Чистая вода
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема. Ценность воды и охрана водных ресурсов.
Цель. Познакомить учащихся со значением экологически чистой воды в жизни людей, растений, животных.
Задачи:
* рассмотреть значение воды в жизни человека; оценить водные ресурсы России; рассмотреть причины загрязнения водоёмов;
* развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность
* воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: компьютерная презентация, физическая карта мира, таблицы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Рапорт дежурного.
- Первыми сядут те, кто назовёт, в каком состоянии может быть вода.
2. Проверка домашнего задания.
*Вспомните, как человек использует воду в быту?
*Как используют воду для ухода за домашними животными?
*Как используется вода в промышленности и сельском хозяйстве?
3. Актуализация знаний к новому материалу.
Отгадайте загадку:
Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода)
4. Изучение нового материала.
(Слайд №1)
План.
- Вода и её использование.
- Охрана воды.
- Стихийные явления.
Что же такого особенного в ней? Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Посмотрите, как выглядит наша Земля из космоса (Слайд №2). Если бы Земля вращалась быстро, то она казалась бы вся синей.
А теперь послушайте стихотворение (читает ученик)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
Учитель.
Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Вода в воздухе, под землёй. В виде льда вола в огромных скоплениях у Северного и Южного полюсов (показ по карте, показ слайда №3). Вода входит в состав любого живого организма. Она содержится во всех частях растений.
В теле животных и человека содержится очень много воды, больше половины. С помощью воды из организма выводятся вредные вещества.
Вода необходима полям и лесам. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Не только поит, но и кормит. В реках, морях, океанах ловят рыбу, которую едят люди. С помощью воды «добывают» электрический ток на гидроэлектростанциях. Вода моет людей, дороги, машины. Вот какая она, вода!
(Ученик загадывает загадки)
Живою может быть и мёртвой, Глядятся в него молодые рябинки.
И жидкою и очень твёрдой… Цветные свои примеряют косынки.
Таиться может в небесах Глядятся в него молодые берёзки
И в глубине земли скрываться, Свои пред ним поправляя причёски.
И испаряться на глазах, И месяц и звёзды – всё в нём отражается.
И тут же снова появляется! Как зеркало это у нас называется?
(Вода) (Озеро)
Чуть дрожит на ветерке В лесу-бежит, с горы-несётся,
Лента на просторе: В густой траве-спешит ползком,
Узкий кончик в роднике, И весь, до дна, светясь от солнца,
А широкий – в море. Поёт прозрачным голоском.
(Река) (Ручей)
Физкультминутка
Река течёт, течёт, течёт.
Вода бежит, бежит, бежит.
А посреди большой реки,
Широкий мост лежит.
Учитель.
Вода и её использование.
Использование воды человеком в сотни раз превышает потребление всех остальных видов природных ресурсов. Рост потребления вызывает истощение запасов пресных вод. И хотя вода покрывает 70% поверхности Земли, она становится всё более дефицитным природным продуктом.
Водные ресурсы – это воды, которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве.
(Вывод).
- Работа с учебником стр. 53, 1 часть.
- Запись в словарь слова опреснение.
Значение рек:
а) вода – это самые дешевые водные пути, которые часто были единственными в лесной зоне России в 10-19 веках (карта России)
б) большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение.
Задание: заполните схему (работа в тетрадях).
Водные ресурсы
Питьё и водные пути энергия рек промышленность,
бытовые приливов сельское хоз-во
продукты (ГЭС,ПЭС)
Работа с картой.
Россия богата водными ресурсами, но распределены они не равномерно: северо-запад Русской равнины – озёрный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток влаги. Озеро Байкал – хранилище пресной воды.
Задание:
-покажите крупные реки Сибири;
- какая река самая крупная в России? (Енисей)
Почему может ухудшаться качество воды?
а) Сплав древесины – часть древесины намокает, тонет, гниёт, загрязняя воду вредными веществами (слайд № 4)
б) Загрязняется вода, если скорость её течения замедляется. Вода теряет способности к самоочищению. Происходит заболачивание.
- Запись в словарь слова самоочищение.
Как сохранить воду чистой?
- Работа с учебником стр. 53-54 – 2 часть.
Дети называют ответы, учитель открывает постепенно запись для проверки.
- Строить очистные сооружения.
- Не допускать загрязнения водоёмов.
- Экономия потребления воды.
Стихийные явления: наводнения, снегопады, лавины, наледи, гололёд, ливни
(слайд № 5)
Вода может приносить человеку много бедствий.
4.Закрепление.
Кроссворд (слайд № 5)
5.Вывод.
Вода – одно из главных богатств на Земле. От загрязнения воды страдает всё живое на Земле. Воду надо беречь.
На доске и в тетрадях запишем вывод: «Берегите воду»
6. Домашнее задание.
- Стр. 53-55, ответить на вопросы.
- Выставление оценок с комментариями.
- Организованное завершение урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "Урок чистой воды"
разработка урока может использоваться как внеклассное мероприятие по экологии...
Урок чистой воды
Презентация к уроку, посвященному проблеме сохранения и восстановления водных ресурсов....
Урок «Чистая вода»
Урок по экологическому воспитанию....
Всероссийская акция "Урок чистой воды"- 2010.
«Урок чистой воды». Это Всероссийская акция и она имеет огромное значение. На всей территории России проходят различные мероприятия, призванные привлечь внимание людей к проблеме чистой воды, необходи...
Урок чистой воды
Ø Донести до сознания всей молодежи понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить учащихся к самостоятельному размыш...
Всероссийский Урок чистой воды
В рамках Второго Международного форума «Чистая вода —2010» было объявлено о проведении Урока чистой воды. Он прошёл и в нашей школе в 2010 году.Цель проведения Урока — воспитание экологического мирово...
Проект по географии 6-7 класс "Чистые берега, чистая вода"
Проект "Чистые берега, чистая водв" 14.11.2013.МБОУ "Астрахановская ООШ"Главная цель нашего проекта -Привлечение учащихся школы и членов их семей бережному отношению к природе....