Формирование компетентности школьников в процессе изучения ОБЖ
опыты и эксперименты по обж на тему
Выступление на РМО учителей ОБЖ преподавателя-организатора ОБЖ МБОУ СОШ № 5 Ермаковой Л.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
РМО учителей ОБЖ Пушкинского муниципального района
12.11.2014г.
МБОУ СОШ № 5
Выступление преподавателя-организатора ОБЖ МБОУ СОШ № 5
Ермаковой Л.А.
Тема: «Формирование компетентности школьников в процессе изучения ОБЖ.»
Каждый предмет имеет свою специфику и значимость. Но нельзя забывать о важнейших правилах поведения в той или иной чрезвычайной обстановке. Забыл формулу по физике, химии, математике — жизнь не остановится! А вот в сложной обстановке в ЧС теряться и паниковать нельзя! Еще А.В.Суворов говорил, что от "немогузнаек" большие беды и они первыми гибнут в бою"! А у нас и в мирное время природа может (да и человеческий фактор!)такое "выкинуть", что сравнимо с боем за жизнь и спасение. Техногенные катастрофы приобрели на сегодняшний день системный характер. Возьмите, например, ночной клуб "Хромая лошадь" или трагедию теплохода "Булгария". А это очень страшно. Так что статус ОБЖ безусловно нужно повышать, интегрируя его с другими дисциплинами и в целом с системой воспитательной работы учебного заведения.
Бывший министр МЧС Сергей Шойгу на одной из встреч с педагогами сказал жесткие, но точные слова: «Математика и литература, конечно, нужны школьнику, но зачем и кому они пригодятся, если случится трагедия из-за незнания ребенком элементарных правил поведения в чрезвычайных ситуациях.»
«Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.»( Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)
Выбор данной темы мною не случаен, он обусловлен следующим:
Во-первых, в течение многих лет я наблюдала за поведением учащихся, оказавшихся в нестандартных ситуациях (спортивное ориентирование, «Туристическая эстафета», «Школа выживания») видела как взрослеют и мужают ученики, как появляется у них чувство уверенности в себе, желание преодолеть возникшие трудности.
Во-вторых, в эпоху новых социально-экономических условий, жесточайшей конкуренции за жизнь, необходим такой человек, который мог бы суметь реализовать свои потенциальные способности и возможности, который был бы здоров не только физически, но и нравственно, другими словами, был бы конкурентоспособен в нашем мире. Именно такие качества: инициативность, сила воли, ответственность, высокая духовная нравственность, гражданственность помогает формировать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», который я веду.
В-третьих, сами учащиеся подтверждают необходимость заниматься самопознанием, саморазвитием, самовоспитанием по данной теме вопросами, которые они мне задают в процессе обучения и воспитания.
В-четвертых, только здоровый во всех отношениях человек может строить общество, создавать новые интеллектуальные и материальные ценности.
Определение выпускника, владеющего компетенциями то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, -называют компетентностным подходом.
Согласно последней Концепции модернизации образования на период до 2015 года образовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначается:
♦ для формирования компетентности человека в области безопасности жизнедеятельности, становящейся ключевой в наступающей постиндустриальной эпохе,
♦ для формирования нового сознания общества, необходимого для его выживания и развития вXXIвеке.
Образовательная компетентность – следствие личностно – ориентированного обучения, поскольку относится к личности учащегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.
Модель предусматривает формирование компетенции школьника в четырёх направлениях:
· формирование базовой компетенции, к которой относится умение использовать анализ, сопоставление, сравнение, систематизацию, принимать решения, прогнозировать, соотносить результаты действия с выдвигаемой целью;
· формирование личностной компетенции, которая позволяет сформировать у ребенка такие качества, как ответственность, организованность, целеустремленность;
· формирование социальной компетентности- ребенок должен научиться безопасно организовывать свою жизнь, в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, уметь взаимодействовать в социуме, руководствуясь социально значимыми ценностями;
· формирование профессиональной компетенции, позволяющей безопасно трудиться по выбранной профессии.
Компетентность в области основ безопасности жизнедеятельности
- заключается в понимании и способности к предвидению ситуаций, опасных для человека, общества и окружающей среды, и рациональному поведению в случае их возникновения.
- Означает осознание личной ответственности за благополучие окружающего мира и базирующееся на нем собственное благополучие.
- Опирается на систему мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, нравственных норм, научных знаний, практических умений и навыков, закладывающую основы:
здорового образа жизни и физической культуры личности;
рационального поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
При попытках охватить курсом ОБЖ как можно больше знаний, нельзя допускать, чтобы он превратился только в теоретический курс. Считаю, что ни одна существенная тема ОБЖ не может обходиться без практики. Роль практики во многих темах ОБЖ исключительна. Где практика невозможна, я провожу ролевые игры, имитации, добиваюсь цели демонстрацией действий на экране телевизора, компьютера. Активная роль учащегося в овладении курсом представлена максимально, что приводит к повышению знаний. Я стою за практику как приоритет.
Основная цель: обеспечить безопасность человека, исключить причинение вреда его существованию. Необходимо учитывать, что специфика данного предмета предусматривает рассмотрение не столько самих процессов и явлений ,включая механизм формирования и территориальность распространения, сколько их способность нанести вред населению, экономики. Ключевая задача: формирование знаний о способах защиты, умении и навыков самоспасения при возникновении опасностей. Таким образом учить детей ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ.
Традиционной и ведущей формой проведения уроков в старших классах является школьная лекция. Это эффективная форма при изучении нового материала, так как позволяет рассмотреть большой объем событий. .
Любая лекция значительно выигрывает, если слова учителя подтверждаются иллюстративным материалом. Сегодня в качестве иллюстрации я стараюсь использовать слайды и видеофильмы. Использование видеоматериалов не только украшает урок, но делает информацию более доступной, привлекательной, запоминающейся.
Не менее эффективными в работе являются методы и приемы совместной деятельности учителя и учащихся:
· практические работы, в ходе которых учащиеся приобретают определенные навыки и умения, основанные на теоретических знаниях. В дальнейшем они помогут учащимся преодолеть стресс при возникновении опасности в реальных условиях;
· письменные творческие работы (доклады, рефераты, сочинения);
· краеведческая и поисковая деятельность;
· проблемно-нравственные ситуации;
· самостоятельная работа. Целью таких работ является именно самостоятельное получение теоретических знаний при пользовании различными источниками информации;(НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС)
Вывод: Методы обучения ОБЖ обуславливаются содержанием предмета и обеспечивают его усвоение учащимися. Ошибка в выборе метода обучения приводит к снижению эффективности учебного процесса. Я считаю, что соответствие метода изучаемого материала — важнейшее условие качества образования.
Главным в курсе ОБЖ я считаю научить детей тому, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попасть в них, как выжить в условиях города и природы.
Есть знания, которые нужны каждому человеку, независимо от получаемой профессии.(Д.А.Медведев)
На своих уроках я практикую решение ситуационных задач на разных этапах.
Теория без практики — мертва и бесплодна, практика без теории — слепа и бесполезна. Это – истина, не требующая доказательств, ибо ее проверила сама жизнь.
При планировании патриотического аспекта в курсе предмета ОБЖ я пришла к выводу, что урок является главным элементом исторического образования, однако и у него есть некоторые недостатки: во-первых — временные рамки; во-вторых, ограниченность содержания урока, обусловленная требованиями Эти недостатки урока компенсирует внеурочная деятельность по предмету. Внеурочная деятельность является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции и строится с учетом интересов учащихся, возможностей учителя и учебного заведения. Эта деятельность разнообразна по форме и содержанию и тем привлекательна для учащихся. Это участие в слетах-соревнованиях «Школа безопасности» , проведение «Фестиваля допризывной молодежи», работа с допризывной молодежью, военкоматом (сбор характеризующего материала для постановки на воинский учет; контроль за прохождением медицинского освидетельствования; индивидуальные беседы с учащимися, желающими поступать в военные учебные заведения), планирование и проведение «Дня защиты детей», недели безопасности.
За многие годы своей деятельности я пришла к выводу, что ведение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» способствует не только получению определенной суммы теоретических знаний и практических навыков, но в большей степени помогает личности расширить ее потенциальные возможности и способности, помогает разумно применять свои умения в экстремальных ситуациях.
Программа курса «Основ безопасности жизнедеятельности» позволяет формировать самосознание человека в позитивном направлении, способствует развитию высоконравственных качеств личности.
Поэтому, продолжая эту работу, я ставлю следующие задачи:
1. Добиться более высоких показателей по таким нравственным качествам, как: трудолюбие, целеустремленность, инициатива;
2. В сотрудничестве с педагогическим коллективом, узкими специалистами школы, родителями учащихся продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся, искоренению вредных привычек среди школьников (курение, алкоголизм, употребление психически активных веществ), пропаганде здорового образа жизни;
3. Совершенствовать просветительскую работу среди родителей, учащихся школы по формированию гражданских, военно-патриотических качеств учащихся, как будущих защитников Отечества;
4. Повышать свой профессиональный и методический уровень, активно участвовать в работе районного методического объединения преподавателей -организаторов ОБЖ, и во всех делах своей школы
Однако формирование нравственных начал процесс очень сложный и долгий и должен идти постоянно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование компетентности школьников в процессе изучения ОБЖ
Компетентность в области ОБЖ соответствует базовым целям развития страны в XXI веке, способствуя обеспечению индивидуальной, национальной и глобальной безопасности при переходе цивилизации к постиндус...
Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.
Описание опыта работы по формированию экологической компетентности учащихся в поцессе изучения естественно научных дисциплин....
Формирование экологической культуры школьников в процессе изучения биологии
Экологическая культура...
доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной самостоятельности школьников в процессе изучения иноязычной лексики»
На сегодняшний день, когда общество переходит на новый этап развития, появляется необходимость в личности, способной ориентироваться в многообразии информации, оперативно перерабатывать ее, исходя из ...
«Формирование компетентности школьников в процессе изучения ОБЖ.»
Главным в курсе ОБЖ я считаю научить детей тому, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попасть в них, как выжить в условиях г...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориента...
Специфика формирования читательских умений младших школьников в процессе изучения английского языка.
Понятие "читательские умения". Классификация читательских умений младших школьников....