Тема урока: «Как вернуть природе чистую воду» Учебные предметы: Физика, ОБЖ, химия. Категория обучаемых: учащиеся 8 класса. Педагогические технологии: проблемное обучение, анализ конкретных ситуаций. Цели урока: - развитие метапредметных умений и навыков - оценка путей достижений планируемых результатов Задачи урока: - ознакомление с процессами очистки воды, утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО), -формирование критериев экологичного поведения человека, в т.ч. на природе, -обсуждение федеральной целевой программы о воде. Литература: «Вода в Санкт-Петербурге: сегодня и завтра», Корякина Н.И., ГУП «Водоконал Санкт-Петербург», 2008; Учебник по ОБЖ для учащихся 8 класса, С.Н.Вангородский, Дрофа, М, 2008. Авторы разработки: Тихонова С.П., Измайлова Т.В., Кочерова Е.А., Ход урока: 1 Подготовительный этап 1.1 Показ подготовленных презентаций. 2.Ознакомительный этап. 2.1 Ознакомление с экологической ситуацией на реках СПб Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Делит класс на 4 группы | Усаживаются за отдельные столы, обозначают № группы | Раздаёт каждой группе набор карточек, объясняет, что группы работают над разными путями попадания загрязнителей в водоёмы и реки СПб. (Карточки А,Б,В,Г) | 1 группа – работает с карточкой А 2 группа – работает с карточкой Б 3 группа – работает с карточкой В 4 группа – работает с карточкой Г Учащиеся формируют выступление о качестве воды в СПб. Выступают. | Знакомит с причинами водозабора воды из Невы для снабжения СПб и его пригородов. Предлагает учащимся ознакомиться с циклами очистки воды. Раздаёт каждой группе набор карточек (D,E,F,Y) | 1 группа – работает с карточкой D 2 группа – работает с карточкой E 3 группа – работает с карточкой F 4 группа – работает с карточкой Y Учащиеся озвучивают последовательно весь цикл очистки воды, делают вывод. | Предлагает рассмотреть варианты решения проблем среды, связанных с каждодневными действиями человека. Раздаёт таблицы. | Обсуждают проблемы водной среды, заполняют в группах таблицы. Проблема | Личный вклад в решение | Загрязнения воды тяжёлыми металлами | | Загрязнение водоёмов | | Загрязнение Финского залива | |
Озвучивают решения | 3. Итоговый этап. Подведение итогов работы в группе(оценивание каждого) | Обсуждают в группах, заносят в таблицу. | 3.1 Подведение итогов: Отмечает, что решение многих проблем водной среды зависит от действий каждого. Другие проблемы можно решить только на более высоком уровне, с привлечением серьёзных финансовых средств. Предлагает на втором уроке рассмотреть проблему бытового мусора. | |
4. Ознакомительный этап Учащиеся в группах 1,2,3,4 знакомятся со статьёй «не надо мусорить». Учитель обращает внимание учащихся на вид опасностей. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Актуализирует знания.Задаёт вопросы: а) «Что такое отходы?» Ответ: «Отходы – это ценное сырьё» б) «Откуда берутся отходы?» - это упаковочная тара - это пищевые отходы - это бытовые приборы в) «Что такое мусор?» «Мусор – продукт становится мусором тогда, когда он смешивается в мусорной корзине с другими продуктами» | Отвечают, предварительно согласовав ответ друг с другом в группах. | Предлагает ознакомиться с составом отходов в домашнем мусорном ведре. Раздаёт таблицу. | Составляют данные таблицы с личными домашними отходами. Озвучивают результаты. | Озвучивает проблему: «Что делать с отходами?» Раздаёт каждой группе набор картинок с высказываниями других школьников на те же темы. Просит: а) Назвать пять возможных способов решения или снижения остроты проблемы отходов б) Высказаться какой же вариант лучший? в) Разработать систему критериев для оценки способа решения проблемы отходов. | Высказываются, делают вывод. («Планируя производство и потребление, мы должны делать так, чтобы отходы не появлялись») | Предлагает рассмотреть проблему мусора на природе. Задаёт узловой вопрос: «К каким видам опасностей он приводит?» | Отвечают по видам опасностей: а) Опасность получить травму б) Загрязняют почву, грунтовые воды в) Приводят к изменениям в окружающем ландшафте г) Предопределяют социальный конфликт | Предлагает выработать критерии экологичного поведения человека на природе. | Высказываются, формируют критерий: «Если после ухода из природы не заметно что здесь кто- то был , значит нанесён минимальный урон окружающей среде» | Предлагает обсудить проблему мусора по ходу движения людей. Задаёт вопрос: «Почему бросают?» | Обсуждают в группах, формируют выводы: - психология привычки - нужны урны -нужны плакаты -нужно действовать, а не ждать глобальной мусорной катастрофы. | | Обсуждают в группах, озвучивают презентации. |
5. Подведение итогов Оценивание учителем учащихся Озвучивание критериев оценки. Критерии оценки: Оцениваем результаты предметные, метепаредметные и личностные. В ходе урока учащиеся заполняют таблицу комплексной оценки знаний
| ДА | НЕТ | Создание презентации |
|
| Подбор информации по загрязнению водоемов в Санкт-Петербурге |
|
| Варианты решения проблемы |
|
| Взаимооценка работы в группе |
|
|
В ходе урока у учащихся формируются компетенции: Познавательно-коммукативные - Готовность к работе с информацией и готовность общаться с другими людьми на основе полученной информации.
- Способность осуществлять задания под непосредственным контролем.
- Готовность опрашивать окружающий мир.
- Способность работать с документами и классифицировать их.
Личностные компетенции - Готовность принимать внешнее руководство при обучении.
- Способность организовать взаимосвязь знаний, упорядочивать их.
- Умение организовать свою работу.
- Умение войти в группу или коллектив и внести свой вклад.
Регулятивные компетенции - Умение договариваться.
- Умение сотрудничать и работать в группе.
Умение занимать позицию в дискуссиях и высказывать своё собственное мнение
| |