Методическая разработка открытого урока
методическая разработка по обж на тему
Тема: Боевые традиции и символы воинской чести Вооруженных Сил РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 444 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НАРО-ФОМИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ГБПОУ МО «НФПТ»
__________________________________________________________________
143300, Московская область, тел.: 8 (496) 343-77-17
г. Наро-Фоминск, ул. Чехова, д. 1 «а» тел./факс: 8 (496) 343-84-61
E-mail: gpu_40@mail.ru
Методическая разработка
открытого урока
Тема: Боевые традиции и символы воинской чести Вооруженных Сил РФ
Урок: Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.
Разработал: преподаватель-организатор ОБЖ Овчинникова А. В.
г. Наро-Фоминск
2014 г.
План
урока по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Профессия НПО 190631.01 Автомеханик
Группа АМ 021 (2 курс обучения)
Дата проведения 27.10.14г
Тема программы: Боевые традиции и символы воинской чести Вооруженных Сил РФ
Тема урока: Боевое Знамя воинской части – символ чести, доблести и славы
Тип урока: усвоение нового учебного материала
Метод обучения: словесно – демонстрационный
Место проведения: кабинет ОБЖ
Время:45 минут
Задачи: воспитывать чувство патриотизма, долга, ответственности за исполнение воинской обязанности, в том числе с применением полученных знаний
Цели урока:
1.Образовательная – ознакомить обучающихся с одним из символов воинской славы (Боевое Знамя) и одной из древнейших традиций русских воинов – верности Боевому Знамени
2.Воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине и его Вооруженным Силам.
3.Развивающая – развить духовное и нравственное начало гражданина, это любовь к своей Родине и народу, его истории.
Оснащение урока:
1.Учебник «Основы военной службы», Смирнов А.Т. и др.
2.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т. и др.
3. Роман «Война и мир», Л.Н. Толстого
4. Устав внутренней службы ВС РФ
5. Строевой устав ВС РФ
6. Дидактический материал (плакаты, карточки – задания)
7. Видеофильм «Война и мир»
Межпредметные связи: История
Структура урока
- Организационный момент - 1-2 мин
- Повторение материала - 7- 9 мин
- Изложение нового материала -15-18 мин
- Закрепление материала -13-15 мин
- Подведение итогов - 2-3 мин
- Выдача заданий на дом - 1-2 мин
Ход урока
1. Организационная часть урока
Построение группы и доклад дежурного по группе о прибытии группы на урок. Проверка готовности обучающихся к уроку. Объявляю тему урока, цели урока и какие учебные вопросы будут рассмотрены в этой теме. Формирование ПК 1.2 Знание области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
Учебные вопросы:
1. Что есть Боевое Знамя?
2. Верность Боевому Знамени – одна из древнейших традиций.
3. Ритуал вручения Боевого Знамени.
4. Военно – Морской флаг – Боевое Знамя корабля.
2. Повторение пройденного материала.
Опрос по домашнему заданию провожу комбинированным способом:
- обучающимся раздаю тесты по теме «Дни воинской славы России»;
- устно опрос по следующим вопросам:
1) Расскажите как Александр Невский построил русское войско в битве с немецкими рыцарями, в чем заключался его боевой замысел?
2) Как князь Дмитрий решил дать бой войскам Золотой Орды на Куликовом поле?
3) Девиз «Тяжело в учении, легко в бою» помог А.В. Суворову и русским войскам взять неприступную крепость Измаил – кто об этом расскажет?
3.Изложение нового материала. (формирование ОК-5-7 исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных знаний
Первый вопрос:
Что есть Боевое Знамя?
Боевое Знамя – есть особо почетный знак, указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
Оно состоит из двухстороннего полотнища, древка и шнура.
Боевое Знамя вручается воинской части при ее формировании представителем Министерства обороны РФ.
Перед вами рисунок Боевого Знамени.
Второй вопрос:
Верность Боевому Знамени – одна из древнейших традиций.
Верность Боевому Знамени – одна из древнейших традиций многих армий
У российских боевых знамен долгая и славная история. Поначалу они представляли собой длинные шесты, на верхушках которых укреплялись пучки травы, ветки, конские хвосты. Позже к шестам стали прикреплять куски тканей яркого цвета. После крещения Руси на боевых стягах стали помещать лики святых, Богородицы и Спасителя (Откройте учебник ОБЖ 10 класс, стр. 123-126, на иллюстрации изображены Минин и Пожарский, а на заднем плане стяг с изображением Иисуса Христа). Перед боем воины на коленях молились о победе у стяга. Вкопанный древком в землю во время боя стяг указывал на ставку князя, особой доблестью считалось прибиться к неприятельскому стягу – сбит его и водрузить свое знамя. Упавший стяг считался поражением и битва заканчивалась.
В XVIII веке Петр I установил форму и рисунок знамени с соответствующей расцветкой для различных частей.
Значение воинского знамени во все времена было огромно, считалось, что знамя – это эмблема чести полка, чести тех, кто собрался под этим знаменем.
Честь и Родина – две тесно связанные между собой идеи, воплощенные в воинском знамени.
В XVIII в. Петр I утвердил Устав и в нем сложившееся в веках традиции почитания Знамени и ввел в армии клятву перед ним. «Обещаюсь и клянусь всемогущим богом,-присягали солдаты Петра ,- что то команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду»
Подчеркивая глубокую значимость клятвы, Петр ввел в свой Устав слова: «Кто к знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять должен».
Боевое Знамя всегда находиться со своей воинской частью, а на поле боя – в районе боевых действий части. Весь личный состав воинской части обязан самоотверженно и мужественно защищать Боевое Знамя в бою и не допускать его захвата противником
Была установлена особая ответственность за сохранность Знамени. По Уставу Петра I знаменный взвод, не уберегший знамя, подлежал расстрелу, а полк – расформированию.
В настоящее время при утрате Боевого Знамени командир воинской части и военнослужащие, непосредственно виновные в таком позоре, подлежат, подлежат суду, а воинская часть – расформированию.
Имеется множество примеров когда русские солдаты ценой своей жизни спасали честь полка – Боевое Знамя.
В кровопролитном сражении под Аустерлицем, жертвуя собой ради интересов всей армии, полностью погиб старинный русский полк – Нарвский, названный так Петром I в честь успешного штурма Нарвы. В живых остался лишь один унтер-офицер Нестеров. По грудам мертвых тел он подобрался к убитому знаменщику и спрятал знамя на своей груди. За этот подвиг Нестеров был удостоен чести лично передать знамя фельдмаршалу Кутузову. Новые воины приняли его с благовонием, и Нарвский полк вновь был в списках русской армии.
…В 1944 году в непрерывных боях за город Гольдап в Восточной Пруссии гитлеровцам удалось замкнуть кольцо окружения. Получен приказ пробиваться из города. Знамя полка поручено нести знаменосцу – старшему сержанту Андрею Николаевичу Елгину. С ним небольшая группа бойцов, автомат да гранаты. Знамя спрятано на груди. Впереди вражеский пулемет, слева озеро. В результате дерзкой атаки пулемет уничтожен, но Елгин остался один, тяжелораненый. Собрав последние силы, он пробирается к позициям своих войск. Осветив местность ракетами, гитлеровцы обнаружили сержанта, решили взять в плен. Утром, когда наши отбили высоту, они нашли знаменосца. Вокруг него лежали девять убитых гитлеровцев. Сам он получил второе – смертельное – ранение, но честь и святыня 611-го полка Минского ордена Александра Невского стрелкового – Знамя части осталось у него на груди.
Боевое знамя поднимало боевой дух воинов, так в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» описывается этот эпизод –
«…Во время Бородинского сражения французы атаковали позицию русских войск, при этом упало несколько солдат, был ранен полковой командир и подпрапорщик стоявший со знаменем тоже был убит и знамя зашаталось и упало. Князь Андрей Болконский увидел это, побежал туда, схватил знамя и под свист вражеских пуль с криком «Ура!» побежал на врага с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним и действительно, пробежав всего несколько шагов один, сначала поднялся один солдат, другой и весь батальон с криком «Ура!» побежал вперед на врага…»
(Показываю фрагмент из видеофильма «Война и мир»)
В настоящее время войны наших Вооруженных Сил и в мирное время надежно охраняют свои боевые знамена. Для их охраны выставляется пост № 1,который доверяется лучшим солдатам и сержантам и является одним из самых ответственных постов воинской части.
Третий вопрос:
Ритуал вручения Боевого Знамени.
В Уставе внутренней службы ВС РФ определен порядок вручения, хранения и содержания Боевого Знамени, а в Строевом уставе изложен порядок его выноса и относа на место хранения.
Воинская часть выстраивается на строевом плацу. Представитель Министерства обороны РФ принимает доклад командира воинской части о готовности части к этому ритуалу, затем представитель МО со знаменщиком становятся по средине строя и здоровается с личным составом. Знаменщик наклоняет знамя до горизонтального положения и представитель МО снимает чехол и развертывает Боевое Знамя. Зачитывается Грамота Президента РФ и вручается после этого Боевое знамя и грамота командиру в/части. Исполняется Государственный гимн РФ. Командир части, приняв Боевое Знамя, передает его знаменщику и следует на левый фланг строя и оттуда проходят весь строй, личный состав части приветствует Боевое Знамя протяжным «Ура!». Знаменщик становиться на положенное ему место, на правом фланге.
Вручающий Боевое Знамя поздравляет воинскую часть после этого командир части выступает с ответным словом. Войсковая часть проходит торжественным маршам с Боевым Знаменем перед трибуной и после этого Боевое Знамя относится в штаб – часть к месту хранения – на пост № 1
Четвертый вопрос:
Военно – Морской флаг – Боевое Знамя корабля
Военно – Морской флаг РФ, поднятый на корабле Военно – Морского флота, является Боевым Знаменем корабля, символизирует государственную принадлежность, а также неприкосновенность.
Военно – Морской флаг находиться на виду всего личного состава и всех находящихся вблизи корабля. Он находиться круглосуточно в поднятом состоянии во время морского похода. Одна из обязанностей каждого военнослужащего с приходом на корабль и при сходе с него отдавать честь флагу т.е. подчеркивается уважение кораблю – носителю Военно – Морского Флота России, который имеет многовековые славные традиции.
В 1668 году на русском боевом корабле «Орел» был поднят первый морской флаг. Этот флаг сочетает в себе три цвета: красный, синий и белый, которые символизировали соответственно отвагу, героизм, верность, благородство, чистоту. Первый русский военно – морской флаг был похожим на современный Государственный флаг России.
Начиная с 1712 года российским Военно – Морским флагом стал Андреевский флаг. Это белое полотнище с синим крестом по диагоналям просуществовало в России до октября 1917 года.
В СССР на Военно – Морском Флоте был флаг – красной звездой, серпом и молотом и синей полосой внизу по длине полотнища. С этим флагом советские моряки топили фашистские корабли и подводные лодки в годы Великой Отечественной войны
В современном Военно – Морском Флоте указом Президента РФ от 26 июля 1992 года вновь возвращен Андреевский флаг.
Верность Боевому Знамени воинской части и Военно – Морскому флагу корабля являются важнейшими боевыми традициями Российских Вооруженных Сил и в мирное время воины Вооруженных Сил надежно охраняют свои боевые знамена, умножают их славу доблестной службой, успехами в боевой учебе.
Изложение нового материала закончено.
Спрашиваю, если ли вопросы по новому материалу, если есть, то отвечаю и перехожу к закреплению нового материала.
4.Закрепление нового материала проводится в форме беседы.
Задаю следующие вопросы:
1.Что символизирует Боевое знамя?
2.Кто и когда установил форму и рисунок знамени?
3.В каком документе определен порядок вручения, хранения и содержания Боевого Знамени?
4.Когда впервые на боевом корабле был поднят военно – морской флаг?
5.Какой сейчас на Военно – Морском Флоте РФ флаг?
Обобщаю ответы и объявляю оценки обучающимся, кто принимал участие в работе на уроке.
5.Домашнее задание.
«Безопасность жизнедеятельности» учебник для учреждений нач. проф. образования/Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова.-М.:Издательский центр «Академия», 2012. Стр.186. Используя учебник и другую литературу, подготовьте сообщение «История военного знамени в разные эпохи».
6.Литература
1. Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. №442 «О государственных наградах Российской Федерации».
2. Военный энциклопедический словарь. – М., 2006 г.
3. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 кл. А.Т. Смирнов и др. стр.194-197
4. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 кл.2003 г. А.Т. Смирнов. И др.
Преподаватель организатор ОБЖ А.В.Овчинникова
Самоанализ разработанного и проведенного занятия
Дата 27.10.14г
№ Группы АМ 021 ( 2 КУРС)
Предмет Безопасность жизнедеятельности
Преподаватель Овчинникова Анжелика Викторовна
Тема Боевое Знамя воинской части – символ чести, доблести и славы
Цель ознакомить обучающихся с одним из символов воинской славы
(Боевое Знамя) и одной из древнейших традиций русских воинов
– верности Боевому Знамени
Тип занятия усвоение нового учебного материала
Учебно-методическое оснащение занятия: ПК, экран, проектор, колонки, презентация,
плакаты.
Использование современных пед. технологий: ИКТ-презентация, активные методы
обучения- беседа, решение задач.
Отбор содержания занятия: эмоциональность, актуализация опорных знаний, доступность,
полнота, адекватность целям и современным
технологиям.
Дидактический материал: презентация по теме, плакаты, карточки заданий
Реализация цели занятия: цели достигнуты, развивались ОК-5-7
Деятельность преподавателя на занятии: использование сочетания наглядных и
словесных методов обучения; показ презентации;
разнообразие методов и приемов обучения
Развитие учащихся в ходе обучения: при подаче материала использовался показ с
объяснениями; восприятие информации,
осуществлялись межпредметные связи
Работа учащихся на занятии: степень познавательной активности высокая,
организация учебной деятельности, отношение к
предмету положительное, заинтересованное
Оценка мероприятия: цели достигнуты
Общая оценка результатов занятия: результат занятия положительный, тема близка и
понятна каждому обучающемуся, владение
современными методами обучения
(подпись)
Председатель метод объединения
(подпись)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НАРО-ФОМИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ГБПОУ МО «НФПТ»
Методическая разработка
открытого урока
Тема: «Воинская обязанность и военная служба»
Разработал: преподаватель-организатор ОБЖ Овчинникова А. В.
г. Наро-Фоминск
2014 г.
План-конспект урока
Профессия НПО 190623.01. «Машинист локомотива»
Группа МА 022 (2 курс обучения)
Дата проведения 19.11.14 г.
Тема урока: «Воинская обязанность и военная служба»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Форма проведения урока: Урок – игра: брей-ринг
Методы обучения: Проблемный. Творческий.
Цели урока:
1.Обучающая: демонстрация степени усвоения основных положений Федерального закона « О воинской обязанности и военной службе» и других нормативно-правовых документов, изученных и на предыдущих уроках
2.Развивающая: развить у обучающихся чувство долга и понятие о необходимости несения военной службы и их личной ответственности за защиту Отечества.
3.Воспитательная: воспитать чувство патриотизма, любви к Родине и к своей армии.
ЗАДАЧИ УРОКА: обобщение и систематизация знаний обучающихся в области организации и порядока призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке
Средства обучения:
- Видеокассета.
- Дидактический материал (схемы, плакаты, контрольные тесты).
- Видеомагнитофон.
- Карточки.
- Компьютер
- Повторение пройденного материала.
- Игра брей-ринг.
- Задание на дом.
ПЛАН УРОКА
№ п/п | Этап урока | Приемы и методы | Время, мин |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Организационная часть урока. Обоснование темы и целей урока. | Объяснительно-иллюстративный | 5 мин. |
2 | Повторение пройденного материала. | Индивидуальный опрос | 10 мин. |
3 | Интеллектуальная игра Закрепление новых знаний | Проблемный. Творческий | 20 мин. |
4 | Подведение итогов | Анализ деятельности | 7 мин. |
5 | Домашнее задание | 3 мин. |
1. Организационная часть урока.
Построение группы и доклад дежурного по группе о прибытии группы на урок. Объявление темы урока, целей урока и какие учебные вопросы будут рассмотрены.
Вопросы урока:
- Воинская обязанность - определение и правовая основа.
- Что понимается под воинской обязанностью?
- Кто подлежит освобождению и отсрочке от военной службы?
2. Повторение пройденного материала.
Опрос по домашнему заданию проводится комбинированным способом:
-обучающимся раздаются тесты по теме «Боевые традиции Вооруженных Сил РФ»
-устно опрос по следующим вопросам6
1) Что есть Боевое Знамя?
2) Ритуал вручения Боевого Знамени.
3) Военно-морской флаг - Боевое Знамя корабля.
3.Ход урока.
Дело защиты нашего Отечества - дело всего народа, и поэтому в целях подготовки к вооружённой защите страны устанавливается воинская обязанность граждан РФ, которая предусматривает обязательную подготовку к военной службе. Призванный в ряды Вооружённых Сил юноша должен в короткие сроки овладеть современным оружием и техникой и стать достойным защитником нашего Отечества.
Сегодняшнее состязание должно показать, как наши учащиеся понимают, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.
Перед тем, как начать наш урок, разрешите привести слова великого русского полководца А.В.Суворова о защите Отечества:
«Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьёт её воду, ест её хлеб и любуется её красотой».
Основная часть.
- Представление команд.
- Представление жюри.
- Объявление порядка проведение игры:
- соревнование команд;
- конкурс капитанов команд;
- подведение итогов игры.
Вопросы для команд.
- В каком документе говорится, что защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ?
- Конституция РФ. Статья 59.
- Что означает воинская обязанность?
- это установленный законом долг граждан нести службу в рядах ВС и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.
3. Какие законы устанавливают воинскую обязанность и порядок прохождения военной службы?
- Конституция РФ;
- Федеральный закон « Об обороне»;
- Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе»;
- Федеральный закон « О статусе военнослужащих»
- Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил РФ?
- Президент РФ.
5. Кто в России впервые ввёл систему воинского учёта?
- Пётр 1.
6.Кто и когда в России ввёл всеобщую воинскую повинность?
- Александр 2 в 1874 году.
7. Существует ли воинская обязанность в зарубежных государствах?
- да, во многих государствах, например, во Франции на воинский учёт ставят граждан с -16 лет, молодые люди с 18 по 25 лет проходят военные сборы.
8.Что предусматривает воинская обязанность?
- постановку на воинский учёт;
- обязательную и добровольную подготовку;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы.
9. Когда осуществляется первоначальная постановка на воинский учёт граждан мужского пола?
- в год исполнения 17 лет, с 1 января по 31 марта.
10. Существует ли первоначально постановка на воинский учёт граждан женского пола?
- да, после получения ими военно-учётной специальности.
- До какого возраста пребывают в запасе граждане, имеющие воинские звания- рядовой или сержант?
- до 50 лет.
- Как часто граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы?
- не чаще 1 раза в 3 года, продолжительность каждого сбора не может превышать двух месяцев.
- Кто утверждает призывную комиссию по постановке на воинский учёт?
- Глава органа самоуправления.
- Какой существует срок обжалования решения призывной комиссии?
- 5 дней
- Назовите виды прохождения военной службы?
- по призыву и по контракту.
- В каком случае военная служба заменяется альтернативной гражданской службой?
- если убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы.
- Назовите категории годности граждан по состоянию здоровья к военной службе?
- А- годен к военной службе;
- Б- годен к военной службе с незначительными ограничениями;
- Г - временно не годен к воинской службе;
- Д – не годен к военной службе.
18.В каких случаях предоставляться отсрочка от призыва на военную службу?
- признанным временно негодным к военной службе по состоянию здоровья;
- занятым уходом за членом семьи, который нуждается в постороннем уходе, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать данных лиц;
- имеющим ребенка, воспитываемого без матери;
- имеющим двух и более детей ;
- в отношении которого возбуждено уголовное дело;
- впервые обучающегося на дневном отделении высшего учебного заведения.
19.В каких случаях гражданин освобождается от призыва на военную службу?
- признание негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;
- проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
- проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- прошедшие военную службу в другом государстве;
- в случае гибели(смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы;
- не подлежат призыву на военную службу те лица, которые отбывают наказание по решению суда или имеющие неснятую или не погашенную судимость.
- Началом военной службы считается?
- день убытия из военкомата субъектов Федерации к месту прохождения военной службы.
Командам по очереди задаются вопросы. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество правильных ответов.
4. Конкурс капитанов команд.
- В какой срок гражданин, состоящий на воинском учёте, должен сообщить в военкомат о поступлении в институт?
- в двухнедельный срок.
- В какой срок гражданин, состоящий на воинском учёте, должен сообщить в военкомат о рождении в семье ребёнка?
- в двухнедельный срок.
- Какое из заключений медицинской комиссии военкомата даёт право на освобождение от призыва граждан на военную службу по состоянию здоровья?
- не годен к военной службе и ограничено годен к военной службе.
4.В какие сроки призываются граждане на военную службу?
- с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.
Капитанам по очереди задаются вопросы. Выигрывает команда, капитан которой набрал наибольшее количество правильных ответов.
5. Подведение итогов игры. Жюри объявляет результаты игры.
Выставление оценок капитанам команд и активным участникам игры.
Домашнее задание.
«Безопасность жизнедеятельности» учебник для учреждений нач. проф. образования/Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова.-М.:Издательский центр «Академия», 2012. стр. 205-214.
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации.
2.Федеральный закон « Об обороне»
3.Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе»
4.Конспект урока.
5. «Безопасность жизнедеятельности» учебник для учреждений нач. проф. образования/Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова.-М.:Издательский центр «Академия». 289 с.
6.ОБЖ.10-11 –й классы. Тесты для входного, текущего и тематического контроля: учебное послбие/А.В.Клюев, А.П.Савин.-Ростов н /Д: Легион, 2012.-96 с.
Преподаватель организатор ОБЖ А. В.Овчинникова
Самоанализ разработанного и проведенного занятия
Дата 19.11.14г
№ Группы МЛ 022 ( 2 КУРС)
Предмет Безопасность жизнедеятельности
Преподаватель Овчинникова Анжелика Викторовна
Тема «Воинская обязанность и военная служба»
Цель демонстрация степени усвоения основных положений
Федерального закона « О воинской обязанности и военной
службе» и других нормативно-правовых документов, изученных
и на предыдущих уроках
Тип занятия Урок обобщения и систематизации знаний
Учебно-методическое оснащение занятия: ПК, экран, проектор, колонки, презентация,
Использование современных пед. технологий: ИКТ-презентация, активные методы
обучения- беседа, решение задач.
Отбор содержания занятия: эмоциональность, актуализация опорных знаний, доступность,
полнота, адекватность целям и современным
технологиям.
Дидактический материал: презентация по теме, плакаты, карточки заданий,
контрольные тесты
Реализация цели занятия: цели достигнуты, развивались ОК-5-7
Деятельность преподавателя на занятии: использование сочетания наглядных и
словесных методов обучения; показ презентации;
разнообразие методов и приемов обучения
Развитие учащихся в ходе обучения: при подаче материала использовался показ с
объяснениями; восприятие информации,
осуществлялись межпредметные связи,
нетрадиционные формы урока
Работа учащихся на занятии: степень познавательной активности высокая,
организация учебной деятельности, отношение к
предмету положительное, заинтересованное,
работ в группе
Применение современных КИМ,КОС: решение проблемных задач
Оценка мероприятия: цели достигнуты,
Общая оценка результатов занятия: результат занятия положительный, тема близка и
понятна каждому обучающемуся, владение
современными методами обучения
(подпись)
Председатель метод объединения
(подпись)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НАРО-ФОМИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ГБПОУ МО «НФПТ»
Методическая разработка
воспитательного часа
Тема: «Слава русского оружия – автомат Калашникова».
Разработал: преподаватель-организатор ОБЖ Овчинникова А. В.
г. Наро-Фоминск
2014 г.
План
внеклассного мероприятия
Дата 10. 12. 14 г
№ Группы АМ 011 (1 КУРС)
Мероприятие Классный час
Преподаватель Овчинникова Анжелика Викторовна
Тема «Слава русского оружия – автомат Калашникова».
Цели:
Обучающая: ознакомить обучающихся с историей создания легендарного оружия – автомата Калашникова;
Развивающая: развить и расширить знания обучающихся о жизни создателя оружия М.Т. Калашникова;
Воспитательная: воспитать чувство гордости за русское оружие, являющееся лучшим в мире и чувство благодарности к создателям этого оружия.
Форма проведения: открытый воспитательный час.
Учебно-методическое сопровождение :
- Крылов В.М. и др. Калашников – человек, оружие, легенда
- Плакаты по устройству автомата Калашникова
- Учебные автоматы Калашникова
- Презентация «Слава русского оружия – автомат Калашникова»
1. Вступительная часть.
«Ничего лучше, чем автомат Калашникова, в мире не появится до 2025 года», - таков прогноз американского исследователя Изелла.
Немного найдется творений русского происхождения, которые по славе и распространенности в мире могли бы сравниться с автоматом Калашникова. Его можно встретить в «горячих точках» планеты, в руках солдат регулярных армий, боевиков и повстанцев. Одним он несет смерть, других спасает от гибели, третьим приносит солидные барыши от продажи столь ценного товара.
Его знают все и всюду, поскольку АК давно стал одним из символов России, ибо о нем можно сказать: настоящий автомат может быть только русским. А создал его легендарный конструктор стрелкового оружия Михаил Тимофеевич Калашников.
2. Основная часть.
Михаил Тимофеевич Калашников родился в многодетной крестьянской семье 10 ноября 1919 года в алтайском селе Курья. Место было глухое, удаленное от ближайшей железной дороги на 60 километров. Как написал в своих мемуарах Калашников: «живой паровоз я увидел только в 1936 году, когда мне исполнилось 17 лет». Паровоз произвел на юношу огромное впечатление, причем даже не своими размерами, а работой множества механизмов, позволявших тянуть гигантский состав.
Осенью 1938 года Михаила Калашникова призвали в армию. Срочную службу он проходил в Киевском особом военном округе, окончил курсы младших командиров в дивизионной школе, получил специальность механика-водителя танка. Врожденная любовь к технике «заставляла» его досконально осваивать машину, понимать устройство и назначение каждой детали. Постепенно появилось желание изобретать самому.
Как-то раз в казарме вывесили объявление, в котором сообщалось о проведении конкурса на создание счетчика моторесурса танка. «Чем больше я вникал в проблему, тем яснее понимал, как важен такой счетчик. Он позволил бы танкистам точно знать количество часов, проведенных танковым двигателем на холостых оборотах и под нагрузкой, помог бы правильнее определить степень износа двигателя, срок его ремонта» - писал об этом изобретатель.
Постепенно возникла идея: имеющийся в танке прибор – тахометр – показывает число оборотов двигателя, но не считает их. Если он будет показывать полное количество оборотов, причем отдельно – на холостом ходу и отдельно – после включения двигателя, то легко можно определить время работы на каждом режиме. Так родилось первое серьезное изобретение Михаила Калашникова. Прибор, который он сам собрал, на испытаниях показал отличные результаты. За это командующий Киевским военным округом, в котором проходил службу изобретатель, генерал армии Георгий Константинович Жуков вручил именные часы и командировал на Ленинградский завод, где должен был начаться выпуск его счетчика. Там Калашников прошел отличную школу конструктора-технолога и это стало основой его творчества.
Через полтора года началась Великая Отечественная Война. Калашников вернулся в свой полк и участвовал в боях в качестве командира танка. В сентябре 1941 года в бою под Брянском старший сержант Калашников был тяжело ранен. После боя его отвели на медицинский пункт, заполненный ранеными. Калашников услышал, как один забинтованный по пояс пехотинец, тяжело дыша, горячо говорил своему соседу: «Немцы лезут лавиной, а у нас винтовки… Пока затвором щелканешь… Пух… Пух… А они строчат из автоматов, так и поливают свинцом…» Крепко врезались в память Михаила Калашникова эти слова пехотинца. «Надо сделать автомат. Сделать самому», - эта мысль потом неотступно преследовала молодого танкиста. Автоматическое оружие было необходимо Красной Армии как воздух. И в госпитале, куда он попал, началась эта работа: книги по стрелковому оружию, наставления, эскизы будущего автомата.
Отправленный в тыл для дальнейшего лечения, Калашников поехал в небольшой городок Матай, где в железнодорожном депо с помощью давних друзей он изготовил пистолет-пулемет собственной конструкции. В местном военкомате Калашникову даже выделили несколько сотен пистолетных патронов для испытаний. К великой радости конструктора и всех его помощников образец пистолета-пулемета стрелял без задержек, хотя и страдал невысокой кучностью.
Возвращаясь из отпуска в часть, заехал в Алма-Ату, где в то время находились многие эвакуированные организации и заводы. Его зачислили в штат мастерских Московского авиационного института. «В институте, - вспоминал М. Т. Калашников, - мне помогли уточнить необходимые расчеты, внести небольшие правки в конструкцию».
И хотя опытный образец пистолета-пулемета на огневых испытаниях показал отличный результаты, отзыв на него, присланный из Артиллерийской академии имени Дзержинского, оказался отрицательным. Однако вместе с этим отзывом на имя Калашникова пришло еще одно письмо – от автора книги «Основания проектирования автоматического оружия», доктора технических наук генерала А. А. Благонравова. В нем, напротив, была высоко оценена изобретательность Калашникова и оригинальность ряда решений. Кроме того, ему было рекомендовано получить техническое образование.
Над автоматом, принесшим ему всемирную славу, Калашников начал работать в 1943 году, когда на вооружение Красной Армии был принят новый патрон со стальным сердечником, занимавшим по своей мощности промежуточное положение между винтовочным и пистолетным. Перед конструкторами стояла задача: создать такой автомат, который позволил бы внедрить новый патрон в боевую практику войск.
Раз новый патрон мощнее того, что применялся в автоматах, ранее принятых на вооружение, то сила отдачи при выстреле, естественно, будет большей. Значит, соответственно должна быть больше масса затвора и других деталей автомата. Следовательно, возрастал и его вес.
«…Я пришел к выводу, - писал позже М. Калашников, - что обычным способом получить легкий, компактный, простой по устройству автомат нельзя. Необходимо менять принцип его действия…
Во всех имевшихся автоматах для перезарядки служила сила отдачи. Во время выстрела затвор извлекал из патронника стреляную гильзу и давил на пружину. Разжимаясь, пружина посылала затвор вперед, а он, захватив очередной патрон, досылал его в патронник. При нажатом спусковом крючке боек ударял по капсюлю, опять следовал выстрел, и все повторялось. Просто, удобно, многократно испытано.
Новый патрон ломал сложившиеся представления. Нужно было куда-то девать лишнюю силу отдачи. Но куда… И вдруг родилась простая, оригинальная мысль: уменьшить ход затворной рамы. И затвор станет короче, и ствольная коробка. И автоматика займет мало места…»
Автоматика нового оружия Калашникова основывалась на использовании части пороховых газов, отводимых через отверстие в стенке ствола. Запирание ствола осуществляется поворотом затвора вправо. Питание автомата производится из приставного коробчатого магазина на 30 патронов. Ударный механизм куркового типа работает от боевой пружины. Из автомата можно вести огонь как очередями, так и одиночными выстрелами. Короткими очередями из него можно поражать цели на расстоянии до 500 метров. Убойное действие пули сохраняется до 1500 метров. Кроме того, автомат имел небольшой съемный ножевидный штык.
Испытания новых автоматов проходили в суровых условиях. Их вываливали в песке, вымачивали в воде, окунали в болотную жижу, бросали на цементный пол и … стреляли, стреляли, стреляли. Оружие тщательно испытывалось на надежность, кучность и дальность боя, простоту обслуживания в полевой обстановке, удобство применения в самых различных условиях. Постепенно все предложенные варианты-конкуренты сошли с дистанции. Автомат Калашникова преодолел все барьеры и стал лучшим.
В 1949 году он был принят на вооружение Советской Армии под наименованием «7,62-мм автомат Калашникова (АК)». Автоматы поступили в войска в двух вариантах: с деревянными прикладами и с откидным металлическим прикладом, позволяющим в сложенном состоянии иметь значительно меньшую длину оружия. Автомат с деревянным прикладом обеспечивает лучшую устойчивость оружия при стрельбе и позволяет наносить удары прикладом в рукопашной схватке. Он предназначен для вооружения стрелковых подразделений. Автомат с металлическим прикладом предназначен для вооружения специальных войск, в том числе десантных.
После этого успеха и всеобщего признания и славы Михаил Тимофеевич Калашников продолжал совершенствовать свое детище. В 1954 году на вооружение Советской Армии был принят модернизированный автомат системы Калашникова (АКМ), обладающий еще более высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками. Масса автомата уменьшилась, вместо штыка введен штык-нож, дающий возможность резать колючую проволоку, возросла дальность стрельбы. Для вооружения десантников стали выпускаться автоматы Калашникова со складывающимся металлическим прикладом АКСМ.
Совершенство и законченность конструкции автомата позволили Калашникову в дальнейшем, когда был введен патрон уменьшенного, 5,45-мм калибра с пулей со стальным сердечником и с трассирующей пулей, разработать новый, унифицированный комплекс оружия: 5,45-мм автоматы АК-74, АКС-74, АКС-74У (укороченный), 5,45-мм ручной пулемет РПК-74. Тем самым впервые в мировой практике была решена проблема широкой унификации стрелкового оружия не только в пределах одного калибра, но и при переходе на другой.
Популярность автомата Калашникова связана с популярностью самого Михаила Тимофеевича. В 90-х годах самый известный конструктор-оружейник стал выезжать за рубеж, много общаться с зарубежными коллегами. В африканских странах, где об автомате Калашникова знают не понаслышке, родители называют своих детей Калашами в надежде на то, что это имя защитит их ребенка так же надежно, как защищает АК, - в любое время, в любом состоянии.
Оружие Калашникова хранится и экспонируется во многих Военно-исторических и оружейных музеях мира. А самая значительная по количеству и составу коллекция образцов стрелкового оружия, разработанных Калашниковым в период с 1942 по 1990 годы хранится в старейшем военном музее России – Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. Экспозиция насчитывает 260 единиц , в том числе около 150 различных образцов и модификаций оружия Калашникова отечественного и иностранного производств.
3. Заключительная часть.
В заключение хочу привести слова Михаила Тимофеевича Калашникова: «Меня часто спрашивают, доволен ли я своей судьбой? Доволен. Доволен, что всю жизнь занимался нужным народу делом. Конечно, оружие – не трактор, и не комбайн, не сеялка и не плуг. Им землю не вспашешь, хлеб не вырастишь. Но без него и не защитишь родную землю, не отстоишь от врага свою Родину, свой народ».
Калашников – алтайский гений,
Светило оружейных дел.
Поток его изобретений
Порой не ведает предел.
«АК» на злобу конкурентам,
Прослыл достойным аргументом
Одним из символов борьбы.
В нём простота, надёжность, сила
Прославив имя Михаила,
Лёг силуэтом на гербы!
Список литературы
1.Волковский Н. Л. Энциклопедия современного оружия и боевой техники. М.: АСТ, Полигон, 2005 г. - 952 с.
2.Калашников М. Т., Калашникова Е. М. Калашников: траектория судьбы. — М.: Дом «Вся Россия», 2004, 2007. — С. 639.
3.Калашников М. Т. В вихре моей жизни. — 2008.
4.Калашников М. Т. Всё нужное — просто. — 2009.
5.Хогг Ян. В., Викс Джон С. Энциклопедия стрелкового оружия. / Military Small Arms of the 20th Century. М.: АСТ, Астрель, 2005 г. - 416 с.
http://www.blyo.ru/biografii/referat_avtomat_kalashnikova_ak-47.html
Преподаватель организатор ОБЖ А. В.Овчинникова
Самоанализ разработанного и проведенного внеклассного занятия
Дата 10. 12. 14 г.
№ Группы АМ 011 (1 КУРС)
Мероприятие Классный час
Преподаватель Овчинникова Анжелика Викторовна
Тема «Слава русского оружия – автомат Калашникова».
Цель ознакомить обучающихся с историей создания легендарного
оружия – автомата Калашникова; воспитать чувство гордости за
русское оружие, являющееся лучшим в мире и чувство благодарности
к создателям этого оружия.
Учебно-методическое оснащение занятия: ПК, экран, проектор, колонки,
презентация, плакаты, учебные
автоматы Калашникова.
Использование современных пед. технологий: ИКТ-презентация, активные
методы обучения-дискуссия,
демонстрация сборки-
разборки автомата
Калашникова.
Отбор содержания занятия: эмоциональность, актуализация знаний,
доступность, полнота, нацеленность на
воспитание значимых качеств личности
обучающегося
Дидактический материал: презентация по теме, музыкальные композиции,
реквизит по теме (автоматы Калашникова), плакаты,
схемы.
Реализация цели занятия: цели классного часа достигнуты
Деятельность преподавателя на мероприятии: эмоциональный рассказ о
русском оружии и гордости за наше Отечество,
вовлечение учащихся в беседу-дискуссию, показ
презентации, демонстрация сборки- разборки
автомата Калашникова.
Работа учащихся на мероприятии: восприятие информации, участие в
конкурсе сборки- разборки автомата
Калашникова, участие в беседе-дискуссии
.
Оценка мероприятия: цели достигнуты
Общая оценка результатов мероприятия: результат занятия положительный, тема близка и
понятна каждому обучающемуся, деятельность
преподавателя и учащихся взаимодополняющая
(подпись)
Председатель метод объединения
(подпись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА
Содержание Содержание составных частей методической разработки3Требования к изложению и оформлению методических разработок6Требования к содержанию основной части6Требования к языку и стилю изложе...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...