Элективный курс «Сам себе психолог»
календарно-тематическое планирование (10 класс) по теме
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района РТ
Согласовано: На заседании РМО педагогов-психологов Протокол № ____ от __________________г. Руководитель МО: ____________________ Р.М.Гатина
|
Утверждено: на заседании экспертной комиссии протокол № _____от _________________г. Председатель экспертной группы _________________ А. М. Шаймарданова |
Элективный курс «Сам себе психолог»
(учебный курс профильной подготовки,10класс, 35 часов)
Аблаева
Марина Витальевна
педагог-психолог
I квалификационной
категории
Кукмор, 2011
Пояснительная записка
Приступая к работе с детьми, прежде всего, необходимо разобраться втом, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды, социума.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которые без знания психологии нельзя.
Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека.Личность должна разиватсясвободно, она не развиваетсяпо частям. Все должно происходить в комплексе. И этот курс должен создать все условия для развития разносторонней личности:
- профориентация;
- социальная профилактика наркотической зависимости;
- межличностные отношения.
Цели и задачи курса:
- умение прогнозироватьсобытия, проживатьпоследствия своего выбора, формирование ответственности за свои решения;
- развитие рефлексии, навыков психорегуляции,толерантности, навыков распознавания манипуляциями и противостояния им; повышение самооценки;
- расширение представлений о самих себе, формирование доброжелательных отношений к окружающим, активизации имеюищхся паттернов поведения и навыков межличностного общения;
- умение руководствоваться программами, СМИ по само-и взаимопомощи для страдающих разного рода зависимостями.
Курс «Сам себе психолог»предполагает преподавние в обеме35 часов. На занятиях работа осуществляется с использованием психологических методик, тестов, упражнений, ролевых игр, элементов тренинга, методов групповой работы («мозговой штурм», круглый стол, дискуссия, беседа), арттерапия, сказкотерапия.
Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся.
Тесты, психотехнические упражнения, тренинги позволяют не только исследовать каждому участнику свои качества, но и корректировать отношение к своему собственному «я», выстроить свою систему ценностей и потребностей, выявить и разрешить внутренние конфликты, преодолеть неуверенность в себе и т.д.
Требования к знаниям учащихся
К концу изучения курса учащиеся:
- должны заполнить профкарту,
- должны знать стратегию выбора профессии, пути получения профессий,
- систематизировать источники и способы получений информации о рынке труда,
- уметь вступать в контакт с социумом,
- уметь контролировать свое состояние и поведение,
- в процессе работы по данной программе у каждого учащегося формируется личная папка с результатами исследований, диагностики и т.д.
Итогом занятий может стать конкурс творческих работ на тему «Я – Человек с большой буквы», защита презентаций и т.д. В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии), намечен и обоснован личный профессиональный и жизненный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей;
- предметом изучения является всестороннее и гармоничное развитие личности каждого человека;
- функцией данного учебного курса является постепенное формирование, гармоническое развитие у подростковвнутренней готовности к осознанному, самостоятельному, правильному выбору жизненного пути;
- актуальность данного курса заключается в содействии подрастающему поколению сделать осознанный, самостоятельный, правильный выбор жизненного пути;
- педагогическая целесообразность в том, что формирование готовности к самоопределению возможно при условии хорошего делового взаимодействия, благоприятных личных взаимоотношений межличностного общения.
Поэтому учащихся необходимо учить устанавливать хорошие, личные контакты, располагать к себе людей, создавать и поддерживать у них хорошее настроение. Особую педагогическую задачу составляет воспитание у ребенка способности оставаться свободной, независимой личностью, не обезличиваться и не утверждать свое личное «я» за счет свободы и подавления личности в других людях, нарушая их интересы.
Содержание изучаемого курса.
Занятие № 1. Введение в психологию.1 час.
Приступая к работе с детьми, прежде всего, необходимо разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным (органически обусловленным) и что приобретенным (социально обусловленным).
Лекция «Ознакомление учащихся с методами работы с социумом» (психология 1, с.5-28)
Занятие № 2. Психология личности. 3 часа.
Способности. Лекция (психология 1, с.373,394,405). Тест «Какая вы личность?» (тетрадь с тестами № 14)
Характер. Тест «Какой у вас характер?» (тетрадь с тестами №18)
Темперамент. Лекция (психология 1, с.373, 394, 405) «Личностный опросник Г. Айзенка» (модификация Резапкиной).
Занятие № 3. Профессиональное самоопределение. 2 часа.
Лекция, беседа (профессиональное самоопределение с. 5-32).
Тест ДДО.определение склонности человека к профессиям типа
- «человек – природа» (П),
- «человек – техника» (Т),
- «человек – человек» (Ч),
- «человек – знак» (З),
- «человек – художественный образ» (Х).
Анализ результатов теста.
Классификация профессии
- по предмету труда (типы).
- по целям труда (классы).
- по орудиям труда (отделы).
- по условиям труда (группы).
Ролевая игра (школьный психолог № 2 с.10, школьный психолог №7 2004г. с.30).
Занятие № 4. Межличностные отношения. 3 часа.
Тренинг «Манипуляция» (школьный психолог № 6 2005г.с.33, № 7 2005г. с.7)
Техника рисунков.
Занятие № 5. Дезадаптивное адаптивное поведение. 2 часа.
Метод «Диалогичный рассказ историй» (школьный психолог № 10 2005г. с.19)
Занятие № 6. Девиантное поведение. 3 часа.
Тренинг «Уверенность» (школьный психолог № 2 2005г. с.50, № 3 2005 г. с.36)
Занятие № 7. Психология деятельности и
познавательных процессов. 2 часа.
Внимание. Память. Лекция (психология 1, с.201, 217)
Тест «Психологические тесты №№ 92,95,90,91.
Воображение. Мышление. Лекция (психология 1, с.260, 273)
Тест «Психологические тесты № 96.
Занятие № 8. Зачет по творческим работам на тему: «Я - Человек с большой буквы» 1 час.
Занятие № 9. Личностное развитие. 2 часа.
Способности. Характер. Темперамент. Лекция (психология 1, с.373, 394, 405)
Тест «Какая вы личность?» (тетрадь с тестами № 14)
Тест «Какой у вас характер?» (тетрадь с тестами №18)
«Личностный опросник Г. Айзенка»(модификация Резапкиной).
Занятие № 10. Психология человеческих взаимоотношений. 4 часа
Общение. Беседа, тренинг (школьный психолог, с.7,психология 1, с.54).
Малая группа в коллективе. Беседа (психология 1, с.528), арттерапия (школьный психолог№18 с.15, школьный психолог .№2 перечень правил с.54).
Личность в коллективе. Беседа (психология 1 с.572), игра-метафора (школьный психолог №9 с.46, №2 с.8).
Интимные межличностные отношения. Беседа (психология 1 с.601), самопрезентация (школьный психолог №2 с.54), тест №№ 27,41,42, школьный психолог №18 с.15)
Занятие № 11. Как помочь людям разобраться в себе. 3 часа.
Дискуссия. Д. Карнеги.
Занятие № 12. Личность и зависимость. 3 часа.
Игра – метафора «Свобода от курения» (школьный психолог № 6 2005г. с.38).
Тренинг «Профилактика наркотической зависимости» (программа, выпуск 2).
Занятие № 13. В чем смысл жизни? 3 часа.
Игра – метафора (школьный психолог № 5 2005г. с.10).
Занятие № 14. Зачет по творческим работам на тему: «Я - Человек с большой буквы» 2 часа.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Кол. ча сов |
Дата проведения
|
Формы занятий |
Форма подведения итогов
| |||
факти ческая |
планируемая | |||||||
1 |
Введение в психологию |
1 |
|
|
Занятие в форме лекции. |
самоанализ | ||
2 |
Психология личности |
3 |
|
|
Лекция. Защитные механизмы. Автопортрет.
|
тест самоанализ | ||
3 |
Профессиональное самоопределение |
2 |
|
|
Беседа. ДДО Е.А.Климова. Ролевая игра
|
тест самоанализ
| ||
4 |
Межличностные отношения |
3 |
|
|
Дискуссия. Тренинг. |
самоанализ
| ||
5 |
Дезадаптивное адаптивное поведение |
2 |
|
|
Диалогический рассказ историй. |
самоанализ
| ||
6 |
Девиантное поведение |
3 |
|
|
Тренинг. |
самоанализ
| ||
7 |
Психология деятельности и познавательных процессов |
2 |
|
|
Лекция. Занятие с диагностикой внимания, памяти, воображения, мышления
|
самоанализ | ||
8 |
Зачет |
1 |
|
|
Конкурс творческих работ |
зачет | ||
9 |
Личностное развитие |
3 |
|
|
Лекция. Занятие с диагностикой способностей, темперамента, характера |
тест самоанализ | ||
10 |
Психология человеческих взаимоотношений |
4 |
|
|
Дискуссия. Тренинг. Арт-терапия. Ролевая игра.
|
упражнение «за» и «против» | ||
11 |
Как помочь людям разобраться в себе. |
3 |
|
|
Беседа. Дискуссия. Тренинг.
|
тест самоанализ
| ||
12 |
Личность и зависимость. |
3 |
|
|
Игра – метафора. Тренинг. |
самоанализ | ||
13 |
В чем смысл жизни. |
2 |
|
|
Игра-метафора. |
самоанализ рефлексия
| ||
14 |
Зачет |
2 |
|
|
Конкурс творческих работ |
зачет | ||
Итого: 35 часов.
Ожидаемый результат:
- должны заполнить профкарту,
- должны знать стратегию выбора профессии, пути получения профессий,
- систематизировать источники и способы получений информации о рынке труда,
- уметь вступать в контакт с социумом,
- уметь контролировать свое состояние и поведение.
Итогом занятий может стать конкурс творческих работ на тему «Я – Человек с большой буквы». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии), намечен и обоснован личный профессиональный и жизненный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей.
Контрольный материал:
- Тест (приложение 2,7,8,10)
- Ролевая игра (приложение 3,10,11)
- Тренинг (приложение 4,6,9)
- Игра-метафора (приложение 12)
- Сказкотерапия (приложение 12)
- Методика (приложение 5)
Темы творческих работ.
1. «В чем смысл жизни».
Отзыв
о курсе по выбору «Сам себе психолог»
Автор курса: Аблаева Марина Витальевна
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которые без знания психологии нельзя.
Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека.Личность должна разиватсясвободно, она не развиваетсяпо частям. Все должно происходить в комплексе. И этот курс должен создать все условия для развития разносторонней личности:
- профориентация;
- социальная профилактика наркотической зависимости;
- межличностные отношения.
Курс «Сам себе психолог»предполагает преподавние в обеме34 часа. На занятиях работа осуществляется с использованием психологических методик, тестов, упражнений, ролевых игр, элементов тренинга, методов групповой работы («мозговой штурм», круглый стол, дискуссия, беседа), арттерапия, сказкотерапия. К концу изучения курса учащиеся:
- должны заполнить профкарту,
- должны знать стратегию выбора профессии, пути получения профессий,
- систематизировать источники и способы получений информации о рынке труда,
- уметь вступать в контакт с социумом,
- уметь контролировать свое состояние и поведение.
Итогом занятий может стать конкурс творческих работ на тему «Я – Человек с большой буквы». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии), намечен и обоснован личный профессиональный и жизненный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей
Рекомендации по корректированию: ____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эксперт элективных курсов: ______________________А.М.Шаймарданова
Подпись
Дата
Литература для учителя.
- Газета «Школьный психолог», 2002, №№2,7; 2003, №№4, 27,28; 2005, №№ 2,3,4,5,9,10,18
- Психолог в профессиональном образовательном учреждении. Школа. – Казань,2001.
- Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. М.:Вако,2005.
- Немов Р.С. «Психология». Владос.М.:2001.
- Социальна психология. Аспект-пресс. М.:1999.
- Сатир В. «Как строить себя и свою семью». Педагогика-пресс. М.:1992.
- «Этика и психология семейной жизни». Просвещение. М.:1997.
- Козлов Н. «Истинная правда, или учебник психолога по жизни». Аст-пресс. М.:2000.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.; 2000.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.; 1999.
- Общение и личностный рост. Сборник учебно-методических пособий для психологов, педагогов, воспитателей. Составитель – Такташева Е.К. – Барнаул, 1994.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.; 1996.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.; 1996.
- Практическая психология в тестах. Сост. Римская Р., Римский С. – М.; 1999.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.; 2000.
Литература для учащихся.
- Газета «Школьный психолог», 2002, №№2,7; 2003, №№4, 27,28; 2005, №№ 2,3,4,5,9,10,18
- Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. М.:Вако,2005.
- Немов Р.С. «Психология». Владос.М.:2001.
- Сатир В. «Как строить себя и свою семью». Педагогика-пресс. М.:1992.
- Афанасьева Т.М. «Семья». Просвещение. М.:1998.
- «Этика и психология семейной жизни». Просвещение. М.:1997.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.; 2000.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.; 1999.
- Общение и личностный рост. Сборник учебно-методических пособий для психологов, педагогов, воспитателей. Составитель – Такташева Е.К. – Барнаул, 1994.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.; 1996.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.; 1996.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.; 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"....
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"
Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"....
Программа элективного курса "Найди себя"
Развитие человека зависит от развития человеческого общества. Человек находится в тесной зависимости от окружающих его людей. Ни один человек не может обойтись без других, отгородить себя. Иногда чело...
Элективный курс "Найди себя сам"
Программа элективного курса «Найди себя сам» должна позволить ученику осуществить реальный выбор будущего профиля обучения, помочь ему оценить свой потенциал с точки зрения об...
Программа элективного курса «Познай себя»
Руководствуясь концепцией предпрсфильной подготовки, в том числе концепцией модернизации российского образования предлагаю программу элективного курса "ПОЗНАЙ СЕБЯ". Эта программа является дополнени...
календарно-тематическое планирование элективного курса "Помоги себе сам"
планирование элективного курса "Помоги себе сам"...
Программа факультативного курса «Сам себе психолог» для 8 класса
Факультативный курс направлен на то, чтобы подростки познакомились с такой наукой, как «психология» обрели практические методы саморегуляции, научились распоз0навать свои эмоции и справлят...