказывает на нас свое негативное воздействие.

К основным источникам электромагнитного излучения относятся:

- линии электропередач (городского освещения, высоковольтные);
- электропроводка (внутри зданий, телекоммуникации);
- бытовые электроприборы;
- теле- и радиостанции (транслирующие антенны);
- спутниковая и сотовая связь (транслирующие антенны), радары;
- персональные компьютеры.

К болезням от электромагнитного излучения принадлежат: рак крови, рак груди, рак легкого, аллергия, астма, заболевания суставов, паталогии позвоночника. Поэтому сейчас эти болезни практически невозможно излечить.

Наименование антропогенного фактора

Источники загрязнения

Основные последствия загрязнения

Загрязнение почвы

Загрязнение воды

Загрязнение воздуха

Шумовое загрязнение

Электромагнитное загрязнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Здоровый образ жизни"

УМК Кузовлев, заключительный урок мини проект...

Урок по основам здорового образа жизни. Этика воспитания в семье.

Урок предназначен для учащихся 9 класса. Этика воспитания в семье - это воспитание ответственности за созданию будущих отношений, защита  прав каждого члена семьи, психологического состояни...

разработка урока по теме "Здоровый образ жизни". Прямая и косвенная речь

Цель урока:   Использование в учебной деятельности инновационных образовательных технологий, реализация дифференцированного подхода в обучении, обобщение и закрепление лексико-грамматического м...

План-конспект урока физической культуры "Здоровый образ жизни как способ формирования личности в процессе занятий спортом"

Данный урок разработан для учащихся 6 класса коррекционной школы 8 вида. Урок сдвоенный и состоит из двух частей: первая часть - теоретическая и проводится в классе, вторая часть - практическая и пров...

Урок Я выбираю здоровый образ жизни

Урок "Я выбираю здоровый образ жизни"...

План урока по теме " Здоровый образ жизни"

Цель урокаСовершенствовать навыки говорения  и письма при подготовке учащихся к ЕГЭ. Задачи урока1) обучающаяОвладение речевыми структурами для ведения диалога и монологаРазвитие навыка гово...

Урок по пропаганде здорового образа жизни "В здоровом теле здоровый дух. Жизнь без вредных привычек"

Пропаганда здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек у подростков....