Курс самообороны "Защити себя сам"
элективный курс по обж на тему
Курс для изучения в классах профильной подготовки по военно-спортивному направлению.Составлен на основе курса "Рукопашный бой" и "Самооборона".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_zashchiti_sebya_sam.docx | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс безопасности школьника «Защити себя сам».
Нет на свете такого родителя, который не переживал бы за безопасность своего ребенка. Многие мамы и папы стараются всюду сопровождать своих, уже не очень маленьких детей, звонят им по несколько раз в день только для того, чтобы убедиться: дошел ли ребенок до дома, все ли с ним в порядке.
Но защитить своего ребенка, находясь вдалеке от него затруднительно. А чрезмерный контроль и опека (из самых лучших побуждений) могут сыграть с ребенком дурную шутку. Привыкнув перекладывать ответственность на родителей, он может оказаться не готов принимать самостоятельные решения. Как в сфере безопасности, так и в сфере межличностных отношений.
Нужно помочь детям научиться самостоятельно, оценивать меру безопасности и предоставить им возможность быть свободными в общении. При этом, как и при обучении, правилам дорожного движения, важно не запугивать его возможными последствиями, а формировать уверенность в своих силах и способности самостоятельно справиться с острой ситуацией.
Этот курс является дополнительным, ведь по программе ОБЖ предусмотрено обучение приемам самозащиты от безоружного и вооруженного противника в течение всего 2 часов.
К тому же русским народом издревле была осознана необходимость воспитания каждого мужчины воином. Воинским искусством владели многие, а во времена лихолетья на защиту Отечества поднимались все. Мы наследники и продолжатели отечественных боевых традиций и должны быть достойны чести и славы завоеванной нашими предками. Превосходство не количеством, а силой духа, выносливостью, умением терпеть лишения, обходиться малым для достижения большой цели - вот стержень залога победы воинской культуры славянских народов.
Отличительной чертой курса является формирование в ходе занятий единой универсальной двигательной, физической и психологической базы, которая в дальнейшем может быть основой для успешных занятий различными видами спорта. Формируемая база включает в себя правильную постановку и развитие элементарных навыков человека-дыхания, движения, координации, контроля психических состояний, ощущение собственного тела, тела другого человека. Приобретаемые правильные навыки способствуют слаженному взаимодействию всех систем организма человека и тем самым оказывают оздоравливающее воздействие на физическое и психологическое состояние. Защищать себя - значит использовать любые приемы и любые действия с целью сохранения жизни, здоровья, самоуважения, своих прав и своего имущества в ситуациях реального, а не условного нападения.
Цель курса: Развитие умения ведения защитных действий без оружия, с использованием подручных средств, в сложных условиях (ограниченное пространство и ограниченное сенсорное восприятие).
Изменив свое поведение, и следуя ряду несложных правил, ребенок сможет пресечь большинство преступных посягательств еще на стадии подготовки. Если же посягательство все же произойдет, ребенок будет знать, каким образом ему следует действовать и уметь это делать.
Задачи курса: Способствовать оздоровлению учащихся.
Развитие и закрепление специальных навыков и физических качеств: ловкость, гибкость, координация, выносливость.
Расширение рамок восприятия окружающей среды (действительности) и нестандартность в принятии решений.
Подготовить юношей к службе в Вооруженных Силах РФ.
Изучение курса «Защити себя сам» позволяет обучающимся:
сформировать навыки действий в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера, избегая ущерба для себя и окружающих людей;
освоить способы уверенного и осторожного поведения дома, в школе, на улице;
научиться конкретным приемам действий в опасных ситуациях, в том числе способам поиска помощи;
познакомиться с приемами самообороны, которые в случае реальной опасности дадут ребенку шансы сохранить жизнь и здоровье.
Ожидаемые результаты.
У родителей: повышение уверенности в своих детях, расширение возможности решать с детьми множество важных вопросов (необходимость ребенку одному остаться дома и т.п.).
У ребенка: повышение собственного уровня личной безопасности сопровождается интенсивным личностным развитием, поскольку он может принимать безопасные решения в различных ситуациях; снижается виктимность поведения, то есть ребенок ведет себя во всех ситуациях не как жертва, но как уверенный в себе и решительный человек.
Организация и методика проведения занятий:
Обучение приемам и способам действий проводится в следующей последовательности: ознакомление, изучение, тренировка.
Ознакомление с приемом или способом:
- назвать прием, образцово показать его в боевом темпе, в медленном темпе.
- кратко указать в каких случаях и как применять его, еще раз продемонстрировать его в боевом темпе.
Изучение приема или способа:
- проделать прием несколько раз по элементам (фазам) под команду преподавателя.
- проделать прием несколько раз полностью (в целом).
- дать задание обучаемым на самостоятельную отработку приема; в это время проверить каждого обучаемого, указать основные недоработанные моменты или ошибки и способы их устранения.
Тренировка в выполнении и применении приема:
- выполнить прием или способ в сочетании с другими изученными приемами под команду преподавателя.
- применить прием и способ в комплексе с другими приемами или способами в различной быстроменяющейся обстановке, приближенной к реальной.
Схема занятий:
Каждое занятие состоит из трех частей
Первая часть – подготовительная(15-30 минут)
Задачи подготовительной части занятия:
-Организовать и подготовить обучающихся к занятиям (построить, направить внимание, подготовить к резким движениям и повысить настроение).
-Специально совершенствовать отдельные качества (быстроту, ловкость, силу, выносливость, смелость и решительность).
Средства для решения задач по подготовительной части занятия:
1.Построения и перестроения, объяснение задач занятия.
2.Упражнения для развития быстроты, скорости, ловкости и расторопности в сочетании с ходьбой, бегом, перебежками.
3.Упражнения из групповой зарядки.
4.Упражнения для развития точности зрительных, слуховых и осязательно-двигательных восприятий.
5.Упражнения для развития силы и выносливости.
6.Упражнения для развития смелости и решительности.
Вторая часть - основная (от 30 до 80 минут)
Задачи основной части занятий:
-Обучение различным приемам и способам действий и доведение навыков в использовании этих приемов до мастерства.
- Комплексное применение усвоенных приемов и способов действий в разнообразной обстановке, с различными физическими и волевыми напряжениями.
Средства для решения задач основной части занятия:
1.Приемы борьбы и работы в схватке.
2.Парные и групповые упражнения в виде коротких эпизодов схватки.
3.Выполнение комплексных упражнений в различных условиях.
4.Чередование наступательных и защитных действий.
Третья часть – заключительная(5-10 минут)
Задачи заключительной части занятий:
- Снизить физическую нагрузку обучаемых.
- Снятие напряжения и восстановление.
- Подвести итог занятия.
Содержание заключительной части:
1.Бесшумные передвижения, перестроения, упражнения на внимание.
2.Восстановительная гимнастика «Здрава».
3.Подведение итогов, краткие замечания и поощрения.
Принципы, методы и средства обучения.
Обучение курсу «Защити себя сам»- сложный учебно-тренировочный процесс, включающий в себя помимо вопросов обучения техническим действиям воспитание и развитие необходимых физических и психологических качеств, специальных практических умений.
Методика охватывает совокупность средств, методов и принципов обучения.
Методические принципы:
-принцип сознательности и активности
-принцип наглядности
-принцип доступности
-принцип прочности
-принцип систематичности и последовательности обучения
За счет этих принципов достигаются следующие результаты:
1.Ускоряются мыслительные процессы в нестандартных ситуациях.
2.Появляется возможность применять прием или действие, которые ведут к поражению противника.
3.Адаптация полученного знания и умения к состоянию своего организма с учетом особенностей.
Методы обучения:
- Метод использования наглядности.
-Практические методы.
- Метод упражнения без «противника».
-Метод упражнения с условным «противником».
-Метод упражнения с «противником».
- Метод упражнения с превосходящим «противником».
Средства обучения:
Основным средством обучения, формирующим техническую и психологическую готовность обучаемого к защите, являются парные и групповые упражнения. Разделение на обусловленные и полуобусловленные действия увеличивает уровень приобретенных навыков.
Последовательность разучивания приемов и способов разучивания приемов:
1.Усвоение общей схемы выполнения действия во всех фазах.
2.Правильная концентрация мышечных усилий.
3.Отработка приема или действия в целом с нанесением (обозначением) ударов .
4. Выполнение приема или действия в полной координации.
План-конспект учебного занятия:
Время- 1.5-2 часа (зависит от возраста и физического развития)
Инвентарь - теннисные мячи(1 на пару), куртка с рукавами и воротником, шлем с защитой (не обязательно), спортивная обувь.
№ | Содержание учебных вопросов | Время, мин |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Подготовительная часть Постановка задач Бег обычный, спиной вперед, правым и левым боком, приставными шагами. Движение «гуськом». Ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней части стопы (с поворотом, разворотом). Общеразвивающие упражнения для рук, пресса, спины, корпуса, ног. Специально-развивающие упражнения (кувырки, хлопки, скрутки, наклоны, дыхание). Основная часть (изучение и отработка техник) Изучение защиты двумя и одной рукой от ударов. Болевое воздействие. Освобождение от захватов за одну и две руки в районе кистей, локтей. Освобождение от захвата за шею, отвороты куртки. Отработка всего материала занятия. Комплекс специальных упражнений. Заключительная часть Упражнения на расслабление мышц Встряхивание, сброс Построение и подведение итогов | 15 5 2 1 2 2 3 65 10 10 15 15 15 10 3 3 4 |
Техники курса «Защити себя сам»:
-Стойки
-Освобождение от захватов и удержаний
-Удары руками
-Защита от ударов руками
-Удары ногами
-Защита от ударов ногами
-Защита от вооруженного противника
-Бой в положении лежа
Курс включает в себя изучение следующих тем:
1.Базовые и теоретические основы защиты (юридические аспекты, самостраховка , дыхание, падения, перемещение).
2.Захваты и освобождение от них (виды захватов, рычаги и скручивания, болевое воздействие).
3.Удары и защита от них(удары руками и локтями, удары ногами и коленом, защита от атак руками, ногами).
4.Защита подручными средствами (применение в защите карандаша, ключа, расчески, учебников и сумки, телефона).
5.Защита в ограниченных пространствах (на лестнице, спиной к стене, в углу, в дверях, лежа на спине)
Календарно-тематическое планирование по курсу «Защити себя сам».
9 класс (17 часов)
№тем | Тема | Основное содержание тем | Кол-во часов | Дата |
1 | Теоретические основы | Юридические аспекты самообороны Страховка и самостраховка Дыхательные упражнения | 1 1 1 | 1 нед 2нед 3нед |
2 | Базовые элементы | Базовые стойки Основные способы передвижения и перемещения Бросок через бедро Передняя и задняя подсечка. Передняя и задняя подножка | 1 1 1 1 1 | 4нед 5нед 6нед 7 нед 8нед |
3 | Захваты и освобождение от захватов | Освобождение от захватов Болевое воздействие на руки Приемы, связанные с захватами | 1 1 1 | 9нед 10нед 11нед |
4 | Удары и защита от них | Ударная техника рук Защита от ударов руками Техника различных ударов руками Защита от атак противника Уклоны Уход с линии атаки | 1 1 1 1 1 1 | 12нед 13нед 14нед 15нед 16нед 17нед |
10 класс(72 часа)
№тем | Тема | Основное содержание тем | Кол-во часов | Дата |
1 | Теоретические основы | Юридические аспекты самообороны Безопасность во время занятий Страховка и самостраховка. Дыхательные упражнения | 1 1 1 | 1нед 1нед 2нед |
2 | Базовые элементы | Базовые стойки Основные способы передвижения в стойках Перемещение из стойки в стойку | 1 1 1 | 2нед 3нед 3нед |
3 | Броски | Бросок через бедро Передняя и задняя подножка Передняя и задняя подсечка | 1 1 1 | 4нед 4нед 5нед |
4 | Захваты и освобождение от них | Приемы, связанные с захватами Болевое воздействие на руки Освобождение от захватов | 1 1 1 | 5нед 6нед 6нед |
5 | Удары и защита от них | Ударная техника рук Техника различных ударов руками Ударная техника ног Удары коленом Техника различных ударов ногами Уклоны Уход с линии атаки Блокировка Прием ударов Защита от ударов руками Защита от ударов ногами Защита в положении лежа | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 2 | 7нед 8нед 9нед 10нед 11нед 12нед 13нед 14нед 15нед 16-17нед 18-19нед 20нед |
6 7 | Ведение защиты оружием, подручными средствами Психологическая подготовка. ПМП | Юридический аспект использования оружия Колюще-режущие предметы Предметы ударного действия Предметы, предназначенные для метания Сигнальное и газовое оружие Травматическое и огнестрельное оружие Защита от вооруженного противника Защита от противника, вооруженного предметом колюще-режущего действия Защита от противника, вооруженного предметом ударного действия Защита от нескольких противников Защита в ограниченном пространстве Самоконтроль. Преодоление страха Первая помощь при травмах | 1 1 1 1 1 1 6 6 6 2 2 2 2 | 21нед 21нед 22нед 22нед 23нед 23нед 24-26нед 27-29нед 30-32нед 33нед 34нед 35нед 36нед |
11 класс(34 часа)
№тем | Тема | Основное содержание тем | Кол-во часов | Дата |
1 | Теоретические основы | Юридические аспекты Страховка и самостраховка Техника падений | 1 1 1 | 1нед 2нед 3нед |
2 | Базовые элементы | Базовые стойки Перемещение и передвижение в стойках | 1 1 | 4нед 5нед |
3 | Броски | Бросок через бедро Бросок через плечо Передняя и задняя подножка Передняя и задняя подсечка | 1 1 1 1 | 6нед 7нед 8нед 9нед |
4 | Захваты и освобождение от них | Приемы, связанные с захватами Болевое воздействие на руки Освобождение от захватов | 1 1 2 | 10нед 11нед 12-13нед |
5 6 7 | Удары и защита от них Ведение защиты оружием ПМП | Ударная техника рук Техника различных ударов руками Ударная техника ног Техника различных ударов ногами Удары коленом Уклоны Уход с линии атаки Защита от ударов руками Защита в положении лежа Юридический аспект использования оружия Защита от вооруженного противника Защита от нескольких противников Защита в ограниченном пространстве Первая помощь при травмах | 2 1 2 1 1 1 1 2 1 1 6 6 1 1 | 14-15нед 16нед 17-18нед 19нед 20нед 21нед 22нед 23-24нед 25нед 26нед 27-29нед 30-32нед 33нед 34нед |
Особенности обучения:
Занятия с детьми и подростками прежде всего отличает то, что они не представляют собой единообразного явления и складываются из нескольких, отличных друг от друга разновидностей, обусловленных этапными задачами и возрастными особенностями.
Основными закономерностями тренировочного процесса с детьми являются:
- Разделение видов подготовки позволяет достичь образовательного и воспитательного эффекта.
- Исключительно большое значение уделяется физической подготовке, развитию качеств, необходимых для успешного овладения курсом.
- Постепенное возрастание технико-специальной подготовки достигающей наибольшего удельного веса в юношеском возрасте.
- Изучение курса позволяет приобрести ряд физических и психологических качеств, необходимых для адаптации в конкретных условиях жизнедеятельности, а так же развить внутреннюю готовность к наиболее вероятным экстремальным и чрезвычайным ситуациям.
Курс проходит апробацию на базе Безменовской СОШ. Научным консультантом является доцент кафедры юридических наук НВИ ВВ МВД РФ Санин Е.П. Я считаю, что даже если мы спасем жизнь хотя бы одному ребенку , значит ради этого и нужно работать.
Список используемой литературы:
- Основы физиологии человека. Учебник. Москва. 1994г.
- Русский рукопашный бой. Москва. 2004г.
- Специальная физическая подготовка. Учебное пособие. ЦС «Динамо».1989г.
- Русский рукопашный бой. А.А.Кадочников. Москва.2005г.
- Русский кулачный бой. Москва.1999г.
- Спортивная медицина и лечебная физическая культура. «Физкультура и спорт». Москва.1973г.
- Искусство самообороны. А.И.Травников.2005г.
- Самозащита: юридические и теоретические аспекты. Харвест.2004г.
- Боевое искусство планеты. Учебно-методическое пособие. Москва.2006г.
- Самооборона. М. И. Колтунец. Москва.2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс «Сам себе психолог»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района РТ Согласовано: На...
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"....
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"....
Программа курса "Познай себя" для учащихся 7 классов.
Программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся 7 классов в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов тво...
Программа элективного курса "Найди себя"
Развитие человека зависит от развития человеческого общества. Человек находится в тесной зависимости от окружающих его людей. Ни один человек не может обойтись без других, отгородить себя. Иногда чело...
Рабочая программа факультативного курса "Познай себя" для обучающихся в 9-ом классе
Программа факультативного курса «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в обла...
Элективный курс "Найди себя сам"
Программа элективного курса «Найди себя сам» должна позволить ученику осуществить реальный выбор будущего профиля обучения, помочь ему оценить свой потенциал с точки зрения об...